Ратрак, снегоуплотнительная машина

Такая машина, как ратрак, известна всем, кто хоть раз бывал на горнолыжных курортах. Именно она выходит на склоны для выравнивания снега,наметенного пушками, или для уплотнения его после активного катания множества людей. Назначение и область применения ратраков не ограничивается только сферой развлечений и спортивных мероприятий, машина используется и для решения других, не менее важных задач.

Назначение ратраков, цены

Ратрак – это массивная самоходная крупногабаритная техника на гусеничном ходу, применяемая для подготовки к эксплуатации лыжных трасс и горнолыжных спусков. Несмотря на значительный вес, машина отличается хорошей проходимостью и не оказывает высокого давления на снежный покров.

Эта особенность обусловлена тем, что ратрак оснащается широкими резиновыми гусеницами, расположенными параллельно. Для лучшего сцепления с поверхностью на гусеницах установлены поперечные ленты – грунтозацепы. Для работы на обледенелых участках ленты дополнительно оснащаются металлическими шипами.

Важно

За основу конструкции ратрака взят трелевочный трактор, приспособленный для эксплуатации в зимних условиях. На шасси установлены гусеницы шириной 1-1,5 м, придающих машине повышенную устойчивость на крутых склонах. При этом давление на квадратный метр снега не превышает 5-6 кН.

С целью максимального снижения массы для изготовления ратрака применяются только легкие материалы. В стандартной комплектации для уплотнения снега машина оснащена бульдозерным отвалом, но возможна установка и другого навесного оборудования. Кабина ратрака утеплена и отапливается дизельным обогревателем, имеет круговое остекление для панорамного обзора.

Основное предназначение ратрака – перемещение снежных масс снизу-вверх: к началу спуска от подошвы склона, куда они были перемещены любителями покататься на горных лыжах и сноубордах, а также устранение «проплешин» в снежном покрове.

Помимо выполнения основной функции, снегоуплотнительная машина ратрак может применяться для решения других задач:

  • уборки и равномерного распределения снежной массы;
  • прокладки лыжни и прогулочных трасс;
  • обустройства трамплинов и пайпов;
  • перевозки пассажиров
  • транспортировки грузов;
  • создания снежных фигур в парках;
  • проведения спасательных мероприятий в горной местности.

Ратрак

Цена ратрака в зависимости от конфигурации и параметров рабочих органов составляет от 150 до 250 тыс. долларов.

Купить ратрак с лебедкой можно от 300 тыс. долларов – увеличение стоимости связано с применением дорогостоящего дополнительного оборудования. Цены на отдельные продвинутые и хорошо укомплектованные модели могут достигать и полумиллиона евро.

Выравнивание снежных склонов

Несмотря на то, что ратрак имеет внешнее сходство с классическим бульдозером, управляется он совершенно иначе. Отвал может устанавливаться во множество положений, благодаря чему машина может разравнивать не только снежные завалы, но и возводить для парков сложные сооружения.

Чаще всего техника используется для обустройства горнолыжных трасс. Здесь применение техники наиболее актуально, потому как выполнение таких работ вручную крайне трудоемко и затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Для выравнивания снежного покрова задействуются самые тяжелые и мощные машины, так как работа их связана с необходимостью нахождения на крутых склонах. Ратрак для гор имеет отвалы и фрезы (рабочие органы) увеличенной ширины. Также он оснащен широкими гусеницами с наибольшим количеством шипов-зацепов.

Ретрак

На склонах крутизной более 20°, машина дополнительно оборудуется лебедкой. Работа снегоуплотнительной машины включает в себя несколько этапов:

  • разравнивание снега с помощью отвала;
  • удаление ратрака с трассы, ожидание естественной усадки снега;
  • возвращение машины на место производства работ, финишное выравнивание поверхности с тщательным уплотнением снежного слоя.

После окончательной усадки снега трасса открывается для катания. 

Как еще используют ратраки на гусеничном ходу

Техника может использоваться и в летнее время. Создание с «с нуля» новой лыжной или биатлонной трассы начинается с подготовки места для ее размещения.

С помощью ратрака выполняется выкорчевывание деревьев в нетронутых цивилизацией лесах, прокладка контуров будущего маршрута.Также техника применяется для создания трасс для горных велосипедов, выравнивания полей, доставки любителей фрирайдерских туров в труднодоступные места.

Перевозка людей

Помимо подготовки лыжных трасс, гусеничный снегоуборщик может использоваться и для других, не мене важных задач. В пассажирскую кабину ратрака может одновременно поместиться до 25 человек.

При любых погодных условиях они безопасно доставляются по снегу к точкам назначения, расположенных в самых труднодоступных местах. Увеличенная кабина для перевозки людей оснащается компьютеризированными рабочими местами, оборудуется системами связи, розетками. Для комфортного отдыха в ней также имеется спальный отсек.

Прокладка зимников

Ратрак также используется при необходимости прокладки зимников прямо на снежной поверхности.

Применение машины одинаково эффективно, будь то дорога для движения автотранспорта протяжением в сотни километров или возведение ледяной взлетно-посадочной полосы для тяжелых самолетов. Благодаря гусеничному ходу и большому крутящему моменту, ратрак представляет собой уникальную тяговую и толкающую силу в любых экстремальных условиях.

Ратрак с грузовой платформой

При необходимости доставки грузов на тысячи километров в условиях Крайнего Севера либо на вершину горы, удаления мусора со склонов гор также не обойтись без ратрака. 

Машина доберется до любой точки назначения, когда применение других автотранспортных средств невозможно. Груз размещается и закрепляется на одной или двух грузовых платформах размерами полтора на полтора метров.

Ратрак со снежной пушкой

Ратрак со снежной пушкой

При недостаточной толщине снега на склонах гор для проведения спортивных состязаний или организации активного отдыха необходимо создание дополнительного снежного покрова специальными пушками. Создание искусственного снега с помощью специального оборудования имеет значительный недостаток: снежная масса нуждается в разравнивании и уплотнении.

Для этих целей также используется ратрак. Пушка, размещенная на машине, быстро наметает снежный покров на определенной площади. Ратрак выравнивает поверхность и спрессовывает снег, в результате чего получается слой снега требуемой толщины. По завершении работы машина перемещается на следующий участок. 

Передняя и задняя навеска оборудования: принцип действия

В работе ратрака используется навесное оборудование, размещаемое спереди и сзади машины. К нему относятся:

  • резак;
  • нож-отвал;
  • борона;
  • фреза;
  • снегоукладочный каток.

Резак используется для прокладки классической лыжни резанием либо продавливанием в зависимости от качества поверхности снега.  При помощи бороны рыхлится наст, излишки снега удаляются с одних участков и отсыпаются в другие, формируются продольные полоски. Снежный покров разравнивается по всем направлениям. 

Фреза крепится к задней подвеске ратрака. После ее работы на поверхности снега заметны неглубокие аккуратные рубчики, протянутые вдоль трассы. Конструктивно фреза разделена на две части: первая служит для измельчения снега и льда, а с помощью второй профиль склона уплотняется и приобретает окончательную форму.

Снегоукладочный каток предназначен для уплотнения снежной массы на горизонтальных и наклонных поверхностях.

Трехсекционный нож-отвал, устанавливаемый на передней подвеске, используется для выполнения нескольких задач: от возведения насыпей из снега до устройства различных снежных сооружений, профилирования их и придания требуемой формы. Навесное оборудование в основном изготавливается в США и ЕС. Оно оснащается аварийной расцепкой и может отцепляться, если ратрак застрянет.

Заключение

Несмотря на достаточно высокую стоимость, ратрак – незаменимая техника для обустройства склонов для спуска на горнолыжных курортах. Также машина используется для прокладки зимних дорог и обустройства взлетно-посадочных полос, перевозки людей, доставки грузов в экстремальных условиях.

Рейтинг: 26
Всего оценок: 8 Комментариев: 7 Просмотров: 3459
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 22-07-2021 / Обновлено: 22-07-2021
Поиск запроса "ратрак на гусеничном ходу" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Артем Москва 22.07.2021

По функциональности машина хорошая, особенно для прокладки трасс. Отлично подходит под условия высокогорных участков. Плохо, что узкоспециализированная.

0
0
Ответить
Юля Москва 22.07.2021

Прочитав статью поняла, что с помощью ратраков обустраивают горнолыжные спуски, очень интересно наблюдать за тем как это происходит.

0
0
Ответить
Айгерим Талдыкорган 22.07.2021

Очень радует, что человечество создаёт такие машины , что могут проехать в труднодоступных местах, для создания проходимости, очень помогает горнолыжным базам, но представляю, что он достаточно дорогой, ждём в дальнейшем будущем up-grade этого монстра!

1
0
Ответить
Кася Москва 22.07.2021

Видела в использовании Рартрак , самая необходимая вещь при заснеженных дорогах и если нужно расчистить большую территорию.

0
0
Ответить
Кася Москва 22.07.2021

Видела в использовании Рартрак . Самая необходимая вещь при заснеженных дорогах и чистки больших территорий.

1
0
Ответить
Мария Москва 22.07.2021

Возможности ратрака поражают. Я раньше думала, что доставить груз на вершину горы может только самолет, а оказывается, есть такая уникальная машина, способная это сделать. Но и цена космическая, хотя конечно, завышенной ее не назову, ратрак того стоит. 

0
0
Ответить
Сергей Г. Котлас 29.03.2022

Здравствуйте, скажите пожалуйста ретрак не едет и фреза не крутиться. Но вся гидравлика работает.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: