Предпринимательская деятельность официальных дилеров на рынке спецтехники
Предпринимательская свобода
В условиях рыночной экономики ценообразование в области поставок спецтехники регулируется законами спроса и предложения.
За отменой инструментов централизованного регулирования экономикой последовало чудесное преобразование бывших «спекулянтов» в цивилизованных посредников – официальных дилеров производителей спецтехники.
Их работа связана с анализом возможностей потенциальных потребителей, исследованием своего рыночного сегмента, созданием системы сервисного обслуживания, изучением технической документацией, налаживанием тесных связей с партнёром-изготовителем. Существование дилеров в современных условиях вполне оправдано. Они несут определённые функции. Их услуги широко востребованы.
Существующий рынок спецтехники фактически создан компаниями-перепродавцами. Они разрабатывают рекламную компания, формируют имидж бренда. Дилеры, представляющие российского производителя, столкнулись с невероятными трудностями. Реализовать продукт отечественного машиностроения, преодолевая сложившийся устойчивый негатив по отношению к качеству российской продукции – действительно сложная задача.
Но они справляются: продажи отечественной спецтехники и коммерческих грузовиков крайне неуверенно и медленно, но растут. Большое значение имеет государственная поддержка. Но это лишь один из инструментов, которым необходимо уметь правильно воспользоваться.
Интернет способствует созданию высокого уровня информированности даже у неискушённых потребителей. Сегодня не требуется сверхспособностей, чтобы найти максимально полные сведения о технических характеристиках и стоимости отечественной спецтехники и грузовиках. Поэтому выставить запредельную цену не получится. Открытый доступ к информации, а также наличие конкуренции является серьёзным сдерживающим фактором роста цен на спецтехнику.
Государственное вмешательство
Одним из и инструментов государственного регулирования рынка спецтехники является знаменитое постановления февраля 2016 года «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин...». Эмоциональный всплеск открытого негатива в сети интернет не повлиял на решение правительства Постановление продолжает работать. Объективный анализ информации позволяет выявить следующее:
- Официальные дилеры зарубежных автопроизводителей и российские предприятия выплачивают утилизационный сбор в одинаковой мере.
- Более всего, страдает импортная спецтехника, попадающая в РФ с вторичного рынка: её ввоз потерял всякий смысл. При этом преимущества данной категории машин перед российскими аналогами очевидны.
- Базовая ставка утилизационного сбора в 150 тыс. рублей в совокупности с повышающими коэффициентами более всего способствует удорожанию изначально недорогой продукции. Прицепы грузовиков до 3-х лет дорожают на 400 тыс. рублей. Импортный бульдозер такого же срока эксплуатации вырос в цене уже на 5 млн рублей.
- Рост цен на тракторы и бульдозеры б/у повлёк за собой увеличение стоимости новой спецтехники.
- С таким явлением, как доступная импортная спецтехника, приходится распрощаться на неопределённое время. Политика импортозамещения в союзе с падением рубля тому способствует.
- Компании, специализирующиеся на поставках отечественной спецтехники, не смогут расширить сегмент реализуемой продукции за счёт импортных машин и ответить своевременным предложением на всё возрастающий спрос. Тем самым данное направление развития для них пока закрыто.
На какие варианты можно рассчитывать, если имеющаяся спецтехника, например ЧТЗ, честно отслужила свой 30-летний срок эксплуатации?
- Официальный дилер предлагает оригинальную подержанную спецтехнику после капремонта стоимостью от 2,5 млн руб.
- Возможна поставка машины с гарантией до 1,5 млн рублей, но не столь свежего исполнения.
- Новый бульдозер ЧЕТРА Б 10М обойдётся от 6,3 млн рублей в зависимости от наличия опций и дополнительного оборудования (катки, тележки, система защиты и т. д.).
- Можно заказать поставку нового бульдозера от другого производителя с отечественными двигателями по более низкой цене 4 – 4,5 млн. рублей.
Информация о необходимости уплаты утилизационного сбора зачастую заставляет клиентов дилерских центров отказаться от покупки новой спецтехники и вынуждает сделать выбор в пользу капительного ремонта своего старого бульдозера. За последний год были в спешном порядке реализованы почти все образцы спецтехники 2015 года выпуска, залежавшиеся в своё время на складах.
На данные модели, произведённый до 2016 года, утилизационный сбор не распространяется. Но купить новую модель спецтехники без оглядки на постановление об «утиле» всё же возможно. Достаточно при покупке «разобрать» машину на запчасти. Это позволит обойтись без регистрационного номера.
Поставщики, а также производители спецтехники и коммерческого транспорта давно сетуют отсутствие у законодателей элементарной дальновидности. Разрабатывая нормативные акты, регулирующие ценообразование на спецтехнику, необходимо руководствоваться не только желанием сверхбыстрого пополнения тающего бюджета.
Сеюминутная выгода для государства на деле оборачивается большими потерями в будущем. Столь грубое вмешательство в рыночный механизм оправдано лишь в случае тщательного просчёта законодателями множества последствий данного шага и уверенности в перспективах для всех заинтересованных категорий населения, чья деятельность связана с данной отраслью экономики страны.
- По спецтехнике вопрос
- Для тех, кто продает или хочет приобрести спецтехнику!
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Ваши советы по спецтехнике
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Особенности аренды грузовиков и спецтехники
- Как не ошибиться при покупке и продаже спецтехники б/у?
- Работать со спецтехникой Hitachi станет легче
- Bobcat продвигает на российский рынок новые модели спецтехники
- Кто первый начал производство спецтехники?
На начальных этапах развития без государственной поддержки официальные дилеры на рынке не приживутся. Нужна как финансовая поддержка так и поддержка на законодательном уровне.
Компании "перепродавцы" сами создать цивилизованный рынок спецтехники явно не могут. Для этого им требуется активная поддержка производителей техники.
О роли государства в регулировании бизнеса можно спорить, но постоянно можно находить яркие примеры не только того, как политика правительства разных стран способствовала развитию бизнеса, увеличению поступлений в бюджет, но и приводила к обратным, негативным явлениям.
Со спецтехникой проблем нет. Если были бы сложности, то и утилизационный сбор отменили, и другие преференции бы ввели. А так, наоборот. Государство делает всё, чтобы компании меньше покупали иностранную технику. Цены на нее космос. По некоторым позициям, она обходится в 2-3 раза дороже нашей. А качество и надёжность не лучше.
Читая статью, не могу не отметить, что ценообразование на рынке спецтехники действительно похоже на сложный танец, где каждый участник старается выдержать свою партию. Переход от спекуляции к цивилизованному посредничеству – это как эволюция от кассетных плееров к стриминговым сервисам: процесс неизбежный, но не безболезненный. Дилеры сегодня не просто продают технику, они создают целую экосистему вокруг бренда, как это делает, скажем, Tesla в автомобильной отрасли. Техническая поддержка, маркетинг, работа с клиентами – всё это требует не только усилий, но и глубокого понимания рынка. Однако, на фоне всех этих преобразований, сталкиваешься с реальными трудностями в продвижении отечественной продукции. Ситуация с восприятием российской техники напоминает мне о том, как в своё время китайские товары считались некачественными, но спустя годы завоевали доверие. Очень вдохновляет, что продажи всё-таки растут, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Государственная поддержка, безусловно, является важным фактором, но, как мы видим на примере многих других отраслей, она не может быть единственной опорой. Здесь важен грамотный подход, как в шахматах: каждый шаг должен быть просчитан. Интернет тоже играет свою роль, делая информацию более доступной и тем самым подталкивая дилеров к более прозрачной политике. В конечном счёте, это даёт надежду на то, что рынок будет развиваться в интересах потребителей, а не только производителей и государства.
Честно говоря, трудно не согласиться с тем, что вмешательство государства в рыночные процессы должно быть более продуманным. Утилизационный сбор – это как попытка латать дыры в бюджете, не учитывая долгосрочные последствия для рынка. Надеюсь, что в будущем будет найден баланс между интересами всех сторон.
На мой взгляд, ситуация с утилизационным сбором напоминает игру в покер, где каждый пытается поднять ставки, но не всегда выигрывает. С одной стороны, это поддерживает отечественного производителя, с другой – ограничивает выбор. Проблемы с импортом действительно ощутимы, и это может затормозить развитие рынка в целом. Как говорится, палка о двух концах.