Scania G340 на метане
Scania G340—представитель новой линейки грузовиков, использующий вместо привычного бензина или дизеля природный газ метан. Выпускается в виде тягачей регионального типа, развозных грузовиков и транспорта для ЖКХ.
Оглавление
Практика применения техники показала снижение затрат на 50%, уменьшение нагрузки на двигатель и улучшение экологичности. Ниже рассмотрим, в чем особенности такого грузовика Скания, приведем его технические характеристики и особенности. Отдельно поговорим об особенностях применения метана и преимуществах топлива.
О метановой технологии
На 2022 год грузовые автомобили — главные потребители сжиженного LNG-газа. Несмотря на попытки внедрения технологии, таких машин на территории страны очень мало. В среднем на 3.7 млн средних и тяжелых грузовиков приходится 2% автомобилей на метане. Правительство РФ вводит государственные субсидии и поощряет отечественных производителей такого транспорта, но пока это не сильно работает.
Немного теории:
- Пропан — газ, который добывается путем переработки нефти и находится в сжиженной форме. Для добычи и перевозки необходимо 10-15 атмосфер, что позволяет хранить его баллонах с 4-5-миллиметровыми стенками.
- Метан — газ, имеющий природное происхождение. Его запах легко распознать. Он легче воздуха, почти не растворяется в воде. Для его перевозки требуются более жесткие условия в плане толщины стенок, ведь давление газа при хранении 230 атмосфер. Как результат, тара для метана имеет больший вес, что позволяет использовать ее только на грузовых авто.
Доступность газа и возможность экономии заставляет производителей создавать двигатели на метане. Правда, у каждого разработчика в этом отношении индивидуальный подход. Iveco выпускает грузовики, работающие как на природном, так и на сжатом газе, добившись степени сжатия 11.0. Для сравнения грузовики Скания выбрали аналогичный путь, но увеличили давление до 12.6.
Бренды, не имеющие собственных двигателей, ставят продукцию компании Камминз. Последняя выпускает газовые силовые агрегаты объемом 5.9-9.1 л. Отечественные производители грузовиков, к примеру, «Автодизель» и Камаз пошли по аналогичном пути. Что касается Вольво, здесь совмещается газовый и дизельный принцип. Сначала в мотор подается солярка для воспламенения, а потом метан.
ВажноСложности внедрения транспорта на природном газе обусловлены большей себестоимостью таких автомобилей и, соответственно, более высокой ценой.
Усложняется вопрос с инфраструктурой, ведь для хранения метана требуются более дорогие емкости. Но это не остановит, а лишь затормозит внедрение таких машин. Причина — реальная экологичность и возможность экономии.
В 2022-м Кабмин РФ поднял региональные субсидии для такого транспорта в три раза — до 75 млн рублей.
Планируется, что применение метана увеличится до 2.7 млрд куб. метров. Но многое зависит от развития сети заправочных станций АГНКС. К примеру, емкости баллонов на среднем грузовике хватает на 400 км. Это значит, что для перемещения на транспорте между столицей РФ и СПб в прямом и обратном направлении потребует шесть заправок.
Описание метанового грузовика Scania G340
Модель Scania G340— седельный тягач, работающий на природном газовом топливе (метане). Доступен в России с февраля 2015 года. В 2017-м прошел тестирование, в результате которого проехал расстояние около 9 тыс. км с пробегом 700 км в день.
Результаты показали финансовую экономию в размере 50%. Количество выбросов СО2 и СО уменьшилось на 31 и 36 процентов соответственно, а NOx— на 1100%.Этого удалось добиться, благодаря уникальному мотору и ходовой, на которых остановимся подробнее.
Двигатель
Главная «фишка» автомобиля — метановый 340-сильный двигатель OC09 102 340. Мотор имеет объем 9.3 л и развивает максимальную мощность при 1900 оборотах в минуту. Это не самый новый, но хорошо показавший себя силовой агрегат с крепким блоком цилиндра из чугуна и отдельными головками цилиндров. На каждую из них приходится по четыре клапана.
Особенности:
- Пара балансирных валов, гарантирующая стабильную работу непарного числа цилиндров.
- Три блока управления, контролирующих подачу горючего, зажигание и работу газовой системы.
- Вертикальное размещение свечи с подключением к индивидуальной катушке зажигания.
- Уменьшение степени сжатия до 12.6 к 1, обеспечивающее устранение детонации.
- Оптимизированная система рециркуляции сгоревшего метана.
- Наличие 3-компонентного канализатора, обеспечивающего очистку выхлопа и достижение уровня Евро-6.
- Электронная заслонка дросселя с шаговым электрическим моторчиком, регулирующая вращение коленвала.
- ДМРВ и два кислородных датчика.
Конструктивно двигатель Скания G340 почти не изменился в сравнении с дизельным предшественником. Силовой агрегат запускается плавно, но по характеристикам мало отличается от стандартной установки. Если посадить в кабину водителя, не знающего о газовом двигателе, он вряд ли заметит подмену. Начало движения показывает сохранение динамики без намека на уменьшение скорости разгона.
Средний расход топлива — 21-35 куб. метров. Он зависит от загрузки грузовика, качества дороги и стиля вождения. Метан хранится в 8-ми баллонах по 103 л, позволяющий двигаться без заправки в течение 400-600 км. Получается, что стоимость 1 км около 15-17 рублей.
Для повышения эффективности двигатель комплектуется 12+2-ступенчатой КПП типа GRS 905 R. Трансмиссия идет с демультипликатором, парой понижающих скоростей и двумя передачами для движения назад. Такое совмещение мотора и коробки передач обеспечивает хорошую динамику и плавное переключение скоростей.
Ходовая
Автомобиль ScaniaG340 имеет надежную рамную часть, представленную лонжеронами F 950 размером 27х9х0,95 см.
Наибольшая нагрузка на переднюю и заднюю ось составляет 7,5 и 11,5 т. Подвеска спереди представлена параболическими рессорами 3х29, а сзади — пневматической системой с двумя баллонами. Колесные диски спереди и сзади имеют размер 9х22.5, а шины — 315/70 R 22.5.
Технические характеристики
Для наглядности приведем параметры тягача Скания G340 на метане:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | OC 09 102 340, 340 л.с, Евро-6, 1600 Н*м |
Сцепление | 1-дисковое, механическое, защита от износа |
КПП | GRS 905 R, 12+2 |
Колесная формула | 4х2 |
Нагрузка на переднюю / заднюю ось, т | 7.5 / 11.5 |
Вес автопоезда, т | 40 |
Колесная база, м | 3,7 |
Тормоза | электронные, дисковые |
Объем баков, л | 824, 8х103 |
АКБ | 180 А*ч |
Кабина Scania G340
Тягач комплектуется нормальной кабиной CG19N со спальным местом и возможностью ночного отдыха. Ширина нижнего спального места составляет 70 см, а верхнего — 60 см. Размеры в ширину, длину и высоту составляют 2.43х2.26 и 3.27 м. Внутри можно перемещаться, не пригибая голову, благодаря высоте от пола до потолка 1.91 м.
Кабина установлена на 4-точечной пневматической подвеске со стабилизатором повышенной жесткости.В качестве освещения, кроме фар головного света с 24-вольтными лампами и корректором. Также в комплекте идут противотуманные фары. Есть очистители фар, обеспечивающий автоматическое удаление грязи с поверхности. Для входа в кабину предусмотрено три ступени с подсветкой.
Особенности Scania G340 внутри:
- Премиальное водительское кресло с подогревом и большим количеством регулировок. В качестве материала для обшивки используется текстиль и винил.
- Длинная приборная панель, отличающаяся улучшенной отделкой и декорированной планкой. С рабочего места видны все элементы управления, в том числе при размещении обеих рук на колесе.
- Плавное регулирование рулевой колонки, обеспечивающее максимальный уровень комфорта. Многие элементы управления системами встроены в руль. Также в рулевом колесе может монтироваться подушка безопасности.
- Ручка КПП является складной и может изготавливаться из пластика, кожи или дерева в зависимости от предпочтений покупателя.
- Большой выбор систем на приборной панели — ПБС, распределения нагрузки, блокирование дифференциала и т. д. Все элементы находятся в непосредственной близости от водителя и позволяют держать под контролем автомобиль.
- Улучшенная обзорность, благодаря большой стеклянной поверхности, внешним ближним и сферическим задним зеркалам.
- Кабина может иметь разные варианты отделки, что позволяет комбинировать материалы и способы исполнения с учетом предпочтений. На выбор доступна кожа, ткань или пластик. Подлокотники также могут быть тканевыми, пластиковыми или кожаными (светлый или черный оттенок).
- Отдельное внимание уделено водительскому и пассажирскому креслу, которые можно наклонять, перемещать, поднимать и опускать. Можно менять наклон спинки, есть подголовники. Доступна установка 2-ступенчатого электрического подогрева и вентиляции.
Внутри предусмотрено много места для мелких вещей, есть карманы в дверях. Комфорт обеспечивает кондиционер, 2-киловатный автономный отопитель и магнитола. Дополнительно устанавливается тахограф «Штрих-М» и телематика «Мониторинг». В комплектацию может входить огнетушитель, знак «аварийки», ящик для вещей и 12-вольная розетка для подключения проблескового маячка.
Выгоды от эксплуатации метанового грузовика
Перспективы применения машин Скания G340 на метане обусловлено простыми расчетами. С толка сбивает стоимость такой техники, которая выше классических автомобилей. Так, за упомянутый тягач придется отдать около 10 млн рублей, что почти на 25% больше, чем за дизельную версию G380.
К слабым местам относится стоимость обслуживания, которые выше из-за частоты замены свечей. В среднем это необходимо делать через каждые 30000-40000 км. С другой стороны, можно сэкономить на топливе. Для сравнения кубический метр газа обходится в 15 р, а дизельное топливо — 45 р.
Применение газового топлива снижает ударные нагрузки на двигатель, что повышает его ресурс. Дополнительные плюсы состоят в меньшей степени сжатия и отсутствии вредной серы в горючем. Для получения реальной экономии необходимо проезжать не менее 100-150 тысяч километров в год, что для магистрального тягача является обычным делом. Средняя экономия составляет 6.8-8.8 рублей на 1 км.
Многие перевозчики покупают метановые машины и открывают собственную газовую заправку. Такой шаг позволяет увеличить пробег и снизить расходы на газ до 10 рублей за 1 кубический метр. При упомянутом выше автопарке экономия может достигать 55-60 млн рублей.
С учетом сказанного можно выделить несколько преимуществ применения газового топлива:
- Лучшее сжигание за счет большего октанового числа: 130 против 95.
- Экономия денег на покупке горючего. Это обусловлено меньшей себестоимостью метана, который является природным газом и не требует дополнительной переработки.
- Чистота топлива и отсутствии серы. Гарантирует продление срока службы двигателя и экономию на ремонте.
- Экологичность. Метановые двигатели с легкостью достигают уровня Евро-6 при использовании стандартных систем очистки. Кроме того, количество выбросов меньше уже на этапе заправки транспортного средства.
Метан можно использовать сразу и не тратить время и деньги на дополнительную очистку. В нем отсутствуют вредные примеси, что минимизирует продукты горения. Особенно это актуально при правильной калибровке двигателя. Получается, что переход на природный газ позволяет решать сразу три цели: экономить деньги, сохранять двигатель и заботится о состоянии окружающей среды.
Заключение
Практика применения Scania G340 доказала эффективность и экономичность такого транспорта. Средние расчеты показывают, что один газовый тягач экономит около 2,4 млн рублей за 150 000 км. Соответственно, при увеличении пробега, дополнительной экономии на топливе и увеличении числа машин прибыль будет расти.
Главным «камнем преткновения» остается логическая составляющая и дефицит подходящих заправок.
Кроме того, многих предпринимателей отпугивает высокая цена техники и дополнительные расходы на обслуживание. Чтобы ускорить процесс перехода на метановые грузовики, правительство страны использует разные методы поощрения. В первую очередь это субсидии, которые в 2022 году увеличились до 9 млрд рублей.
- Основной радиатор на Scania
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Кто должен определять количество машин на маршруте?
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- Обзор рынка магистральных тягачей
- Scania G340 на метане
А на фото нет ни одной фотографии Скании на метане. У машины работающей на метане очень много газовых баллонов. Если у машины работающей на бутане всего один "бак", то на метане минимум пять и не баки, а баллоны.
2% грузовиков на метане среди всех остальных - это конечно, пока несерьезная цифра. Как часто бывает, мало продумать технологию, еще надо обеспечить людей должным количеством заправок. Да и с хранением метана все не так просто. Надеюсь, в будущем это производство все-таки разовьется.
Думаю, что не все способны организовать собственную заправку при покупке грузовика. Если речь о небольшой компании, то такое не удастся. А метановых заправок по городу маловато. Хотя экономия, конечно, выглядит существенной. О субсидиях за использование метановых грузовиков ранее не слышала, надо узнать у коллег.
Здравствуйте. У меня тоже есть SCANIA появилась проблема двигатель работает с перебоем хотел узнать куда можно обратится по этому вопросу. У нас к сожалению в мастерских нет нормального диагностического оборудования.