Работа клапанного механизма в двигателе
Клапана двигателя – это исполнительный механизм ГРМ, отвечающий за стабильную и своевременную подачу воздушно-топливной смеси в цилиндры и за беспрепятственное выведение отработанных газов. Именно клапанам делегирована задача гарантировать полную герметичность камер. Так как детали постоянно выдерживают высокие нагрузки, они должны быть качественными и износостойкими.
Оглавление
Назначение клапанов и материалы
В состав комплектующих входят сами клапана, направляющие втулки, седла, пружины, сухари, опорные тарелки и механизм вращения. Говоря о назначении данной детали, следует отметить, что ее ключевой функцией является герметизация в процессе сжатия, а также при рабочем ходе цилиндра.
Кроме того, клапаны выступают соединительными элементами между проводом системы впуска и выпуска во время осуществления газообмена. Клапаны выпускают из высококлассной легированной стали с примесями никеля и хрома.
Устройство и работа клапанного механизма
Для эффективной работы ДВС в его конструкции должна присутствует хотя бы пара исправных клапанов на один цилиндр – для впуска и один для выпуска. В состав детали входит головка и стержень. Место соприкосновения головок именуется седлом. С целью лучшей подачи топливной смеси головка у впускных клапанов заметно больше, нежели головка выпускных.
Элементы устройства:
- Клапаны для ввода ТВС и вывода газов.
- Направляющие втулки для точности движения клапанов.
- Пружина (отвечает за возврат элемента в первоначальное положение).
- Седло – как уже говорилось выше, это место контакта.
- Сухари – крепежный элемент, опора пружины.
- Маслоотражательные кольца – детали, исключающие риск попадания в цилиндр смазочных материалов.
- Толкатель – транслирует нажатие от кулака распредвала.
ВажноРаботает механизм следующим образом: кулачки, предусмотренные на распредвалу, оказывают воздействие на клапаны, которые возвращаются на место благодаря пружине. Она крепится к стержню посредством сухарей и тарелки. С целью минимизации вибраций возможна установка двух пружин.
Направляющая втулка – это цилиндрическая деталь. Ее задача – уменьшить трение, гарантировать равномерную и плавную работу цилиндра.
Указанные детали работают под постоянным воздействием высокой температуры, они подвергаются трению, поэтому критически важным является применение в процессе изготовления качественных жаропрочных, максимально износостойких сплавов.
Тонкости работы механизма
Выше мы уже писали о том, что клапаны постоянно подвергаются высоким нагрузкам, поэтому их конструкция должна быть максимально прочной, а материалы изготовления – предельно качественными. Особенно это требование актуально для выпускных клапанов, которые пропускают отработанные горячие газы. В бензиновых двигателях их тарелка может достигать температуры в 900 градусов, на дизельных она несколько ниже – около 700 градусов. Для сравнения: впускной клапан подвергается температурной нагрузке в 300 градусов.
Отсюда – обязательное использование жаропрочных сплавов с легирующими добавками, наличие полого стержня с наполнителем из натрия. При плавлении натрий течет и принимает на себя часть тепловых нагрузок, тем самым минимизируя вероятность перегрева.
В ходе эксплуатации возможно образование нагара на седле. Чтобы его избежать, в конструкцию механизма включают специальные элементы для поворота клапана. Седло выполняется в виде внедренного в головку БЦ стального кольца, обеспечивающего плотный контакт комплектующих.
Если зазор слишком большой, клапаны не будут открываться полностью, что влечет за собой снижение эффективности заполнения цилиндров ВТС. Маленький зазор – причина неполного закрытия клапанов, поэтому со временем они прогорят, снизив компрессию силовой установки.
Число клапанов
Классические 4-тактные моторы характеризуются наличием 2 клапанов в цилиндре. Но так как сегодня моторы должны быть более мощными, экологически безопасными и экономными в плане расхода топлива, двух клапанов может оказаться недостаточно. В связи с этим оснащение ДВС клапанами сегодня может осуществляться по таким схемам:
- 3-клапанные (два впускных и один выпускной).
- 4-клапанные (по паре впускных и выпускных).
- 5-клапанные (впускных три, выпускных два).
Чем больше клапанов, тем лучше он наполняется топливо-воздушной смесью и тем лучше очищаются отработанные газы. Однако это усложняет конструкцию и не лучшим образом сказывается на ремонтопригодности мотора.
Привод (SOHS и DOHS)
Распредвал и привод ГРМ отвечают за правильное срабатывание клапанного механизма. Число распредвалов и тип конструкции зависят от типа силового агрегата. В валу находятся кулачки, которые, проворачиваясь, воздействуют на толкатели (в более продвинутых моторах – на гидрокомпенсаторы) и открывают клапаны.
Распредвал расположен в головке блока, его привод (может быть цепным, ременным или посредством шестерни) осуществляется от коленвала. Наиболее надежным приводом по праву считается цепной, это старый добрый, десятилетьями проверенный механизм. Распредвал вращается со скоростью, вдвое меньшей, чем скорость вращения коленвала, что гарантирует их правильную работу.
Число распредвалов зависит от того, сколько клапанов входит в цилиндр. Наибольшее распространение получили такие схемы:
- Одноваловая – SOHC.
- Двухваловая – DOHC.
Для эффективной работы распредвала достаточно 2 клапанов, которые поочередно открываются и закрываются. В 4-клапанных моторах распределительных вала 2. В конструкцию V-образных моторах входят 4 распредвала.
Характерные неисправности
Самой распространенной неисправностью является появление шумов при работе клапанного механизма. Как правило, водитель слышит характерный стук, который может проявляться как на холодном, так и на горячем моторе.
Причиной такого явления становится неправильный размер зазора, для устранения посторонних звуков следует выполнить регулировку клапанов.
Еще одна причина поломки – высокая вязкость масла. Нередко постукивание возникает из-за попадания грязи в каналы компенсатора. Кроме того, для клапанных механизмов характерны такие поломки, как износ направляющей втулки, пружины или толкателей.
Тепловой зазор
Напоследок стоит акцентировать внимание на необходимости правильной регулировки теплового зазора. Процедура осуществляется только на холодном моторе с использованием металлических щупов разной толщины.
Чтобы система работала надлежащим образом, важно соблюдать требуемый тепловой зазор. Под длительным воздействием высокой температуры детали расширяются, поэтому клапан может работать с перебоями. Зазор регулируется путем подбора шайб нужной толщины. В двигателях с гидрокомпенсаторами этот зазор регулируется в автоматическом режиме.
В конструкции коромысел предусмотрен винт, который можно провернуть и тем самым отрегулировать зазор. В системах с шайбами или толкателями регулировка выполняется иначе – путем установки деталей требуемой толщины.
Заключение
Без нормальной работы клапанного механизма невозможно функционирование силовой установки. Вот почему состоянию данной детали необходимо уделять должное внимание, а при малейших признаках неисправности отправляться в сервисный центр для диагностики и ремонта.
- Помощь в работе
- Можно ли начинать работать в данной сфере не имея огромного опыта вождения ?
- В какой службе сейчас выгодно работать?
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Сколько можно зарабатывать, работая в сфере грузоперевозок?
- Гидромолот – принцип работы и технические характеристики экскаватора с гидромолотом
- 5 главных правил увеличения ресурса двигателя
- Преимущества и недостатки дизельного двигателя
- Работа клапанного механизма в двигателе
- Головка блока цилиндров: конструкция, как работает, какие бывают проблемы
Думаю что при грамотном ремонте клапанов, их можно самостоятельно или же менять или же устранять зазоры. Так как ремонт в на станции технического обслуживания стоит денег. Так же стоит прочитать или посмотреть видео, что бы научиться самостоятельно ремонтировать клапана. Что бы знать, какие у них должны быть зазоры.
При нормальной работе клапанов, должен быть специально отрегулированный зазор. Желательно это делать самому. Хотя причин поломки клапанов бывает много, можно и не понять в чем дело. в таком случае надо обращаться в сто.
Клапан самая простейшая деталь в двигателе, но без которой не обойтись. Но тут самое сложное его поменять и настроить в дальнейшем, что в принципе без профессиональных навыков невозможно. Я как-то попробовал и лучше бы не лез, заново пришлось двигатель колоть и подбирать клапана.
Мне понравилось, как в статье описывается важность материалов, используемых для изготовления клапанов. Это действительно ключевой момент, так как в современных двигателях, особенно в спортивных и высокооборотистых моделях, нагрузки на клапаны колоссальны. Использование легированной стали с добавками никеля и хрома – это уже давно проверенный стандарт, который гарантирует долговечность и надежность. Такое внимание к материалам напоминает мне подход в авиастроении, где каждый грамм и каждый материал тщательнейшим образом подбираются для обеспечения надежности и безопасности. Интересно, что применение полых стержней с натриевым наполнителем также обсуждается в контексте теплопередачи – это отличное инжиниринговое решение, которое позволяет улучшить теплоотвод и снизить риск перегрева. В общем, статья хорошо раскрывает, почему не стоит экономить на качественных клапанах, ведь это может обернуться более серьезными затратами в будущем.
Прочитав статью, вспомнил, как часто мы сталкивались с проблемами зазоров клапанов, особенно в старых моделях автомобилей. Регулировка теплового зазора – это действительно важная процедура, и без нее можно «поймать» много неприятных сюрпризов. Хорошо, что здесь упомянули про гидрокомпенсаторы, которые облегчают жизнь автолюбителям.
Интересно, что авторы упомянули о различиях в температурных нагрузках между бензиновыми и дизельными двигателями. Это важный аспект, который часто упускается из виду. Разница в температуре на впускных и выпускных клапанах действительно значительна и это влияет на выбор материалов и конструкцию клапанов.
Да почему клапана если они клапаны? Как у механиков всё просто. Поменял ударение в слове и это уже другое слово. Дви́гателя, двигателя́; кла́пана, клапана́; гро́вера, гровера́. великий и могучий русский язык!