Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
Гидроусилитель руля (ГУР) в грузовой машине— комплекс узлов, работающих на гидравлическом принципе, предназначенных для более простого управления и большей безопасности движения.
Оглавление
Система состоит из бачка, насоса, распределительного узла, гидроцилиндра и трубок связи. Ниже рассмотрим, как работает ГУР, из каких элементов он состоит, и для чего нужен. Отдельно разберемся с правилами ухода, а также плюсами и минусами системы.
Что такое гидроусилитель руля и для чего он нужен
ГУР — составная часть рулевой системы, обеспечивающая снижение усилия при вращении рулевого колеса. Результат обеспечивается, благодаря созданию давления масла.
ВажноНаличие гидроусилителя особенно важно для грузовых автомобилей и спецтехники, где вращение руля требует больших физических усилий.
Назначение ГУР:
- Снижение усилия при вращении рулевого колеса с сохранением обратной связи.
- Повышение комфорта при управлении грузовиком.
- Упрощение совершения маневров, что особенно важно при парковке и движении по городу.
- Уменьшении удара на рулевое колесо при движении по плохим дорогам.
- Сохранение управляемости при наезде на серьезное препятствие.
- Снижение количества поворотов руля для достижения нужного угла колеса и т. д.
Первоначально ГУР устанавливалась только на грузовиках и специальной технике, но сегодня система активно монтируется на легковых авто разных производителей.
Требования к гидроусилителю (ГУР)
При создании и установке гидроусилителя руля производитель должен ориентироваться на ряд требований. К основным стоит отнести:
- Надежность системы.
- Низкий уровень шума.
- Пропорциональность рулевого усилия и сопротивления повороту.
- Легкость ремонта гидроусилителя руля.
- Минимальные габариты.
- Безопасность для экологии.
- Плавность движения.
- Легкость поворота руля.
- Минимальный момент на колеса и автоматическое возвращение в первоначальную позицию.
- Сохранение возможности управлять автомобилем даже при поломке ГУР.
- Соответствие углов поворота между рулем и колесами.
Главным критерием при изготовлении является безопасность, легкость вращения и комфорт для водителя грузовика.
Как устроен гидроусилителя руля
Одной из особенностей ГУР является простая конструкция.
Наибольшее распространение получил реечный механизм, в состав которого входит бак для жидкости, масляный насос, распределитель, гидравлический цилиндр и трубки для соединения составляющих системы. Поговорим о каждом узле отдельно.
Бачок
Ключевой элемент системы, куда заливается рабочая жидкость—бачок гидроусилителя руля.
Состоит из следующих комплектующих:
- Фильтр. Представляет собой мелкую сетку, не пропускающую в систему крупные фракции.
- Щуп для контроля масла. Часто не предусматривается при возможности визуальной проверки уровня.
- Корпус. Как правило, изготовлен с применением качественного и прозрачного пластика.
Рабочая жидкость в бачке используется для смазки и передачи усилия от насоса к гидравлическому цилиндру.На щупе или самой емкости наносятся специальные отметки с минимальным и максимальным уровнем. При этом прописывается Min или Max.
Насос
Очередной узел—насос гидроусилителя руля, применяемый для поддержания требуемого давления и движения рабочей жидкости по системе. Насос фиксируется в блоке цилиндров силового агрегата и приводится в действие шкивом коленчатого вала с помощью ремня привода.
По конструкции насос ГУР может быть разных типов, но наиболее востребованный — лопастной. Он отличается высоким КПД и стойкостью. Изготавливается в кожухе из металла и отличается роторно-лопастным исполнением. В процессе движения лопасти направляют масло к распределителю и создают необходимое давление. Дальше рабочая жидкость отправляется в гидроцилиндр.
Движение насоса обеспечивает шкив коленвала, поэтому производительность / давление находятся в прямой зависимости от числа оборотов мотора. Поддержка оптимального давления в гидроусилителе обеспечивается с помощью специального клапана, а сам параметр может достигать 150 бар.
Насосы делятся на две группы — с возможностью регулировки или без нее. Первые поддерживают оптимальное давление, благодаря корректировки производительности, а вторые задают определенный параметр с помощью клапана.
Распределитель ГУР
Задача узла в направлении жидкости для гидроусилителя руляк полости гидравлического цилиндра, а потом в бак. В состав устройства входит:
- Торсион — подпружиненный стержень, изготовленный из металла. Вкручивается, благодаря моменту вращения.
- Золотник и вал — два элемента, имеющие вид цилиндра, через который течет масла. Первый связывается с шестеренкой вала, а второй — с рулевым колесом. Торсион с одной стороны фиксируется на валу, а с другой к золотнику.
Гидроцилиндр и шланги
Гидравлический цилиндр встраивается в рейку и представляет собой поршневой механизм. С его помощью осуществляется перемещение рейки под действием давления. В задачу шлангов в гидроусилителе руля входит обеспечение движения жидкости между основными элементами системы.
Как работает гидроусилителя руля
Устройство ГУР — полностью герметичный механизм, внутри которого движется рабочая жидкость. Функции поршня принимает на себя рейка рулевой системы. При этом поршень разделяет цилиндр на две части, которые объединяются трубопроводами с распределителем.Сам принцип работы можно рассмотреть на следующих примерах.
Машина стоит, колеса стоят прямо:
- ГУР отключен.
- Масло проходит по системе.
Авто движется прямо:
- Золотник объединяет подходящие каналы.
- Масло идет в обратный канал, а дальше — к насосу.
- Часть рабочей жидкости направляется в обе камеры цилиндров, что гарантирует оптимальное давление.
Руль направо:
- Торсион крутится.
- Золотник смещается по отношению к правому валу.
- Происходит объединение подающего и ведущего каналов.
- Левая камера объединяется с обратной системой.
- Масло в камере слева давит на поршень и повышает усилие.
- Слева во избежание сопротивления жидкость проходит распределитель и идет в насос.
- Торсион раскручивается и золотник возвращается в первоначальную позицию.
- Давление нормализуется, но с учетом позиции рейки и поршня.
При повороте в левую сторону происходит такой же процесс, но масло направляется в противоположном направлении.
Удерживание в крайнем положении — наиболее сложный режим ГУР, ведь распределитель не возвращается в первоначальную позицию, а масло движется во внутренней части насоса. Результатом является повышенный уровень шума в процессе работы.
Уход и техобслуживание ГУР
Для продления срока службы гидроусилителя следуйте таким рекомендациям:
- Периодически осматривайте целостность и натяжение ремня. Если вы чувствуете биение рулевого колеса в процессе движения, это свидетельствует об ослаблении элемента и необходимости протяжки.
- Контролируйте уровень масла в бачке и добавляйте жидкость при снижении уровня ниже отметки Min.
- Уточните, какое масло в гидроусилителе руля, и следуйте инструкциям завода-изготовителя.
- Меняйте рабочую жидкость раз два-три года при условии, если в год проезжаете не больше 10-20 тысяч километров.
- Контролируйте состояние масла и при появлении запаха горелого замените его.
- Регулярно осматривайте состояние элементов ГУР. Это необходимо для выявления следов течи и их устранения. Если упустить момент утечки, снижение уровня рабочей жидкости может привести к быстрому износу элементов и их выходу из строя.
- Осматривайте пыльники и сальники на факт повреждений. В их функции входит защита системы от загрязнений. Если указанные элементы повреждены, в систему может попасть грязь, а это может привести к выходу из строя внутренних элементов.
- Осматривайте шланг, штуцеры и места контактов. Запрещено перекручивание трубок и их провисание, а также расслоение оплетки, окисление и прочие следы неисправностей.
Периодически меняйте масло и прокачивайте ГУР грузовика от воздуха. Общий алгоритм действий имеет следующий вид:
- Ослабьте натяжной болт.
- Демонтируйте шкивной ремень.
- Снимите патрубок с насоса.
- Дождитесь полного вытекания старой жидкости.
- Заполните бачок новым маслом.
- Вращайте шкив до выхода чистого масла.
- Наденьте трубку и протяните ее.
- Заведите машину.
- Вращайте руль в левую и правую сторону до устранения рывков.
- Проверьте уровень в бачке, а при необходимости долейте его.
Достоинства и недостатки гидроусилителя руля
Широкая сфера применения ГУР на грузовиках свидетельствует о достоинствах и надежности такой системы. К основным преимуществам стоит отнести:
- Доступная стоимость исполнения. Несмотря на большие размеры, система состоит из недорогих элементов, что снижает итоговую цену автомобиля. Сегодня ГУР ставится на грузовики многих моделей, в том числе иностранного производства. Он устанавливается на машинах производства DAF, MAN, Scania, Газ, Зил, Камаз, Урал и других.
- Комфорт для водителя. В процессе эксплуатации грузовых автомобилей часто приходится преодолевать большие расстояния. Гидроусилитель руля снимает нагрузку и обеспечивает более легкое вращение. Это особенно важно при частых маневрах в условиях города.
- Надежность. Конструкция гидроусилителя испытана годами эксплуатации и, по мнению специалистов, способна отработать без серьезного ремонта не меньше 200 000 км. Главное — соблюдать требования производителя в плане регулярного обслуживания.
- Большая мощность. В сравнении с электрически усилителем у ГУР выше мощность, что особенно актуально для грузовых автомобилей.
- Устранение биений. При движении по плохим дорогам гидроусилитель «проглатывает» удары, направленные к рулевому колесу. Даже при попадании в глубокую яму водитель грузовика практически не чувствует воздействия на руль и удерживает нормальное управление.
Но преимущества — не единственная сторона гидроусилителя руля, у которого имеются и недостатки. К минусам стоит отнести:
- Возможный перегрев масла при удерживании руля в крайнем положении больше пяти секунд.
- Постоянная работа насоса, что приводит к отбору части мощности силового агрегата. При движении прямо эта энергия никак не применяется.
- Высокие требования к обслуживанию — хотя бы раз в два года: замена масла, контроль уровня, проверка привода / трубок, а также состояния насоса.
- Невозможность настройки режимов работы узла с учетом условий эксплуатации.
- Ухудшение управляемости при движении на больших скоростях. Водители грузовиков отмечают, что обратная связь ухудшается, и машиной труднее управлять. Для устранения такой проблемы разработчики меняют конструкцию и передаточное отношение.
К недостаткам также стоит отнести увеличение расхода топлива, риск повреждения при неправильной эксплуатации и меньшую эффективность, чем у ЭУР.
Заключение
Важность ГУР в грузовых автомобилях трудно переоценить, ведь ее наличие упрощает жизнь автовладельцам, делает вождение более комфортным и безопасным. Несмотря на ряд недостатков, гидроусилитель до сих пор устанавливается на многих грузовиках и специальной технике, что обусловлено его надежностью и более доступной ценой.
- Грузовые пропуска с 05.05.2021 в Москве.
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Какой грузовой автомобиль выбрать?
- Выход в новый сегмент: новинки LCV от МАЗ
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-431410
- Гидроусилитель руля в грузовом автомобиле
- Renault Master для грузовых перевозок
- Укладка асфальта спецтехникой Volvo
Знаю людей, для которых наличие гидроусилителя руля - важный фактор не только для грузовика, но и для легкового автомобиля. Понять можно: плавность, меньше усилий. Конечно, и недостатки есть, но достоинства, на мой взгляд, их перевешивают.
Определённо удачное и нужное изобретение. Без гидроусилителя езда на длинные расстояния была бы мукой, а если гружёный, то вдвойне. Без него один плюс - вряд ли уснёшь за рулём.
Да, гидроусилитель руля - очень полезное устройство в автомобиле. Он облегчает физическое усилие, которое необходимо при повороте рулевого колеса, особенно при маневрах на низких скоростях или при парковке. Как раньше люди без этой штуки обходились?
Я считаю, что гидроусилитель руля (ГУР) в грузовых автомобилях — это невероятно важное устройство, особенно учитывая его роль в снижении физической нагрузки на водителя. Когда я впервые столкнулся с этой технологией, мне вспомнились системы в легковых автомобилях, которые в своё время совершили настоящую революцию в комфорте вождения. Но для грузовиков это ещё более значимо, ведь они куда массивнее и управлять ими без ГУР гораздо сложнее. В статье хорошо отмечено, что ГУР помогает избежать перегрузки рулевой системы, особенно при маневрировании на низких скоростях и парковке. Аналогично, можно провести параллель с электрическими усилителями руля (ЭУР), которые становятся популярными из-за их экономичности и меньшей требовательности к обслуживанию. Однако ГУР выигрывает по мощности, что критично для тяжёлых условий эксплуатации. Также полезным было упоминание о необходимости регулярного обслуживания, ведь это не просто прихоть, а залог долгой и бесперебойной работы системы. Наблюдая за развитием технологий, я думал, что ГУР постепенно будет вытесняться электрическими аналогами, но, судя по всему, их надёжность и эффективность всё ещё делают их востребованными, особенно в грузовом сегменте. Важно, что производители продолжают совершенствовать эти системы, чтобы устранить такие недостатки, как риск перегрева масла или постоянная работа насоса.
Интересно, как ГУР в грузовиках помогает уменьшить физическую нагрузку на водителя, особенно на плохих дорогах. Это напоминает мне, как амортизаторы на легковых авто поглощают вибрации и удары, делая поездку более комфортной. Однозначно, ГУР — это незаменимый помощник для профессиональных водителей.
ГУР в грузовиках — это как мускулы в теле автомобиля. Без него управление было бы намного сложнее, особенно на длинных маршрутах. Приходилось слышать, что электрические усилители руля более экономичны, но ГУР всё же остаётся незаменимым, когда речь идёт о мощности и надёжности в сложных условиях.