Маневрово-вывозной тепловоз ТЭМ9
Маневровый локомотив ТЭМ9 — российский тепловоз, выпускаемый Людиновским тепловозостроительным заводом с 2009-го.
Оглавление
Применяется для особой категории работ на промышленных предприятиях, в портах, на станциях и в иных местах, где требуется маневрирование составов и вагонов. Ниже приведем технические характеристики машины, ее особенности и сферу применения. Отдельно разберемся с доступными модификациями и их особенностями.
Для чего нужны маневровые тепловозы
Маневровые тепловозы — специальные ж/д локомотивы, предназначенные для выполнения маневров на железнодорожных станциях, в тупиках и иных местах, где требуется перемещение вагонов для формирования поездов или их разделения.
Основные функции:
- Маневрирование вагонов на небольшие расстояния, чтобы собрать, разделить или перегруппировать поезда.
- Сборка из вагонов, которые были доставлены разными поездами или отдельными локомотивами.
- Разделение на составляющие части на станциях.
- Передвижение по станции вперед и назад без необходимости поворота, что делает технику удобной для маневрирования в ограниченных пространствах.
- Обеспечение порядка, эффективное управление потоком грузов и обеспечениеправил на железнодорожной станции.
Работа на тупиках, где поезда должны быть правильно распределены перед отправлением.
ВажноЖелезнодорожные маневровые тепловозы обычно бывают компактными, имеют высокую тяговую мощность на низких скоростях и оборудованы различными системами для обеспечения точного маневрирования. Их конструкция и характеристики делают машины идеальными для выполнения мелких маневровых операций на ж/д станциях.
О производителе
ЛТЗ — российское машиностроительное предприятие, крупнейший завод по производству маневровых тепловозов. Базируется в городе Людиново Калужской области. Основан в 1745-м и является одним из старейших промышленных предприятий РФ.
Создан в 1745-м как Людиновский казенный железоделательный завод. В 1870-м перепрофилирован на изготовление паровозов. В 1958-м на ЛТЗ начато изготовление тепловозов. За время работы завод выпустил более 18 000 локомотивов, в том числе около 200 ТЭМ9. В настоящее время это ведущий российский производитель маневровых тепловозов. Завод делает модели ТЭМ9, ТЭМ7А, ТЭМ18, а также магистральные версии — ТЭМ20, ТЭМ23 и ТЭМ24.
Сегодня ЛТЗ является дочерним предприятием холдинга «Синара-Транспортные Машины». Он обеспечивает потребности российских промышленных компаний и ж/д в маневровых тепловозах. Экспортирует машины в страны СНГ, а также в Германию, Польшу, Монголию, КНР и другие страны.
Тепловоз ТЭМ9, описание
Манеровые тепловозы ТЭМ9 имеют сварную раму из стальных профилей, которая состоит из двух продольных, шкворневых и концевых балок. Элементы рамной части соединены между собой сваркой.Рама тепловоза ТЭМ9 обеспечивает высокую прочность и жесткость конструкции. Она принимает нагрузки, действующие на тепловоз во время движения.
Корпус выполнен из листовой стали. Состоит из крыши, стен и днища. Защищает оборудование тепловоза от внешних воздействий, таких как дождь, снег и пыль.
Кабина машиниста расположена в центре тепловоза. Имеет панорамное остекление, которое обеспечивает хорошую обзорность и безопасность. Внутри расположены органы управления, приборы контроля и сигнализации. Изготовлена с учетом современных требований эргономики.
Для управления маневровыми работами локомотива предусмотрен пульт, расположенный в центре кабины машиниста. Состоит из следующих основных элементов — рычаг реверса, подачи песка, управления тормозами и тяговым усилием. Здесь же предусмотрены приборы контроля и сигнализации.
Рычаги имеют следующее назначение:
- реверса — изменение направления движения тепловоза;
- подачи песка — обработка рельс и улучшение сцепления;
- управление тормозами — для остановки;
- управлениетяговым усилием — для изменения скорости и тяги.
В кабине машиниста расположены следующие приборы контроля и сигнализации: спидометр, тахометр, манометры и сигнальные лампы. Кресло операторарасположено в центре кабины. Регулируется по высоте и наклону.Кабина машиниста оборудована системой отопления и вентиляции. Первая обеспечивает комфортную температурув кабине в холодную пору, а вторая — приток свежего воздуха.Разработчики улучшили тепло- и шумоизоляцию, оптимизировали кресло и пульт управления, предусмотрели холодильник для продуктов и кондиционер.
Кабина имеет ряд особенностей, которые обеспечивают комфорт и безопасность работы:
- панорамное остекление для лучшей обзорности машиниста;
- пульт управления в центре кабины машиниста, что обеспечивает удобство управления;
- приборы контроля и сигнализации, расположенные в зоне видимости;
- удобное сидение машиниста — регулируется по высоте и наклону, что обеспечивает комфортную работу;
- система отопления и вентиляции, обеспечивающая оптимальную температуру и приток воздуха.
Тормозная система включает в себя пневматический и рекуперативный тормоза. Первый обеспечивает снижение скорости маневрового тепловоза за счет давления воздуха в тормозных цилиндрах. Он состоит из следующих основных узлов: воздухораспределитель, тормозные цилиндры и колодки.
Воздухораспределитель управляет давлением воздуха в цилиндрах. Последние преобразуют давление воздуха в механическую силу, которая передается на колодки. Те, в свою очередь, прижимаются к рельсам, что приводит к торможению тепловоза.
Рекуперативный тормоз обеспечивает снижение скорости за счет преобразования энергии движения в электрическую энергию. Последняя используется для питания дизель-генератора. Рекуперативный тормоз состоит из преобразователя и тяговых электродвигателей.
Преобразователь преобразует механическую энергию в электрическую. Тяговые моторы, работающие в режиме генератора, преобразуют имеющуюся энергию в механическую и тормозят машину.
Электрическая передача ТЭМ9 переменно-постоянного тока обеспечивает индивидуальное привод колесных пар. В состав входит дизель-генератор, преобразователь переменного тока в постоянный, тяговые электродвигатели.
Сам тепловоз имеет ряд отличительных черт, которые выделяют его среди других маневровых тепловозов.
- малый радиус поворота (12 метров), что позволяет маневрировать в ограниченном пространстве;
- система рекуперативного торможения для уменьшения расхода горючего и повышения эффективности работы;
- надежность и долговечность, подтвержденная многолетней эксплуатацией;
- простота в управлении и возможность быстрого обучения даже при отсутствии опыта;
- надежная конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя в эксплуатации, длительный срок службы и отсутствие частых ремонтов;
- высокий КПД, что позволяет снизить расход топлива и повысить эффективность работы;
- система автоматического управления тормозами, которая повышает безопасность работы;
- 4-осная конструкция, благодаря которой удалось значительно уменьшить массу машины.
При сборке тепловоза использовался принцип модульной сборки, что упрощает эксплуатацию и ТО машины.
Технические характеристики
Рассматривая модель локомотива имеет следующие характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Полная масса, т | 90 |
Нагрузка на рельсы, тс | 22,5 |
Габариты (ДхШхВ), м | 16.076х3.13х4.3 |
Мощность двигателя, л.с. | 1200 |
Тяговое усилие, кН | 217 |
Скорость, км/ч | 100 |
Запас горючего, т | от 4.6 до 6.8 |
Объем воды / масла | 850 л / 970 кг |
Минимальный радиус кривых, м | 50 |
Диаметр колеса по периметру, м | 1,05 |
Силовая установка локомотива
Надежность и высокую скорость маневрового локомотива обеспечивает оптимизированный дизель-генератора ДГ-882 Л. В нем предусмотрена микропроцессорная контроль-система, функции диагностики и управления. Также смонтирована и эффективно работает система АЛСН.
Дизель-генерато рпредставляет собой 4-тактный рядный шестицилиндровый дизель с турбонаддувом. Развивает мощность 1200 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин.
Особенности силовой установки:
- высокая мощность и топливная экономичность;
- электрическая передача переменного и постоянного тока, обеспечивающая высокий КПД и плавный ход;
- высокая маневренность.
Агрегат ТЭМ9 соответствует современным требованиям надежности и эффективности.
Модификации
Сегодня выделяется две основные модификации тепловоза:
ТЭМ9КИ. Здесь установлен новый дизель-генератор производства ОАО «Коломенский завод». Имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим дизель-генератором — более высокую мощность, КПД и увеличенный ресурс. Установлен новый преобразователь переменного тока. Позволил снизить расход топлива и повысить эффективность работы.
ТЭМ9H. Установлен новый дизель-генератор, работающий по циклу Миллера. Имеет лучший КПД и пониженные вредные выбросы в окружающую среду. Стоит новый преобразователь переменного тока. Увеличенная мощность системы рекуперативного торможения позволяет более эффективно использовать энергию торможения для питания дизель-генератора и снижения потребления горючего.
Обе модификации тепловоза ТЭМ9 (ТЭМ9КИ и ТЭМ9H) являются более совершенными, чем базовая модель. Они имеют ряд преимуществ, в том числе более высокую мощность и топливную экономичность, увеличенный ресурс основных узлов и агрегатов, пониженные вредные выбросы в окружающую среду
Итог
Маневровый тепловоз ТЭМ9 — современная техника с электрической передачей переменно-постоянного тока. Имеет ряд преимуществ, которые делают локомотивпопулярным среди машинистов и владельцев подвижного состава. К ним можно отнести высокую маневренность, простоту в управлении, надежность и экономичность.
Прочитал, интересно, думаю для перевозок может подходить, относительно старая модель - и неплохие характеристики. Спасибо автору за такой прекрасный разбор!
Мой дедушка работал машинистом тепловоза
Отличная модель маневрово-вывозного тепловоза! Она более усовершенствованная и востребована на рынке грузовых перевозок. Благодаря этому тепловоз маневренней, легче в управлении - что не маловажно на трассах, во избежание аварийных ситуаций, ДТП и прочих конфликтов среди водителей на дорогах.
Приведенная схема автотормозов локомотива тэм9 не соответствует действительности. На тепловозе обе тележки работают через реле повторитель. Кроме того он оборудован дополнительным вспомогательным резервуаром. Рукоперативное торможение? Да вы что смеётесь, его нет и не было никогда. .......
Кошмар какая ересь написана. Надергано просто каких-то фактов, не соответствующих действительности от слова совсем. Дизель коломенский сроду не стоял на ТЭМ9, колодки тормозят об рельс, рекуперативное торможение откуда-то взялось, тормозная схема вообще с другого тепловоза, который даже колесной формулой не похож на ТЭМ9; А ТЭМ9h - вообще другой тепловоз, по схеме, компоновке, типу привода, да даже просто внешне невооруженным глазом видно, что он совсем другой. Общее с ТЭМ9 - только колесная формула и похожее название.
Честно говоря, я впечатлён тем, как описан маневровый тепловоз ТЭМ9. Этот тепловоз, судя по всему, обладает отличной маневренностью и мощностью, что делает его идеальным выбором для работы на станциях и в портах. Система рекуперативного торможения — это то, что действительно привлекает внимание. Это не только снижает расход топлива, но и повышает общую эффективность работы. Это напоминает мне о современных гибридных автомобилях, которые также используют подобные технологии для повышения экономичности. Кабина машиниста с панорамным остеклением и улучшенной эргономикой — это большой плюс для комфорта и безопасности на рабочем месте. Я также заметил, что конструкция рамы и корпуса тепловоза обеспечивает ему высокую прочность и долговечность. Это явно будет полезно в условиях интенсивной эксплуатации. Интересно, что завод, производящий эти тепловозы, имеет такую долгую и богатую историю. Это внушает доверие к качеству продукции. Сравнивая с другими моделями, например, с ТЭМ7А, видно, что ТЭМ9 имеет более продвинутые технические характеристики. Особенно радует наличие модификаций, которые позволяют улучшать показатели мощности и экономичности. В целом, кажется, что ТЭМ9 — это удачная комбинация технологии и практичности. Надеюсь, он продолжит радовать своих пользователей долгие годы.
Мне кажется, что маневровые тепловозы, подобные ТЭМ9, могут стать отличным решением для многих промышленных предприятий. Их высокая мощность и экономичность — это то, что нужно для эффективной работы. Особенно радует, что завод учитывает современные экологические стандарты, снижая вредные выбросы. Важно, чтобы техника не только была мощной, но и экологически безопасной.
ТЭМ9 действительно впечатляет своей технологичностью. Особенно интересен дизель-генератор с микропроцессорной системой контроля. По сути, это как современное сердце локомотива, которое обеспечивает ему надежность и эффективность. Удивительно, насколько современные технологии внедряются в такую, казалось бы, консервативную сферу, как ж/д транспорт.