Что стоит знать о пиломатериалах и какие существуют виды древесины?

Пиломатериал — строительный элемент, к выбору которого нужно отнестись максимально серьезно с полной ответственностью. Ведь однажды монтированный элемент уже не подлежит повторному монтажу. В виду того, что пиломатериал достаточно дорогой, в целях экономии настоятельно рекомендуем обратить внимание на основные принципы, которых нужно придерживаться при выборе. Таким образом, удастся приобрести высококачественный материал при минимальных затратах.

Довольно большое значение имеет фактор, который, в первую очередь, связан с сезоном, когда речь идет о выборе пиломатериала. Так же следует отметить время доставки и, конечно же,  качественные показатели того или иного элемента. В том случае, если потребителя интересует закупка такого строительного материала, то при правильном подходе к выбору того или иного компонента можно сэкономить солидную сумму денег.

транспортировка пиломатериала

Разновидности пиломатериалов

На сегодняшний день известны две основные группы пиломатериалов — это обрезные и необрезные с естественной влажностью. Что касается времени года, то материал такого типа лучше всего приобретать в начале весны — конце зимы. Учитывать стоит главный фактор, влияющий на качество, на движение сока в стволе.

Дело в том, что в этот сезон оно замедляется, сравнительно с другими сезонами. В то же время и сам рынок строительных компонентов еще в состоянии так называемого сна. В итоге потребитель сможет приобрести достаточно качественный пиломатериал по цене существенно ниже, чем в разгар сезона.

Когда рынок просыпается, выходя из зимнего застоя, резко активизируется и спрос на материал. В связи с этим у лесозаготовщика, то есть поставщика сырья, возникают определенные трудности, когда требуется транспортировка пиломатериала до клиента. Как следствие, цена повышается. Таким образом, в период застройки, а именно в летнее время, приобрести действительно качественный и в то же время доступный пиломатериал, по меньшей мере, сложно.

Еще один фактор, который стоит учитывать — это умение правильно рассчитать количество. В виду того, что данный компонент очень дорогой, покупка пиломатериала связанна с высокими денежными затратами. Поэтому предварительный правильный расчет — залог экономии. Есть специальная формула, которая позволяет сделать верный расчет необходимого количества материалов, но сегодня, в век высоких технологий и постоянного прогресса, данный вопрос можно решить без применения особых знаний.

Независимо от того, кем осуществляется транспортировка пиломатериала, документы необходимо иметь водителю на руках. Особенно это актуально при перемещении между городами или населёнными пунктами, странами.

Пиломатериалами называется продукция из бревен (круглых лесоматериалов) установленного размера и качества, которую получают в процессе их распиловки на лесопильных предприятиях, с использованием специального оборудования. Бревна пилятся вдоль, с последующим возможным продольным или поперечным делением.

Каждый вид продукции должен иметь не менее двух пропиленных пластей. Пиломатериалы могут быть обрезные или необрезные, строганные (хотя бы одна кромка), калиброванные (необходимого размера, после усушки). Распиловка, по расположению пластей относительно годичных колец – радиальная или тангенциальная.

Элементы пиломатериалов:

  • Пласть. Любая из двух более широких поверхностей. Если сечение квадратное – то любая из четырех. Пласть может быть внутренней или наружной. Первая менее отдалена от сердцевины, вторая – более. У сердцевинной доски обе пласти наружные. В зависимости от качества обработки, количества и размеров пороков, пласть может быть лучшей или худшей.
  • Кромка. Любая из двух более узких поверхностей. В необрезных пиломатериалах – любая из обзольных.
  • Торец. Концевое поперечное сечение.
  • Ребро. Линия пересечения смежных поверхностей.
  • Толщина, ширина, длина. Расстояние, соответственно, между пластями, кромками или торцами. Размер может быть номинальным, фактическим и распиловочным. Первый задается по нормативно-технической документации. Второй определяется при измерении. Третий учитывает припуск на усушку до номинала. По ГОСТу, толщина пиломатериалов находится в пределах от 16 до 250 мм, ширина – от 75 до 275 мм.

Стандартизация
Изготовление пиломатериалов регламентируется следующими нормативными документами:

  • ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия.
  • ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения.
  • ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.
  • ГОСТ 10950-78 Пиломатериалы и заготовки. Антисептирование способом погружения.
  • ГОСТ 7016-82 Изделия из древесины и древесных материалов. Параметры шероховатости поверхности.
  • ГОСТ 2140-81 Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения.

Виды пиломатериалов

  • Брус. Имеет ширину и толщину от 100 мм и больше. В зависимости от количества обработанных поверхностей, может быть двух-, трех- или четырехкантным.
  • Брусок. Деталь с толщиной не более 100 мм и шириной, которая не превышает двойную толщину.
  • Доска. Изделие с толщиной до 100 мм и шириной, которая более чем в два раза превышает толщину. Доска или брус могут быть сердцевинными или центральными, если выпилены, в первом случае, из центральной части, включая сердцевину, во втором – из центральной части, симметрично продольной оси. Доска может быть боковой, если выпилена из боковой части бревна. По ГОСТУ, доски делятся на 5 сортов. Высший, первый и второй применяются в специальном судостроении, сельхозмашиностроении, вагоностроении, а также, совместно с третьим, в судо-, авто- и мотостроении. Первый, второй и третий идут на нужды строительных и ремонтно-эксплуатационных организаций, изготовление товаров в процессе деревообработки, включая мебель и спецтару. Третий и четвертый подходят для производства обычной тары. Четвертый, к тому же, годится на малоответственные строительные детали.
  • Заготовка. Это продукция с припусками на усушку и обработку, с качеством и размерами, необходимыми для изготовления из нее определенных изделий.
  • Шпала. Продукция определенных размеров и формы, которая используется как опора для рельсов. Шпала может быть обрезной или необрезной, представляя собой четырех- или двухкантный брус.
  • Обапол. Изделие, у которого внутренняя часть пропилена, а наружная не пропилена, или пропилена частично. Используется для крепления горных выработок. Горбыльный обапол имеет наружную часть непропиленную или пропиленную до половины длины. У дощатого обапола пропил более, чем на половину.
  • Горбыль. Изделие из боковой части бревна, с одной пропиленной, а другой непропиленной или частично пропиленной (дощатый горбыль) поверхностью. Ширина и толщина тонкого конца должны соответствовать нормативам.

На практике также различают рейки монтажные (ширина до 30 мм), планки, дощечки, неделовой горбыль и прочие. После дополнительной обработки бревен или указанных в ГОСТе пиломатериалов, получают конечную продукцию, готовую для непосредственного использования, например, оцилиндрованный брус, профилированный брус, вагонка (тонкая обшивочная доска с шипом), блок-хаус (разновидность вагонки), шпунтовка (половая доска) и другие. К лесо- или пиломатериалам они не относятся, представляя собой другой, более технологичный вид изделий.

Влажность пиломатериалов – важный показатель, влияющий на область их использования. Различают:

  • Сухие (от 8 до 10%). Применяются для производства твердых изделий: паркета, филенок, мебельных щитов.
  • Универсальные (от 12 до 15%). Такие пиломатериалы идут на оконные или дверные коробки, наличники, плинтус, половые доски.
  • Внешние (от 18% и более). Используются в наружных работах, для монтажа стропил, обрешеток и прочих элементов.

Пиломатериалы производят на предприятиях, которые оснащены специализированным оборудованием. В итоге, на выходе получается продукция нужной формы и размера.

Для распиловки бревен используют следующие способы:

  • Радиальное-направление распила идет к центру годичных колец. В этом случае ширина брусьев или досок ограничено диаметром бревна и имеют различные размеры.
  • Тангенциальный-распил направлен по касательной к годичным кольцам. В результате получаются длинные доски имеющие одинаковые размеры и форму.
  • Поперечный-распил поперёк волокон, используют для производства паркета.

Дефекты пиломатериалов
Среди нормируемых недостатков отмечают следующие: сучки, трещины, пороки формы ствола (сбежистость, закомелистость, овальность, нарост, кривизна), пороки строения древесины (наклон волокон, крень, тяговая древесина, свилеватость, завиток, глазки, кармашек, сердцевина и другие), химическая окраска, грибные поражения, биологические повреждения, покоробленности, инородные включения и механические повреждения.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 832
Автор статьи: / Дата публикации: 29-03-2020 / Обновлено: 28-02-2023
Поиск запроса "виды пиломатериала " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алексей Ф. Москва 31.03.2020

Кстати, транспортировать массивные бревна гораздо ответственнее, чем, уже распущенные пиломатериалы. Поэтому излишняя предосторожность в креплении такого груза не помешает.

0
0
Ответить
Игорь Пермь 16.04.2021

Для готовых обработанных пиломатериалов важна влагозащита, в весенний и осенний периоды особо актуально, когда древесина ценных пород.

0
0
Ответить
Алексей Казань 01.06.2023

Соглашусь, что главное правильно рассчитать необходимое количество. И использовать только качественную продукцию. Сейчас на рынке широкий выбор, лучше доверять проверенным компаниям. Каждый раз веду полный осмотр того, что покупаю. Кстати, с браком почти не сталкивался.

0
0
Ответить
Мирон 09.12.2024

Интересная статья о пиломатериалах, которая заставляет задуматься о многих аспектах, которые обычно упускаются из виду. Особенно понравилось упоминание о сезонности закупок. Это действительно важный фактор, который может существенно повлиять на стоимость и качество древесины. Я сам сталкивался с этой проблемой, когда в летний сезон цены взлетали, а выбор был скуден. Это напоминает мне ситуацию с рынком стали, где сезонные колебания также играют значительную роль. Ещё один момент, который стоит отметить, — это необходимость правильного расчета количества материала. Как и в любой другой строительной отрасли, например, при закупке бетона или кирпича, предварительное планирование и точные расчёты могут спасти от неожиданных затрат и недостачи материала в самый неподходящий момент. Статья также грамотно подчеркивает важность документации при транспортировке; здесь можно провести параллель с логистикой в других отраслях, где документооборот играет ключевую роль. Хорошо, что упомянули и о ГОСТах. Это как своеобразный путеводитель в мире качества и стандартов, без которого трудно ориентироваться на рынке. В целом, статья оставляет положительное впечатление и предоставляет полезные советы для тех, кто планирует закупку пиломатериалов. Возможно, было бы интересно увидеть примеры расчётов или более детальные рекомендации по выбору конкретных видов древесины в зависимости от целей строительства.

0
0
Ответить
Агриппа 10.12.2024

Очень полезная информация, особенно для тех, кто только начинает разбираться в строительных материалах. Понравилось упоминание о влиянии сезона на качество и стоимость. Это как с покупкой овощей: зимой дороже, но не всегда качество лучше. Учитывая все нюансы, можно действительно сэкономить.

0
0
Ответить
Герхард 11.12.2024

Статья хорошо объясняет важность планирования при закупке пиломатериалов. Особенно актуально в наше время, когда каждая копейка на счету. Было бы здорово, если бы добавили больше примеров реальных проектов, где удалось сэкономить благодаря грамотному расчёту и выбору времени для покупки.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: