Карьерный самосвал Тонар-45251
Самосвал Тонар 45251 —карьерный транспорт, не имеющий аналогов в России, а по своим параметрам не уступающий зарубежным образцам. К особенностям машины стоит отнести улучшенную адаптацию под российские условия эксплуатации, более низкую стоимость транспорта, доступное техническое обслуживание и отсутствие трудностей с запасными частями.Испытания показали, что эта модель может стать главным конкурентом для иностранных аналогов, что обусловлено экономической эффективностью и производительностью техники.
Оглавление
О производителе
«Тонар» — крупный машиностроительный завод, занимающийся изготовлением прицепов, полуприцепов, автопоездов и карьерных самосвалов. Компания основана 30 ноября 1990 года, а первыми изделиями были прицепы для легковых машин. В 1992-м на мощностях завода стали производится торговые ларьки, а спустя пять лет в продаже появился первый полноразмерный прицеп для грузовых автомобилей и изотермический кузов.
В 2001-м специалисты компании приступили к изготовлению собственных осевых агрегатов, а спустя шесть лет завод стал одним из лидеров в производстве самосвальных полуприцепов. В дальнейшем история развивалась следующим образом:
- 2008-й — первые образцы сельскохозяйственной техники;
- 2010-й — выпуск автопоездов-самосвалов с возможностью боковой разгрузки;
- 2013-й — появление первого российского карьерного самосвала;
- 2015-й — первый кассетный самосвал;
- 2016-й — крупнейший в РФ автопоезд, состоящий из тягача и полуприцепа с парой кузовов и общей грузоподъемностью в 130 тонн;
- 2017-й — появление модернизированного карьерного самосвала Тонар 45251 с измененной кабиной, рамой и другими элементами.
В 2018 году был представлен полуприцеп для перевозки зерна Тонар 9523, изготовленный из алюминия.
Назначение: может ли Тонар-45251 полностью заменить Белаз
Самосвал Тонар 45251 — специальный транспорт, предназначенный для транспортировки сыпучих грузов и получивший широкое применение при работе в карьерах. Активно применяется в угольной и горнодобывающей промышленности, может эксплуатироваться на технологических дорожных покрытиях без ограничений по весу / размерам. Используется в местах с бездорожьем.
ВажноОпыт эксплуатации показал, что Тонар 45251 вполне может заменить Белаз. Он имеет более совершенную конструкцию, меньший вес и отличается улучшенной экономичностью.
Также новый самосвал выигрывает по общей массе перевозимого груза и стоимости перевозки, которая в среднем на 70% меньше. Отметим, что модернизированная версия выпускается в двух вариантах грузовой платформы:
Для перевозки сыпучих грузов. К этой категории относится уголь, мелкие породы и т. д. Также имеется задний откидной борт и верхняя ось вращения. Стенки и дно имеют толщину 0,6 и 1 см соответственно.
Для транспортировки скальных пород. Задний бот не предусмотрен, но стенки и дно более толстые — 0,7 и 1,2 см соответственно. На практике транспорт применяется для доставки угля, камня, щебня, песка, торфа, удобрений и других материалов.
Устройство самосвала
Читайте также: Самосвалы MAN с кузовами Бецема
Модифицированная версия самосвала Тонар 45251 появилась только в 2017 году. При этом автомобиль претерпел много изменений. В частности, производители выпустили собственную кабину (до этого ставилась китайская), что позволило снизить себестоимость продукции.
Также было выпущено два типа кузова — для перевозки угля и скальных пород (об этом упоминалось выше).
Конструктивно самосвал состоит из следующих элементов:
- Рама с подвеской.
- Мотор.
- Коробка передач.
- Передняя подвеска. Здесь предусмотрена ось с тормозами, рессора с втулками, пластина, накладка, стремянка, серьга, амортизатор и другое оборудование.
- Задняя подвеска. В состав ходит цепь, средний ведущий мост, кронштейн балансира, упругий элемент, нижняя реактивная штанга и другие элементы.
- Балансир
- Ось в сборе.
- Колесо.
- Светотехника — габариты, фонари освещения и т. д.
Технические характеристики
Для сравнения модели с другой аналогичной техникой необходимо знать характеристики самосвала Тонар. К основным стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вместимость кузовной части, куб. м | 34.8 / 45 или 22.5 / 28 |
Подвеска | пневматические рессоры спереди, балансирная на резинках сзади |
Двигатель | турбодизель Камминз QSZ13-C450-II/QSX15-G8 |
Мощность двигателя, л. с. | 335 / 450 |
Максимальная скорость, км/ч | 41 |
КПП | механическая, Алисон 4500 |
Задний мост и передняя балка | Hande 25 T и Hande 13T соответственно |
Кабина | двухместная |
Толщина бортов / дна, мм | 6 / 7, 10 / 12 |
Грузоподъемность, т | 45 |
Собственный вес, т | 24,2 |
Колесная формула | 6х4 |
Шины | 14.00-25 |
Угол подъема на 30 км/ч, градусов | 6 |
Емкость топливного бака, л | 500 |
Габариты (ДхШхВ), м | 10,4х3,315х4,115 |
Кроме технических характеристик самосвалов Тонар, стоит выделить особенности базовых механизмов транспорта — мотора, трансмиссии, ходовой и других.
Двигатель
Карьерная модель 45251 производится с тремя вариантами моторов — два иностранных (Камминз) и один отечественной разработки. В основную линейку входят шестицилиндровые Cummins, собранные на заводах в Китае. Выделяются прямым впрыском горючего, жидкостным охлаждением и изохронными насосами подкачки горючего.
В базовых комплектациях ставятся следующие модели:
- QSZ13-C450-II — мотор для транспорта промышленного применения. Имеет мощность в 450 л. с. и объемом 13 л. Агрегат весит 1,245 т.
- QSX15-G8 — более мощный дизельный мотор с мощностью 605 «лошадей». Отличается высокими эксплуатационными характеристиками, долгим ресурсом службы и легкостью обслуживания. Рабочий объем — 15 л.
В отдельную группу входит турбированный дизельный силовой агрегат ТМЗ-8437.10, имеющий объем 17.24 литра и мощность в 425 «лошадей». Судя по данным на официальном сайте, на серийные модели он пока не устанавливается, но под заказ можно комплектовать транспорт этим вариантом мотора.
Трансмиссия и ходовая
Вне зависимости от вида двигателя на самосвалах Тонар 45251 устанавливается коробка передач Alison 4500 / 4700. В обоих случаях КПП имеет шесть скоростей для движения вперед и одну заднюю. Дополнительно установлен ратердер. В качестве основных выступает две задние оси, работа которых регулируется с помощью блокировок, действующих между колесами и осями.
На машинах устанавливается шасси собственного изготовления. Спереди установлена кованная балка, имеющая разную толщину (зависит от кузова), работающая вместе с пневматическими компрессорами и задними мостами.
Последним помогает балансирная подвеска на специальных резинках. Она отличается высоким уровнем надежности и почти не требует обслуживания. Применение рассмотренного выше решения позволяет технике работать при повышенных нагрузках на оси.
При этом вертикальная нагрузка распределяется через упругие элементы, а продольную и боковую берут на себя реактивные тяги. Оптимальная нагрузка по осям составляет до 25 тонн. При этом подвеска имеет 300-процентный запах с прочности.
Рама и кузов
Высокая грузоподъемность самосвалов Тонар обусловлена прочной рамой и кузовом собственного производства. Конструктивно они отличаются в зависимости от назначения авто. Так, у углевоза кузов имеет большую вместительность, изготовлен из стали типа 09Г2С и имеет толщину бортов / дна — 6 и 10 мм соответственно. Что касается кузова самосвала для перевозки скальных пород, он более толстый — 7 и 12 мм для боров и дна.
В обоих типах кузовов предусмотрена система обогрева отработавшими газами и штангами, обеспечивающими удаление застрявших камней. Гидравлические цилиндры, предназначенные для подъема, находятся вне внутрилонжеронной рамной части.
Снизу они крепятся к поперечной балке на самосвальной базе, что позволило сместить центр тяжести и уменьшить вес. В целом, конструкция продумана таким образом, что важные элементы надежно закрыты разными металлическими листами или спрятаны в бронированной коробке.
Торможение на склонах карьера
Тормозное оборудование самосвала Тонар базируется на элементах Wabko из Германии.
Дополнительно к главному тормозному контуру идет дополнительный тормоз, обеспечивающий плавное снижение со склонов карьеров. Он позволяет осторожно перемещаться вниз без постоянного нажатия на педаль и тем самым обеспечивать безопасность движения.
Кабина
До проведения модернизации в 2016-м на Тонар 45251 ставилась кабина для одного человека, сделанная в Китае. Сегодня же компания запустила изготовление собственных конструкций. Теперь внутри свободно помещается два человека. Дополнительным плюсом является наличие собственной пневматической подвески, что делает поездки на самосвале более комфортными.
Оформление кабины очень простое с большим количеством прямых углов и кузовных панелей, но для рабочего транспорта это обычное дело. Более важным моментом является конструктивная особенность.
Интерьер кабины также простой. Перед рулевым колесом предусмотрена большая приборная панель с круглыми большими и маленькими приборами. Все элементы управления рядом и имеют необходимые надписи. С рабочего места легко дотянуться до любого переключателя или ручки.
Несмотря на простоту, нашлось место и для элементов комфорта, а именно рулевого колеса с кнопками, кондиционера, рулевой колонки с возможностью регулировки и даже подстаканников. В стандартное оборудование также входит комплект огнетушителей, ГУР, большое зеркало заднего вида, отопитель салона, подготовка к монтажу тахометра, рации и магнитофона.
Достоинства и недостатки
Сегодня многие предпочитают купить самосвал Тонар из-за его неприхотливости и удобства эксплуатации. Кроме того, он выделяется рядом преимуществам, позволяющих успешно замещать такой техникой более дорогостоящие зарубежные аналоги. К плюсам стоит отнести:
- Наличие моделей с возможностью выгрузки спереди и сзади, что расширяет сферу применения.
- Адаптация к сложным условиями эксплуатации, легкость перемещения по любым дорогам.
- Мощная рама с высоким клиренсом.
- Надежная защита всех жизненно важных узлов автомобиля.
- Возможность применения самосвала Тонар в сцепке, что повышает его грузоподъемность.
- Надежность всех агрегатов.
- Тройной запас прочности у подвески, способной выдерживать даже повышенные нагрузки.
- Применение толстой стали для изготовления кузова.
- Продуманная подвеска.
- Качественное сервисное обслуживание.
- Ремонтопригодность всех узлов.
Недостатки:
- Сложная конструкция, которая может привести к ряду трудностей в процессе эксплуатации.
- Встречаются жалобы на поломки некоторых узлов из-за повышенных нагрузок.
- Простой интерьер салона без каких-то намеков на комфортность. В этом отношении транспорт проигрывает зарубежным аналогам.
- Небольшой диаметр колес, из-за чего последние при большой загрузке с легкостью уходят в грунт.
- Сравнительно небольшое тяговое усилие, которого может не хватить для подъема транспорта при движении вверх. В частности, это обусловлено малым передаточным числом.
Цена нового и бу самосвала Тонар-45251
Отметим, что Тонар 45251 не встретить на российских дорогах, ведь он имеет специальное назначение и выпускается под заказ.
Стоимость нового транспорта в зависимости от комплектации находится на уровне 17-18 миллионов рублей. При желании сэкономить можно купить самосвалы Тонар б/у, которые обойдутся в 10-13 млн рублей. Многое зависит от года выпуска, состояния, количества отработанных часов и других факторов.
Заключение
Тонар 45251 — малотоннажный карьерный самосвал, который успешно конкурирует со многими зарубежными аналогами. Его применение позволяет существенно снизить расходы на содержание техники и повысить производительность.
Несмотря на классическую и простую кабину, техника выделяется надежностью, продуманной ходовой системой, защищенностью основных узлов и наличием моторов с высоким ресурсом. Не удивительно, что все больше горнодобывающих компаний предпочитают такую технику и используют ее вместо более дорогостоящих зарубежных аналогов.
- Тонары-зерновозы на постоянную основу
- Перевозка Тонарами Карьер Плоское-Сертолово 1 песок ставка 700р/м3 (52км.)
- Тонары на постоянную основу
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Стоимость аренды Самосвала с водителем
- Современные модели самосвалов
- Как в условиях бездорожья проходят испытания наши грузовики
- Технологический транспорт для перевозки сыпучих грузов
- Карьерные самосвалы - когда размер особо значителен
- Карьерный самосвал Тонар-45251
Мое мнение, что этот самосвал вряд ли опережает по качеству иностранные аналоги. Из минусов выделю уж очень маленькие колеса, которые точно не придают солидности. Понятное дело, что возможности компании ограничены, из-за чего приходится экономить. Что касается рамы, подвески и двигателей здесь проблем нет. С другой стороны, при должном развитии у компании еще все впереди.
В нашей компании три таких самосвала. Это рабочие лошадки, которые хорошо справляются со своей задачей. Но назвать их сильно надежными не могу. За три года службы было несколько серьезных поломок, связанных с подвеской. Что касается моторов и трансмиссии, здесь вопросов нет. В кабине, несмотря на пневматическую подвеску сидений, не очень комфортно. Но ожидать здесь хорошей шумоизоляции было бы глупо.
Самосвал такой не видел. но про компанию ТОНАР знаю. Открыли ее два родных брата, которые стали заниматься производством прицепов для легковых автомобилей и за 20 лет уже самосвалы делают. Прицепы и полуприцепы по нашим дорогам ездят в большом колличестве.
Честно говоря, я впечатлён тем, как Тонар 45251 смог адаптироваться под наши условия. Это не просто попытка создать что-то отечественное, но и реальный шаг к конкуренции с Белазом и другими иностранными моделями. Если сравнивать с теми же Komatsu или Caterpillar, которые уже давно зарекомендовали себя на рынке, Тонар выглядит достойно благодаря своей адаптированности и более низкой стоимости эксплуатации. Особенно радует возможность легкой замены запчастей, что всегда было ахиллесовой пятой иностранных самосвалов в России. Плюс, стоимость перевозки в разы дешевле, что является огромным плюсом в условиях, когда каждый рубль на счету. Конечно, есть и минусы, например, простота салона и определенные конструктивные сложности, но для многих предприятий это не так критично, когда на кону стоят эксплуатационные расходы и ремонтопригодность. Если сравнивать с тем, что предлагалось на рынке лет 10 назад, это шаг вперед. Важно, что производитель не просто копирует технологии, а пытается внедрять свои решения, такие как собственная кабина и подвеска, что также может быть шагом к снижению себестоимости. Надеюсь, в будущем мы увидим еще больше подобных разработок, которые помогут нашей промышленности оставаться конкурентоспособной.
Интересно, что Тонар 45251 действительно может посоперничать с Белазом. Особенно понравилось, что его эксплуатация обойдется дешевле, а это важно при нынешних ценах на техобслуживание. Да и запчасти всегда под рукой, что немаловажно.
Для меня важным моментом стало наличие собственной кабины и адаптации под российские условия. Это сразу говорит о том, что производитель понимает, чего хочет наш рынок. Надеюсь, что и другие производители пойдут по этому пути.