Снегоуборочная техника: история, современность, перспективы

снегоуборочная техника история перспективы

Зимой города заносит снегом. Часто бывает, что «холодного пуха» намного больше, чем хотелось бы. Его следует убирать. Но классическая картина «Кузьмич с лопатой» современным мегаполисам давно не подходит. Города стали крупнее, чистить дороги и тротуары надо быстро. Чтобы люди могли передвигаться без ушибов и сломанных конечностей.

Для решения проблемы применяется снегоуборочная техника. Работает она по-разному. Одни машины сметают пласты снега и отбрасывают его на обочину. Другие – плавят. Третьи – обрабатывают поверхность специальным составом, который потом застывает и превращается в дорогу с достаточной степенью шероховатости.

В настоящее время представить себе зимний город без снегоуборочных машин уже невозможно. Подобная техника применяется не только на проезжей части, но также на автомагистралях, аэродромах, стройплощадках, автостоянках – одним словом, на всех засыпанных снегом площадках, не имеющих препятствий для работы. Сказанное выше касается полноразмерных агрегатов. А ведь есть еще множество компактных двухколесных «ручных» снегоуборщиков, которые чистят придомовые участки и прочие места, где «старших братьев» использовать невозможно или нерентабельно.

Технология уборки снега, как и любая другая, с годами совершенствуется. Сегодня на улицы городов выезжают машины с такой функциональностью, о которой наши прадеды даже мечтать не могли.

С чего все начиналось

До XIX века проблема уборки снега не существовала потому, что этим обязаны были заниматься хозяева близлежащих домов. В 40-х годах этого же века появилось первое приспособление: пара лошадей тащила отвал. Где-то в это же время уборка снега становится прерогативой муниципальных властей. Которые, конечно же, не могли решить вопрос примитивными средствами.

В 1870 г. стоматолог Дж. Эллиот (г. Торонто, пров. Онтарио, Канада) запатентовал агрегат, который сдувал снег с рельс мощным потоком воздуха. В том же году Р. К. Харрис (г. Далхаузи, пров. Нью-Брансуик) предложил механизм с расположенным спереди прямоугольным раструбом, подъемным вертикальным винтом и метателем. По обоим проектам, рабочие экземпляры построить не удалось.

В 1884 году мельник Орандж Джулл (г. Оранжвилл, пров. Онтарио) разработал устройство из лопастного колеса, которое измельчает снег и подает его в метатель с боковым желобом. Конструкция приводилась в действие паровым двигателем, а перемещалась – локомотивом. Для реализации идеи, Джулл нашел спонсоров – братьев Джона и Эдварда Лесли. Они помогли ему построить действующий образец. А потом выкупили патент, организовав компанию Leslie Brothers Manufacturing по производству железнодорожных снегоуборщиков. Работали, между прочим, до 1971 года, выпустив за все время 146 машин.

Первый самоходный аппарат Sicard Snow Remover Snowblower для уборки снега на улицах появился в Монреале в 1925 году. Сконструировал его фермер А. Сикард из пров. Квебек. Техника представляла собой роторный снегоочиститель с боковым лотком, установленный на грузовое шасси с обычным автомобильным мотором. Самым интересным в данной истории является то, что изобретатель «проталкивал» идею 31 год – с таким недоверием относились к затее механизированной уборки снега местные власти. Но Сикард был в итоге вознагражден. Он основал фирму, которая до сих пор выпускает очень качественные и популярные снегоуборщики.

После этого машины для уборки снега на улицах начали выпускать американские компании. Одна из ведущих – Toro (шт. Миннесота). С 50-х гг. ХХ века появились малогабаритные и даже ручные механизмы для частных владений.

В России первым снегоуборщиком был специальный поезд с ножевой лопатой «Гавриченко» (1936 г.). В 1958 г. его сменил более совершенный ПТКБ ЦП. Коммунальные службы до конца века использовали для уборки снега трактора и мощные автомобили.

Снегоуборочная техника сегодня

В настоящее время новые, более совершенные технологии, электронные и космические, значительно увеличивают возможности человека во всех отношениях, в т.ч. и в таком, казалось бы, прозаическом деле, как уборка снега. Сама же техника может не только удалять «холодный пух», но и бороться со льдом. Началось все с того, что механическая уборка с разрыхлением и отбрасыванием снега была признана недостаточной. Чтобы дороги и тротуары нормально функционировали, стали использовать соль. Но быстро поняли, что она портит обувь и автопокрышки. Поэтому разработали менее вредные химикаты против обледенения. На взлетно-посадочных полосах снег и лед плавят газоструйные машины, ветровые и тепловые. Для погрузки снега на утилизацию, применяют экскаваторы и фронтальные погрузчики, в т.ч. мини.

Классификация снегоуборщиков

Современные дорожные снегоуборщики делятся на:

  • Снегоочистители.
  • Для уборки снега со льдом.
  • Погрузчики снега.

По типу рабочего органа, снегоочистители различают:

  • Плужные. Оборудованы прямым или треугольным отвалом. Отодвигают снег в сторону.
  • С шнековым подающим устройством и метателем. Отбрасывают снег на большое расстояние.
  • С щеткой.

По виду шасси: тракторные, автомобильные, на строительной и дорожной технике, специальные. По назначению: патрульные на автодорогах, для пробивки заносов, аэродромные, уличные, уборщики боковых валов.

Взгляд в будущее

Процесс уборки снега не чуждается современных инноваций. В том числе – техники с автоматическим управлением. Например, во франкфуртском аэропорту уже давно работает снегоочиститель на базе Mercedes-Benz, управляемый искусственным интеллектом.

Аналогичные проекты создаются и в России. В Рязанской области тестируются автономные мини-тракторы Avrora Robotics со снегоуборочным оборудованием. Они работают по ночам, чтобы было меньше помех и больше безопасности. В случае, если проба окажется успешной, такие же машины готовятся закупить городские власти Москвы, а также руководство республики Татарстан.

Фирма Mole (Россия) предлагает для уборки снега радиоуправляемый гусеничный SCARP. Эта многофункциональная машина способна чистить от снега дворы, тротуары и проезжую часть.

Ожидается, что в 2022 году в стране будут реализованы собственные проекты, не хуже зарубежных. На данный период в Московской, Томской, Волгоградской, Курской, Тамбовской и Самарской областях планируют испытания полностью автономных тракторов для уборки не только снега, но и наледей. Притом, как на открытых местах, так и под стоящими автомобилями. Более того, каждый трактор будет формировать и передавать на ПК отчет о проделанной работе. Нововведение должно значительно сократить расходы на выполнение уборки и повысить ее качество.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 3465
Автор статьи: / Дата публикации: 19-02-2020
Поиск запроса "снегоуборочная техника история перспективы" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Вологда 19.02.2020

Аэродромным снегоочистителям закладывают огромную производительность. На взлётке каждая секунда на учёте. Ну и цена на эту технику просто заоблачная. Самая тяжёлая очистка это снег с водой, а высокий слой, это фигня по весу.

0
0
Ответить
Владислав Пенза 20.02.2020

Даже не знал, что у нас также делают и развивают этот вид спецтехники. Хотя спрос на этот вид спецтехники сезонный, но спрос на нее есть и растет, обусловлено это увеличением автомобильных грузоперевозок.

0
0
Ответить
Никита Балаково 15.05.2023

Толку-то от этой снегоуборочной техники? Хоть крутая, хоть не крутая, все равно на наших дорогах она не сильно пригождается. Уже какой год подряд заметает к чертовой матери всю проезжаю часть, но властям без разницы на это. Ездить невозможно. Причем так во многих городах, даже в столице!

0
0
Ответить
Иржи 09.12.2024

Читая статью, невозможно не заметить, как сильно изменилась индустрия снегоуборочных машин с момента своего появления. На примере компании Leslie Brothers Manufacturing видно, как инновации могут полностью изменить подход к проблеме. Их работа с паровым двигателем в XIX веке кажется столь же революционной, как и современные разработки с использованием искусственного интеллекта в XXI веке. Сегодня, когда автоматизация и цифровизация проникают во все отрасли, снегоуборочная техника не остается в стороне. Интересно, как российские проекты, такие как Avrora Robotics, начинают внедрять автономные решения, которые уже активно используются на Западе. Это напоминает мне о том, как в автомобильной промышленности постепенный переход от ручного управления к автономным системам управления становится новым стандартом. Важно, что такие машины работают по ночам, снижая риск для водителей и пешеходов. Это решение можно сравнить с тем, как беспилотные автомобили тестируются в условиях минимального трафика. В целом, впечатляет, как технологии, изначально разработанные для совершенно других задач, перекочевывают в снегоуборочную отрасль, открывая новые горизонты эффективности и безопасности.

0
0
Ответить
Октав 10.12.2024

Современные технологии в уборке снега действительно впечатляют. Особенно радует, что в России появляются собственные разработки, которые могут составить конкуренцию зарубежным аналогам. Это показывает, что в нашей стране есть потенциал для создания высококлассной техники, которая может работать в самых сложных условиях. Надеюсь, что эти инициативы получат дальнейшее развитие и поддержку.

0
0
Ответить
Эрик 11.12.2024

Интересная история о том, как начиналась механизация уборки снега. Удивительно, что первые попытки, такие как идея стоматолога Дж. Эллиота, не привели к созданию рабочих моделей. Это наглядный пример того, как инновации иногда требуют десятилетий, чтобы стать реализацией. Сегодня же мы видим, что технологии стремительно развиваются, и снегоуборочная техника становится все более функциональной и автономной.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: