Пуско-зарядное устройство для грузового автомобиля, принцип работы
Аккумуляторные батареи являются незаменимой деталью любого автомобиля, не зависимо от того, идет ли речь о легковом транспорте, о грузовике или о спецтехнике. АКБ оснащена также садовая и сельскохозяйственная техника, строительное и прочее оборудование.
Оглавление
И если заряд батареи опускается ниже минимально необходимого для запуска мотора, возникает необходимость в использовании пуско-зарядного устройства – приспособления, разработанного для подзарядки АКБ. О том, что такое ПЗУ для грузовиков, в чем состоят их особенности, а также какие виды оборудования представлены на современном рынке, пойдет речь в нашем разговоре.
ПЗУ. Назначение и принцип работы
Пуско-зарядное устройство для автомобиля разрабатывалось для запуска силового агрегата, если АКБ села полностью либо ее заряда недостаточно для выполнения этой задачи. Также ПЗУ позволяет контролировать степень заряда и повышать его при необходимости.
Оборудование, ставшее темой нашего материала, фактически совмещает в себе 2 функции. Оно может применяться как обычный прибор для подзарядки батареи либо использоваться для запуска ДВС при разряженном в ноль аккумуляторе, когда времени на восполнение ее заряда недостаточно. Тогда устройство выдает сильные пусковые токи, их достаточно для запуска мотора после подключения ПЗУ к бортовой сети автомобиля. Однако важно внимательно соблюдать правила эксплуатации, чтобы не вывести электрооборудование машины из строя.
В конструкцию автомобильного пуско-зарядного устройства входит стабилизатора, выпрямителя и преобразователя. Некоторые модели оснащаются индикаторами уровня заряда и контроллерами. Чем сложнее прибор, чем больше у него функций и опций, тем больше будут габариты и масса.
Оборудование способно запитать стартер машины при севшем аккумуляторе благодаря его способности к выдаче внушительного пускового тока. В зависимости от особенностей и вида преобразовывающего элемента ПЗУ делятся на несколько разновидностей.
Чем отличается ПЗУ грузового автомобиля от легкового
Читайте также: Свинцовый аккумулятор для грузового автомобиля — теория и практика
Проблемы с запуском двигателя у грузовиков чаще всего возникают в холодное время года. Дело в том, что АКБ большинства грузовых ТС – это свинцово-кислотные модели с жидким электролитом. При минусовой температуре химический состав смеси из серной кислоты и воды меняется, что приводит к утрате батареей заявленных эксплуатационных свойств.
При низком уровне заряда после пары попыток завести мотор аккумулятор садится полностью. Согласно данным специалистов, критичным температурным показателем для новых АКБ является 24-хградусный мороз, более старые батареи разряжаются и при менее значительных температурных показателях. Чтобы исключить риск возникновения нештатной ситуации, необходимо купить пуско-зарядное устройство и всегда держать его в гараже или в багажнике.
При выборе подходящего прибора для грузовой техники, следует остановиться на профессиональных моделях, характеризующихся высокой степенью защиты от переплюсовки и от перепадов напряжения в сети. Такие устройства работают в автономном режиме, они оснащены системой стабилизации напряжения и позволяют контролировать зарядный ток. К преимуществам оборудования следует отнести простоту устройства ПЗУ и его эксплуатации, ремонтопригодность, возможность применения на моторах с карбюратором. Еще один плюс – наличие специальных зажимов для подключения клемм.
ВажноПредставленные на современном рынке ПЗУ для грузового транспорта рознятся по типу питания. Есть т.н. сетевые приборы, которые функционируют от электросети на 220 или 380 В, а есть автономные, которые оборудованы собственной АКБ.
Устройства первого типа рекомендованы к использованию там, где есть доступ к системе электроснабжения, а вот при частой работе техники в отдаленной местности рекомендуется приобрести переносные автономные модели.
Они позволят запустить двигатель, если машина встала на дороге, а поблизости нет электророзетки. Однако чтобы автономные пуско-зарядные устройства исправно выполняли свои функции, их аккумулятор необходимо систематически подзаряжать.
Классификация ПЗУ
По принципу работы устройства, ставшие темой нашего разговора, делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Импульсные
В основе работы таких приборов лежит импульсное преобразование напряжения, которое вначале растет, а потом снижается и изменяется. Ключевое достоинство таких вариантов – доступная стоимость, а вот недостаток состоит в том, что импульсные модели подходят лишь для подзарядки АКБ, когда для этого есть время. Когда аккумулятор сел полностью, а мотор нужно запустить срочно, толку с данной разновидности не будет никакого.
Конденсаторные
Главная деталь таких приборов – это конденсаторы, которые в заряженном состоянии отдают свой заряд на запуск силовой установки. Такие модели не пользуются высоким спросом в виду их дороговизны, а также массы негативных последствий для АКБ машины.
Аккумуляторные
Их еще называют бустерами. Внутри приборов находится несколько аккумуляторов. Они должны быть заряжены, чтобы ПЗУ могло выдавать требуемый заряд для запуска мотора. К преимуществам бустеров следует отнести их компактность, сравнительно небольшой вес и емкость, которой хватит для запуска силового агрегата. К грузовым автомобилям применимы бустеры на 24В.
Трансформаторные
Наиболее мощные устройства изо всех, описанных выше. Благодаря наличию трансформатора сила тока и напряжение изменяются до параметров, необходимых для запуска двигателя даже при севшей в ноль АКБ. При всех плюсах подобных моделей у них есть определенные недостатки – это внушительные габариты и высокая цена.
Как выбрать ПЗУ
Для правильного выбора ПЗУ следует обращать внимание на целый ряд параметров, в частности:
- максимальный уровень напряжения;
- зарядный ток;
- пусковой ток;
- размеры устройства;
- тип аккумулятора, установленного на ТС.
Поговорим об упомянутых критериях более подробно.
Ток зарядки
Главная его задача – гарантировать эффективный заряд батареи. Подбирают показатель по пропорции 10 к 1. Это значит, что на каждые 10 Ампер/часов емкости АКБ должен припадать 1 Ампер зарядного тока плюс 10-20 процентов тока про запас, чтобы прибор не работал на критических показателях.
Важно помнить, что чем шире диапазон зарядного тока, тем более универсальным будет оборудование и подойдет оно для большего количества батарей. Ток зарядки, как и другие ключевые показатели, указываются обычно в инструкции к пуско-зарядному устройству.
Напряжение
Выходное напряжение ПЗУ должно соответствовать характеристикам АКБ. В устройствах для грузовиков и прочей спецтехники, данный показатель составляет обычно 24В. Если необходимо пуско-зарядное устройство, способное зарядить батарею быстрее, чем другие модели, напряжение должно быть выше, в случае с грузовыми ТС оптимальной цифрой будет 29В. Однако прежде чем подключать прибор, нужно убедиться в том, что аккумулятор принимает ускоренную зарядку.
Габариты и вес
При выборе прибора для гаража лучше обратить внимание на стационарные варианты, характеризующиеся высокой надежностью. Они занимают немало места, но отличаются внушительным запасом мощности и наличием системы охлаждения, исключающей риск перегрева при продолжительном использовании. Обычно такие модели устанавливаются на полу или на специальных стеллажах.
Если планируется использование оборудования в пути или на стоянке, лучшим решением станет портативное устройство. Здесь, помимо описанных выше параметров, нужно ориентироваться на размеры – есть варианты, которые помещаются в небольшую сумку, а есть и такие, которые требуют транспортировки в специальном отсеке багажника.
Ведущие отечественные производители, цены
Согласно отзывам автовладельцев, ведущими производителями пуско-зарядных устройств на современном рынке являются отечественные компании «Вымпел», «Спец», Patriot, Berkut и пр.
Из продукции иностранного производства особого внимания заслуживают товары Airline, Fubag, Quattro Elementi, Artway и пр. Что касается стоимости, то цена пуско-зарядного устройства «Вымпел» в зависимости от модели варьируется в пределах 5700-10400 руб. Продукцию Fubag можно купить от 5600 руб., а Patriot – от 9400 руб.
Выводы
Несмотря на то, что ПЗУ не относится к категории предметов первой необходимости, которые в обязательном порядке должны быть «в арсенале» владельца грузового транспорта, лишними они точно не будут. Купив такой прибор, можно застраховать себя от риска возникновения непредвиденных ситуаций и быстро решить проблему с запуском двигателя, когда АКБ разрядилась полностью.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Пуско-зарядные устройства для запуска двигателя автомобиля
- Как подготовить автомобиль к дальней поездке
- Дополнительное оборудование для грузовика
- Электрические системы грузовика
- Свинцовый аккумулятор для грузового автомобиля — теория и практика
Про этот уникальный аппарат я узнала с документальных фильмов про Сибирь, где из-за очень низких температур, утром просто невозможно завести автомобиль без ПЗУ. А так как мой муж является ещё и профессиональным рыбаком и очень часто уезжает на рыбалку, вплоть до недели, это устройство для него оказалось настоящей находкой! Очень эффективное и необходимое устройство!
У моего соседа есть такая штука. Вещь безусловно нужная. Уже ни раз его выручала, особенно в морозы. Я уже своего шефа год кручу на ПЗУ, видимо придется самому раскошелиться.
Всё собираюсь себе автономный зарядник взять, да руки не доходят. По большому счёту это павербанк, но только сравнительно огромный. Почти что хочешь от него можно запитать и зарядить.
Содержательная и информативная статья для меня в вопросе классификации ПЗУ. Это помогает сориентироваться в выборе устройства. А то, что это полезное приобретение, особенно для длительных поездок и для разных климатических условий, говорит само за себя. Спасибо за ценную информацию.
Для наших зим штука незаменимая.. даже если новый АКБ установлен или машина новая. Производитель в руководстве пользователя обычно гарантирует запуск двигателя при температуре -24. А морозы и до -40 бывают.
Статья действительно хорошо раскрывает тему пуско-зарядных устройств (ПЗУ) для автомобилей, особенно грузовых. На мой взгляд, ключевым моментом здесь является понимание разницы между различными типами ПЗУ. Как и в случае с другими автомобильными комплектующими, такими как, например, электроприводы или системы стабилизации, выбор правильного устройства может существенно повлиять на эффективность и безопасность его использования. Интересно, что авторы подчеркивают важность выбора профессиональных моделей для грузовиков, учитывая их высокую степень защиты от перепадов напряжения. Это напоминает мне о подходе к выбору трансмиссии для спецтехники, где надежность и устойчивость к внешним факторам играют важнейшую роль. Также стоит отметить упоминание о необходимости регулярной подзарядки автономных ПЗУ, что, кстати, схоже с принципами работы гибридных автомобилей, где постоянный контроль за уровнем заряда — залог долгой эксплуатации. В целом, материал полезный и практичный, особенно для тех, кто часто сталкивается с проблемами запуска двигателя в холодное время года.
Неплохая статья, особенно понравился раздел о классификации ПЗУ. Импульсные и конденсаторные модели действительно интересны, но, как и в случае с многими инновациями, важно помнить об их ограничениях. Это как с новыми технологиями в электронике: сначала они кажутся революционными, но в реальной эксплуатации могут не оправдать ожидания.
Приятно видеть, что в статье уделено внимание отечественным производителям. Вымпел, Спец — эти бренды действительно заслуживают доверия. Это как сравнивать отечественные и импортные марки в других отраслях, например, в производстве электроинструментов: важно учитывать и цену, и качество. Здесь важен баланс.