Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле

Гидроусилитель руля (ГУР) в грузовой машине— комплекс узлов, работающих на гидравлическом принципе, предназначенных для более простого управления и большей безопасности движения.

Система состоит из бачка, насоса, распределительного узла, гидроцилиндра и трубок связи. Ниже рассмотрим, как работает ГУР, из каких элементов он состоит, и для чего нужен. Отдельно разберемся с правилами ухода, а также плюсами и минусами системы.

Что такое гидроусилитель руля и для чего он нужен

Гидроусилитель руля

ГУР — составная часть рулевой системы, обеспечивающая снижение усилия при вращении рулевого колеса. Результат обеспечивается, благодаря созданию давления масла.

Важно

Наличие гидроусилителя особенно важно для грузовых автомобилей и спецтехники, где вращение руля требует больших физических усилий. 

Назначение ГУР:

  • Снижение усилия при вращении рулевого колеса с сохранением обратной связи.
  • Повышение комфорта при управлении грузовиком.
  • Упрощение совершения маневров, что особенно важно при парковке и движении по городу.
  • Уменьшении удара на рулевое колесо при движении по плохим дорогам.
  • Сохранение управляемости при наезде на серьезное препятствие.
  • Снижение количества поворотов руля для достижения нужного угла колеса и т. д.

Первоначально ГУР устанавливалась только на грузовиках и специальной технике, но сегодня система активно монтируется на легковых авто разных производителей.

Требования к гидроусилителю (ГУР)

Гидроусилитель руля

При создании и установке гидроусилителя руля производитель должен ориентироваться на ряд требований. К основным стоит отнести:

  • Надежность системы.
  • Низкий уровень шума.
  • Пропорциональность рулевого усилия и сопротивления повороту.
  • Легкость ремонта гидроусилителя руля.
  • Минимальные габариты.
  • Безопасность для экологии.
  • Плавность движения.
  • Легкость поворота руля.
  • Минимальный момент на колеса и автоматическое возвращение в первоначальную позицию.
  • Сохранение возможности управлять автомобилем даже при поломке ГУР.
  • Соответствие углов поворота между рулем и колесами.

Главным критерием при изготовлении является безопасность, легкость вращения и комфорт для водителя грузовика.

Как устроен гидроусилителя руля

Гидроусилитель руля

Одной из особенностей ГУР является простая конструкция.

Наибольшее распространение получил реечный механизм, в состав которого входит бак для жидкости, масляный насос, распределитель, гидравлический цилиндр и трубки для соединения составляющих системы. Поговорим о каждом узле отдельно.

Бачок

Ключевой элемент системы, куда заливается рабочая жидкость—бачок гидроусилителя руля.
Состоит из следующих комплектующих:

  • Фильтр. Представляет собой мелкую сетку, не пропускающую в систему крупные фракции.
  • Щуп для контроля масла. Часто не предусматривается при возможности визуальной проверки уровня.
  • Корпус. Как правило, изготовлен с применением качественного и прозрачного пластика.

Рабочая жидкость в бачке используется для смазки и передачи усилия от насоса к гидравлическому цилиндру.На щупе или самой емкости наносятся специальные отметки с минимальным и максимальным уровнем. При этом прописывается Min или Max.

Насос

Очередной узел—насос гидроусилителя руля, применяемый для поддержания требуемого давления и движения рабочей жидкости по системе. Насос фиксируется в блоке цилиндров силового агрегата и приводится в действие шкивом коленчатого вала с помощью ремня привода.

По конструкции насос ГУР может быть разных типов, но наиболее востребованный — лопастной. Он отличается высоким КПД и стойкостью. Изготавливается в кожухе из металла и отличается роторно-лопастным исполнением. В процессе движения лопасти направляют масло к распределителю и создают необходимое давление. Дальше рабочая жидкость отправляется в гидроцилиндр.

Гидроусилитель руля

Движение насоса обеспечивает шкив коленвала, поэтому производительность / давление находятся в прямой зависимости от числа оборотов мотора. Поддержка оптимального давления в гидроусилителе обеспечивается с помощью специального клапана, а сам параметр может достигать 150 бар.

Насосы делятся на две группы — с возможностью регулировки или без нее. Первые поддерживают оптимальное давление, благодаря корректировки производительности, а вторые задают определенный параметр с помощью клапана.

Распределитель ГУР

Задача узла в направлении жидкости для гидроусилителя руляк полости гидравлического цилиндра, а потом в бак. В состав устройства входит:

  1. Торсион — подпружиненный стержень, изготовленный из металла. Вкручивается, благодаря моменту вращения.
  2. Золотник и вал — два элемента, имеющие вид цилиндра, через который течет масла. Первый связывается с шестеренкой вала, а второй — с рулевым колесом. Торсион с одной стороны фиксируется на валу, а с другой к золотнику.

Гидроцилиндр и шланги

Гидравлический цилиндр встраивается в рейку и представляет собой поршневой механизм. С его помощью осуществляется перемещение рейки под действием давления. В задачу шлангов в гидроусилителе руля входит обеспечение движения жидкости между основными элементами системы.

Как работает гидроусилителя руля

Гидроусилитель руля

Устройство ГУР — полностью герметичный механизм, внутри которого движется рабочая жидкость. Функции поршня принимает на себя рейка рулевой системы. При этом поршень разделяет цилиндр на две части, которые объединяются трубопроводами с распределителем.Сам принцип работы можно рассмотреть на следующих примерах.

Машина стоит, колеса стоят прямо:

  • ГУР отключен.
  • Масло проходит по системе.

Авто движется прямо:

  • Золотник объединяет подходящие каналы.
  • Масло идет в обратный канал, а дальше — к насосу.
  • Часть рабочей жидкости направляется в обе камеры цилиндров, что гарантирует оптимальное давление.

Руль направо:

  • Торсион крутится.
  • Золотник смещается по отношению к правому валу.
  • Происходит объединение подающего и ведущего каналов.
  • Левая камера объединяется с обратной системой.
  • Масло в камере слева давит на поршень и повышает усилие.
  • Слева во избежание сопротивления жидкость проходит распределитель и идет в насос.
  • Торсион раскручивается и золотник возвращается в первоначальную позицию.
  • Давление нормализуется, но с учетом позиции рейки и поршня.

При повороте в левую сторону происходит такой же процесс, но масло направляется в противоположном направлении.

Удерживание в крайнем положении — наиболее сложный режим ГУР, ведь распределитель не возвращается в первоначальную позицию, а масло движется во внутренней части насоса. Результатом является повышенный уровень шума в процессе работы. 

Уход и техобслуживание ГУР

Гидроусилитель руля

Для продления срока службы гидроусилителя следуйте таким рекомендациям:

  • Периодически осматривайте целостность и натяжение ремня. Если вы чувствуете биение рулевого колеса в процессе движения, это свидетельствует об ослаблении элемента и необходимости протяжки.
  • Контролируйте уровень масла в бачке и добавляйте жидкость при снижении уровня ниже отметки Min.
  • Уточните, какое масло в гидроусилителе руля, и следуйте инструкциям завода-изготовителя.
  • Меняйте рабочую жидкость раз два-три года при условии, если в год проезжаете не больше 10-20 тысяч километров.
  • Контролируйте состояние масла и при появлении запаха горелого замените его.
  • Регулярно осматривайте состояние элементов ГУР. Это необходимо для выявления следов течи и их устранения. Если упустить момент утечки, снижение уровня рабочей жидкости может привести к быстрому износу элементов и их выходу из строя.
  • Осматривайте пыльники и сальники на факт повреждений. В их функции входит защита системы от загрязнений. Если указанные элементы повреждены, в систему может попасть грязь, а это может привести к выходу из строя внутренних элементов.
  • Осматривайте шланг, штуцеры и места контактов. Запрещено перекручивание трубок и их провисание, а также расслоение оплетки, окисление и прочие следы неисправностей.

Периодически меняйте масло и прокачивайте ГУР грузовика от воздуха. Общий алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Ослабьте натяжной болт.
  • Демонтируйте шкивной ремень.
  • Снимите патрубок с насоса.
  • Дождитесь полного вытекания старой жидкости.
  • Заполните бачок новым маслом.
  • Вращайте шкив до выхода чистого масла.
  • Наденьте трубку и протяните ее.
  • Заведите машину.
  • Вращайте руль в левую и правую сторону до устранения рывков.
  • Проверьте уровень в бачке, а при необходимости долейте его.

Достоинства и недостатки гидроусилителя руля

Широкая сфера применения ГУР на грузовиках свидетельствует о достоинствах и надежности такой системы. К основным преимуществам стоит отнести:

  • Доступная стоимость исполнения. Несмотря на большие размеры, система состоит из недорогих элементов, что снижает итоговую цену автомобиля. Сегодня ГУР ставится на грузовики многих моделей, в том числе иностранного производства. Он устанавливается на машинах производства DAF, MAN, Scania, Газ, Зил, Камаз, Урал и других.
  • Комфорт для водителя. В процессе эксплуатации грузовых автомобилей часто приходится преодолевать большие расстояния. Гидроусилитель руля снимает нагрузку и обеспечивает более легкое вращение. Это особенно важно при частых маневрах в условиях города.
  • Надежность. Конструкция гидроусилителя испытана годами эксплуатации и, по мнению специалистов, способна отработать без серьезного ремонта не меньше 200 000 км. Главное — соблюдать требования производителя в плане регулярного обслуживания.
  • Большая мощность. В сравнении с электрически усилителем у ГУР выше мощность, что особенно актуально для грузовых автомобилей.
  • Устранение биений. При движении по плохим дорогам гидроусилитель «проглатывает» удары, направленные к рулевому колесу. Даже при попадании в глубокую яму водитель грузовика практически не чувствует воздействия на руль и удерживает нормальное управление.

Гидроусилитель руляНо преимущества — не единственная сторона гидроусилителя руля, у которого имеются и недостатки. К минусам стоит отнести:

  • Возможный перегрев масла при удерживании руля в крайнем положении больше пяти секунд.
  • Постоянная работа насоса, что приводит к отбору части мощности силового агрегата. При движении прямо эта энергия никак не применяется.
  • Высокие требования к обслуживанию — хотя бы раз в два года: замена масла, контроль уровня, проверка привода / трубок, а также состояния насоса.
  • Невозможность настройки режимов работы узла с учетом условий эксплуатации.
  • Ухудшение управляемости при движении на больших скоростях. Водители грузовиков отмечают, что обратная связь ухудшается, и машиной труднее управлять. Для устранения такой проблемы разработчики меняют конструкцию и передаточное отношение.

К недостаткам также стоит отнести увеличение расхода топлива, риск повреждения при неправильной эксплуатации и меньшую эффективность, чем у ЭУР.

Заключение

Важность ГУР в грузовых автомобилях трудно переоценить, ведь ее наличие упрощает жизнь автовладельцам, делает вождение более комфортным и безопасным. Несмотря на ряд недостатков, гидроусилитель до сих пор устанавливается на многих грузовиках и специальной технике, что обусловлено его надежностью и более доступной ценой.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 1208
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 26-01-2022 / Обновлено: 26-01-2022
Поиск запроса "гидроусилитель руля в грузовом автомобиле" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Игорь Балашиха 11.02.2022

Знаю людей, для которых наличие гидроусилителя руля - важный фактор не только для грузовика, но и для легкового автомобиля. Понять можно: плавность, меньше усилий. Конечно, и недостатки есть, но достоинства, на мой взгляд, их перевешивают.

0
0
Ответить
Сергей Волжский 11.02.2022

Определённо удачное и нужное изобретение. Без гидроусилителя езда на длинные расстояния была бы мукой, а если гружёный, то вдвойне. Без него один плюс - вряд ли уснёшь за рулём.

0
0
Ответить
Дмитрий Москва 08.08.2023

Да, гидроусилитель руля - очень полезное устройство в автомобиле. Он облегчает физическое усилие, которое необходимо при повороте рулевого колеса, особенно при маневрах на низких скоростях или при парковке. Как раньше люди без этой штуки обходились?

0
0
Ответить
Альвиан 06.12.2024

Я считаю, что гидроусилитель руля (ГУР) в грузовых автомобилях — это невероятно важное устройство, особенно учитывая его роль в снижении физической нагрузки на водителя. Когда я впервые столкнулся с этой технологией, мне вспомнились системы в легковых автомобилях, которые в своё время совершили настоящую революцию в комфорте вождения. Но для грузовиков это ещё более значимо, ведь они куда массивнее и управлять ими без ГУР гораздо сложнее. В статье хорошо отмечено, что ГУР помогает избежать перегрузки рулевой системы, особенно при маневрировании на низких скоростях и парковке. Аналогично, можно провести параллель с электрическими усилителями руля (ЭУР), которые становятся популярными из-за их экономичности и меньшей требовательности к обслуживанию. Однако ГУР выигрывает по мощности, что критично для тяжёлых условий эксплуатации. Также полезным было упоминание о необходимости регулярного обслуживания, ведь это не просто прихоть, а залог долгой и бесперебойной работы системы. Наблюдая за развитием технологий, я думал, что ГУР постепенно будет вытесняться электрическими аналогами, но, судя по всему, их надёжность и эффективность всё ещё делают их востребованными, особенно в грузовом сегменте. Важно, что производители продолжают совершенствовать эти системы, чтобы устранить такие недостатки, как риск перегрева масла или постоянная работа насоса.

0
0
Ответить
Гавриил 07.12.2024

Интересно, как ГУР в грузовиках помогает уменьшить физическую нагрузку на водителя, особенно на плохих дорогах. Это напоминает мне, как амортизаторы на легковых авто поглощают вибрации и удары, делая поездку более комфортной. Однозначно, ГУР — это незаменимый помощник для профессиональных водителей.

0
0
Ответить
Косьма 08.12.2024

ГУР в грузовиках — это как мускулы в теле автомобиля. Без него управление было бы намного сложнее, особенно на длинных маршрутах. Приходилось слышать, что электрические усилители руля более экономичны, но ГУР всё же остаётся незаменимым, когда речь идёт о мощности и надёжности в сложных условиях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: