Нефтевозы ГРАЗ
Транспортировка нефтепродуктов – ответственная и сложная миссия, требующая соблюдения строжайших правил техники безопасности и использования специальных транспортных средств. Бензин, дизтопливо, керосин и прочая продукция нефтеперерабатывающей отрасли характеризуются повышенной взрывоопасностью.
Вот почему машины, именуемые нефтевозами и задействованные в перевозке подобного груза, должны обладать так называемой ADR-комплектацией. К тому же к такой спецтехнике предъявляются особые требования в плане надежности, экономичности и простоты эксплуатации.
Оглавление
Всем этим критериям полностью соответствуют полуприцепы-нефтевозы от известного российского производителя – ОАО завод «ГРАЗ». О том, что это за предприятие, и какую технику оно выпускает, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
О производителе, предприятии ГРАЗ
Завод «ГРАЗ» специализируется на изготовлении специальной техники, предназначенной для транспортировки и кратковременного хранения продукции нефтеперерабатывающей отрасли. Основные производственные мощности находятся в пос. Грабово Бессоновского района Пензенской области, отсюда и название предприятия.
Завод создан во время Великой отечественной войны на базе Мелитопольского завода им. Воровского, который был эвакуирован в 1941 году и запущен в эксплуатацию на новом месте как завод специализированных автомобилей «Продмаш». В военные годы здесь выпускали комплектующие для бензоперекачивающих и минометных установок, детали для топливозаправщиков, а также дегазационные машины.
В мирное время завод переориентировали на производство специализированной техники. В 2000 году на нем прошла масштабная реорганизация, обновлена производственная база и оборудование. В рамках программы по переоснащению был открыт цех инновационных технологий, который позже трансформировали в отдельный участок заготовительно-сварочного цеха, где происходит обработка металлопроката (листового) для заготовки и дальнейшего использования в процессе изготовления специализированной техники.
Благодаря введению в эксплуатацию отдельной линии сварки завод «ГРАЗ» полностью обеспечивает собственные потребности в обечайках для производства автоцистерн.
ВажноПроизводственные мощности позволяют выполнять чемоданное сечение, которое усечено спереди по обратному радиусу и используется во время изготовления полуприцепов-бензовозов (цистерн) емкостью в 28-32 кубометра. Такая тара идеально подходит для перевозки светлых нефтепродуктов с соблюдением мер противопожарной безопасности.
В ассортимент продукции, которая сходит с конвейеров этого предприятия, входят также полуприцепы-цистерны с круглым сечением, которые усечены по обратному радиусу. На выбор потребителей представлены модели емкостью в 28-37,7 кубометров, пригодные к установке на 3- или 4-осную подкатную тележку.
Ассортимент выпускаемой продукции
По состоянию на сегодняшний день Грабовский автозавод выпускает:
- Топливозаправщики.
- Автоцистерны.
- Прицепы-цистерны.
- Стальные полуприцепы-цистерны.
- Алюминиевые полуприцепы-цистерны.
- Полуприцепы для транспортировки темных нефтепродуктов.
- Аэродромные топливозаправщики и прочие разновидности спецтехники.
Продукция компании пользуется стабильно высоким спросом как на территории РФ, так и далеко за ее пределами.
Она экспортируется в дружественные страны постсоветского пространства и обладает там блестящей репутацией как надежная и долговечная техника, соответствующая строгим мировым стандартам. Опишем самые распространенные модели спецтехники более подробно.
Топливозаправщики (АТЗ)
АТЗ или автотопливозаправщики – это узкоспециализированная техника, предназначенная для перевозки, кратковременного хранения и заправки различных ТС светлыми нефтепродуктами, плотность которых не превышает 0,83 тонны на кубометр. В линейке предприятия, ставшего предметом нашей беседы, значатся модели топливозаправщиков вместительностью от 4,9 до 17 кубометров.
Количество отсеков варьируется от 1 до 3. В стандартном варианте комплектации предусмотрено наличие донного клапана от фирмы Niehuser, быстроразъемных соединений Elaflex. Горловины прикрыты алюминиевыми крышками, устойчивыми перед повреждениями, негативным воздействием окружающей среды и агрессивных веществ.
Топливозаправщики этого бренда пригодны к установке на шасси разных грузовых авто как российского, так и зарубежного производства – ГАЗ, «Урал», КамАЗ, МАЗ, ЗИЛ и пр. Техника нашла свое применение на нефтебазах, нефтеперерабатывающих предприятиях, автозаправочных станциях.
Она отлично зарекомендовала себя в качестве передвижных АЗС, ведь позволяет выполнять оперативную заправку транспортных средств в отдаленных районах, в которых отсутствует необходимая инфраструктура. В узел выдачи топлива входит спецоборудование для забора горючего, насос, а также пистолет и счетчик для контроля количества топлива.
АТЗ этого производителя обладает такими преимуществами:
- Широкий ассортимент моделей, позволяющий подобрать оптимальное решение для конкретной задачи.
- Возможность использования в любых климатических условиях.
- Высокая производительность, безотказность.
- Прочные резервуары, способные выдерживать критические нагрузки благодаря наличию внутри ребер жесткости.
Ярким примером спецтехники этой категории является АТЗ 56091-06. Модель предназначена для перевозки светлых нефтепродуктов плотностью до 0,86 тонн на м3, а также для заправки ими.
Особенности:
- Горизонтальный резервуар с внутренними ребрами жесткости имеет плоско выгнутую форму.
- Защита от гидроударов.
- Объем бочки бензовоза – 20 кубометров.
- Поперечное сечение чемоданного типа.
- 2 отсека.
- Материал изготовления – высокопрочная сталь марки 09Г2С.
Подходит для установки на шасси МАЗ-6317Х9 с двигателем мощностью в 420 лошадиных сил.
Автоцистерны (АЦ)
АЦ – это цистерны-нефтевозы для перевозки светлых продуктов нефтеперерабатывающей сферы. Они предназначены для доставки нефтепродуктов от нефтебазы на пункт слива по дорогам общего пользования. В каталоге Грабовского автозавода представлены стальные и алюминиевые автоцистерны емкостью от 4 до 40 кубометров, количество отсеков варьируется от 1 до 4. Резервуары устанавливаются на шасси МАЗ или КамАЗ, они характеризуются высочайшим качеством сборки и полностью соответствуют требованию ГОСТ.
Преимущества автоцистерн ГРАЗ:
- Простота, надежность и долговечность.
- Неприхотливость в обслуживании, обеспеченная облегченным доступом к основным узлам.
- Возможность оборудования насосами для оперативного перекачивания нефтепродуктов.
- Дополнительная защита узлов выдачи топлива и аппаратуры (они находятся в специальных технологических ящиках).
- Высокая устойчивость перед механическими нагрузками и гидроударами.
Отличный пример автомобильной цистерны бензовоза от ГРАЗ – АЦ 56081-0000010-51 объемом в 8,6 кубометра. Внутри предусмотрено 1-4 отсека, сечение чемоданного типа, имеются ребра жесткости.
Модель представляет собой не просто автомобильную цистерну, а бензовоз-топливозаправщик (опционально возможна ее дооснастка пистолетом и устройством учета топлива). Резервуар предназначен для установки на автомобиль КамАЗ-43253-2010-69.
Прицепы-цистерны (ПЦ)
ПЦ – это универсальная спецтехника для перевозки светлых нефтепродуктов, плотность которых не превышает 0,86 тонн на кубометр. В линейке компании представлены прицепы-цистерны объемом от 8,5 до 15 кубометров с сечением чемоданного типа. Количество отсеков – от 1 до 4.
Резервуары могут устанавливаться на различные транспортные средства. В частности, возможно обустройство машины-бензовоза на базе МАЗ, BPW или НЕФАЗ. Спецнадстройка выполняется из низколегированной стали (в подавляющем большинстве случаев, но по индивидуальному заказу клиента возможно ее изготовление из алюминия).
Техника пригодна к эксплуатации в любых температурных условиях, она оснащается высокопрочными узлами и оборудованием, характеризующимися простотой замены и хорошей ремонтопригодностью. Комплектация и устройство автоцистерны зависят от присутствия узла выдачи горючего, объема цистерны и марки шасси, на которое она будет устанавливаться.
Одна из наиболее популярных моделей ПЦ - 8638-0000012-02 на шасси BPW. Цистерна объемом в 8,5 кубометра с 1-2 отсеками изготовлена из стали марки 09Г2С.
Снаряженный вес составляет 4,8 тонны, нагрузка на каждую из двух осей - 6,1 тонны. Корпус выполнен по типу горизонтального резервуара с сечением чемоданного типа и усилен ребрами жесткости. Предусмотрен волнорез, предотвращающий образование гидроударов.
Стальные полуприцепы-цистерны (ППЦС)
Эта разновидность автоцистерн нашла широкое применение не только на крупных предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, но и на нефтебазах, строительных объектах, на АЗС и аэродромах. Объем резервуаров такого типа варьируется в пределах 24-40 кубометров, сечение может быть круглым или чемоданообразным. Полуприцепы предназначены для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов.
Они устанавливаются на подкатные тележки с рессорными или пневмоподвесками от ведущих мировых производителей, в частности, компаний SAF или BPW. Бочки нефтевоза изготавливаются из низколегированной стали, дополнительно усиливаются ребрами жесткости, а потому прочны, долговечны и пригодны к эксплуатации в любых климатических условиях, включая самые строгие.
Отличный пример ППЦС от автозавода ГРАЗ – модель ППЦ 96221-0000010-06, устанавливаемая на подкатную тележку SAF. Характеризуется чемоданным сечением переменного типа (т.н. «гусиная шея»). Количество отсеков варьируется от 1 до 5. Изготавливается из стали марки 09Г2С. Снаряженный вес составляет 8,4 тонны, полный равен 29,4 т. Габариты – 3 на 2,55 на 9,88 м.
Алюминиевые полуприцепы-цистерны (ППЦА)
Отличительной особенностью этих бензовозов является меньший снаряженный вес и больший объем груза. Резервуары отличаются повышенной устойчивостью перед образованием коррозии и продолжительным сроком эксплуатации.
В зависимости от назначения объем цистерн варьируется в пределах 24-38 кубометров, число отсеков колеблется от 2 до 5, сечение может быть круглым или чемоданного типа. Резервуары устанавливаются на шасси SAF или BPW. Они стоят дороже стальных аналогов, но окупаются быстрее благодаря большему полезному объему.
В качестве примера ППЦА от завода ГРАЗ приведем модель 96222-0000010 на тележке SAF. Она изготовлена из сплава алюминия и магния марки 5186Н111. Объем составляет 28 кубометров, сечение «гусиная шея». Снаряженный вес составляет 5,8 тонн, полный – 29,8 тонны.
Полуприцепы для темных нефтепродуктов (ППЦБ, ППЦН, ППЦМ)
Эту разновидность цистерн называют также битумовозами. Их назначение заключается в транспортировке и кратковременном хранении технической воды и темных нефтепродуктов, а также иных веществ, плотность которых варьируется в пределах 0,9-1 тонны на кубометр.
Объем резервуаров составляет от 24 до 33 кубометров, их сечение постоянное, отсек может быть лишь один. Техника привлекается для перевозки воды, нефти, мазута и битума. Возможна оснастка спецоборудованием (горелкой или пароподогревом) для поддержания оптимальной температуры перевозимых продуктов.
Хороший пример техники из данного раздела каталога – битумовоз ППЦБ 912505-0000010, устанавливаемый на подкатную тележку BPW.
Вместительность цистерны составляет 24 кубометра, она изготовлена из стали марки 09Г2С и представляет собой своего рода термос с несущим цилиндрическим сосудом с усилением и без сплошной рамы. Для предотвращения гидроудара предусмотрен волнорез, выполненный в форме конуса. Снаряженный вес модели составляет 7,6 тонны, полный вес равен 20,1 т.
Шасси для цистерн
Цистерны, выпускаемые Грабовским автозаводом, могут устанавливаться на разные шасси российского и зарубежного производства. Тип шасси зависит от емкости, полного/снаряженного веса резервуара и от его эксплуатационных характеристик. Возможна установка цистерн на автомобили марки ЗИЛ, «Урал», ГАЗ (включая «Газель Next»), МАЗ и пр.
Заключение
Продукция ОАО ГРАЗ пользуется заслуженно высоким спросом не только среди отечественных потребителей – она активно поставляется на экспорт, в частности, в Беларусь, Казахстан и прочие страны-соседи. Это не удивительно, ведь бензовозы, цистерны, топливозаправщики – это техника, от которой зависит функционирование различных объектов промышленности и народного хозяйства.
На днях я как раз стоял в пробке рядом с таким вот нефтевозом, так что смог рассмотреть этого гиганта весьма подробно. Выглядел он очень впечатляюще. Но я бы сам за рулем такого нефтевоза оказаться не хотел. Все-таки груз опасный, а лихачей у нас на дорогах хватает, так что нужен опыт и осторожность.
Я так понял, что Граз только собирают прицепы и устанавливают на авто. Поэтому, я бы не называл предприятия автозаводом. Что касается сборки, то собирают неплохо. Слышал позитивные отзывы от знакомых водителей бензовозов. Безопасность выше, чем в европейских машинах этого класса.
Использовали заправщики этой марки, вполне долговечные машины, устойчивые к появлению ржавчины. Благодаря тому, что производитель российский, даже свежие модели имеют посильную цену. И как большинство российской автотехники, продукция "ГРАЗ" выносит любые морозы.