Российские производители спецтехники: «Три года в условиях кризиса»
Для того чтобы провести анализ деятельности машиностроительных компаний, стоит вернуться на три года назад и оценить ситуацию на рынке спецтехники в динамике. В конце 2014 года, когда курс евро, пусть и временно, но взлетел чуть ли не до 80-100 рублей, был нанесен сокрушительный удар по поставщикам импортного оборудования. Многим из них пришлось менять сферу деятельности и специализацию. Не исключением стал и 2016 год, когда был принят закон об утилизационном сборе, который делает невыгодным ввоз в Россию новой и особенно б/у спецтехники старше 3 лет.
Таким образом, в 2014-2015 годах сложилась ситуация, когда стало крайне невыгодно покупать и продавать даже прежде недорогие китайские комплектующие, не говоря уже об импорте новых кранов или экскаваторов. Курс доллара просто не позволял этого сделать, так как заказчики не стали бы покупать за 450 тысяч рублей узлы, которые только недавно стоили максимум 120-140 тысяч рублей. Многим потребителям, ранее стабильно обновляющим парк машин, пришлось работать на своей технике более продолжительный, чем они планировали срок, откладывая покупку новой техники до «лучших времен».
От лица производителей
О том, какие усилия сегодня предпринимают производители для внедрения новинок и повышения качества работ, и как отразился процесс импортозамещения на российском рынке, изданию «СтройПромЭксперт» рассказывают представители ведущих машиностроительных компаний.
Grunwald
Компания Grunwald является одним из ведущих российских производителей полуприцепов и надстроек на грузовые шасси.
Говядинов Алексей, коммерческий директор компании Grunwald:
«2017 для нашего предприятия начался хорошо. Далеко идущие выводы делать рано, но благоприятные тенденции вселяют надежду. Сам по себе этот год для нас важнее, чем несколько предыдущих. Компания запускает новый современный завод. Это, конечно же, судьбоносный шаг и в тоже время определенный риск в условиях усиливающейся конкуренции и все ещё сложной макроэкономической обстановки. Принятое решение было основано на глубоком анализе обстановки, мы считаем, что рынок начинает восстановление и, запуская новые мощности, мы сработаем на опережение и сможем удовлетворить возрастающий спрос».
GIRAFFE
Группа компаний GIRAFFE – крупный российский производитель башенных, портальных и терминальных кранов грузоподъемностью от 5 до 16 тонн.
Калинин Сергей, руководитель службы маркетинга ГК GIRAFFE:
«По сравнению с 2014 годом рынок новых башенных кранов в России упал примерно в 9 раз. По данным Росстата и ФТС, в 2016 году было произведено и ввезено около 75 башенных кранов. Рыночная ситуация усугубляется отношением к башенным кранам, как со стороны эксплуатирующих организаций, так и со стороны контрольных органов: старая техника используется до последнего, невзирая на ее износ и потенциальную аварийную опасность.
Новые башенные краны приобретаются не тогда, когда старые отслужат свое, а когда у компании есть свободные средства и уверенность в дальнейших заказах. Башенный кран расценивается не как оборудование повышенной опасности, о состоянии которого необходимо заботиться, а как капиталовложение, которое должно принести максимальную прибыль.
В сложившейся ситуации у отечественных производителей башенных кранов существует две возможности удержаться на плаву во время затяжного спада жилищного строительства: это переориентация на производство грузоподъемной техники для промышленных объектов, финансирование которых не прекращается, и развитие экспортных поставок за пределы СНГ».
Hitachi Construction Machinery
Hitachi Construction Machinery – дочерняя компания японской корпорации Hitachi Ltd., один из мировых лидеров в производстве строительного и горного оборудования.
Евгений Римский, менеджер департамента по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery:
«Лидирующие производители нацелены на построение долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Для этих целей они стараются разработать комплексные предложения, которые помогут клиенту максимально эффективно выполнять поставленные задачи. Наша компания также не является исключением. В основу нашей продукции положена первоклассная гидравлическая система собственной разработки, именно она позволяет добиваться высоких показателей производительности и надежности.
Подразделение НИОКР активно работает над разработками все более совершенного оборудования. Дополнительно мы активно работаем в направлении разработки программных инструментов. Так относительно недавно был представлен сервис отчетности о работе технике Consite, который позволяет оценивать эффективность эксплуатации техники, а также оперативно реагировать на возникшие внештатные ситуации. Такие решения позволяют повысить прибыльность наших клиентов».
Мнение экспертов
Очевидно упрочение позиций и авторитета России на мировом рынке, хотя далеко не все страны торопятся снимать санкции со страны. Курс евро и доллара, по сравнению с 2014-м и 2015-м годами, существенно упал и почти сравнялся. На российском рынке неплохо сохранились такие поставщики импортной спецтехники, как дилеры ведущих машиностроительных компаний JCB, Bobcat, Hyundai, Hitachi, Caterpillar и др. Однако это не означает мгновенного оживления рынка импортной спецтехники.
Необходимо отметить факт существования и развития многих российских машиностроителей, которые пережили все предыдущие катаклизмы, что вселяет надежду на постепенный рост объемов производства отечественной спецтехники. Сегодня активными игроками рынка можно назвать, к примеру, «ЧСДМ», ГК GIRAFFE, концерн «Тракторные заводы», ПАО КамАЗ и другие крупные компании. При этом первые значительные результаты импортозамещения ожидаемы не ранее, чем через пару лет.
- Организации, регламентирующие деятельность перевозчиков?
- Смена основного вида деятельности ИП
- Подскажите страховую для компании
- Код вида деятельности грузоперевозки
- Антон Прощенко компания "мавр" кидает перевозчиков продукции на деньги!!
- Давайте разберемся с японской спецтехникой
- Обзор минитракторов российского производства
- Российские производители спецтехники: «Три года в условиях кризиса»
Полагаю, что кризис ударил и по отечественным производителям, ведь спрос спал на спецтехнику. Конечно, импортозамещение чуть позже даст положительный эффект. Плюс - что многие предприятия выжили. Сама замечаю все больше отечественной спецтехники в разных сферах.
Кризис очень губителен для многих сфер жизни людей, но его несомненный плюс, что выживают сильнейшие и наиболее гибкие в плане перестройки и приспособления к новым условиям производства предприятия.
Кризис должен показать, какие производители являются сильными, а какие не являются. Лично я считаю, что это явление полезное для некоторых производителей.
Нельзя сказать, что российское производство после того как настали кризисные времена сильно упало, но и подъеме уж точно нельзя сказать, просто держится на плаву вот и все, если будет хорошее финансирование, то уверен будет хорошее качество и возможно даже спрос
Текущая ситуация на рынке спецтехники в России напоминает мне 2008 год, когда также был резкий спад в продажах из-за финансового кризиса. Как и тогда, компании были вынуждены искать новые пути для выживания. В этой статье чётко видно, что отечественные производители, такие как Grunwald и GIRAFFE, активно адаптируются к изменениям: кто-то открывает новые заводы, а кто-то переориентируется на другие сегменты рынка. Это напоминает мне о том, как в 2009 году многие автомобильные компании начали активно развивать производство гибридных автомобилей, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и экономике топлива. Однако, стоит отметить, что текущее состояние валютного курса и экономическая неопределенность делают ситуацию более сложной. Импортные компании, такие как Hitachi, тоже ищут возможности для укрепления своих позиций, предлагая клиентам более комплексные решения, что, возможно, является частью их стратегии удержания клиентов в условиях снижения спроса. Такие меры, как внедрение сервисов для повышения эффективности использования техники, напоминают мне о том, как в IT-сфере компании внедряют SaaS-решения для удержания клиентов. В целом, радует, что российские компании не стоят на месте и продолжают искать возможности для роста, но очевидно, что впереди еще много вызовов.
Меня впечатлило, как Grunwald решает строить новый завод в текущих условиях. Это похоже на ситуацию, когда в 2010 году Tesla начала активно расширяться, несмотря на скептицизм многих. Рискованные шаги иногда оправдывают себя, особенно если рынок действительно начнет восстанавливаться.
Интересно наблюдать за тем, как GIRAFFE пытается переориентироваться на промышленный сектор. Это напоминает мне стратегию IBM, когда она перешла от производства компьютеров к более прибыльным IT-услугам. Важно, чтобы компании умели адаптироваться к изменениям на рынке.