Повреждение или утрата груза: что делать? Пошаговая инструкция
Если грузоотправителем правильно выбран исполнитель — транспортная компания, все равно невозможно исключать вероятность повреждений или утраты перевозимой продукции. Причиной тому, могут стать форм-мажорные ситуации.
Кто отвечает при транспортировке товарно-материальных ценностей?
В законе, прописанном Гражданским Кодексом, статья №796, определена роль для грузоперевозчиков. Согласно закона, исполнители являются ответственными лицами за все товарно-материальные ценности, принимаемые для последующего перемещения. Исключением выступают форс-мажорные ситуации: обстоятельства, которые могут произойти по независящим от никого причинам. Речь идет о стихийных бедствиях или внезапном военном конфликте. Что касается аварий, то ситуацию тщательно изучают в суде, так как не все из них можно отнести к форс-мажору.
Как же поступать при повреждениях или утрате товарно-материальных ценностей перевозчиком во время следования? Действия, в такой ситуации должны сводиться к следующему.
Составление акта. В нем указывается причина повреждения или недостача продукции. Важно, во всех подробностях произвести описание случившегося. В накладных подпись не ставится, а указывается, что произведено составление акта о повреждении груза.
В случае, когда транспортируемые товарно-материальные ценности были застрахованы, следует оповестить страховую фирму. Это можно сделать удобным способом, например: по контактному телефону, который имеется на бланке полиса. На нем же, как правило, указана информация, относительно порядка действий, если имеет место страховой случай.
Когда, при составлении договора сторонами не был прописан конкретный срок, с уведомлением необходимо обратиться в страховую фирму в течение 24-х часов.
Написание претензии в адрес транспортной компании. Данную меру принимают, когда продукция не доехала до пункта назначения. Важно акцентировать внимание на то, что претензия должна подаваться в адрес грузоперевозчика не позднее 365 дней. Время на рассмотрение составляет 30 суток. Если исполнителем не предприняты какие-либо меры, заказчик может обращаться с иском в судебную инстанцию.
Подача искового заявления в судебную инстанцию. Для того, чтобы дать делу ход, заявителю необходимо располагать всеми транспортными документами, копиями актов и претензий.
Написание заявления о факте кражи товарно-материальных ценностей. В случае, когда при транспортировании автомобиль подвергся несанкционированному нападению с хищением, водителем в обязательном порядке должно быть подано заявление в отделение милиции (отдел определяется, исходя из района, где произошло ЧП).
Если имеют место подозрения на недостачу из-за несанкционированных действий третьих лиц, грузополучателем должно составляться заявление, адресованное органам внутренних дел. К нему также прилагают:
- выписку по регистру юрлиц или протокол, на основании которого назначался директор транспортной фирмы;
- транспортную накладную;
- договор на оказание услуг по грузоперевозке;
- документацию, подтверждающую, что товар был приобретен и оплачен;
- страховку на продукцию;
- документацию на транспортные средства и удостоверяющие личность водителей.
Документация, необходимая для возмещения ущерба
В качестве главного подтверждения транспортировки товарно-материальных ценностей является специальная документация. Речь идет об:
- авиационных накладных;
- железнодорожных накладных;
- консаменте при перемещениях по морю;
- накладных CMR перевозках автотранспортными средствами.
В качестве дополнения к накладным прикладывается договор. В ситуациях, когда урегулировать спор мирным путем не удается, документация — главное доказательство, что транспортировка действительно была; ее осуществляла конкретная компания, на определенном автомобиле, управляемым определенным водителем; что товар не был доставлен получателю в конкретном количестве и состоянии.
Для судебных инстанций накладные являются основанием, исходя из которого и назначается размер компенсационных выплат.
Решения, снижающие риск утратить транспортируемые товарно-материальные ценности
В начале статьи было указано, что существуют форм-мажорные ситуации, когда повреждение груза или его утрату избежать невозможно. Такие случаи не предоставляется возможным предсказать. К счастью, они редкость.
Однако, грузоотправителям не будет лишним тщательно выбирать исполнителей и не экономить на оформлении страховки, планируемых к перемещению товарно- материальных ценностей. Выбирая перевозчика, стоит отдавать предпочтение организациям, специализирующихся на транспортных услугах и имеющих положительную репутацию. Такие предприятия всегда предлагают составить официальный договор, оформить страховку и предпринять ряд целесообразных мер, позволяющих произвести перевозку любой продукции в целости и сохранности, независимо от продолжительности маршрута.
- Кража Груза !!!!
- Попытка кражи груза
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Максимально-допустимая норма груза
- Повреждение или утрата груза: что делать? Пошаговая инструкция
Лично у меня не возникало проблем по поводу повреждений груза при доставке, но вот у знакомого при транспортировке довольно ценных материалов случился казус, водитель просто развалил половину груза, компания через которую производилась транспортировка сразу открестилась от своего рабочего и выплачивать пришлось ему, так что нужно быть аккуратнее и проверять все по сто раз перед тем как что то перевозить!
Непредвиденные ситуации на дорогах никто не отменял. Невозможно предугадать. Я удивлен, что аварии не относятся к форс-мажору. Водитель явно не по своей инициативе попадает в аварийную ситуацию.
Форс-мажорные ситуации случаются неожиданно и предвидеть их, в основном, никто не может. Повреждения грузов могут случиться у любого перевозчика в зависимости от сложившихся обстоятельств. Важно готовить водителей заранее к таким случаям, чтобы они могли действовать правильно и по возможность сохранить груз.
Интересная статья, поднимающая важную тему ответственности при перевозке грузов. В свете современных реалий, когда логистика становится все более сложной и международной, ответственность за товарно-материальные ценности приобретает особую значимость. Вспоминается ситуация с Ever Given в Суэцком канале, когда миллионы товаров были задержаны. Это показывает, что даже крупные компании не застрахованы от форс-мажоров. Законодательство, регулирующее грузоперевозки, действительно играет ключевую роль, однако не стоит забывать и о важности страхования. Страховка становится не просто дополнительной опцией, а необходимой мерой предосторожности. Как и в авиации, где страхование грузов является стандартной практикой, в автоперевозках это должно стать нормой. Кроме того, тщательный выбор транспортной компании — это еще один способ минимизировать риски. Репутация компании, наличие всех необходимых лицензий и сертификаций, а также положительные отзывы клиентов — все это важные критерии выбора. Очень полезно, что в статье уделено внимание детальному описанию действий в случае потери или повреждения груза. Это может помочь многим компаниям избежать финансовых потерь и сохранить деловые отношения с партнерами. В заключение, при планировании перевозок важно учитывать все возможные риски и заранее прорабатывать стратегию действий в случае непредвиденных обстоятельств. Помимо юридической ответственности и страхования, это также включает мониторинг транспортных маршрутов и использование современных технологий для отслеживания грузов.
Статья прям в точку! Проблема ответственности перевозчиков всегда была актуальной. Как человек, работающий в этой сфере, могу сказать, что страхование — это не просто формальность, а спасательный круг в большинстве случаев. Главное — сотрудничать с проверенными транспортными компаниями.
Отличная статья! Действительно, форс-мажоры — это то, с чем сталкиваются все в логистике. Я бы еще добавил, что важно всегда иметь запасной план и тщательно прорабатывать маршруты. Это как в шахматах: нужно предусмотреть все возможные ходы соперника, в данном случае — непредвиденные обстоятельства.