Нагрузочная вилка, измерение параметров аккумуляторов

О том, что такое аккумулятор, и какова его роль в устройстве автомобиля, знает каждый. Главная задача любой АКБ – питать стартер, отвечающий за запуск мотора, и обеспечивать нормальный функционал другого установленного «на борту» оборудования. 

Для исправной работы батареи необходимо регулярно проверять ее состояние и анализировать показатели. Для выполнения этой задачи придумана нагрузочная вилка для аккумулятора. О том, что она собой представляет, мы сегодня и поговорим.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Нагрузочная вилка

Нагрузочная вилка позволяет оценить уровень заряда и работоспособность АКБ в целом. Работает этот инструмент благодаря имитации запуска стартера, замеры могут выполняться как под нагрузкой, так и в ненагруженном состоянии. При подключении к аккумулятору прибор имитирует работу мотора и создает на  батарею нагрузку, заставляя ее работать так, как она бы делала это при необходимости запустить стартер. 

Важно

Распространенной проблемой многих АКБ является то, что иногда они показывают полный заряд, но при этом не запускают силовую установку. Для определения причин такого состояния выполняют проверку нагрузочной вилкой. 

Тестирование, таким образом, проводится, когда батарея полностью заряжена. В первую очередь, необходимо измерить напряжение разомкнутой цепи, и если в результате был получен показатель, превышающий 12,6 В, можно приступать к выполнению замеров под нагрузкой. 

Если аккумулятор неисправен, указанной нагрузки он не выдержит, ведь нагрузочная вилка создает нагрузку, вдвое превышающую емкость АКБ. К примеру, в случаях с батареями на 60 Ампер-часов обеспечиваемая нагрузка должна составлять 120 Ампер-часов.

Как узнать, что батарея действительно заряжена? Провести замеры и сверить полученный результат с приведенными ниже данными:

  •  От 12,7В – аккумулятор заряжен полностью.
  •  12,6В – уровень заряда достаточный.
  •  12,5В – степень заряда удовлетворительная.
  •  Менее 12,4В – батарее нуждается в зарядке.

Если под нагрузкой прибор показывает степень заряда менее 9В, это значит, что аккумулятор неисправен. 

Устройство нагрузочной вилки и принцип работы

Устройство нагрузочной вилки и принцип работы

В зависимости от модели в устройстве приборов, ставших темой нашей беседы, могут наблюдаться определенные различия, но в общем и целом обязательными конструктивными элементами являются следующие:

  1.  Аналоговый либо цифровой вольтметр.
  2.  Нагрузочный резистор, который представляет собой спираль сопротивления.
  3.  Щупы в количестве 1 или 2 шт.
  4.  Провод, заканчивающийся зажимом.

У самых простых моделей два щупа и аналоговый вольтметр. У приборов посложнее используется цифровой вольтметр, выдающий предельно точные показатели и характеризующийся удобством использования. 

В зависимости от вида устройства, как уже говорилось выше, его функционал и характеристики способны розниться по ряду параметров, в частности:

  •  Диапазону замеров.
  •  Силе тока.
  •  Температурному диапазону.
  •  Назначению.

Говоря о принципе функционирования нагрузочной вилки, необходимо отметить, что она способна контролировать напряжение АКБ в нагруженном состоянии и без нагрузки. Если нагрузка отсутствует, прибор работает по типу мультиметра – замеряет напряжение на аккумуляторе, а когда нагрузка имеется, вилка осуществляет контроль над напряжением при том, что батарея нагружена на сопротивление. 

Показатели сопротивления находятся обычно на уровне 0,1 Ом, при этом мощность может превышать 500 Ватт. Так как резистор пропускает через себя высокий ток, он нагревается. Данные аккумулятора под нагрузкой снижаются, что позволяет сделать выводы о состоянии аккумулятора.

Разновидности нагрузочных вилок

 нагрузочная вилка

На современном рынке представлено 2 вида устройств – щелочные и кислотные. Логично, что выбор следует делать с учетом того, какая именно АКБ используется на транспортном средстве. Проверять одной вилкой батареи разных типов категорически не рекомендуется по причине существенных различий в номинальном напряжении, из-за которых данные, выдаваемые измерительным прибором, будут неточными.

Существует еще одна градация, в соответствии с которой выделяют нагрузочные вилки со стрелкой и с цифровыми индикаторами. Первые – это «классика жанра» - старые добрые, проверенные временем устройства, которыми пользовались еще наши деды. Вторые более удобны в эксплуатации, но уступают стрелочным в надежности. 

Не так давно появились бескорпусные устройства, но пока о них отзываются критически, так как корпус в данном случае выполняет практическую функцию – он исключает риск получения ожога от нагрузочного резистора во время проведения замеров.

Параметры аккумулятора, которые можно проверить нагрузочной вилкой

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой позволяет контролировать такие параметры:

  •  Степень заряда.
  •  Время, на протяжении которого АКБ способен держать заряд.
  •  Есть ли внутри замкнутые пластины.
  •  Состояние АКБ и уровень сульфатации.
  •  Ресурс.

Помимо использования с аккумуляторными батареями нагрузочную вилку нередко привлекают к выполнению замеров на других приборах, но в таком случае необходимо действовать осторожно и брать во внимание показатели спирали сопротивления.

Подготовка аккумулятора и процесс измерения

 нагрузочная вилка

Теперь поговорим о том, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. Каждый уважающий себя автолюбитель знает, как пользоваться нагрузочной вилкой. Важно выполнить подготовительные мероприятия:

  •  Снять клеммы с аккумулятора (до этого автомобиль должен простаивать минимум семь часов).
  •  Открутить пробки.
  •  Замерить уровень электролита.
  •  Почистить клеммы, убедиться в том, что контакты чистые и сухие.

Оптимальной температурой воздуха, способствующей получению максимально точных измерений, являются 20-25 градусов. 

Проверка без нагрузки

Проверка АКБ нагрузочной вилкой без нагрузки осуществляется по такой схеме:

  1.  Откручиваем гайки для отключения спирали.
  2.  Подключаем соответствующий зажим к плюсовой схеме.
  3.  Минусовой щуп подносим ко второй клемме.
  4.  Фиксируем полученные показатели. 

Проверка под нагрузкой

 нагрузочная вилка

Если по итогу проверки без нагрузки оказалось, что заряд батареи находится на уровне 100 процентов, следует приступать к выполнению замеров под нагрузкой. Алгоритм действий будет таким:

  1.  Подключаем спирали сопротивления, закручивая болты на устройстве.
  2.  К плюсовой клемме подключаем плюсовой зажим.
  3.  Минусовым щупом прикасаемся к минусовой клемме.
  4.  Удерживаем его в таком положении на протяжении 5 секунд.
  5.  Наблюдаем результаты. 

АКБ исправна, если во время проверки под нагрузкой прибор показал выше 9В. При получении результата ниже 6В необходимо задуматься о покупке нового аккумулятора, так как старый уже не выдерживает нагрузку. 

Заключение

Нагрузочная вилка – это инструмент, который пригодится каждому водителю.

Стоимость портативных моделей стартует с 600 рублей, а это не те деньги, которые стоило бы сэкономить. Прибор поможет следить за состоянием элемента питания авто, он однозначно пригодится не только вам, но и вашим коллегам.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 6 Комментариев: 5 Просмотров: 1377
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 01-02-2022 / Обновлено: 01-02-2022
Поиск запроса "нагрузочная вилка" по информационным материалам
Комментарии
Дария Владикавказ 07.02.2022

Чтоб иметь возможность полноценно оценить аккумулятор нужно знать,как аккумуляторная батарея ведет себя под нагрузкой.Тут на помощь и приходит нагрузочная вилка.

2
0
Ответить
Дмитрий Санкт-Петербург 17.02.2022

Вот до сих пор среди автомобилистов нет общего мнения, что лучше нагрузочная вилка или же тестер. Думаю, что не помешало бы иметь под рукой оба устройства для более объективной оценки состояния аккумулятора.

3
0
Ответить
Наташа Москва 17.02.2022

Как по мне, у каждого дальнобойщика должна быть нагрузочная вилка и перед каждым рельсом нужно проверять аккумулятор. Тем более, что цена на нагрузочную вилку не высокая.

1
0
Ответить
Akella Усть-Каменогорск 17.02.2022

Очень полезная вещь. Помогает определить причина в АКБ или в генераторе.

1
0
Ответить
Антон Тверь 17.02.2022

Инструмент действительно полезный, но мне кажется, что не обязательно приобретать его в единоличное пользование, поскольку постоянно он не нужен. Можно, например, скинуться с ближайшими соседями-автомобилистами и купить одно такое устройство на всех, а потом делиться друг с другом.

2
1
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: