Трехосный самосвал ЗИЛ-4520

ЗИЛ-4520 или ЗИЛ-ММЗ-4520 — грузовой самосвал с задней разгрузкой и колесной формулой 6х4. Выпускался Мытищинским машиностроительным заводом с 1993 по 2000 годы.

 

Создан на шасси ЗИЛ-133Д42 и предназначался для доставки сыпучих и навалочных товаров по дорогам разного типа. Ниже подробно разберемся, что это за грузовик, как он создавался, какие параметры и модификации имеет.

История создания ЗИЛ-4520

В начале 1980-х годов на ММЗ, входившем в состав производственного объединения ЗИЛ, стартовала разработка нового самосвала на базе шасси ЗИЛ-133ГЯ. После 4-хлетнего проектирования в 1986-м завершился процесс создания машины, которая получила обозначение «4520».В 1987-м опытный образец прошел первые испытания.

Важно

В 1991-м запущено серийное производство самосвала ЗИЛ-4520, а в 1993-м модель получила сертификат соответствия и была рекомендована к массовому производству. Вскоре после этого, в 1994-м, грузовик получил статус одного из наиболее востребованных в России.

В 1996-м произошла модернизация. Двигатель был заменен на более мощный ЯМЗ-236Н, что позволило увеличить грузоподъемность до 11 тонн. Далее в 1998-м был выпущен самосвал ЗИЛ-4523 с удлиненной базой и 9-кубовым кузовом. В 1999-м в связи с финансовыми трудностями производство ЗИЛ-4520 начало сокращаться, а к 2000-му —полностью прекратилось.

ЗИЛ-4520

В 2001-м на базе шасси ЗИЛ-133ГЯ ММЗ начала выпуск самосвала под собственным брендом.Создание ЗИЛ-4520 обусловлено несколькими факторами:

  • В 1980-е годы наблюдался рост спроса на самосвалы в связи с активным развитием строительства и промышленности в СССР.
  • К концу 1980-х годов существующие модели самосвалов ЗИЛ-530 и ЗИЛ-4410 устарели и требовали замены.
  • Наличие шасси ЗИЛ-133ГЯ, созданного в 1980-х и ставшего основой для создания нового самосвала.

ЗИЛ-4520 стал одним из самых популярных в России, благодаря простоте, надежности и неприхотливости в обслуживании. Он внес значительный вклад в развитие транспортной инфраструктуры, экспортировался в ряд других государств: Кубу, Вьетнам и Монголию.

Область использования 4520

Автомобиль ЗИЛ-4520 считается универсальным самосвалом, нашедшим применение в различных отраслях народного хозяйства:

  • перевозка сыпучих грузов: песка, щебня, грунта, бетона и иных материалов;
  • возведение и ремонт дорог, а также для отсыпки обочин и разравнивания грунта;
  • использование при демонтажных работах, перевозке строймусора;

ЗИЛ-4520

  • сбор зерновых, овощей и иных с/х культур;
  • перевозка корма для скота, а также силоса и сенажа;
  • внесение удобрений на поля;
  • уборка улиц от снега, мусора и иных загрязнений;
  • засыпка ям и траншей, а также для доставки почвы при благоустройстве участков;
  • проведение ремонта на дорогах, тротуарах и других объектах коммунального хозяйства;
  • перевозки сырья, готовой продукции и других изделий на промышленных предприятиях;
  • строительство и ремонт заводов, фабрик, складов и иных промышленных объектов;
  • применение в горнодобывающей промышленности для перевозки вскрышных пород, руды и прочих горных материалов;
  • использование в различных армейских подразделениях для доставки грузов, буксировки прицепов и выполнения иных задач;
  • ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

ЗИЛ-4520 мог также применяться и в других сферах, где требовалась перевозка сыпучих грузов по бездорожью. До сих пор на дорогах России можно встретить ЗИЛ-4520, что свидетельствует о его надежности и выносливости.

Общее описание

ЗИЛ-4520

Грузовой автомобиль ЗИЛ-4520 имеет габаритные размеры, которые позволяют справляться с разными задачами: 7.35 м в длину, 2.5 м в ширину и 2.66 м в высоту. Колесная база составляет 3.8 м, с дополнительным увеличением на 1.4 м. Грузоподъемность достигает 10.5 т, что делает его идеальным для перевозки тяжелых грузов.

Самосвал ЗИЛ-4520 имеет полную массу в 19.2 т и объем кузова 7 куб. метров. Угол подъема кузова составляет 50 градусов, обеспечивая эффективную разгрузку. Габаритные размеры кузовной части — 4.07×2.27×0.87 м.

Эффективность грузоперевозок на ЗИЛ-4520 обеспечивается также быстрым временем подъема груженой платформы — всего 15 секунд. Дорожный просвет составляет 12.4 см, что позволяет грузовику успешно преодолевать неровности и пересеченную местность.

Максимальный вес груза

Важной характеристикой является радиус поворота в 10.1 м, что обеспечивает маневренность на узких участках дороги. Вместимость топливного бака равна 170 л, чего хватает для длительной эксплуатации без дозаправок.

Максимальная скорость при полной массе авто достигает 85 км/ч, что обеспечивает достаточную проходимость и скорость на дороге. ЗИЛ-4520 является надежным и эффективным грузовиком, способным эффективно выполнять различные задачи по перевозке грузов.

Технические характеристики

Перед рассмотрением основных элементов выделим главные параметры автомобиля:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 7.35х2.5х2.66
Скорость, км/ч 85
Колесная база, м 3,8+1.4
Размер бака, л 170
Клиренс, см 12,4
Полный вес, т 19,2
Объем кузова, куб. м 7
Кузов, размеры, м 4.07х2.27х0.87
Максимальный вес груза, т 10,5

Двигатель

Одна из особенностей машины — мощный двигатель ЗИЛ-4520. Это 8-цилиндровый V-образный дизельный мотор без турбонаддува, но с очень большой мощностью:

  • 8.74 л — внушительный размер, обеспечивающий необходимую тягу для работы в сложных условиях;
  • 185 л.с. при 2800 об/мин — достаточно, чтобы уверенно справляться с перевозкой десяти с лишним тонн груза;
  • 510 Н*м при 1400-1600 об/мин — отличная тяга на низких оборотах, что особенно важно для самосвала.

Форсунки закрытого типа гарантируют точную подачу топлива, что способствует экономичности и чистоте работы. Рядный, 8-секционный ТНВД имеет проверенную временем конструкцию, отличающуюся надежностью и ремонтопригодностью.

ЗИЛ-4520

Топливоподкачивающий насос обеспечивает бесперебойную подачу горючего к ТНВД. Муфта опережения позволяет оптимизировать работу ДВС в зависимости от нагрузки, а 2-режимный регулятор поддерживает стабильные обороты силового агрегата как на ХХ, так и под нагрузкой.

Объемно-пленочное смесеобразование обеспечивает более полное сгорание горючего, а ЭФУ облегчает пуск двигателя в холодную погоду. Подогреватель позволяет не только греть, но и отапливать салон. Двигатель ЗИЛ-6451 может работать на солярке, на бензине, керосине или их смеси в разных пропорциях. 

Ходовая и трансмиссия

В сердце ЗИЛ-4520 «бьется» не только мощный двигатель, но и слаженная ходовая часть с трансмиссией. Каждый элемент системы играет индивидуальную роль, обеспечивая самосвалу легендарную проходимость, выносливость и плавность движения.

Девять передач трансмиссии позволяют водителю подобрать оптимальный режим работы ДВС в любых условиях. Синхронизаторы на всех позициях, кроме 1-й обеспечивают плавное и легкое переключение без рывков и шума. Широкий диапазон передаточных чисел дает возможность уверенно двигаться по бездорожью и по шоссе.

Сухое и однодисковое сцепление — простая и надежная конструкция, не требующая особого ухода. Фрикционная накладка обеспечивает плавное трогание с места и надежную передачу момента. Гидропривод с пневмогидравлическим усилителем делает работу сцепления легкой и комфортной даже при предельной нагрузке.

Одноступенчатые и гипоидные мосты обеспечивают низкий уровень шума и оптимальную надежность. Проходной промежуточный мост увеличивает проходимость самосвала за счет равномерного распределения нагрузки. Межосевой дифференциал позволяет колесам вращаться с различной скоростью при поворотах, что улучшает управляемость и снижает нагрузку на КПП.

Блокировка дифференциала активируется вручную водителем для повышения проходимости на скользком или сыпучем грунте. 2 карданных привода среднего и 1 заднего мостов гарантируют передачу момента от КПП к ведущим мостам под любым углом. Шлицевые соединения обеспечивают надежную фиксацию карданных валов и исключают потери мощности.

Кабина грузовика

Кабина ЗИЛ-4520, хотя и не отличалась особой роскошью, проста, функциональна и надежна. Она рассчитана на двух человек: водителя и пассажира. Внутри хватает места для двух человек, а высокие окна обеспечивают хорошую обзорность.

Интерьер оформлен в строгом стиле и без лишних элементов. Главное внимание уделено функциональности и удобству управления. Для отделки использовались прочные и износостойкие материалы, такие как пластик, кожзаменитель и текстиль.

На приборной панели располагаются необходимые для контроля за работой двигателя и ходовой части приборы. Шкалы были хорошо читаемы, а органы управления удобно расположены.

Сиденье водителя регулируется по высоте и наклону спинки. Рулевая колонка также меняет положение по высоте. Пассажирское сиденье более простое, чем водительское, но также регулируется по наклону.

Уровень комфорта далек от идеала. Подвеска кабины была жесткой, что делало езду по неровным дорогам не очень комфортной. Двигатель хорошо слышен в кабине, а особенно на высоких оборотах. В кабине имелась печка, которая обогревала в холодное время года.

За спинками сидений есть небольшой багажный отсек для хранения инструментов и других вещей. В дверях предусмотрены карманы для хранения документов и других мелочей. На панели приборов имеются ниши. Солнцезащитный козырек над лобовым стеклом защищает водителя от солнца.

Гражданские и военные модификации ЗИЛ-4520

Гражданские модификации включают различные варианты техники для строительства, грузоперевозок и обслуживания городских объектов. Они специально адаптированы для различных отраслей экономики: строительство, дорожное хозяйство, с/х и ЖКХ. Некоторые из них имею специализированные кузова для перевозки стройматериалов, отходов или оборудования.

ЗИЛ-4520

Военные ЗИЛ-4520 включают варианты для транспортных подразделений, инженерных войск, а также для доставки грузов и вооружений на военных базах и территориях. Они адаптированы для транспортировки соответствующей техники, боеприпасов и иного снаряжения. Кроме того, некоторые военные модификации могли иметь усиленные кузова и защиту от бронебоеприпасов или мин.

Итог

ЗИЛ-4520 представляет собой многофункциональный и надежный грузовик, который оказал значительное влияние на транспортную инфраструктуру России в 1990-е. Его габариты, грузоподъемность, скорость и маневренность делают машину идеальным выбором для различных грузоперевозок как на стройплощадках, так и на дорогах.

Создание машины обусловлено ростом спроса на самосвалы в 1980-е годы и необходимостью модернизации модельного ряда. При этом грузовик не зря стал популярным, ведь он выделялся простотой в обслуживании, высокой надежностью и универсальностью.

Купить Зил-4520 хотели многие страны, ведь машина могла использоваться для различных целей, включая гражданские и военные нужды. Не удивительно, что транспорт оставил яркий след в истории российского автопрома, продолжая быть символом надежности и выносливости на дорогах до сегодняшнего дня.

Рейтинг: 23
Всего оценок: 7 Комментариев: 5 Просмотров: 57
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 16-05-2024 / Обновлено: 17-05-2024
Поиск запроса "Трехосный самосвал ЗИЛ-4520" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 16.05.2024

Этот самосвал в свое время прижился в сельском хозяйстве. Вероятно, в отдаленных уголках страны, его б/у версии используются до сих пор. Комфортность - его слабое место, особенно тяжело в прогревшейся кабине летом. Но если водитель к такому привыкший, то машина сгодится для работ.

0
0
Ответить
Геннадий Сергеевич Томск 16.05.2024

Хороший грузовик был. Раньше казалось, что он слишком много потребляет топлива, но на деле оказалось, что он выгоднее КАМАЗа, если сделать пересчет на массу груза и затрат. У нас в Сибири помимо перевозок сыпучих грузов, ими ещё стога тащили с полей. Справлялся отлично, жаль что сейчас таких монстров не выпускают.

0
0
Ответить
Cлава Брянск 16.05.2024

Надежный Зилок, отличный вариант для сельского хозяйства, многое слышал про ЗИЛ 4520, но у моего знакомого Зил 130, занимается перевозкой дров. До сих пор ездит безотказно, да поломки встречаются, техника старая, но служит по сей день, где еще такое встретите, машине 40 лет примерно, а до сих пор в деле.

0
0
Ответить
Геннадий Челябинск 16.05.2024

Завод имени Лихачева в былые времена являлся гордостью нашей страны, а грузовик ЗИЛ 4520 был, пожалуй, самым мощным самосвалом этого предприятия. Жаль, что и сам завод, и его продукция канули в прошлое. Всё-таки отечественные предприятия нужно поддерживать, развивать – а не разваливать.

0
0
Ответить
Регина Москва 16.05.2024

Завод имел более чем столетнюю историю, хорошую репутацию и солидный послужной список. Почему государство не приложили никаких усилий для сохранения такого выдающегося предприятия – мне искренне непонятно. Автопром в стране и так находится на весьма плачевном уровне, так зачем допускать закрытие легендарных заводов?!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: