ЗиЛ-5301 «Бычок». Характеристики автомобиля, работа систем и узлов
Трехтонный полукапотный ЗиЛ-5301 «Бычок» разработали в 1992-м, а запустили в серию в 1996-м году. Столь долгая пауза объясняется поисками подходящего двигателя. Наконец, решили временно поставить минский тракторный Д-245 (нет ничего более постоянного, чем временное!) В итоге, получилась, в общем-то, неплохая машина, хотя и не без недостатков. Ее активно «пристраивали» по госзаказам. Но на свободном рынке она продавалась плохо. Клиенты предпочитали «Валдаи» или китайско-корейский импорт. Кончилось тем, что в 2014 г. ЗиЛ-5301 сняли с производства.
Можно долго рассуждать о том, почему перестали собирать перспективный «Бычок». Причин много: низкое качество сборки, задержка с модернизацией, слишком поздний запуск конкурентоспособных преемников («Тапир» и ЗиЛ-4362). Указывают и на такой фактор, как неудачное расположение завода – московская земля слишком дорогая.
Технические характеристики
- Мощность, л.с.: 106 – 136
- Габариты (ДхШхВ), м: 6,195-7,165 х 2,319 х 2,365
- Кузов, м: 3,75 х 2,254 х 0,45
- Высота погрузки, м: 0,765 – 1,05
- База, м: 3,65
- Колея (передн/задн), м: 1,832 / 1,69
- Клиренс, м: 0,18
- Радиус разворота, м: 7,8
- Снаряженная масса, тн: 3,695
- Полная -**-, тн: 6,95
- Грузоподъемность, тн: 3
Описание
На ЗиЛ-5301 ставили автомобильную модификацию 4-цилиндрового дизеля Д-245 производства ММЗ. С течением времени, его модернизировали, подняли мощность, повысили экологический класс (с нулевого до Евро-3). Он комплектовался ТНВД Motorpal (Чехия) и интеркулером.
КПП 5-ступенчатая (5+1), с синхронизаторами. Сцепление однодисковое, фрикционное, сухое, с периферийными пружинами и гидроприводом с пневмоусилителем. Кардан открытый, на игольчатых подшипниках. Главная передача гипоидная, полуоси разгруженные. Система торможения имеет пневмоусилитель и двухконтурный гидропривод. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные, с авторегулятором усилия.
Передняя и задняя подвески сделаны на полуэллиптических рессорах. Кроме того, спереди есть 2 амортизатора, а сзади – 2 дополнительные рессоры. Рулевое с гидроусилителем. Электрооборудование 12-вольтовое. Кабина может быть со спальником.
Заключение
Если свести воедино отзывы о «Бычке» его владельцев, то получится, что техника эта, в общем, хорошая. Но только в том случае, если на ней аккуратно работать и тщательно за ней ухаживать. Иначе, будет постоянно ломаться. К минскому двигателю – никаких претензий. Тяговитый, экономичный, надежный. Машина спокойно везет не только заявленные три тонны, но и сверх того (до 4,5 тн). Самых добрых слов заслуживают КПП и муфта сцепления. Реальный расход ДТ на «сотку» пробега небольшой – 12л для пустого, 20 л – для груженого. Грузовик дешевый (как и запчасти на него), экономичный, рентабельный.
С другой стороны, постоянно ломается редуктор заднего моста. Кабина шумная, ржавеет очень быстро. Вентиляционный люк протекает. Компоновка моторного отсека и некоторых других узлов неудачная.
Бэушный ЗиЛ-5301 фургон, сделанный на рубеже девяностых/нулевых годов, стоит от 150 до 400 тыс. руб. За манипулятор или другую спецмашину просят 500 – 700 тыс. руб.
- Какие нужны документы на ребенка что бы пересечь границу?
- Обзор на бульдозеры
- Как бы это все начать?
- Транспортная компания КИТ хотелось бы узнать ваше мнение
- За какой груз Вы бы не взялись?
- ЗиЛ-5301 «Бычок». Характеристики автомобиля, работа систем и узлов
А мне ЗИЛ "Бычок" нравиться. Несмотря на низкое качество сборки,он на ходу! Главное колёса!
Жалко, что не удержали ЗиЛ от краха, в такое время 1-2 неверных решения и ага. ГАЗ сумели удержать и он благополучно проехался не Газели.
Вполне нормальный грузовик. Если нормально за ним ухаживать, то проживет довольно долго, тем более запчасти на него не стоял так дорого, в этом и заключается плюс, да тут по сути нечему ломаться, если попадет в правильные руки, то будет служить верой и правдой.
Когда читаешь о ЗиЛ-5301, хочется отметить, как интересно сочетание советских и постсоветских технологий в этом грузовике. Действительно, использование минского двигателя Д-245 - это классика жанра временного решения, которое стало постоянным. Вспоминается история с двигателями УМЗ на ГАЗелях, когда временные решения становились ключевыми для десятилетий. Несмотря на все недостатки, такие как шумная кабина и неудачная компоновка, 'Бычок' всё же заслуживает уважения за свою простоту и надежность. Особенно приятно видеть, что КПП и муфта сцепления получили положительные отзывы, что редко бывает в отечественном автопроме. Конечно, в сравнении с импортными конкурентами, такими как китайские и корейские модели, 'Бычок' проигрывает в комфорте и современности, но выигрывает в цене и доступности запчастей. Это напоминает ситуацию с Ладой в легковом сегменте, где она всегда найдет своего покупателя благодаря низкой стоимости владения. Хотя ЗиЛ-5301 уже снят с производства, он оставил след в истории российских грузовиков как рабочая лошадка, которая могла потягаться с более дорогими моделями за счет своей экономичности и рентабельности. Конечно, если бы завод был расположен не в Москве, возможно, его судьба сложилась бы иначе. Как и в случае с ЗиЛ-130, у 'Бычка' есть своя преданная аудитория, которая ценит его за простоту и надежность, несмотря на все его недостатки.
Интересно, как 'Бычок' умудрился стать такой иконой среди малых грузовиков. Да, он не идеален, но его надежность и простота всегда будут в цене. Вспоминается, как его сравнивали с 'Валдаем', но у каждого из них была своя ниша. Жаль, что его сняли с производства.
ЗиЛ-5301 всегда напоминал мне старого доброго друга: не самый красивый, но всегда готов помочь. Да, его качество оставляет желать лучшего, но в плане тяговитости и экономичности ему нет равных среди бюджетных вариантов. В условиях наших дорог это особенно важно.