Прямые госзакупки плюс лизинг: кто воспользуется
С 1 марта 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2019 г. № 159. Оно внесло важное изменение в известное Постановление от 14 июля 2014 г. № 656, которое установило запрет на допуск к закупкам отдельных видов товаров машиностроения (в том числе изделий для дорожно-строительной отрасли), происходящих из иностранных государств.
Согласно поправкам, «при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, согласно перечню».
Как следует из Постановления, запрет введен «в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей». При этом запрет не распространяется на продукцию производителей из Республики Беларусь и Республики Казахстан (это в полной мере относится, например, к продукции белорусского холдинга «АМКОДОР»).
Новые правила госзакупки импортной спецтехники
По словам главы Минпромторга Д. Мантуров, по ряду позиций в РФ уже действует прямой запрет на закупку импортных машин, зачастую его обходят через приобретение услуг. «Считаем необходимым донастроить регуляторику по госзакупкам строительной и дорожной техники. В связи с этим мы уже внесли в правительство предложение распространить действие ограничений на лизинг. Считаем целесообразным аналогичный подход реализовать в отношении всех услуг, осуществляемых с использованием строительно-дорожной техники».
Порядок закупки иностранных товаров был определен пять лет назад приказом Минэкономразвития России № 155 от 25 марта 2014 г. Согласно этому документу для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается закупка по общему правилу, как российских, так и иностранных товаров. Однако вскоре было принято Постановление «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Что касается лизинга, возник довольно любопытный казус. Если белорусские и казахстанские производители получили в России преимущество перед конкурентами, то эксплуатирующие предприятия этих стран, даже с российской регистрацией, не могут приобретать в лизинг произведенные в России автомобили у российских лизинговых компаний, так как те финансируют юридические лица, фактический и юридический адрес которых находится исключительно на территории Российской Федерации.
Надо иметь в виду: постановлением запрещено закупать продукцию иностранного происхождения, а не иностранных марок и брендов. Техника, произведенная на территории России, при соблюдении определенного уровня локализации признается продукцией российского производства (это относится, например, к продукции компании «РМ-Терекс»). В результате принятия запрета с 2019 года нельзя брать в лизинг обозначенную в перечне постановления импортную технику. Постановление распространяется лишь на средства, выделенные из бюджета.
Какие импортные товары машиностроения под запретом для госзакупок
В приложении к Постановлению № 656 приведен перечень тех самых отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а теперь и на лизинг. Перечень большой, но если говорить только о дорожно-строительной технике, то он не так уж велик.
Это бульдозеры, автогрейдеры, катки, фронтальные погрузчики, одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, автомобили-самосвалы (кроме карьерных самосвалов), автокраны, автобетоносмесители, автобетононасосы. По всем этим позициям можно привести конкретных российских и белорусских производителей, которым это постановление должно облегчить жизнь.
Что не вошло в перечень
Стоит отметить, в перечне нет экскаваторов-погрузчиков, что немного странно, поскольку эту технику производят и «АМКОДОР», и «РМ-Терекс». Так что за российский рынок, связанный с госзакупками, можно было бы и побороться, но либо в Правительстве, либо в Минпромторге по каким-то своим соображениям решили иначе. Кроме того, в перечень не попало такое важнейшее для дорожников изделие, как асфальтоукладчик.
Но это легко объяснить. Современный российский рынок с благодарностью завоеван немецкими укладчиками Wirtgen. Эти машины с честью несут свою службу в огромном количестве государственных дорожных организаций, не только частных. Отечественных укладчиков, которые по-прежнему выпускаются на заводе «Ирмаш», просто физически мало. Хотя на заводе стараются не отставать от конкурентов.
Так что на данный момент, как бы не мечталось о безграничных возможностях собственной машиностроительной промышленности и достижениях импортозамещения, без немецких или американских асфальтоукладчиков дорожное строительство в России может просто остановиться. К слову, без бетоноукладчиков из Германии и США встанет и возведение бетонных дорог, а также искусственных взлетно-посадочных полос.
Кому постановление на пользу
Можно назвать несколько производителей из тех, кто активно работает на российском рынке и постоянно предлагает новинки. Но главное, они выпускают технику «из перечня», что позволяет использовать прописанные в Постановлениях № 656 и 159 преимущества при госзакупках и лизинге. К примеру, это «Туймазинский завод автобетоновозов», «Клинцовский автокрановый завод», «РМ-Терекс», «Тверской экскаватор», Белорусский холдинг «АМКОДОР», объединяющий 30 предприятий, в том числе российское ООО «АМКОДОР-Брянск» и другие.
Стоит упомянуть «Галичский автокрановый завод» (АО «ГАКЗ»), который выпускает автокраны «Галичанин» грузоподъемностью от 25 до 100 т, а также краноманипуляторные установки. В прошлом году на международной выставке bauma СТТ 2018 был представлен первый российский 100-тонный автокран-вездеход КС-84713-6 «ГАЛИЧАНИН» с колесной формулой 10х10х4, спроектированный и собранный при поддержке Минпромторга России. На кране установлена стрела эллиптического профиля, получившего название «овалоид». Эта разработка завода, применяемая в линейке автомобильных кранов «ГАЛИЧАНИН».
Постановление на пользу и ПАО «КАМАЗ», несмотря на его лидирующие позиции, на отечественном рынке грузовиков полной массой свыше 14 т с долей 50%. Под этой маркой выпускаются седельные тягачи, самосвальная техника, различная спецавтотехника. Среди последних разработок газодизельные тягачи КАМАЗ-5490 на базе популярного в России седельного тягача KAMAZ-5490 NEO с колесной формулой 4х2. Только вместо правого топливного бака установлена кассета из четырех газовых баллонов общей вместимостью 64 м3 газа, а слева установлен топливный бак на 450 л.
По материалам портала «Основные средства».
- Какая масса груза минимальная для перевозки?
- Какую технику применить для перевозки?
- Какой кузов на ГАЗЕЛИ лучше всего использовать для перевозки стройматериалов?
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Какие машины лучше подойдут для грузоперевозок?
- Прямые госзакупки плюс лизинг: кто воспользуется
Очень интересный текст. Соглашусь, что без импортной техники, нам пока что тяжеловато. Нужно развивать дорожно-строительную технику. После этого, качество дорог просто взлетит. Спасибо за статью
Я думаю, при надлежащей поддержке государства наши производители смогли бы выпускать любую конкурентоспособную технику, ничем не хуже импортных аналогов.
Своей техники в принципе хватает. Такие машины как бульдозеры и экскаваторы нам не нужны из за границы. Это просто пустая трата средств из бюджета государства. Было бы не плохо, если бы наша страна приобрела суверенитет абсолютно во всём. Считаю постановление правительства было верным решением.
Меня всегда интересовал вопрос, как решения правительства могут влиять на целые отрасли экономики. Эту статью я посчитал особенно полезной, потому что она затрагивает тему госзакупок и лизинга в машиностроении. Постановление № 159, на мой взгляд, является логичным продолжением политики импортозамещения, которое последние годы стремительно развивается в России. Конечно, запреты на импортную технику могут вызвать недовольство среди некоторых компаний, привыкших к определенному уровню качества и надежности иностранной продукции. Однако, если посмотреть на это с другой стороны, это дает огромные возможности для отечественных производителей, таких как 'РМ-Терекс' или 'Галичский автокрановый завод'. Они получают шанс укрепить свои позиции на внутреннем рынке и даже, возможно, выйти на международный. Сравнивая эту ситуацию с другими странами, например, Китаем, который активно продвигает свои национальные бренды, можно увидеть, что подобные меры действительно могут быть полезными для экономики. Важно, чтобы качество продукции не пострадало из-за стремления поддержать своих, и чтобы отечественные производители не только догоняли, но и превосходили зарубежных конкурентов. В конечном итоге, успех таких инициатив зависит от того, насколько эффективно будут реализованы эти планы на практике.
Не могу не согласиться с тем, что постановление дает преимущество производителям из России и Беларуси. Тем не менее, возникает вопрос: насколько это решит проблему качества? Надеюсь, такие меры приведут не только к количественному росту, но и к улучшению характеристик техники, чтобы она могла конкурировать на мировом уровне.
Интересно, почему в перечень попало так мало дорожно-строительной техники. Возможно, это связано с тем, что российским производителям пока сложно конкурировать с зарубежными коллегами, особенно в сегменте асфальтоукладчиков. Но в любом случае, это хороший стимул для развития.