Суппорт, важная деталь тормозной системы
Тормозной суппорт— узел, обеспечивающий плавное снижение скорости за счет прижатия колодок и диску после нажатия на тормоз.
Оглавление
От его исправности и правильности работы зависит эффективность торможения и, соответственно, безопасность участников движения. Ниже рассмотрим, что это за узел, разберемся с его принципом действия и видами. Выделим основные неисправности, способы проведения профилактики и обслуживания.
Что такое суппорт
Термин «суппорт» произошел от английского «support», что в переводе означает «поддерживаю». Устройство используется во многих системах для крепления и перемещения инструмента. В автомобилях это часть тормозной системы, гарантирующая постепенное уменьшение скорости после нажатия тормоза.
ВажноКонструктивно устройство состоит из кожуха, цилиндра с поршнем тормозного суппорта (может быть один или несколько), пыльников и направляющих элементов. Также в состав узла входят колодки, магистрали и пружины, обеспечивающие возврат механизма в прежнюю позицию.
Суппорт фиксируется на всех дисках колес (их может быть два или четыре). При использовании системы по всему периметру она условно делится на переднюю и заднюю.
Для обеспечения работы суппорт подключается к гидравлической системе, обеспечивающей работу поршней при нажатии на тормоз. Количество поршней, число тормозных колодок и нюансы их фиксации в зависимости от конструкции может отличаться.
Принцип работы тормозного суппорта
Автомобильный суппорт —простая конструкция, которая имеет много общего во всех современных авто. Суть работы состоит в изменении давления рабочей жидкости с последующим влиянием на тормозной цилиндр суппорта. В результате происходит сближение колодок и торможение авто за счет возникающей силы трения. Дополнительной функцией устройства является фиксация колодок параллельно по отношению к диску.
Алгоритм работы тормозной системы с суппортом имеет следующий вид:
- Нажатие на тормоз водителем.
- Подача тормозной жидкости к цилиндрам суппорта.
- Сжатие колодок и их контакт с тормозным диском. В зависимости от конструкции прижатие является односторонним или двухсторонним.
- Повышение трения и снижение скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Чем сильней водитель нажимает на тормоз, тем плотней колодки прилегают к дискам, и тем быстрей машина останавливается. В некоторых случаях имеется риск полной блокировки колеса.
Виды суппортов
Все суппорта тормозной системы условно разделяются по конструкции (фиксированные и с плавающей скобой), а также по месту расположения (спереди и сзади). Рассмотрим каждый из видов отдельно.
Фиксированный
Внешне устройство представляет собой кожух из металла, в котором находится несколько цилиндров и поршней. При перемещении они воздействуют на колодки и обеспечивают их давление на диск. Результатом является снижение скорости или полная остановка. Число поршней может отличаться — один, два, четыре или более.
Кожух, как правило, крепится к поворотному кулаку подвески спереди или сзади. Поршни перемещаются по направляющим тормозного суппорта, благодаря давлению рабочей жидкости. Последняя подается по внутренней системе трубок и шлангов. Для одновременной работе подача осуществляется сразу во все цилиндры. Без нажатия на тормоз колодки фиксируются в одной позиции с помощью пружин.
Плюсы конструкции:
- надежность;
- точность работы;
- универсальность.
Минусы:
- более высокая цена;
- сложность схемы;
- большое количество труб и шлангов, которые могут повредиться.
Фиксированный тип суппортов, как правило, устанавливается в грузовых и спортивных машинах. Они более надежны, поэтому подходят для машин с мощным двигателем иимеющих большие размеры. Система часто встречается в дорогих авто: БМВ Х6, Тойота Крузер Прадо, Субару Форестер и других.
С плавающей скобой
Устройство с более простой конструкцией. Главная особенность в том, что одна колодка фиксирована и находится на одном месте, а возле второй находится гидравлический цилиндр 1-но или 2-поршневого типа. После подачи давления он перемещает скобу тормозного суппорта и обеспечивает смещение 2-й колодки.
Конструкция надежно защищена корпусом из металла, поэтому не боится механических воздействий.
Плюсы:
- небольшая себестоимость;
- нагрев до меньших температур;
- простая конструкция.
Минусы:
- не такая высокая эффективность;
- открытость для природных факторов.
Такие системы, как правило, встречаются на отечественных автомобилях и машинах из бюджетных серий. Для примера можно привести Лада Калина / Приора / Гранта, Шевроле Ланос / Авео, БМВ 7 Е38 и другие. Суппорта условно делятся на передние и задние. Конструктивно они мало отличаются и имеют идентичные элементы.
Разница в том, что задний механизм ориентирован на работу с ручником, поэтому передняя и задняя система на взаимозаменяемы. Это означает, что на каждую ось придется брать соответствующий ремкомплект тормозного суппорта. Нельзя забывать и о габаритных размерах, которые для задних колес больше.
Основные неисправности суппортов
Визуальная надежность не должна расслаблять автовладельца. Тормозные суппорта страдают от разных проблем и периодически требуют ремонта / замены. Ресурс узлов зависит от типа и качества системы, особенностей эксплуатации, характера езды и т. д.
Распознать поломку можно по нескольким признакам: необходимость усиления давления на педаль, заклинивание, мягкость педали, «прихватывание» дисков колодками и т. д.
Рассмотрим основные поломки подробнее:
- Повреждение пыльников. При нарушении целостности защиты внутрь попадает вода, и поршень покрывается коррозией. Из-за небольшого расстояния даже небольшая ржавчина может привести к клину и отказу работы.
- Вода в тормозной жидкости. В мануале завода-изготовителя указывается периодичность замены рабочего состава. При игнорировании требований в жидкости накапливается вода, имеющая меньшую температуру кипения. Из-за перегрева системы жидкость может «закипеть», а это ведет к клину.
- Ржавчина на поршне. Малейшие следы коррозии усложняют движение поршня, что повышает нагрузку на тормозной цилиндр. Машину в таком случае тянет влево или вправо. Причиной неисправности может быть попадание влаги / грязи, продолжительное бездействие и т. д.
- Износ тормозных колодок / дисков. В процессе эксплуатации упомянутые узлы становятся тоньше, и поршню приходится все дальше выдвигать суппорт для создания оптимального усилия. Результатом может стать повреждение пыльника, вытекание рабочей жидкости и клин.
- Неисправность монтажных пластин. В функции этих элементов входит фиксация колодок. В случае износа они теряют эффективность, поэтому требуют замены при установке новых колодок.
- Течь рабочей жидкости. Тормозная система состоит из множества трубок и шлагов, которые могут повредиться из-за износа или механических воздействий. При появлении течи важно найти и устранить неисправность, а также своевременно доливать тормозную жидкость.
- Скрип колодок. Неисправность может возникать из-за отсутствия противоскрипных пластин, сколов и пропилов в центральной части. Иногда проблема объясняется дефицитом смазки.
- Перегрев дисков. Клин суппортов тормозной системы может привести к нагреву и появлению горелого запаха и повреждению детали. Причиной может быть движение с частыми торможениями.
- Клин или «прихватывание» тормозов. Одним из самых неприятных случаев является заклинивание колодок в момент прижатия к диску. В таком случае может потребоваться ремонт или замена тормозных суппортов полностью.
К рассмотренным выше поломкам можно отнести «смягчение» тормоза, когда педаль буквально проваливается при легком нажатии. Причин у проблемы может быть много, что требует комплексной проверки системы.
Профилактика и обслуживание
Во избежание рассмотренных выше неисправностей важно ухаживать за тормозной системой и следовать следующим советам:
- Раз в 30 дней осматривайте все элементы на факт течи, повреждений и следов коррозии.
- Каждые два года меняйте тормозную жидкость, чтобы избежать накопления в ней влаги и, соответственно, ухудшения свойств.
- Периодически осматривайте колодки на факт износа. В современных машинах эта функция ложится на датчики, информирующие собственников ТС о необходимости замены. При неравномерном истирании может потребоваться регулировка суппортов.
- Избегайте перегрева тормозов при эксплуатации машины в жаркую погоду или при длительном спуске.
- Своевременно делайте ремонт тормозов и меняйте вышедшие из строя детали.
При решении увеличить загрузку автомобиля помните о необходимости обновления тормозной системы. В ином случае колодки, суппорт и другие элементы просто не выдержат нагрузки.
Итог
Суппорт — ключевой элемент тормозной системы, от которого зависит эффективность торможения и, соответственно, безопасность водителя и груза.
Во избежание негативных последствий важно своевременно проводить профилактические работы, постоянно наблюдать за состоянием суппорта и использовать только качественные запчасти при замене комплектующих.
- Система "Платон"
- Очистка топливной системы от парафина
- Системы пожаротушения для спецтехники
- ООО Транспортные системы
- Какое соотношение воды и антифриза допустимо в системе охлаждения в зимнее время?
- Распространенные неисправности тормозов грузового автомобиля
- Суппорт, важная деталь тормозной системы
Для того что бы тормоза автомобиля были в порядке, нужно содержать их в рабочем состоянии, регулярно заезжать на станцию технического обслуживания или же самостоятельно проводить ремонт или осмотр. Для этого нужны знания по ремонту автомобилей.
Статья конечно интересная, вот интересно когда на автомобиле производят замену тормозных суппортов 2-х поршневых на 4-х поршневые и стандартных тормозных дисков на увеличенные. Считается ли это внесением изменений в конструкцию автомобиля? И требуется ли узаконивать это изменение в органах ГИБДД?
Про такую деталь слышала, но даже и не знала для чего она, хотя знала, что связана с тормозами. Очень позновательная и интересная статья, для меня все в новинку. Такая простая и нужная деталь. Спасибо авторуза отличный материал, все четко и понятно для чайника, такого, как я.
Статья очень подробная и полезная для понимания работы тормозного суппорта. Особенно понравилось сравнение фиксированных суппортов и суппортов с плавающей скобой. Напомнило мне о том, как в мире компьютеров мы сравниваем жесткие диски и SSD: одни более надежны и долговечны, другие — более доступные и простые в установке. Важно, что автор уделяет внимание не только теории, но и практике — рассказывает о возможных неисправностях и их устранении. Это напоминает мне, как в авиации поддержка и профилактика ключевых узлов может предотвратить несчастные случаи. По сути, суппорт — это сердце тормозной системы, и его здоровье определяет безопасность всей машины. Кстати, упоминание о марках автомобилей, где используются те или иные типы суппортов, добавляет контекста и поможет владельцам таких авто быть более внимательными к своим транспортным средствам. Хотя некоторые моменты могли бы быть освещены подробнее, в частности, методы диагностики неисправностей без специального оборудования, в общем и целом статья полезна и информативна. В следующий раз хотелось бы увидеть больше информации о новых технологиях в этой области, например, как электронные системы контроля устойчивости взаимодействуют с суппортами. В любом случае, для тех, кто интересуется автоделом, эта статья станет отличной отправной точкой.
Очень полезная информация о профилактике неисправностей тормозных суппортов. Никогда не думал, что такие мелочи, как пыльники, могут оказывать такое влияние на безопасность. Понравилось, что автор уделяет внимание и профилактике, и своевременной замене жидкостей. Это как с компьютерами: если не следить за охлаждением, рано или поздно все выйдет из строя.
Интересная статья! Узнал много нового о том, как работают фиксированные и плавающие суппорты. Это напоминает мне, как в домашней технике: некоторые вещи лучше иметь подороже и надежнее, а другие — подешевле, но с возможностью самостоятельного ремонта. Статья заставила задуматься о важности регулярного обслуживания.