Ступица - основа колеса
Ступица – одна из важнейших деталей в конструкции транспортного средства, от которой напрямую зависит его способность ехать.
Оглавление
Каждый автолюбитель должен хотя бы в общем знать устройство этого узла, особенности его эксплуатации и основные неисправности, чтобы избежать преждевременного износа и вовремя обнаружить возможную поломку для ее оперативного устранения.
Функции ступицы
Прежде чем описывать функции и тем более – устройство ступицы колеса, необходимо разобраться в том, что она собою представляет. Итак, ступица – это центральная часть вращающегося узла, на которую крепится автомобильное колесо. На ней обычно находятся шпильки для фиксации колеса или отверстия, в которые вставляются болты, используемые в аналогичных целях.
Во внутреннем отверстии ступицы расположены шлицы, исключающие риск проворачивания детали вокруг своей оси. Выпускается комплектующее из металла повышенной прочности, способного выдерживать огромные механические нагрузки на протяжении продолжительного периода времени. Деталь цельнолитая, отверстия, необходимые для фиксации остальных конструктивных частей, вытачиваются в ней с помощью специального оборудования.
ВажноБлагодаря тому, что подшипник ступицы способен выдерживать большие нагрузки, деталь обеспечивает колесам надежную опору даже во время движения в сложных дорожных условиях (при езде по бездорожью, в груженом состоянии и пр.). Важной задачей ступичного узла является также удержание деталей тормозной системы и передача крутящего момента от мотора на колеса (при условии, что деталь расположена на ведущем мосте либо на ШРУСе). К тому же именно ступица обеспечивает свободное вращение колеса фактически без трения.
Подводя промежуточный итог под сказанным выше, можно обозначить такие функции ступицы:
- Надежное удержание колеса.
- Основа крепежа тормозов, включая датчики антиблокировочной системы в случае их наличия.
- Обеспечение колесу возможности вращаться.
- Передача крутящего момента.
Как устроена ступица
Учитывая функционал ступицы и тот факт, что она вынуждена выдерживать огромное механическое воздействие, деталь изготавливается из качественных материалов повышенной прочности. Причем, как уже говорилось выше, вытачивается она из цельнолитого куска металла на специальном станке, а состоит из таких элементов:
- Обод со шпильками или отверстиями для фиксации колеса.
- Внутренняя часть, представляющая собой основу – посадочное место под подшипник.
- Отверстие для монтажа полуоси.
- «Гнездо» под датчик АBC (в современных моделях).
Важно отметить тот факт, что подшипники, устанавливаемые во внутреннее «гнездо» ступицы, рознятся между собой в зависимости от марки. Существуют две наиболее распространенных разновидности деталей:
- Конусообразные.
- Закрытые роликовые.
Представлена на рынке и третья разновидность – шариковые, но их используют крайне редко из-за недостаточной прочности и слишком маленькой площади соприкосновения.
Примечателен тот факт, что большинство ступиц зарубежного производства являются фактически неразборными. В случае выхода из строя любого их элемента ремонту они не подлежат, весь узел приходится менять целиком.
Чем отличаются ступицы переднего и заднего колеса
Чаще всего привод передается от переднего вала к ступице посредством шлицевых канавок, которые обработаны на небольшое расстояние вдоль конца вала. Они вступают во взаимодействие с определенными канавками внутри детали. В этой связи между передней и задней ступицей есть определенные различия.
Дело в том, что передняя ступица для автомобилей с передним приводом должна проворачиваться, обеспечивая подвеске возможность перемещаться вверх и вниз и создавая усилие, необходимое для поворота колес. Характерной особенностью узла, устанавливаемого на переднем колесе, является тот факт, что гайки этой ступицы изнашиваются значительно чаще аналогичных деталей, устанавливаемых сзади.
Ведущий вал и собственно ступица проворачиваются внутри держателя – литого элемента, поворачиваемого вправо и влево и тем самым обеспечивающего возможность управления транспортным средством. В заднеприводных авто с независимой подвеской отпадает необходимость в рулевом механизме – задние приводные ступицы там нередко являются самоуправляемыми.
А вот если говорить о машинах с передним приводом, то там ступицы выполняют двойственные функции: приводят колеса в движение и проворачиваются, делая возможным управление транспортным средством. По этой причине они вращаются внутри большой отливки – так называемой ступицы-носителя, зафиксированной на подвеске двумя шаровыми шарнирами.
Они отвечают за способность носителя перемещаться вверх/вниз и за их возможность поворачиваться. Угол поворота держателя ступицы зависит от рулевого механизма, к которому держатель крепится посредством рулевого рычага и шарнира.
Характерные неисправности, причины и диагностика
Особенности неисправностей зависят от условий эксплуатации автомобиля. К примеру, при частой езде по бездорожью, наездах (особенно на большой скорости) на ямы и другие препятствия происходит деформация обода, и восстановить его невозможно – приходится выполнять замену ступицы.
Если внутрь детали попадает грязь, песок и пыль, это приводит к пересыханию смазки. Распространенной поломкой является выход из строя подшипников, но здесь специалисты склоняются ко мнению, что преждевременный их износ вызван ненадлежащим качеством деталей или материалов их изготовления.
Чаще всего выход из строя ступицы невозможно обнаружить на начальной стадии – поломка проявляется тогда, когда в необходимости ремонта уже нет никаких сомнений. Вот почему так важно систематически загонять авто на станцию техобслуживания и выполнять диагностику с помощью спецоборудования. Однако существует ряд симптомов, которые должны насторожить любого внимательного автовладельца.
К ним относятся:
- Появление свиста и скрежета непонятной природы.
- Гул со стороны колеса.
- Перегрев тормозного диска, являющийся следствием изменения траектории вращения колеса в результате разрушения подшипника. В таком случае единственно возможным решением проблемы является замена подшипника ступицы. Определить поломку легко: после поездки следует потрогать колесный диск – он тоже будет горячим.
- Неравномерный износ автопокрышек.
Существует несколько методов диагностики узла, которые можно использовать в домашних условиях:
- Постучать по шине. Как бы смешно это ни звучало, но способ эффективен и неоднократно проверен временем. Если колесо шатается, пусть и немного, в 99 процентах случаев имеет место неисправность ступицы. Примечательно то, люфт колеса проявляется намного раньше, чем возникает характерный звук, свидетельствующий о поломке. Поэтому автомастера рекомендуют регулярно выполнять такую нехитрую диагностику.
- Прислушаться. Совет дельный, но следует помнить, что если появились посторонние звуки, значит, уровень износа достиг критической отметки, и, скорее всего, ремонт невозможен, придется менять узел целиком. Скрип, гул свист и прочее «музсопровождение» в подавляющем большинстве случаев свидетельствуют об износе подшипников. Рассмотрим этот вопрос детальнее. Так, если проблемы наблюдаются со ступицами переднего колеса, характерный звук появляется на скорости около 60 км/час. Разогнавшись до таких цифр на спидометре, нужно слегка «повилять». Если звук слышно при повороте руля вправо, износилась ступица слева, и наоборот.
- Для диагностики задних колес нужно слегка приподнять корму, а затем покачать колеса. При малейших признаках люфта или посторонних звуков (потрескивание, постукивание и пр.) лучше сразу отправиться на станцию техобслуживания.
- Съездить на СТО. Логичный и самый разумный метод обнаружения неисправности, ведь если даже поломка обнаружена самостоятельно, без помощи квалифицированных специалистов не обойтись. Они подтвердят или опровергнут подозрения, а заодно и выполнят ремонт либо замену износившегося узла.
Итог
Систематическая проверка состояния ступицы и ее исправность – это гарантия безопасной комфортной езда и шанс избежать множества проблем, в том числе финансового характера. Зная, где находится деталь, и что может свидетельствовать о ее неисправности, автовладелец сможет вовремя обратиться к профессионалам.
- Тонары-зерновозы на постоянную основу
- Перевозка груза на постоянной основе
- Тонары на постоянную основу
- Набор водителей на подработку и на постоянной основе
- При повороте скрип переднего колеса
- 10 хитростей, которые помогут правильно поменять покрышки
- Ремонт колёсного диска
- Уход за грузовыми автомобилями
- Лесовоз с правильными колёсами
- Легендарный советский внедорожник Газ-69
Учитывая стоимость замены всей ступицы, неразборность некоторых моделей - не сильный минус. Замена, в среднем, обходится в 1500 - 2000 тысячи рублей, а хватает ступицы примерно на 100-150 тысяч км. Если не убивать колеса на разухабистых дорогах, ступицы могут продержаться и больше.
В СТО тоже не всегда поедешь. Там не всегда нормальные работники попадаются. Один раз меня там так нагрели...Я обычно сам прислушиваюсь и уже делаю выводы, нужен ремонт или нет. Это дело такое. Лучше лишний раз проконтролировать. Спасибо за статью, много дельного написано.
Хорошо знаю устройство автомобиля. Но, даже не подозревал, что цельнолитая ступица настолько важна. Да с о профилактическом осмотре не задумывался. Здесь без спец оборудования разобраться невозможно, поэтому выход один – доверять диагностику специалистам на СТО.