Пожарный поезд РЖД, комплектация
Пожарный поезд РЖД — спецтранспорт для тушения огня на инфраструктурных объектах ж/д транспорта и в полосе отвода железнодорожного полотна.Считается неотъемлемой частью обеспечения безопасности, способствует быстрой ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ниже разберемся с комплектацией и особенностями такой техники.
Оглавление
Назначение пожарного поезда
Пожарно-восстановительный поезд представляет собой уникальное транспортное средство, которое полезно при борьбе с огнем на объектах ж/д инфраструктуры и прилегающих участках. Техника выполняет несколько основных задач, на которых остановимся подробно.
Тушение пожаров следующих элементов:
- шпал, насыпей, мостов, а также пожаров, вызванные сходом поезда с рельс;
- загоревшихся вагонов, цистерн с горючими материалами, электротехнических установок локомотивов;
- вокзалов, станций, путевых обходных будок, складов и иных объектов возле ж/д;
- приграничных с железными дорогами лесов, торфяников, степных массивов, где возможно возникновение природных пожаров.
Ликвидация последствий ЧС:
- аварии и крушения поездов — тушение огня, деблокировка вагонов, помощь пострадавшим;
- устранение последствий наводнений, ураганов, землетрясений — применяются для доставки воды, образователя пены, пожарной техники и личного состава.
Профилактические мероприятия:
- проверки на предмет соблюдения пожарной безопасности на станциях, в депо, на складах и иных РЖД-объектах;
- проведение инструктажей с персоналом по вопросам ПБ;
- участие в пожарно-тактических учениях, отработка навыков тушения огня.
ВажноПожарный поезд полезен в засушливых регионах, где он применяется для доставки воды населению. Нередко привлекается к тушению крупных пожаров в населенных пунктах, расположенных вблизи железной дороги.
Устройство пожарного поезда
Конструктивные особенности и комплектация вагонов пожарного поезда может отличаться в зависимости от типа — 1-й или 2-й категории. Они немного различаются, поэтому остановимся на каждом из вариантов подробнее.
Комплектация пожарного поезда первой категории
К этой группе относится специализированный состав, оснащенный всем необходимым для борьбы с пожарами на объектах РЖД и находящихся рядом территория. Состоит из следующих элементов:
- Вагон-насосная станция. Считается«сердцем» пожарного поезда, где происходит подача воды и пенообразователя к месту воспламенения. Оснащена мощными помпами (обычно 2-4 шт.), баками с водой (до 50 куб. м) и пенообразователем (до 10 т).Имеет системы нагрева воды и пенообразователя для работы в зимнее время.Обеспечивает одновременную работу нескольких пожарных стволов. Может оборудоватьсядистанционным управлением для гашения огня.
- Цистерны-водохранилища. Полезны для доставки дополнительного запаса воды и пенообразователя (до 120 т). Число цистерн может варьироваться от 2 до 5 с учетом модификации. Они обеспечивают автономность состава пожарного поезда в течение продолжительного периода. Могут оснащаться устройствами подогрева и фильтрации воды.
- Вагоны для личного состава. Здесь находятся пожарные (до 32 человек), аварийно-спасательная аппаратура, инструменты и устройства связи. Комплектуются системами жизнеобеспечения (вентиляция, отопление, освещение). В комплексе это позволяет работать в течение продолжительного времени. Зачастую имеют помещения для отдыха, еды и хранения вещей. В некоторых случаях в вагонах для личного состава оборудуются штабы.
- Дополнительные вагоны. В зависимости от комплектации пожарный поезд 1 категории может включать отдельные штабные вагоны для координации процесса, электростанции для питания энергией, грузовые — для перевозки дополнительной воды, аппаратуры и т. д.
Для эффективной работы пожарные поезда 1 категории часто оснащаются дополнительным оборудованием. Сюда входят пожарные рукава высокого давления (до 800 м), ручные пожарные стволы разных видов, стволы-лафеты, переносные мотопомпы и дыхательные аппараты. Также в технике предусмотрены топоры, ломы, пилы и другой инструмент, средства связи и информирования, медицинская аппаратура.
Техника 1 категории часто оборудована устройствами видеонаблюдения, GPS-навигации. Может иметь доступ к базам данных о потенциально опасных объектах, находящихся вдоль маршрута следования.
В некоторых случаях пожарные поезда комплектуются специальными модулями для тушения пожаров на электроустановках, обезвреживания химически опасных веществ или ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Комплектация пожарного поезда второй категории
Набор опций и оборудования для пожарного поезда второй категории немного меньше:
- Вагон-насосная станция. Также обеспечивает подачу воды и пены к месту огня. Имеет насосы (обычно 1-2 шт.), баки с водой (до 25 куб. м) и образователи пены (до 5 т). Часто предусмотрен нагрев для работы в холодное время года. Есть возможность одновременной работы нескольких составов.
- Водохранилища. Доставляют дополнительную воду и пенообразователь (до 60 т). Число цистерн меньше — от 1 до 3 в зависимости от модификации. Обеспечивают автономную работу.
- Вагоны для личного состава. Вмещает пожарных (до 20 человек), аппаратуру для работы, инструменты и средства связи. Есть системы вентиляции, отопления и освещения, позволяющие работать в течение смены. Часто предусмотрены столовые, спальни и коморки для вещей.
В состав пожарного поезда второй категории могут включаться вагоны-пеногенераторы для дополнительного создания пены и грузовые вагоны.
Последние могут применятся для доставки воды, аппаратуры, инструмента. В список оборудования, которым комплектуется поезд, входят пожарные рукава (до 600 м), стволы различных типов, переносные мотопомпы, дыхательные аппараты, инструмент, медоборудование и т. д.
Базирование
Базирование пожарного поезда — процесс размещения в определенном месте для лучшей готовности к быстрому выезду на место пожара. Выбор точки определяется с учетом ряда факторов:
- Стратегическое расположение. Техника должна находиться вблизи крупных ж/д станций, сортировочных горок, промпредприятий и иных объектов с повышенной пожарной опасностью.
- Транспортная доступность. К месту стоянки должен быть обеспечен удобный подъезд техники и специализированного транспорта. При этом учитывается особенность движения пожарных поездов и их особенности в плане конструкции.
- Инфраструктура. На месте базирования должны иметься необходимые коммуникации: водоснабжение, электрика и канализация.
- Условия хранения. Пожарный транспорт должен защищаться от дождя и снега, иметь достаточное пространство для маневрирования и ТО.
Существует два главных типа базирования пожарных поездов:
- Постоянное. Техника 24/7 находится на одном и том же месте.Как правило, применяется для защиты крупных ж/д узлов, промышленных зон и иных объектов сриском возгорания. Скорости движения пожарного поезда достаточно для быстрого подъезда к месту пожара.
- Временное базирование. Техника размещается на определенном месте на ограниченный срок, например, на период проведения ремонта на линии, сезонных рисков или ликвидации последствий ЧС. Может применяться для защиты удаленных объектов или участков с периодической пожароопасностью.
Независимо от типа базирование должно соответствовать ряду норм:
- Пожарной безопасности. Расстояние от пожарного поезда до иных объектов и сооружений должно соответствовать нормативам.
- Подъездные пути. Обеспечивают беспрепятственный выезд пожарного поезда на линию.
- Наличие средств связи. Дают возможность оперативно связаться с пожарным поездом и координировать действия.
- Устройства оповещения. Для информирования персонала объединенного отряда ведомственной охраны о выезде техники.
В некоторых случаях на месте базирования может строиться специальные депо, включающие в себя:
- ангары — для хранения пожарного поезда и его обслуживания;
- помещения для личного состава — здесь пожарные могут отдыхать, принимать пищу и проходить обучение;
- складские помещения — для запасных частей, пожарного инвентаря и иных материалов;
- спортивные площадки — для поддержания физической формы пожарных.
Базирование рассматриваемой техники является важной частью обеспечения безопасности на ж/д транспорте. Правильный выбор места и создание подходящих условий позволяют повысить эффективность работы машины и минимизировать ущерб.
Окраска и маркировка поезда
Пожарные поезда РЖД имеют яркую и узнаваемую окраску, которая соответствует установленным стандартам.
Основные элементы:
- красный — основной цвет кузова;
- белые полосы — шириной 80 мм и 230 мм, проходят по всей длине вагона сверху и снизу;
- фраза Пожарный поезд — нанесена белым цветом на каждом вагоне по центру или сбоку;
- герб РЖД — может размещаться на локомотиве или вагонах.
В некоторых случаях на пожарных поездах могут присутствовать дополнительные элементы окраски:
- оранжевые полосы — наносятся по диагонали вагона для обозначения специализированных вагонов (например, вагона-цистерны);
- светоотражающие элементы — гарантируют видимость пожарного поезда в темное время суток;
- изображения пожарной техники — иногда наносятся на боковые стороны вагонов.
Окраска выполняет несколько функций:
- Привлекает внимание. Яркий красный цвет и белые полосы делают технику заметной издалека, что позволяет быстреедобраться до места воспламенения.
- Информирует о назначении, чтобы люди могли сразу обратиться за помощью.
- Соответствует стандартам. Единая окраска на всей сети РЖД обеспечивает узнаваемость и соответствие нормам.
Итог
Пожарные поезда РЖД — реальные помощники в вопросе оперативного тушения огня и устранения аварий. Они комплектуются современным оборудованием, включая водяные цистерны, насосные станции и медицинские вагоны. В комплексе это позволяет эффективно справляться с ЧС даже в труднодоступных местах. Высокая мобильность и автономность делают технику незаменимой во многих ситуациях.
- Как перевезти автомобиль кроме как автовозом и эвакуатором и поездом (это все очень дорого) из Мурманска во Владимир?
- Магистральный тепловоз 2ТЭ25К
- Пожарный поезд РЖД, комплектация
На самом деле РЖД, на мой взгляд, после Газпрома самая крутая компания в нашей стране, я не беру Топ-менеджеров, тут печаль, а именно по функционалу и оснащенности. У меня достаточно знакомый работаем в РЖД, если бы зарплаты были выше, то они просто в восторге от своей работы.
Каждая ЖД станция обладает подобной техникой для тушения пожаров. Ведь в дороге все может произойти и пожара на рельсах и вагон может загореться, недавно был случай поезд снес машину на железной дороге, приехали очень быстро, так как нету пробок и прямой путь.
Даже и не знал, что существуют специальные пожарные поезда. Мне прям как-то даже стыдно... Ну а в целом для тушения лесных пожаров мне кажется это очень практично и проку больше, так как нет пробок по дороге и можно уместить больше оборудования, в том числе и воды.