Распространенные неисправности тормозов грузового автомобиля
Тормозная система транспортного средства – важнейший узел, от исправности которого напрямую зависит безопасность езды, здоровье, а нередко и жизнь участников дорожного движения.
Оглавление
Исправные тормоза - залог безопасной езды
Без тормозной системы эксплуатация автомобиля невозможна, этот узел является ключевым элементом любой машины, в особенности – грузовой. Если тормоза работают с перебоями, повышается риск возникновения ДТП. Вот почему при обнаружении даже малейших отклонений необходимо как можно скорее отправляться на СТО и показать авто специалистам.
- Неисправности тормозов грузовика могут быть разными, а об их наличии свидетельствуют такие признаки:
- Посторонние звуки и шумы.
- Ускоренный расход тормозной жидкости.
- Характерный скрип.
- Увеличенный тормозной путь.
- Странности в поведении педали.
Обычно причинами перечисленных выше неполадок становится разгерметизация системы, износ колодок, испарение тормозной жидкости. Также часто возникают проблемы, вызванные дефектами работы системы активной безопасности. Нередко со временем выходят из строя антиблокировочный и антипробуксовочный механизмы, в основе работы которых лежат сложнейшие микросхемы, которые порой не рассчитаны на эксплуатацию в условиях сурового климата.
Не менее важное значение, чем исправность тормозов грузовика, играет надлежащее состояние тормозной системы грузовых прицепов. Так, в результате испытаний, проведенных журналистами авторитетного немецкого журнала Boоte, выяснилось, что у прицепов, оснащенных качественной тормозной системой, тормозной путь короче на 17 процентов, а это ни много, ни мало – 8 метров!
Скорость так называемого отрицательного ускорения при этом равна 8,52 метра в секунду, тогда как прицепы, у которых тормоза отсутствуют, демонстрируют аналогичные показатели на уровне 6,46 метров в секунду. Помимо всего прочего, эффективная тормозная система прицепа гарантирует отсутствие заноса и препятствует складыванию автопоезда.
Самые распространённые проблемы
Причины неисправности тормозов весьма различны – начиная с установки некачественных деталей и заканчивая агрессивной манерой езды. Все дело в том, что тормоза автотранспортных средств, и грузовики – не исключение, представляют собой набор сложных узлов и механизмов, электроприводов и электроники, которая отвечает за работу системы.
Именно электроника в ответе за постепенное замедление скорости движения без ущерба его безопасности, а также за предотвращение скатывания во время стоянки.
ВажноЧтобы тормоза функционировали надлежащим образом, необходима их регулярная проверка и обслуживание.
При остановке ТС максимум нагрузки приходится на тормозные колодки и диски. Детали притираютсятся друг к дружке, и благодаря силе трения, возникающей между ними, вращение колес замедляется. Однако в ходе эксплуатации они стираются, поэтому рано или поздно возникает необходимость в замене.
С течением времени утрачивает свои свойства и тормозная жидкость (в узких кругах этот процесс называют старением). Туда попадает вода, и если содержание последней достигает отметки в 3 процента, на жаре начинается процесс испарения. Пузырьки пара становятся естественным барьером для образования требуемого давления при торможении.
Для предотвращения этой и многих других опасных ситуация следует своевременно выполнять техобслуживание системы, не слишком доверяя электронике, которая способна ошибаться и выдавать порой ошибочные данные. Вот почему эксперты настоятельно рекомендуют регулярно посещать СТО и доверять машину опытным специалистам.
Износ тормозных колодок
Контролировать степень износа колодок надо не реже, чем раз в 2-3 тыс. км, а также в момент выполнения профилактики, к примеру, замены тормозной жидкости и ее долива. Измеряется степень износа во время управления ТС или при визуальном осмотре.
Признаки износа:
- Вибрации, которые ощущаются на всем кузове авто. Эксперты советуют провести осмотр и колодок, и дисков.
- Свист и скрипы при нажатии на педаль.
- Сигнал индикатора (ориентироваться лишь на него не советуем, ведь подобная система нередко сбоит, что в конечном счете может ввести водителя в заблуждение и привести к плачевным последствиям.
- Падение эффективности торможения, проявляющееся по мере того, как приходят в негодность накладки.
Если ресурс колодок исчерпан, отремонтировать их невозможно. Деталь заменяют аналогичной, рекомендованной заводом-изготовителем транспортного средства.
Износ тормозных дисков и барабанов
Не менее распространенной неисправностью является износ тормозных дисков и барабанов. Причина - плохое состояние дорожного покрытия, агрессивная манера вождения, низкосортное железо, используемое в процессе производства деталей, частая работа при высоких температурах и отсутствие надлежащего охлаждения, а также выработка заявленного производителем ресурса.
Признаки того, что пришло время менять комплектующие, такие:
- Скрежет, свист и прочие посторонние звуки.
- Плохая управляемость.
- Незначительные вибрации кузовной части.
- Включение автоматической блокировки колес при воздействии на педаль тормоза.
Если был обнаружен хотя бы один из перечисленных выше «симптомов», надо обратиться на СТО и выполнить замену детали.
Утечка гидравлической жидкости
Еще одна распространенная неполадка, которая обычно бывает вызвана такими причинами:
- Трещина в расширительном бачке.
- Повреждение тормозного шланга или цилиндра.
- Повреждение уплотнителей.
- Поломка гидравлического привода.
Эксплуатировать автомобиль при обнаружении утечки гидравлической жидкости запрещено. Но если течь обнаружилась во время езды, а вызвать эвакуатор невозможно, до ближайшего автосервиса можно доехать, тормозя ручником.
Износ и заклинивание направляющих суппорта и перекос тормозного цилиндра
Из-за окисления поршней тормозных цилиндров и скоб суппортов повышается риск заклинивания деталей. Как результат – ухудшение торможения, неравномерное срабатывание системы. Систематическое подклинивание Ведет к выходу из строя колодок, ведь барабан и диски перегреваются, что способствует их ускоренному износу.
Неисправность усилителя тормозов
Выход из строя усилителя чреват слабым замедлением, необходимостью прикладывать большие усилия во время нажатия на педаль тормоза. Чаще всего подобное происходит по причине разгерметизации детали или заклинивания тормозного цилиндра, о котором мы говорили абзацем выше. В любом случае деталь ремонту не подлежит и нуждается в замене.
Деформация тормозных дисков
В подавляющем большинстве случаев тормозные диски изготавливают из чугуна, который неустойчив перед воздействием температурных перепадов. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать перегрева деталей, особенно во время езды по горным дорогам или при буксировке тяжелых прицепов.
С перегретыми дисками запрещено преодолевать водные препятствия – это увеличивает риск их деформации и влечет за собой необходимость замены.
Перегрев - признак скорого отказа тормозной системы
О том, что тормоза перегреваются, свидетельствует запах гари и дым, появляющиеся в ходе торможения. В результате перегрева на поверхности комплектующих образовывается окалина, препятствующая нормальной работе механизмов.
Иногда запах дыма и копоть образовываются в результате попадания на механизмы технических жидкостей. Как бы там ни было, а все упомянутые «симптомы» являются признаком того, что тормозная система в скором времени выйдет из строя.
Лампа неисправности на приборной панели
Соответствующий значок на панели приборов загорается обычно при падении уровня тормозной жидкости до критической отметки. Как правило, проблема решается путем долива, но нередки случаи неисправности датчика тормоза.
Если тормоза работают исправно, посторонние звуки отсутствуют, как нет и запаха гари или дыма, следует обратиться на станцию техобслуживания и выполнить диагностику системы. Лампа неисправности может загораться при необходимости замены колодок и дисков, кроме того, она свидетельствует о негерметичности шлангов.
Обрыв или перегиб тормозных шлангов
Эта поломка – одна из самых серьезных, она нуждается в немедленном устранении, так как может привести к отказу тормозов. Шланги изготавливают из резины, которая имеет свойство утрачивать со временем заявленные эксплуатационные характеристики.
Отсюда – потеря эластичности и появление трещин. Как следствие – разгерметизация, ухудшение торможения, а то и полный отказ системы.
Неотпущенный рычаг стояночного тормоза
Попытки сдвинуться с места на ручнике – распространенная ошибка многих водителей, независимо от того, сидят ли они за рулем легковушки или ведут грузовик. Последствием такой рассеянности становится повышенный износ тормозных дисков и колодок, перегрев тормозов и прочие беды, которые влекут за собой необходимость преждевременной замены детали.
Поэтому настоятельно рекомендуем взять за правило и убеждаться в том, что стояночный тормоз опущен, а уже потом трогаться с места.
Большой свободный ход, или педаль очень тугая
Причиной большого свободного хода педали тормоза является наличие воздуха в тормозной системе или разбухшие тормозные шланги. Чаще всего после прокачивания баг пропадает, но это должно стать поводом для посещения СТО и проведения диагностики.
Еще одна неисправность педали тормоза – слишком тугой ее ход. Как и в описанном выше случае, это ведет к увеличению тормозного пути и росту риска ДТП. Тугая педаль – явное свидетельство заклинивших цилиндров суппорта, неисправных шлангов или вышедшего из строя усилителя.
Как бы там ни было, а проблему нужно решать, причем, делать это следует незамедлительно.
Машина катится с наклона на ручнике
Указанная неисправность характерна для случаев, когда стояночный тормоз отрегулирован неправильно, а устраняется она очень просто – путем своевременной регулировки. Также специалисты рекомендуют проверить замасленность колодок и осмотреть трос в оболочке – не исключено, что его заклинило.
Заключение
Мы перечислили только самые распространенные неполадки в работе тормозной системы, на самом деле их существует куда больше. Поэтому при обнаружении малейших признаков неисправности немедленно отправляйтесь на станцию техобслуживания!
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Трассовый тягач Hongyan 4х2
- FAW J6 — большой карьерный самосвал
- Безопасное вождение грузовых авто на загородной трассе
- Грузовик Ниссан Примастар
- Вождение грузовика с прицепом
Тормоза всегда крайне важны в любом автомобиле. Что уж говорить о грузовиках, которые сами по себе представляют опасность. В этой статье подробно и доступно описаны основные причины неисправности. Уверена, что данные факты должен прочитать каждый дальнобойщик.
Все правильно раскидано по данной теме, сам работаю дальнобойщиком, стаж уже более 19 лет. Тема полезная и спасибо автору за труд в написании этой статьи. Всем рекомендую прочитать.
Сам еще когда на грузовом автомобиле ездил, постоянно сталкивался с этими проблемами. В особенности во всем были виноваты тормозные колодки и диски. Самое паршивое, что последние несколько лет качественные колодки и диски вообще не производят. Складывается впечатление, что это делается намеренно.
Читаю статью и понимаю, насколько важно регулярно проверять состояние тормозной системы. Автор прав, что даже малейшие неисправности могут привести к серьезным последствиям. Это как с компьютером: если не следить за обновлениями операционной системы, в какой-то момент работа устройства может просто остановиться. Особенно это касается грузовиков и их прицепов, где исправность тормозов критически важна. Недавно смотрел исследование, проведенное кем-то вроде Boote, и действительно, качественные тормоза сокращают тормозной путь на приличное расстояние. Это как разные уровни безопасности в автомобиле: вроде бы мелочь, но она может спасти жизнь. В статье также подчеркивается важность использования качественных деталей. Это похоже на то, как в строительстве: если фундамент слабый, дом долго не простоит. Аналогично, использование низкосортных материалов в тормозной системе увеличивает риск аварийных ситуаций. На мой взгляд, регулярное техническое обслуживание и замена изношенных деталей должны быть приоритетом для любого водителя, независимо от того, легковой это автомобиль или грузовик. И да, электроника помогает, но полностью полагаться на неё не стоит. Как говорится, доверяй, но проверяй. Лучше потратить время и деньги на профилактику, чем потом исправлять последствия. Своевременное обращение к специалистам может не только сэкономить деньги, но и сохранить жизнь.
Согласен с автором, неисправности тормозов - это не шутки. Особенно впечатлило, что даже 3% воды в тормозной жидкости могут вызвать проблемы. Это как с маслом в двигателе: чуть что не так, и начинаются большие неприятности. Регулярная проверка - наше всё!
Интересная статья. Никогда не задумывался о том, что некачественные тормозные шланги могут так сильно повлиять на безопасность. Это как с обувью: если подошва плохая, далеко не уйдешь. Надо приглядеться к этому вопросу и, наверное, чаще заезжать на СТО.