Рулевое колесо грузовика и его функции
Изменение траектории движения любого автомобиля, в том числе и грузового, осуществляется благодаря повороту управляемой колесной пары относительно продольной оси ТС. В подавляющем большинстве случаев управляемыми являются передние колеса. Вследствие контакта колес с дорожным покрытием образуются боковые силы, которые перпендикулярны плоскости вращения. Они-то и заставляют колеса отклоняться от прежнего направления движения и делать поворот.
Оглавление
Однако он был бы невозможным без еще одного ключевого элемента управления – руля. О том, что представляет собой рулевое колесо автомобиля, каковы его конструктивные особенности, какие существуют разновидности, а также для выполнения каких задач эта деталь служит, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Значение рулевого колеса в системе рулевого управления автомобиля
Ключевая функция рулевого управления состоит в обеспечении транспортному средству возможности двигаться по тому направлению, которое задал водитель. В состав узла входит рулевой механизм и привод, непрерывное взаимодействие которых призвано гарантировать точность управления машиной, максимальную надежность и безотказность работы всех составных элементов.
Немаловажную роль играет простота управления – водитель не должен прикладывать колоссальные усилия для того, чтобы выполнить поворот руля. Еще один существенный момент – способность конструкции гасить вибрации, передаваемые от контактирующих с дорогой колес автомобиля.
Чтобы грузовое авто двигалось по заданному направлению, ровно входило в поворот, и при этом не возникало бокового скольжения колес, все они должны выполнять качение по дугам, которые описываются из единого центра. Данный центр находится на продолжении задней оси.
Для этого весь механизм руля машины сконструирован и настроен таким образом, чтобы управляемые колеса поворачивались на разные углы. Угол поворота колеса внутреннего всегда больше, чем у наружного. Реализация такой схемы стала возможной благодаря внедрению в конструкцию рулевого привода трапеции и шарнирных соединений.
ВажноРуль автомобиля является частью системы управления, на которую прямо воздействует водитель или оператор транспортного средства.
Остальные элементы системы реагируют на движения руля в результате оказания влияния на них посредством непосредственного механического контакта (имеются в виду механизмы с шариковой гайкой либо с шестеренками реечной передачи) или же без прямого контакта, как в современных моделях авто, оснащенных электроусилителями, управляемыми бортовым компьютером.
Разновидности и формы рулевого колеса
Простая, но незаменимая деталь авто позволяет, как уже говорилось выше, выбирать и изменять траекторию движения транспортного средства. Удобство управления машиной во многом зависит от размера и диаметра рулевого колеса. Эти параметры играют важную роль, от них зависит не только комфорт езды, но и безопасность находящихся в машине людей, а также других участников дорожного движения.
К примеру, в случаях со старыми грузовиками, в конструкции которых отсутствует усилитель руля, выполнить поворот рулевого колеса небольшого диаметра будет проблематично. Именно поэтому на мощных грузовых авто обычно устанавливают большой руль, характеризующийся удобством хвата. Однако с другой стороны, слишком крупное рулевое колесо занимает много места в кабине и отрицательно сказывается на комфорте езды.
Практика показывает, что чем меньше руль, тем острее управление. Во-первых, верхняя часть рулевого колеса способна закрывать обзор, а нижняя – сковывать движения водителя, если он – человек крупного телосложения. И то, и другое снижает уровень безопасности езды.
Во-вторых, если руль небольшой, для его поворота, особенно при выполнении сложных маневров, придется прикладывать большие усилия, что во время езды на высокой скорости и замедленной реакции водителя способно привести к трагическим последствиям. К тому же рули небольшого диаметра закрывают значки, отображаемые на панели приборов.
Важную роль играет толщина рулевого колеса. Для удобства управляемости оно должно быть не слишком тонким, но и не чересчур толстым – необходимо добиться максимального удобства хвата.
Теперь что касается формы руля. Классикой жанра является идеальный круг, и когда имеются в виде грузовые авто или спецтехника, иные варианты практически не встречаются. А вот в случае с легковушками возможны и другие решения. На современном рынке представлены модели иной формы, однако от круглой она мало чем отличается – возможны разве что варианты, когда верхняя часть колеса – это круг, а нижняя следка приближена к эллипсу. Единственным исключением являются разве что гоночные болиды, в которых руль выполнен в форме, больше напоминающей велосипедный.
Поговаривают, что в свое время конструкторы предпринимали попытки придать основному элементу управления авто и другую форму.
Были варианты квадратных и даже треугольных рулей, но дальше концептов дело не пошло – в процессе испытаний такие изобретения не демонстрировали должного уровня безопасности, поэтому от их внедрения было решено отказаться.
Многофункциональное рулевое колесо
Сегодня руль автомобиля – это не только элемент управления, посредством которого задается траектория движения транспортного средства. На нем сейчас принято устанавливать целый ряд функциональных кнопок, с помощью которых можно управлять кондиционером, включать/выключать систему мультимедиа, работать с навигацией и прочими системами ТС, не отрывая рук от руля.
Мультируль – это не что иное, как обычный руль, оснащенный вспомогательными кнопками для обеспечения максимально комфортных условий эксплуатации транспортного средства. В рамках одной модели и даже одной генерации автомобиля конфигурация размещенных на мультируле кнопок может различаться.
С виду он мало чем отличается от обычного за исключением наличия на центральной части и в некоторых случаях – на ободе функциональных кнопок, а за ним – рычагов и прочих элементов. В автомобилях премиум-сегмента, оснащенных автоматической коробкой передач, возможна установка так называемых подрулевых лепестков для изменения скорости движения.
Правильный хват рулевого колеса
От того, правильно ли водитель держит рулевое колесо, зависит эффективность и безопасность управления, а также угол поворота рулевого колеса. Существует несколько разновидностей хвата:
1. Обе руки находятся по бокам руля или немногим ниже его средней линии (правая ладонь – на 15 часах, левая – на 9). Это наиболее распространенный вариант хвата, обеспечивающий комфортное размещение рук, отсутствие напряжения в кистях и возможность моментально среагировать на изменение дорожной обстановки.
2. Руки находятся в верхнем сегменте, в промежутке между 11-13 часам. Бытует мнение, что в такой позиции напряжение в руках минимально, при желании их даже можно держать прямо. Подобная позиция, с нашей точки зрения – на любителя, так как в данном случае страдает возможность маневрирования, в особенности, когда необходимо резко повернуть руль под большим углом.
Как правильно крутить руль
Прежде чем переходить к описанию рекомендаций относительно того, как следует управлять транспортным средством, отметим, что эффективность управляемости зависит от люфта рулевого колеса. В идеале он должен быть минимальным, чтобы обеспечивалась требуемая четкость и моментальный отклик на любое действие водителя.
Итак, отвечая на вопрос о том, как правильно крутить руль, отметим, что делать это нужно как можно более плавно и аккуратно, избегая резких движений и рывков особенно при движении по мокрой или по грунтовой/гравийной дороге. Держать рулевое колесо следует крепко – это обеспечит требуемый контроль движения. Однако цепляться в обод тоже не стоит, чтобы во время длительной поездки руки не устали.
Движения рук во время управления автомобилем можно разделить на такие виды:
- Рабочие. Они начинаются в тот момент, когда водитель, садясь за руль, кладет на него ладони, и заканчиваются в момент остановки.
- Холостые. Имеют место в промежутке времени между отпусканием руля и началом активных действий водителя.
Заключение
Руль – важнейшая деталь любого транспортного средства, без которой управление им было бы невозможным. Несмотря на засилье современных технологий, форма и принцип работы рулевого колеса остались неизменными, а при всей его простоте от этого элемента конструкции зависит комфорт и безопасность движения.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Мясорубка для откручивания колес
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Рулевое управление грузового автомобиля
- Шкворень, поворотная ось колеса
- Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
- Mercedes Actros L – грузовик с повышенной зоной комфорта
- Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы
Хм, хорошая и очень даже подробная статья. Мне как водителю грузовика было очень даже интересно её сейчас читать - даже узнал кое-что новое лично для себя.
Спасибо большое за статью о том как нужно правильно управлять рулем , и что бы не перебирать руками . Так как ты перебираешь руками при руле , то это очень сильно сбивает и путает тебя на дорогах .Тренировка правильного положения рук и руления проводится на специальных тренажёрах или просто на автомобиле с вывешенными передними колёсами. В качестве норматива можно принять, например, время десяти перекладок руля от упора до упора с безукоризненной техникой исполнения. Постепенное уменьшение этого показателя станет хорошим соревновательным моментом для упражнений, а в сети можно найти даже ориентиры для примера. Спасибо большое за информацию
Мне как начинающему водителю была очень полезна эта статья) Спасибо за ее написание)
Читая статью, я вспомнил, как важна роль руля в целом в управлении автомобилем. Даже если мы говорим о грузовых машинах, где конструкция усложнена, руль остается центральным элементом управления. Меня особенно поразило описание того, как угол поворота колес зависит от наличия трапеции и шарнирных соединений. Это напоминает мне об инженерных решениях, применяемых в авиации, где сложные механизмы также распределяют нагрузку и усиливают контроль. Важно, что автор подчеркнул необходимость минимального люфта руля для точного управления – это как в спортивных автомобилях, где каждая доля секунды может быть решающей. Кстати, интересен был и раздел о многофункциональных рулях. В современных авто это действительно удобно: управлять мультимедиа, навигацией и климатом, не отрывая рук от руля, стало привычным делом. Однако, на мой взгляд, это может отвлекать водителя, особенно если кнопок слишком много, и стоит уделять внимание эргономике их расположения. В целом, статья охватывает все ключевые аспекты, и я рад, что автор подробно описал, как правильно крутить руль и держать его. Эти советы полезны как для новичков, так и для опытных водителей, особенно когда речь идет о маневрировании в сложных условиях. Сравнение разных хватов руля с положением на часах было интересным, думаю, многим это поможет улучшить навыки вождения. В общем, статья полезная, и я нашел в ней много нового даже для себя.
Статья напомнила мне, насколько мультируль стал незаменимым в современных авто. Кнопки для управления мультимедиа и навигацией – это не просто удобство, это уже стандарт комфорта. Но слишком много функций на руле могут отвлекать в дороге.
Хорошо описана важность правильного хвата руля! Многие недооценивают, насколько это влияет на безопасность и комфорт вождения. Особенно интересен подход с описанием разных стилей хвата по часам. Прямо как в некоторых учебниках по автоспорту.