Обзор техники для работы на аэродромах. Тягачи
Практически каждый из нас хотя бы раз летал на самолете, многие помнят, как рассматривали взлетную полосу из иллюминатора, следя за движением аэродромной техники. И если перронные автобусы, подвозящие людей к трапу, топливозаправщики, тележки с багажом всегда на виду, то есть аэродромная техника, работа которой незаметна для авиапассажира.
В первую очередь это аэродромные тягачи, они приступают к работе, когда пассажиры уже уселись в кресло самолета, пристегнулись и ждут взлета или только что приземлились. Или когда лайнер сам медленно рулит по аэродрому от здания аэровокзала до взлетной полосы, именно тогда и трудится буксировщик, которого попросту не видно из-за своих размеров и работы со стойкой переднего шасси под кабиной пилотов.
Производители и модели тягачей
На сегодняшний день в мире существует множество различных марок и моделей аэродромных тягачей. Все их можно разделить на две большие группы машин исходя из двух основных технологий буксировки воздушных судов – классической и безводильной. Тягачи с водилом для работы с самолетами используют собственный вес, часто их дополнительно догружают балластом для придания им устойчивости.
Безводильные тягачи используют вес самого авиалайнера, и если классические машины, оснащенные водилом, просто тянут самолет за собой, то буксировщики без него приподнимают стойку переднего шасси на несколько сантиметров над землей. Учитывая различные типы самолетов, практически все крупные аэропорты имеют в своем парке буксировщики обоих видов.
Goldhofer (Германия)
Аэродромные тягачи под брендом компании Goldhofer, обеспечивают быстрое, экономичное и прежде всего безопасное перемещение самолета на земле. Для буксировки судов с массой до 220 т предназначен безводильный тягач серии AST-3. Универсальная кабина с двумя постами управления дает возможность буксировщику одинаково хорошо двигаться и вперед, и назад, оператору нужно лишь развернуть свое кресло к нужному рулю. Для точного захвата колеса авиалайнера предусмотрено дублирующее управление снаружи, позволяющее управлять процессом захвата передней стойки шасси вне кабины.
В качестве более дешевой альтернативы предлагается недорогая модель AST-3 с индексом L с менее мощным двигателем, приводом на два колеса и меньшим тяговым усилием. Таких характеристик машины достаточно для перемещения самолета общей массой до 160 т. Безводильные тягачи Goldhofer этой серии могут буксировать различные типы воздушных судов, от небольших Embraer до Boeing 767. Под каждый тип в памяти системы имеются свои настройки, переход с одного типа самолета на другой очень прост и осуществляется обычным нажатием кнопки.
FMC (Голландия)
Компания FMC, основанная в 1928 году и ныне входящая в JBT Corporation, выпускает технику, которую можно увидеть практически в любом аэропорту мира. Серия В с водилом применяется для обслуживания самолетов больших размеров от Airbus 320 до Boeing 737. Каждая модель отличается надежной конструкцией, малым радиусом разворота и отличным обзором. Сама кабина просторная, вмещает до трех операторов, за плавность хода отвечает рессорная подвеска передней оси. Боковые отсеки обеспечивают легкий доступ для обслуживания электрических и гидравлических систем.
Отличительными особенностями таких буксировщиков являются функции автоматического распознавания воздушного судна, «умная» тормозная система, стабилизирующая движение, исключающая рыскание при торможении. Управление интеллектуальное, с подробными пошаговыми инструкциями по подбору операций для оператора. FMC предлагает кроме стандартных моделей специальные электрические версии своих аэродромных тягачей, отличающиеся наличием буквы «е» в наименовании модели, с необслуживаемым электродвигателем и батареей емкостью до 930 А.ч.
TLD (Франция)
Логотип компании TLD также можно часто видеть на аэродромных тягачах в аэропортах всего мира. Этот производитель предлагает как безводильные буксировщики, так и машины с водилом. Среди первых самая большая модель - TPX-500, тягач, предназначенный для буксировки всех широкофюзеляжных воздушных судов. Диапазон обслуживаемых типов самолетов широк и охватывает практически все модели Boeing от 747 до 787 и Airbus от 310 до 350-й модели. Конструкция тягача максимально проста – тут нет никаких видеокамер и минимум гидрооборудования.
TMX-650 – старшая модель в линейке тягачей с водилом – предназначена для выполнения операций по буксировке среднефюзеляжных и больших самолетов. Автоматический контроль цикла погрузки/ разгрузки позволяет сделать работу с воздушными судами максимально безопасной. Дизельный двигатель мощностью 250 л. с. позволяет TMX-650 проводить буксировку самолетов на скорости до 25 км/ч. Для удобства работы оператора предусмотрены два поста управления, расположенные по разные стороны машины, позволяющие двигаться вперед и назад по взлетной полосе без разворота.
Douglas (Великобритания)
Английская компания Douglas с 2015 года производит свои аэродромные тягачи в составе корпорации Textron. Младшая в гамме продукции TUG GT-35 способна работать с самолетами до 120 т, такими как Airbus 319, 320; Boeing 727, 737, 757; а также Ту-134; -154 и -204. Двигатель мощностью в 102 л. с. обеспечивает скорость буксировки самолета до 19,3 км/ч. При поставке буксировщика в страны СНГ тягач дополнительно оснащается закрытой кабиной с системой антиобледенения стекол, «зимним пакетом», включающим обогрев фильтров, аккумуляторов, а также цепями на колеса для езды по льду и снегу.
Из безводильных моделей наиболее часто в российских аэропортах встречается Douglas TBL-280. Этот аэродромный тягач может «рулить» как передними, так и задними или даже всеми четырьмя колесами одновременно. Работа оператора проста и удобна: для контроля над захватом стойки шасси его кресло поворачивается вместе с рулем, педалями и приборной панелью на 180 градусов. Турбированный дизельный двигатель рабочим объемом 7 л развивает мощность в 257 л.с. и способен без проблем буксировать со скоростью до 30 км/ч почти любые типы самолетов массой до 400 т.
БЕЛАЗ (Беларусь)
Буксировщики БЕЛАЗ выпускаются уже несколько десятилетий, завод из Беларуси на сегодняшний день имеет в линейке аэродромных тягачей две основные серии этих машин. БЕЛАЗ-74270 является одним из самых мощных аэродромных тягачей в мире и может буксировать воздушные суда со взлетной массой до 600 т. Ему по плечу работа с авиалайнерами типа Boeing 747, Airbus A-380, Ан-124. Кабина трехместная, регулируемая по высоте, с панорамным стеклом и кондиционером. Для улучшения обзорности на машине установлена камера заднего вида.
Для безопасности есть бортовая система пожаротушения с дистанционным включением. БЕЛАЗ-74270 с колесной формулой 4х4 оснащен дизельным двигателем Deutz мощностью 443 л. с. Машина может оборудоваться цепями противоскольжения и буксировать авиалайнеры по снегу и льду. Ведущие управляемые мосты с многодисковыми тормозами в масляной ванне позволяют управлять движением, выбирая из четырех возможных вариантов: поворот только передними колесами, поворот только задними колесами, поворот и передними, и задними колесами в одну сторону для движения боком, поворот передними и задними колесами для малого радиуса поворота.
Постоянный рост авиаперевозок, а также увеличение количества типов самолетов представляют собой постоянную проблему для логистики современных аэропортов. И для осуществления наземных маневров с воздушными судами без буксировщиков не обойтись ни сейчас, ни в обозримом будущем.
Современная техника для буксировки самолетов позволяет значительно снизить шум и загрязнение воздуха вблизи аэропорта, а также уменьшить неэффективный расход ресурса авиационных двигателей и обеспечить значительную экономию авиационного топлива при перемещении воздушного судна по аэродрому на тяге собственных двигателей.
В обзоре использованы материалы с официальных сайтов компаний-производителей и портала о спецтехнике «Основные средства».
- Для собственников самосвалов 8*4 есть работа на длительный срок!
- Как начать работать на себя диспетчером?
- Работа на арендной машине
- Аренда грузовика для работы перевозчиком
- Коллеги, подскажите что требуется для работы на Севере?
- Обзор техники для работы на аэродромах. Тягачи
Недавно прилетела из Москвы и впервые обратила внимание, что в нашем аэропорту Айвазовский тоже много новой и современной техники. Раньше такой не было!
Буксировка достаточно сложный процесс, требующий от водителя тягача специальной подготовки и навыков.
Казалось бы и техника специфическая, по поражает то, что в мире достаточно и фирм производителей, которые занимаются разработкой таких машин. Судя по инфе тягач тягачу рознь и по функциям и по возможностям управления.Тут для аэропортов важно, что выбор есть, позволяющий закупить то, что нужно под обслуживаемые самолёты.
Честно говоря, раньше я никогда не задумывался о том, как многообразна и сложна техника, работающая на аэродроме. Особенно впечатляют безводильные тягачи, которые используют вес самого самолета для транспортировки. Это как если бы вы использовали огромную тележку, чтобы перемещать тяжелые грузы, и сами грузы помогали бы вам в этом. Очень интересно, что у каждого производителя свои подходы и решения. Например, Goldhofer с их универсальной кабиной, позволяющей двигаться в любую сторону, или FMC, которые внедрили «умные» тормоза и автоматическое распознавание воздушных судов. Это напоминает мне об автомобильной индустрии, где компании тоже ищут инновации для повышения безопасности и удобства. Но что действительно впечатляет, так это разнообразие моделей и технологий, от простых дизельных двигателей до современных электрических версий. Всё это показывает, как аэродромная техника постепенно эволюционирует, стремясь к более экологичным и эффективным решениям. Пожалуй, это напоминает мне о том, как электромобили начали набирать популярность в автомобильном мире. Тот же подход можно увидеть и здесь, когда производители стараются уменьшить воздействие на окружающую среду. Интересно, что будет дальше – возможно, увидим какие-то революционные изменения в этой области, как это произошло с электромобилями в последние годы.
Очень приятно видеть, что даже такие гиганты, как БЕЛАЗ, не стоят на месте и предлагают современные решения для аэродромов. Их модели с возможностью работы на льду и снегу – просто находка для наших условий. Это как если бы автомобили адаптировались к езде по пересеченной местности, показывая свою универсальность и надежность.
Меня всегда удивляло, как много технологий сосредоточено в аэродромных тягачах. Особенно радует, что компании, такие как TLD и Douglas, продолжают развивать свои модели, добавляя автоматические функции и улучшая эргономику работы операторов. Это как в мире смартфонов, где каждый новый выпуск приносит что-то новое и полезное.