Пикап Tarpan из Польши
Tarpan — пикап, выпускавшийся в Польше с 1973 по 1995 годы. Основан на базе Fiat 126p и оснащался разными видами двигателей. Был доступен в двух вариантах: двухместном и четырехместном.
Оглавление
Машина сразу получила популярность в Польше и использовалась для различных целей, таких как перевозки грузов, с/х работ и туризма. Ниже приведем особенности техники, ее технические характеристики, модификации, параметры кузова и грузоподъемность.
Область использования Tarpan
ВажноПикап Тарпан был весьма универсальным автомобилем и использовался для различных целей.
К наиболее распространенным сферам применения стоит отнести следующие:
- Сельскохозяйственные работы: перевозка удобрений, зерна и других с/х культур. Машина такжеиспользовалась для транспортировки животных.
- Туризм. Tarpan достаточно компактный, чтобы легко передвигаться по узким улочкам и бездорожью. Его активно использовали для туристических целей и доступа к объектам, которые находились на большом удалении от города.
- Строительство. Машина часто использовалась на стройплощадках для перевозки материалов и инструментов. Она также применялась для доставки рабочих к месту возведения объекта.
- Торговля. Пикап активно применялся для перевозки товаров от поставщиков к продавцам. Его очень любили небольшие предприниматели, которые нуждались в компактном и надежном транспорте.
- Правительственные службы. Пикап Tarpan задействовала полиция, пожарная охрана и скорая помощь. Они применяли транспорт для перевозки личного состава и оборудования.
- Частные лица. Машина использовалась для решения разных задач в пределах личного хозяйства.
Технические характеристики пикапа
При рассмотрении FSR Tarpan стоит выделить параметры машины. Для примера рассмотрим модель F233:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вес снаряженный / полный, т | 1.175 / 2.1 |
Габариты (ДхШхВ), м | 4.322х1.75х1.84 |
Колесная база, м | 2,7 |
Клиренс, см | 21 |
Передняя / задняя колея, м | 1.395 / 1.402 |
Двигатель | 1.5-литровый, 75 л. с. |
КПП | 4 или 5-ступенчатая механика |
Привод | полный постоянный |
Скорость, км/ч | 110 |
Расход горючего , л / 100 км | от 12.5 до 13.5 |
Варианты двигателей
Первая версия машины была оснащена популярным на тот период силовым агрегатом объемом 2.12 л. Он развивал мощность около 70 лошадиных сил и на тот период устанавливался на многих автомобилях. В 1982-м авто получило обновленную версию дизельного ДВС, который имеет объем 2.5 литра и мощность 50 «лошадей» при 2500 оборотах в минуту. Главной особенностью нового силового агрегата стало увеличение момента со 118 до 150 Н*м.
В 1989-м появилась новая версия Tarpan Honker, в которой ставился уже турбированный дизель мощностью 100 лошадиных сил. Встречались и другие варианты модификации. К примеру, в ПНР делались грузовики с полным приводом, на которые ставился 6-цилиндровый силовой агрегат мощностью 150 «лошадей». Именно эти представители участвовали в гонке «Париж-Дакар».
Трансмиссия и раздатка
Первоначально пикап Tarpan оснащался 4-ступенчатой механической коробкой передач. Трансмиссия была разработана в Польше и производилась на местном заводе. Она была надежной и неприхотливой, а также получила известность, благодаря экономичности и низкому уровню шума.
В 1990-х на некоторых модификациях появилась 5-ступенчатая «механика», которая по характеристикам не уступала конкурентам и обеспечивала дополнительную экономию топлива. Машина была доступна в двух версиях: заднеприводной и полноприводной. Первая была стандартной, а вторая добавлялась в качестве опции.
Раздаточная коробка была двухступенчатой с режимами 2H (задний привод), 4H (полный привод) и 4L (низкая передача). Полноприводная трансмиссия предназначена для использования в условиях бездорожья. Она была надежной и неприхотливой.
Ходовая
Пикап Tarpan оснащался независимой подвеской на всех колесах. Передняя часть — типа Макферсон, а задняя — торсионная или рессорная. Тормозная система была дисковой спереди и барабанной сзади. Подвеска жесткая и обеспечивала хорошую управляемость на дороге. Спереди и сзади устанавливались винтовые пружины и гидравлические амортизаторы.
Тарпан продавался с двумя вариантами колес: стальные и литые диски. Первые продавались в стандартной комплектации, а вторые шли в качестве опции. Ходовая часть обеспечивала хорошее сцепление с дорогой и оптимальное торможение. Это позволяло использовать пикап для езды по городу и по бездорожью.
Кабина (двухдверная и четырехдверная) и техническое оснащение Tarpan
Модель продавалась в двух вариантах кабины: 2-дверная и 4-дверная. Двухдверная версия более компактна и имеет меньший объем грузового отсека. Четырехдвернаяболее просторна и отличается большей грузоподъемностью. Чаще всего второй вариант продавался в качестве опции.
Техническое оснащение:
- кондиционер — обеспечивал комфортную температуру в салоне автомобиля в жаркую погоду;
- электростеклоподъемники — позволяли открывать и закрывать окна автомобиля одним нажатием кнопки;
- электропривод зеркал заднего вида — давал возможность регулировать положение;
- центральный замок — блокировал все двери автомобиля одним нажатием кнопки;
- аудиосистема;
- бортовой компьютер — показывал различные данные о состоянии автомобиля, такие как расход топлива, скорость и время.
Приборная панель достаточно удобна для восприятия и имеет необходимый набор приборов. Какого-то излишества в плане комфорта или электроники по понятным причинам здесь нет.
Параметры кузова и грузоподъемность
В зависимости от версии менялась и грузоподъемность техники. К примеру, «фермерский» вариант Тарпан 233 выпускался сначала в стандартной версии и имел грузовую платформу с тентом. В такой модификации машина могла взять на борт около 400 кг груза, а при посадке трех человек в салон грузоподъемность увеличивалась до 575 кг. Дополнительно многие покупали прицеп, который вмещал еще 400 кг.
В некоторых версиях, к примеру, Tarpan 237, максимальная грузоподъемность достигала 975 кг, но по факту автовладельцы грузили больше тонны. Благодаря мощному кузову, раме и ходовой, машина справлялась с чрезмерными нагрузками. Подробнее на вопросе максимально перевозимого груза остановимся еще ниже.
Что касается кузова, его габариты периодически менялись. К примеру, в сравнительно новой версии Тарпан Хонкер 4012 они имели следующие характеристики:
- длина — 4.55 м;
- ширина — 1.85 м;
- высота — 2.195 м.
Модификации
За время изготовления было представлено множество модификаций пикапа Tarpan:
- Pick-up. Базовая версия с 2-дверной кабиной и грузовым отсеком. Была самой популярной версией пикапа Tarpan. Предназначена для использования в городских условиях и сельской местности.
- Pick-up 4x4. Полноприводный вариант с 2-дверной кабиной и грузовым отсеком. Применялся в условиях бездорожья.
- Pick-up 4x4 DoubleCab. Полноприводная версия с 4-дверной кабиной и грузовым отсеком. Модификация предназначена для использования в качестве семейного автомобиля, но активно применялась и для бизнеса.
- Pick-up Ambulance. Санитарный автомобиль, основанный на пикапе Tarpan. Версия использовалась в качестве медицинского автомобиля.
- Pick-up FireTruck. Пожарный автомобиль, предназначен для тушения пожаров.
Все модификации отличались по особенностям грузового отсека. В частности, были популярны версии с брензентовым тентом, который закрывал груз и защищал его от негативных природных воздействий. Также были версии в виде универсала-фургона и раздвижной задней стенкой. В последнем случае у водителя был непосредственный доступ в кузовную часть.
Стоит учесть, что в периоды выпуска менялось и название машины. К примеру, первой была версия 233, которая делалась на заводе FSR. Она имела вид пикапа с кузовной частью, накрытой брезентом. Потом появился вариант D233 с грузоподъемностью до 0.4 т.
С августа 1976-го стали выпускаться версии Комби и Пикап, имеющие закрытый кузов и способные перевозить до 300 кг. С учетом устанавливаемого двигателя версии назывались F233 или S233. С 1978-го производилась 234-я версия с полным приводом, а в 1982-м — 237-я.
В дальнейшем были и другие модификации — Honker и 239D. Цель выпуска нескольких версий пикапа Tarpan— повышение функциональности и универсальности автомобиля. Они делали машину более привлекательным для покупателей с различными потребностями.
География продаж пикапа
В Польше Tarpan был очень популярным автомобилем. Он продавался по относительно низкой цене и выделялся надежностью. Пикап также отличался универсальностью и мог использоваться как для личных, так и для рабочих целей.
В других странах Восточной Европы модель также была популярна. Единственным недостатком считалась более высокая цена, но из-за высокой грузоподъемности предпочтение отдавалось именно этой версии.
В Западной Европе и Африке пикап Tarpan пользовался не меньшим спросом. Он был доступен по более высокой цене, чем в Польше и других странах Восточной Европы, поэтому продавался в меньших объемах. С 1975-го машина активно продавалась в Иран и Грецию.
Заключение
Тарпан был простым и надежным автомобилем, который предназначался для использования в сельской местности. Он имел невысокую стоимость и универсальность, что позволяло использовать транспорт для различных целей.
Пикап пользовался спросом в Польше и других странах Восточной Европы. Он был снят с производства в 1995-м, но его наследие продолжает жить. Даже сегодня он считается одним из самых знаковых автомобилей в истории Польши.
- Загрузки из Магадана в Новосибирск
- Перевезти пластблоки из Екатеринбурга
- Грузоперевозки из Польши в Калининград
- Как перевезти груз (детские вещи) из Москвы в Омск
- Нужна Газель из Балаково в Саратов
- Пикап Tarpan из Польши
Ух, ностальгия. У деда был такой, оранжевый, яркий, как апельсин. Половина лучших летних воспоминаний детства с ним связана. В поле, в лес, на речку, в город ездили, возили всё – от стройматериалов, навоза и сена до коз (живых, разумеется). Настоящая рабочая лошадка была. До сих пор сердце щемит от любой оранжевой машины в деревенском пейзаже.
Пикап Tarpan из Польши действительно заслуживает внимания как исторический символ надежности и универсальности. Его способность справляться с тяжелыми рабочими задачами и проявлять отличную проходимость на различных типах дорог сделали его незаменимым партнером для фермеров и предпринимателей. Не смотря на то, что марка Tarpan больше не существует, она оставила след в сердцах автолюбителей, а ее пикап остается живым напоминанием о простоте, надежности и функциональности в мире автомобилей.
Не знал, что Тарпан перестал выпускаться. Жаль, машина была надежная, универсальная и недорогая. Такая техника незаменима в селе, да и предпринимателям она бы пригодилась. Даже не могу вспомнить вариант, который имел бы такие характеристики при доступной цене.
Удивила оснащенность кабины, даже в начале 90-х было еще немного машин с кондиционером. Интересно, почему его сняли с производства, обогнали более высокотехнологичные конкуренты? А вообще, "Тарпан" можно отыскать для покупки и сейчас, но пока я видела только модели в очень плохом состоянии.
Честно говоря, я раньше не знал о существовании Tarpan, но теперь понимаю, почему он был так популярен в Польше и других странах Восточной Европы. Эта машина действительно универсальна. Если сравнить её с современными пикапами, такими как Ford Ranger или Toyota Hilux, то Tarpan явно проигрывает в плане комфорта и технологий, но выигрывает в своей простой и надежной конструкции. Удивительно, как польские инженеры смогли создать такой функциональный автомобиль на базе Fiat 126p. Схожесть с другими культовыми авто, такими как советская 'Нива', тоже очевидна. Оба автомобиля создавались для работы в сложных условиях и оба стали легендами на своих рынках. Особенно впечатляет разнообразие модификаций, от стандартного пикапа до версии скорой помощи и пожарной машины. Это показывает гибкость и адаптивность авто под разные нужды. Да, динамика и комфорт могли бы быть лучше, но для своего времени и предназначения Tarpan был идеальным решением. Теперь, оглядываясь назад, можно сказать, что он заслуженно занял своё место в истории автопрома.
Tarpan напоминает мне о том, как важна простота и надежность в автомобилях, особенно когда речь идет о сельской местности и тяжелых условиях эксплуатации. Его способность адаптироваться к различным задачам — это то, что многих привлекало.
Интересно, что Tarpan смог участвовать в таких гонках, как 'Париж-Дакар'. Это говорит о том, что даже в условиях повышенных нагрузок машина проявляла себя достойно. Не каждый пикап может похвастаться такой историей!