Т-16: универсальное самоходное шасси
Т-16 относится к тяговому классу 0,6 тс. Производился в течение 6 лет, с 1961 года, на ХЗТСШ (Харьковский завод тракторных самоходных шасси). В 1967 г. с конвейера сошел улучшенный Т-16М. С 1986 по 1996 год выпускали Т-16МГ. Предшественником был ДВСШ-16.
Особенность Т-16 заключается в заднем расположении кабины и двигателя с воздушным охлаждением. В передней части располагается самосвальная платформа, фронтальный погрузочный ковш и другие рабочие механизмы.
Т-16 разрабатывался как машина, способная выполнять с/х работы, требующие не столько большой мощности, сколько высокой маневренности. С этой целью его сделали компактным. И, за счет заднего расположения мотора, с хорошим обзором. Вследствие того, что стандартная комплектация имела самосвальную платформу, данное средство часто применяли в виде транспортного.
Плюсы и минусы
Т-16 характеризуется надежностью и долговечностью, маневренностью, компактностью, хорошей проходимостью (из-за того, что мотор сзади) и простой конструкцией. Его можно ремонтировать в колхозной мастерской или прямо в поле. За счет малого веса, он не сильно утаптывал почву. Благодаря воздушному охлаждению, зимой работал без проблем. К нему предлагался большой ассортимент навесного оборудования, так что функциональность выше всяких похвал. На малых площадях и транспортировке – экономически выгодный.
Среди недостатков – низкая производительность (если это вообще можно назвать минусом, Т-16 не делали для работы на бескрайних просторах). Из-за охлаждения воздухом, приходилось сравнительно часто очищать центрифугу и пневмо клапана.
Технические характеристики
Ширина дается по переменной колее. В скобках приводятся сведения по Т-16М и Т-16МГ.
- Габариты (ДхШхВ), м: 3,82 х 1,5-2,0 х 2,6
- Вес, тн: 1,685 (1,81)
- Мощность двигателя, л.с.: 16 (25)
- Частота, об/мин: 1750
- Max скорость, км/час: 17,6 (23,2 / 40,17)
- Расход ДТ, г/кВт*ч: 272
Описание
На Т-16 ставили 2-цилиндровый дизель Д-16 (позднее – Д-21А1). Охлаждение воздушное. В головке есть смесеобразующая предкамера. Пускача нет, заводится стартером.
Передние колеса маленькие, задние – большие. Ширину колеи, как и расположение центра тяжести, можно менять. Сцепление постоянно замкнутое однодисковое. КПП с прямозубыми шестернями, 7-ступенчатая (плюс 1 задняя). Тормоза механические ленточные. Гидросистема с 2-мя выносными цилиндрами. Рулевое управление – на гидравлике.
Модификации: Т-16ММЧ – для чайных плантаций, Т-16МТ – низкоклиренсный для теплиц, Т-16МГ – грузовой с самосвальным кузовом.
Заключение
Т-16 оказался удачной моделью для выполнения небольших по объемам сельхозработ, внутрихозяйственных перевозок, для коммунальных и дорожных организаций. К осени 1985 года выпустили полмиллиона этих машин. Во многих хозяйствах они работают до сих пор.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Плюсы и минусы в работе водителем
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Т-16: универсальное самоходное шасси
- КамАЗ-63501, армейский тягач
С советских времён знаком с этой техникой, очень надёжная и неприхотливая техника. Много раз выручал этот тракторишка и на рыбалку ездили и грузы перевозили в общем очень удачная модель.
Ну, на нем у нас в деревне и косилку цепляли, и грабли сзади прицепляли. Даже некоторые маленький стогамет крепили. Производительность небольшая, но все же не руками метать.
Т-16 помню еще в детстве. В деревне была незаменимая техника. И сейчас иногда встречаю. Работает старичок. А тут прочел, что их выпустили полмиллиона. Эта цифра говорит сама за себя. Значит, восстребованная машина. А долгий срок службы подтверждает его надежность.
Читая про Т-16, сразу вспоминаю, как важно было сохранять баланс между маневренностью и функциональностью в сельском хозяйстве. Этот трактор, как мне кажется, стал отличным примером того, как можно эффективно использовать технику на небольших участках. Заднее расположение кабины и двигателя — это, на мой взгляд, гениальный ход для улучшения обзора и маневренности. Если сравнить с более современными моделями, то, конечно, мощность у Т-16 уступает, но в то время это была настоящая находка для фермеров. Мне кажется, что его простота и возможность ремонта в полевых условиях — это то, что делало его таким популярным. Хотя его производительность может показаться невысокой, но для тех задач, для которых он предназначался, она была вполне достаточной. Если вспомнить другие модели, например, тот же 'Беларус', то Т-16 явно выигрывал в плане маневренности и экономичности на малых площадях. Плюс, возможность использования разнообразного навесного оборудования расширяла его функционал. Конечно, воздушное охлаждение требовало внимания, но для кого-то это могло быть даже преимуществом в холодное время года. В общем, Т-16 — это пример того, как можно было создать универсальную и долговечную машину, которая до сих пор находит применение в хозяйствах.
Интересно, как Т-16 до сих пор остается актуальным, несмотря на возраст. Простота конструкции и надежность — это то, чего часто не хватает современной технике. Вряд ли что-то из нового сможет так же долго служить.
Т-16 мне напомнил о необходимости универсальных решений в сельском хозяйстве. Его компактность и маневренность действительно впечатляют. Жаль, что в наши дни таких моделей не так много.