Масляный насос автомобильного двигателя: виды, устройство и принцип работы
Масляный насос является незаменимой деталью топливной системы транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Главная его задача – создание давления в системе для смазки движущихся элементов ДВС.
Оглавление
Говоря иными словами, маслонасос способствует перемещению масла из картера в масляный бак, который находится непосредственно в силовой установке. О том, что представляет себя этот элемент конструкции, каково его назначение, мы сегодня и поговорим.
Назначение, принцип действия
Масляный насос двигателя начинает свою работу от коленвала либо от распределительного вала посредством вала приводного. Устройство данной детали позволяет ей гарантировать циркуляцию смазки и ее нагнетание под большим давлением. В ряде случаев насос привлекается также для откачки масла.
ВажноПринцип действия этого механизма зависит от его разновидности, но в общем он сводится к всасыванию масла с поддона картера и нагнетанию его в магистральные системы.
Все маслонасосы, устанавливаемые на транспортные средства, делятся на две группы – регулируемые и нерегулируемые. Ранее на большинство авто монтировали нерегулируемые насосы. Их особенность состоит в том, что от чрезмерного давления систему защищает так называемый редукционный клапан, установленный специально для сбрасывания излишков масла.
Регулируемые насосы, которые стали повсеместно применять в последние несколько лет, отличаются возможностью принудительной смены производительности масляной помпы, что способствует снижению механических потерь, а значит, и уровня расхода топлива, а также объема вредных выбросов в атмосферу.
Отвечая на вопрос о том, где находится масляный насос, отметим: располагается он в задней части мотора и крепится на своем месте болтами. В системах с мокрым картером, где для смазочного материала отводится специальный поддон, деталь размещена между маслоприемником и фильтром спереди.
Разновидности маслонасосов
С точки зрения внутреннего устройства конструктивные элементы, ставшие темой нашего разговора, делятся на три вида:
- шестеренчатые;
- роторные;
- пластинчатые.
Поговорим о каждом из них детальнее.
Шестеренчатый насос
Привод такого масляного насоса осуществляется от коленчатого вала. Иными словами, степень давления находится в непосредственной зависимости от оборотов двигателя. Для поддержания требуемого постоянного уровня масла детали работают в паре с клапаном.
С конструкционной точки зрения в состав таких насосов входят 2 шестерни (ведущая и ведомая), герметичный корпус с каналами, редукционный клапан и сальники. Этот вид маслонасосов делится на два подвида – с внешним зацеплением (шестерни размещены рядом и отличаются наличием внешних зубьев), а также с внутренним зацеплением (у ведущей шестерни предусмотрены внешние зубья, а размещена она внутрь ведомой шестерни с повернутыми внутрь зубьями). Преимущество - компактные размеры.
Принцип работы шестеренчатых маслонасосов сводится к следующему: масло затекает внутрь каналом, там оно сжимается (за это отвечают шестерни) и выплескивается в нагнетательный канал под большим давлением.
Роторный
Комплектующие роторного типа схожи с шестеренчатыми внутреннего зацепления, но масло в них сжимается благодаря статору и подвижному ротору, который расположен внутри. Детали бывают как регулируемыми, так и нерегулируемыми. В первых кроме статора есть еще и регулировочная пружина, позволяющая изменять объем полости путем поворота статора.
Это обеспечивает постоянное давление, не зависимо от особенностей работы силовой установки. Нерегулируемые насосы приводятся в действие коленвалом, уровень давления в них пропорционален оборотам. Если давление повышается до критических значений, сбросить его можно редукционным клапаном.
Пластинчатый маслонасос
Пластинчатые масляные насосы называют также деталями шиберного типа, их ключевая особенность состоит в способности регулировки производительности в зависимости от количества оборотов силовой установки. В состав механизма входит корпус с размещенными внутри статором и ротором, чьи оси совмещены таким образом, что снизу образовывается серпообразный зазор.
Также в роторе присутствуют помещенные в пазы пластины (отсюда и название), которые выдвигаются под воздействием центробежной силы и образуют камеры сжатия смазочного материала. Ротор вращается, что ведет к постоянному изменению объема камер. Если он увеличивается, масло всасывается, если уменьшается – оно нагнетается.
Особенности эксплуатации и неисправности
Необходимость замены масляного насоса – неисправность весьма распространенная, с ней автовладельцы сталкиваются с завидной регулярностью. Однако ресурс детали внушителен, он составляет пару сотен км пробега. Ключевыми требованиями к эксплуатации данной детали для того, чтобы она выполняла свои функции на протяжении продолжительного промежутка времени, является следующее:
- регулярная чистка фильтров;
- использование масла высокого качества;
- доливка и замена смазочных материалов, когда в этом возникает необходимость.
Стать причиной поломки способен неправильный запуск мотора, особенно в сильный мороз, и смешивание масла с «незамерзайкой». Часто распространенные неисправности детали, ставшей темой нашего разговора:
- Увеличение щелей между конструктивными элементами насоса и его корпусом.
- Появление ржавчины на поверхности.
- Истирание зубьев и роторов.
- Выход из строя клапана (его может заклинить).
- Проблемы в работе привода.
Если маслонасос функционирует с перебоями, это ведет к нарушению подачи смазочного материала в ключевые узлы силовой установки, что чревато их преждевременным износом и другими серьезными последствиями.
Ремонт и замена масляного насоса
Практика показывает, что если маслонасос неисправен, скорее всего, придется его менять. Первым признаком того, что нужно купить масляный насос, является увеличенный расход масла и значительное отклонение давления от нормы. Необходимо немедленно отправиться на СТО за помощью квалифицированных специалистов.
Самостоятельно устранить поломку можно лишь в том случае, если точно знать, что именно привело к ее возникновению. Однако обычно механизм меняют полностью – цена масляного насоса вполне доступна.
Количество же предложений на рынке позволяет подобрать деталь, которая точно подойдет конкретному транспортному средству. Важно помнить, что после демонтажа старого оборудования и установки нового необходимо убедится в герметичности соединений, а также заменить моторное масло и фильтры.
Итог
Маслонасос – важнейший элемент двигателя, и его состоянию необходимо уделять максимум внимания. Своевременная профилактика, регулярная доливка масла, а также использование смазочных материалов надлежащего качества – вот гарантия продолжительности ресурса детали и надежной работы силового агрегата.
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
- Проходческий комбайн КСП-32
- Городские перевозки на синих колёсах Ивеко
- Dongfeng DF 404, фермерский трактор
- Ford Transit: новые изменения
Вообще любая деталь в автомобиле важная и за каждой нужен своевременный уход, но если двигатель забарахлил , это , конечно, совсем беда. Был горький опыт, теперь отношусь более ответственно к таким вещам.
Раньше я не обращала внимание на такие детали автомобиля как маслонасос. Когда впервые обратилась к мастеру он дал мне советы про своевременную профилактику
Довольно информативная статья, которая еще раз убеждает, что необходимо следить за автомобилем. Насос требует постоянного ухода. Необходима для автомобиля профилактика.
Статья очень полезная, особенно для тех, кто только начинает разбираться в устройстве автомобилей. Масляные насосы, действительно, играют ключевую роль в обеспечении долговечности двигателя, так как они отвечают за циркуляцию масла, что критично для смазки и охлаждения внутренних компонентов. Я бы сравнил это с кровеносной системой в организме, где масло выступает в роли крови, обеспечивая все органы необходимыми элементами. Интересно, что автор уделяет внимание разным типам насосов: шестеренчатым, роторным и пластинчатым. Это напоминает выбор между разными типами систем охлаждения для компьютеров, где можно выбрать водяное охлаждение или воздушное, в зависимости от потребностей и бюджета. Также статья подчеркивает важность использования качественного масла и регулярной замены фильтров, что напоминает о необходимости менять масло в двигателе на ту же тему, чтобы избежать износа и ржавчины. Была бы полезна информация о том, как определить, что насос вот-вот выйдет из строя, ведь, как известно, профилактика всегда лучше ремонта. В общем, статья оставляет положительное впечатление и мотивирует следить за состоянием своего авто с должным вниманием.
Я всегда знал, что масляный насос — это важная деталь, но не думал, что существует столько разновидностей. Особенно интересно было узнать о регулируемых насосах, которые помогают экономить топливо. Это как в случае с гибридными автомобилями, где технологии помогают снижать расходы.
Хорошая статья! Понравилось, что упомянули о важности регулярной чистки фильтров и качественного масла. Это как регулярная замена батареек в пульте управления: просто и эффективно, но многие забывают об этом. Важно не упускать такие детали, чтобы избежать проблем.