Новое оснащение челябинского бульдозера
Челябинский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) является основным производителем тракторов и бульдозеров, которые относятся к категории спецтехники тяжёлого 10 класса. Каждая модель проходит несколько этапов доработки, в результате которой машины совершенствуются, приобретая обновлённые технические характеристики. Особое внимание отводится тем узлам и компонентам, которые вызывают нарекания операторов в процессе эксплуатации. Безусловно, отечественная спецтехника уступает по качеству используемого материала и сборки зарубежным моделям аналогичного класса. Однако, существуют и определённые преимущества, которые, безусловно, следует эффективно применять.
Главные агрегаты бульдозера Б10ПМ
Бульдозер Б10ПМ оснащён механической трансмиссией. Несмотря на то, что предприятие готово устанавливать на своих машинах любые три вида трансмиссии: гидростатическая, механическая и гидромеханическая, предпочтение всё же отдано механическому варианту. Именно механика пользуется спросом у бульдозеристов поскольку обладает высокой ремонтопригодностью. Это недорогой узел, обеспеченные доступными запчастями.
В своё время на бульдозер Б10ПМ устанавливали дизельный двигатель Д-180. Неприхотливый и надёжный мотор оборудован мощной системой турбонаддува и улучшенным карбюратором К-125Л. По сравнению с моделями предыдущего поколения улучшился пуск на малых оборотах. Двухступенчатая воздушная очистка обеспечивает бесперебойную работу в условиях повышенной запылённости и загазованности. Топливный насос получил модернизированную смазку и тем самым облегчил запуск при низких температурах.
C 2015 года на предприятии решили пренебречь традициями и перейти на двигатель ЯМЗ-238МГ2 мощностью 180 л.с./132 кВт. Этот мотор отличается сниженным потреблением топлива. При 60-процентной нагрузки расход топлива составляет 12-14 л. в час. Учитывая, что данный показатель в импортных аналогах приближен к 20 л., стоимость владения существенно падает.
Преимущества джойстикового управления Б10ПМ
2018 год ознаменовался переходом бульдозера Б10ПМ на управление с помощью джойстиков. Подготовительные работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. По успешным результатам тестовых испытаний было принято окончательное решение о запуске в серию новой системы управления, которая пришла на смену семи рычагов. Работа оператора стала гораздо проще.
Теперь управление навесным оборудованием и поворот вправо/влево осуществляется с помощью двух джойстиков. Техника приобрела новые качества маневренности, быстро и точно отзывается на заданные оператором команды. Традиционные механизм поворотов и сцепления канули в небытие, равно как и гидрораспределитель Р-160. Данный узел вызывал не просто нарекания бульдозеристов, а, буквально, негодования. Его неудачная конструкция не выдерживала никакой критики.Следуя тенденциям современного тракторостроения, бульдозер Б10ПМ получил ещё ряд новшеств:
- вынесенные оси качания позволяют защитить от ударных нагрузок всю ходовую часть спецтехники;
- с 2018 года установлены новые ведущие колёса сегментного вида, конструкция которых упрощает ремонт и обслуживание элементов гусеницы;
- шестигранная кабина с увеличенным обзором за счёт большой площади застекления полностью отделена от капота-капсулы.
Чистый воздух для двигателя
Последней новостью ЧЗПТ является использование нового предочистительного фильтра британской компании Donaldson. Перед тем как воздух попадает в воздушный фильтр он должен пройти через моноциклон – устройство, которое очищает воздух и осуществляет его дальнейшую подачу на фильтр. Раньше забор воздуха в двигатель осуществлялся напрямую из-под капота, то, безусловно, он уже содержал примеси: пыль и частицы грязи.
Предочистительный фильтр исключает попадание в двигатель мелкодисперсной пыли, примесей и грязи. Особенно это важно при работе в карьерах, в сфере угледобычи. Через прозрачные стенки фильтра хорошо видна степень его заполнения мусором и грязью. Оборудование легко демонтируется и очищается. Сохраняется длительная безремонтная работа двигателя бульдозера, а также увеличивается срок службы воздушного фильтра.
В задней части бульдозера установлены топливный бак на 350 л. и гидробак объёмом 200 л. Подобное размещение облегчает техническое обслуживание оборудования гидролинии. Датчики масла отслеживают его уровень. Тандемный гидронасос 71-й (подача масла 160 л/ч) и 32-й (61 л/ч.). Технические характеристики бульдозера Б10ПМ:
- полная масса 20,7 т;
- двигатель ЯМЗ-238, 128 л.с., V-образный, 8-цилиндровый, с большим запасом мощности;
- коробка передач двухскоростная, реверсивная;
- раздельно-агрегатная система управления.
- Как дешевле доставить бульдозер из Челябинска на Сахалин?
- Обзор на бульдозеры
- Новое оснащение челябинского бульдозера
Жаль конечно, что для производства нашей техники приходится использовать импортные комплектующие, но безусловно радует, что это направление развивается. Работал с техникой производства ЧЗПТ, она создана именно для наших реалий и отличается высоким качеством.
Еще бы и другая техника перешла на управление джойстиком, тогда вообще бы проблем со сбытом не было. Тяжёлый бульдозер это здорово, но про трактора массового сегмента тоже не стоит забывать.
Я согласна с предыдущим комментатором. Если бы комплектующие были бы с нашей страны, то это было бы намного удобней.
Читаю статью и думаю, что Челябинский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) действительно сделал большой шаг вперёд с моделью Б10ПМ. Использование двигателя ЯМЗ-238МГ2 сэкономило не только топливо, но и снизило эксплуатационные расходы. Это напоминает мне о том, как Caterpillar в своё время перешёл на более экономичные двигатели, чтобы улучшить конкурентоспособность своих моделей. Джойстиковое управление – это, конечно, прогресс, но интересно, как это скажется на обучении новых операторов, ведь интуитивность управления, как например в моделях Komatsu, может стать важным фактором. Замена старых механизмов поворота и сцепления на джойстики – это современный тренд, который мы видим в большинстве новых моделей спецтехники. Также хотелось бы отметить внедрение предочистительных фильтров от Donaldson – это явное улучшение для работы в тяжелых условиях, таких как угольные карьеры. Вспоминаю, как в своё время компании Volvo использовали подобные решения, чтобы увеличить срок службы двигателей в своих самосвалах. В общем, ЧЗПТ сделал значительные улучшения, и это радует, ведь отечественная техника становится более конкурентоспособной на рынке.
Интересно было узнать о новых фильтрах от Donaldson на Б10ПМ. Это решение явно улучшит долговечность двигателей, особенно в запылённых условиях. Похоже, ЧЗПТ серьёзно подошёл к проблеме надёжности. Теперь главное, чтобы эти обновления положительно сказались на репутации марки и улучшили её позиции на рынке.
Меня особенно порадовало внедрение джойстикового управления на Б10ПМ. Это действительно облегчает работу операторов и делает машину более маневренной. Современные тенденции в тракторостроении показывают, что такой подход всё чаще используется, и ЧЗПТ не отстаёт в этом плане. Надеюсь, что и другие отечественные заводы последуют их примеру.