Многофункциональный грузовик Татра 148
Татра 148— чешский грузовик, получивший наибольшую известность в Советском Союзе. Выпускался в период с 1969 до 1982 года, а общее число выпущенных машин превысило 113 тысяч.
Оглавление
Больше половины от этого количества продавалась в СССР, поэтому на вторичном рынке можно встретить много модификаций транспорта. Ниже кратко рассмотрим, что это за автомобиль, приведем его технические характеристики, поговорим об особенностях кабины и цене.
Об истории создания Татра 148
Эпоха Tatra 148 началась в 1968 году, когда появились первые прототипы грузового автомобиля, а уже в 1969-м появилась первая официальная модель. Она имела много общего с предшественницей (Татра 138) в плане кабины и крыльев, но выделялась улучшенными техническими характеристиками, увеличенной передней частью и оптимизированным захватом воздуха. Был увеличен объем мотора до 212 л. с.
В период с 1969 до 1971 года 148-я модель грузовика выпускалась вместе со 138-й. В это время было выпущено не более полутысячи экземпляров, но полноценный выпуск был запущен только в 1972-м. В качестве базовых выпускались модели S1 и S3 с задней и боковой загрузкой соответственно. При этом второй вариант был более предпочтительным.
В 1972-м проведена оптимизация кузова самосвала, который в S1 был увеличен до 9 куб. метров, а в S3— до прошлого объема, но комплектовался боковыми бортами. В дальнейшем за время изготовления разработчики не вносили изменения во внешность грузовика, но технически небольшие изменения производились.
В 1979 году была проведена большая модернизация, что привело к появлению индекса Т2-148.
В процессе изменений был уменьшен расход горючего, увеличен уровень шума, улучшен запуск двигателя при «минусовой» температуре, использован новый генератор и водительское кресло. Внешне модернизированные версии отличались другой решеткой на капоте. С 1982 года грузовик больше не выпускается.
Область применения грузовика
ВажноНаибольшим спросом пользовался самосвал Татра 148. К примеру, в СССР поступило больше 26 000 единиц.
Автомобиль применялся для перевозки разных видов груза, он отличается неприхотливостью и продуманностью исполнения. Много автомобилей использовалась в сфере нефте- и газодобычи, а также при добыче полезных ископаемых.
Грузовик Tatra 148 активно применялся для решения следующих задач:
- уборка снега;
- тушение пожаров;
- решение военных задач;
- смешивание бетона;
- подъем грузов на высоту;
- перевозка прицепов на дальние расстояния;
- транспортировка разных видов грузов: леса, автомобильных цистерн, металла и даже гусеничных машин;
- перекачивание разных видов жидкостей и т. д.
Сфера применения во многом зависела от типа применяемой надстройки кузова, что обеспечивало универсальность техники.
Технические характеристики
Одной из причин популярности грузовика являются технические характеристики Татра 148. К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Количество мест | три (водительское и два пассажирских) |
Колесная формула | 6х6 |
Двигатель, л.с. | Т2-928-1, 212 |
Размеры (ДхШхВ), м | 7,24х2,5х2,645 |
Вес, т | 12 |
Грузоподъемность, т | 16 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Расход горючего, л / 100 км | 30-35 |
Бак для топлива, л | 500 |
Расстояние между колесами, м | 1,996 |
Двигатель
Грузовик Tatra 148 комплектуется мощным силовым агрегатом с 8-ю цилиндрами. На авто стоит 212-сильный мотор, отличающийся продуманной конструкцией и способный разгонять машину до скорости 80 км/ч. Имеет крутящий момент размером 1200 оборотов в минуту, а рабочий объем — 12,67 л.
Топливо — дизельное. Цилиндры имеют V-образное расположение и находятся под 90-грудусым углом друг относительно друга. 500-литровой емкости бака достаточно для преодоления 170-180 км без заправки.
К особенностям двигателя Татра 148 стоит отнести:
- Небольшие размеры и удобное расположение, что обеспечивает удобство обслуживания. При необходимости можно с легкостью добраться до генератора или масляного фильтра для замены и обслуживания.
- Неприхотливость к дизельному топливу. В машину можно заливать солярку разного качества и не переживать за работоспособность двигателя. Он сохраняет прежнюю мощность даже при заливке плохого дизеля.
- Уменьшенный расход топлива, что обусловлено наличием продуманной топливной системы.
- Легкий пуск мотора даже при сильном морозе.
- Минимальный уровень вибрации, как для грузовиков такого класса.
- Применение мощных воздухоочистительных фильтров на масляной ванне.
- Небольшой уровень вредных выбросов, что для машин того времени было большим преимуществом.
- Воздушное охлаждение, которое обеспечивалось с помощью специального вентилятора. При этом жидкостной системы отвода тепла вообще не было предусмотрено. Такая особенность не имела негативного влияния на работу мотора, который хорошо справлялся с задачей даже в условиях сильных морозов.
Рассмотренные выше характеристики делают грузовик Татра 148 одним из лучших в мире по воплощению оригинальных и новаторских решений. Некоторые технические решения, принятые в то время, до сих пор сохраняют актуальность и считаются эталонными.
Коробка передач
На грузовиках Tatra 148 устанавливалась 5-ступенчатая МКПП с синхронизатором на второй, третьей, четвертой и пятой скоростях. «Механика» показала себя с лучшей стороны с позиции надежности и качества исполнения, но в 1979-м она пережила очередную модернизацию. Разработчики приняли решение усилить КПП и раздаточную коробку, а также поменять передаточное число.
Коробка передач подразумевает использование 2-дискового сухого сцепления с гидроприводом. Педаль имеет стандартное расположение, легко нажимается и обеспечивает плавное трогание грузовика. В качестве тормозов предусмотрена пневматическая барабанная система, работающая сразу на все колеса.
Трансмиссионная труба-хребет
К особенностям автомобиля Татра 148 относится наличие хребтовой рамы специального типа. Труба-хребет представляет собой особую конструкцию, внутри которой находится псевдокарданный механизм. К этой системе с помощью полурам фиксируется силовая установка.
В состав конструкции входит:
- трансмиссионная труба;
- небольшой толщины вал;
- независимая подвеска.
Такая конструкция сделана для того, чтобы использовать на машине разные типы мостов, к примеру, разрезные или независимую подвеску. Этот факт обеспечивает широкий диапазон вариаций для каждой из осей.
Конструктивно хребтовая рама сделана из стали рессорного типа, что обеспечивает высокий уровень прочности, стойкость к изгибам и кручению. Это позволяет перевозить грузы, которые по весу превышают допустимую массу. Кроме того, применение трубы-хребта позволяет использовать разные варианты колесной базы и число мостов.
Распространенные колесные формулы — 6х6 или 4х4. При необходимости можно было сделать 12х12, но такой вариант не использовался. Главным минусом конструкции была высокая цена. И если во времена СССР на это не обращали большого внимания, то сегодня такой грузовик производился бы в единичных экземплярах.
Варианты кузовов
Преимущество грузовика Татра 148 является большой выбор кузовов, которые использовались для решения широкого спектра задач. К наиболее популярным стоит отнести:
- Снегоуборщики.
- Машины для тушения пожаров.
- Бетоносмесители.
- Автокраны.
- Седельные тягачи.
- Бортовые грузовые машины.
- Насосные станции и т. д.
В Советском Союзе на базе Татра часто создавались машины в виде лесовозов, автомобильных цистерн, металловозов, перевозчиков гусеничных машин. Спросом пользовалась техника, переоборудованная под доставку угля, мазута, дизельного топлива и т. д.
Кабина грузовика Tatra 148
При создании машины не меньшее внимание уделялось уровню комфорта и удобству управления техникой. В кабине водителя достаточно места для размещения одного водителя и двух пассажиров. Водительское сиденье имеет удобную конструкцию и является достаточно мягким, чтобы не чувствовать дискомфорта при дальних поездках. Дополнительно предусмотрена пневматическая подвеска, обеспечивающая мягкость движения по плохим дорогам.
Сиденье можно регулировать, что позволяет подобрать удобную позицию вне зависимости от параметров. Спинка имеет анатомическую конструкцию, что снижает нагрузку. Большое внимание уделено панели управления, на которой размещены необходимые приборы и указатели.
Все переключатели находятся в непосредственной близости. Дополнительным плюсом является хорошая обзорность, обусловленная большим размером лобового и боковых стекол. Это обеспечивает отличную видимость почти по всему периметру авто.
К особенностям кабины стоит отнести:
- Хороший отопитель, обеспечивающий комфортную температуру внутри даже при -40 градусах Цельсия.
- Двойные и морозоустойчивые стекла в модификации, предназначенной для эксплуатации в северных регионах.
- Удобный 3-спицевый руль. Имеет большой диаметр, характерный для грузовых машин тех времен.
- Большие боковые зеркала, гарантирующие хорошую обзорность и видимость того, что происходит сзади грузового автомобиля.
- Продуманная комплектация на приборной панели. На ней предусмотрен тахометр, датчик заряда АКБ, спидометр, сигнализаторы давления масла и включения света, датчики бензина, температуры и т. д.
- Почти полное отсутствие шума двигателя, благодаря хорошей звукоизоляции.
Отделка приборной панели и остальных элементов имеет простое исполнение и не выделяется особыми формами.
Здесь не предусмотрено каких-то декоративных элементов украшения, а только то, что нужно для выполнения работы. Пластиковые элементы не предусмотрены, а предпочтение отдается только металлическим.Минус кабины в том, что в ней нет полки для сна и кондиционера.
Стоимость подержанного грузовика
Несмотря на отсутствие выпуска около 40 лет, купить Татра 148 на вторичном рынке не составляет труда. Во многих регионах они продаются на вторичном рынке по цене от 200 до 300 тысяч рублей.
При покупке грузовика необходимо ориентироваться на год выпуска, ведь до 1979 года грузовик не был модернизирован. В частности, на водительском кресле не предусмотрена пневматическая подвеска. Также необходимо смотреть на пробег, техническое состояние и качество обслуживания.
Итог
Популярность грузовиков Татра 148 обусловлена надежностью двигателя, простотой исполнения кузова и легкостью обслуживания.
Даже сегодня, через 40 лет после завершения выпуска, такие машины еще можно увидеть в продаже и эксплуатации. При правильном и своевременном обслуживании техника способна служить долгие годы, ведь по многим характеристикам она почти не уступает современным грузовикам.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Грузовик Татра-813: характеристики и особенности
- Многофункциональный грузовик Татра 148
Всегда считала, что у техники из СССР есть будущее, нужно только направить ее в правильное русло. И многофункциональный грузовик Татра -не исключение. Сильный, мощный, надёжный, на таком не страшно ездить вообще.
Ездил на грузовике Татра, и что удивительно, несмотря на его год выпуска, в нём почти не ощущается, вибрация в кабине. Хоть и старая техника, но все же продуманная.
«А я милого узнаю по походке», так и тут, перепутать невозможно. К классике сейчас все стараются возвращаться, если она рабочая, то ее еще можно выпускать.
Чешская техника всегда славилась своим качеством. «Татра» получилась очень качественной и интересной в плане строения. И та самая механическая коробка передач, которая показала настоящее качество чешского автопрома.
Я прочитала очень интересную статью про" Многофункциональный грузовик Татра 148" Горжусь людьми которые создают настолько качественные, красивые и выносливые машины. А грузовик без споров непревзойдённый!
Татрту наши водители любили. Машина надежная, ремонтно пригодная и проходимая. Настоящая рабочая лошадка. Я видел году в 2005-06 Татру в новой кабине. Но это уже был не грузовик а тягач.
Хоть в грузовике Татра не было таких современных опций, как наличие кондиционера или ортопедическое кресло, он вполне хорош даже для нынешнего времени. Понятно, почему эти грузовики эксплуатируют и сейчас. Я даже задумалась прикупить несколько таких в наш автопарк.
По нынешним меркам, у «Татры-148» большой расход топлива и очень спартанские условия труда в кабине. Но это по стандартам нашего времени, а для 70-х годов и эти показатели были весьма достойными Источник: https://trucksreview.ru/tatra/tatra-148-tehnicheskie-harakteristiki.html
Татра это действительно легендарный грузовик. Видел их работу на Крайнем Севере, в суровые морозы. Очень прочная ходовая часть со своей спецификой. Сейчас можно встретить такие на дорогах России, но все реже.
Грузовик действительно отличный. Воспоминания детства, машина с колёсами горбатого запорожца. Когда кузов был загружен, автомобиль превращался в стройную иномарку. Технические характеристики соответствуют даже современным требованиям.
Для своего времени Татра 148 имела хорошие характеристики, а в условиях ограниченного выбора грузовиков в социалистических странах эта модель заслуженно получила достойные объемы продаж.
Да, эти мощные машины помогают, особенно в зимний период от снега, мороза дорогу чистить!
Да, действительно эти мощные машины помогают людям, особенно в зимний период от мороза снега.
Безусловно, для своего времени Татра была полезным автомобилем, но с тех пор многое изменилось. Судя по фотографиям этот грузовик был не так уж и удобен. Также в статье не раскрывается вопрос относительно того, почему его перестали выпускать.
Хорошая надежная машина, которая вот уже больше 10 лет служит нашему предприятию. Самое главное это вовремя ее обслуживать и не запускать, если требуется ремонт. Все таки в советском союзе делали хорошую технику. Ведь она не новая, а по работоспособности не уступает современной технике!!
Бренд «Татра» всегда ценился в СССР и это – оправданно. Об этом свидетельствует цифры: закуплено более 26 тысяч единиц только 148-х самосвалов. Тем более, инженера чехословацкого автопрома всегда славились новаторскими решениями, а производители быстро воплощали их в жизнь. А кроме надежности, простоты в обслуживании за такую цену, что еще надо.
Вообще данная модель очень надежная в эксплуатации, проходимость у нее феноменальная. Но вот с запчастями все довольно сложно. Но мне нравится неприхотливость данного транспорта.
"Грузовик Татра 148" сильный, мощный, красивый. Горжусь людьми которые создали такие мощные и качественные грузовики.
Честно, меня всегда поражала универсальность Татра 148. Это один из тех грузовиков, который, несмотря на возраст, продолжает удивлять своей надежностью и простотой эксплуатации. Я работал с подобными машинами в нефтегазовой отрасли, и они всегда были на высоте. Да, они не такие изящные или технологически продвинутые, как современные модели, но Tatra 148 компенсирует это своим выносливым характером и продуманной конструкцией. Пневматическая подвеска сидений и хорошая обзорность из кабины делают управление действительно комфортным, что для техники тех лет – редкость. Трансмиссионная труба-хребет – это вообще отдельная история, которая позволяет справляться с серьёзными нагрузками. Если сравнивать с другими грузовиками того времени, например, с ЗИЛами или КамАЗами, то Tatra выделяется своей приспособляемостью к различным климатическим условиям и низкому уровню вибрации. Конечно, сейчас на рынке много более современных решений, но для определенных задач и условий эксплуатации Tatra 148 остается почти идеальным выбором.
Tatra 148 – это настоящая классика. Мне всегда нравилась её способность работать в самых экстремальных условиях. Машина, которая может справляться с задачами от уборки снега до смешивания бетона, действительно заслуживает уважения. Впечатляет, как она сохраняет актуальность спустя столько лет.
Любопытно, как Tatra 148 до сих пор востребована, особенно на вторичном рынке. Это, конечно, говорит о её долговечности и способности адаптироваться. Удивительно, что при всех её простых решениях, таких как воздушное охлаждение и V-образный двигатель, она продолжает успешно выполнять задачи, которые под силу не каждому современному грузовику.