Тягачи Ро-Ро и терминальные тягачи
Предметом нашей сегодняшней беседы станет спецтехника, о существовании которой мало кто догадывается, ведь на глаза посторонних она попадается крайне редко. Терминальные тягачи или тягачи ро-ро – это мощные машины с крайне узкой сферой применения.
Оглавление
Заняты транспортировкой грузов в укромных местечках – в портах и терминалах, в перевалочных центрах, на производствах и складах крупных промышленных предприятий. О том, что представляет собой техника подобного рода, где и кем выпускается, в чем заключаются ее особенности, поговорим в этом материале.
Паромные накатные перевозки Ро-Ро
Под термином «Ро-Ро» (Roll On - Roll Off или «вкатывай-выкатывай») подразумевают транспортировку накатных грузов с помощью морского транспорта. Речь идет об эксплуатации судов, привлекаемых к перевозке машин и механизмов, которые способны перемещаться самостоятельно. Это легковые и грузовые авто, тягачи и полуприцепы (как пустые, так и груженые), колесная строительная и сельхозтехника, а также многое другое – все то, что загружается и разгружается без применения грузоподъемных механизмов.
Ключевое преимущество Ро-Ро-перевозок заключается в их удобстве, ведь груз не приходится снимать с ТС, так как он поступает в порт на них, что позволяет организовать процесс доставки одной логистической компанией без привлечения нескольких перевозчиков с разной специализацией.
Ро-Ро-суда характеризуются наличием аппарелей, которые могут быть как строенными, так и береговыми. Также на них присутствуют межпалубные пандусы, с помощью которых становится возможным оперативное перекатывание груза на борт, а затем, после доставки, столь же эффективное выкатывание в пункте назначения. Кроме того, на борту представлены крепежи для надежной фиксации перевозимого груза, они обеспечивают максимальную безопасность грузоперевозок.
Есть у паромных накатных перевозок и плюсы, и минусы. Начнем с плюсов:
- Позволяют логистическим компаниям расширить сферу деятельности, занявшись доставкой грузовиков и прицепов. Воздушные суда подобного рода способны перевозить загруженные тягачи, которые, съехав в порту с борта, дальше могут передвигаться своим ходом. Это делает доставку груза более оперативной и способствует оптимизации логистических расходов.
- Сервис гарантирует высокое качество мультимодальных перевозок, сводя к минимуму риск повреждения груза в процессе выполнения погрузки/выгрузки.
- Ро-Ро-перевозки способствуют оперативности обслуживания, ведь каждый этап обработки груза сокращается в разы, посреднические расходы, такие как погрузка, укладка, складское хранение, уменьшаются, что положительно сказывается на цене услуги, делая ее более доступной.
- Такой вид доставки без преувеличения считается одним из наиболее выгодных способов транспортировки автомобильной техники, которая, будучи размещенной в контейнере, переходит в разряд опасных грузов. Это отражается на процессе оформления таможенной документации, влечет за собой более тщательный контроль на границе.
- При необходимости грузы перевозятся морем по отдельности от транспортного средства. Для этого после доставки на палубу их опускают на «тумбы» и надёжно фиксируют. Малогабаритный груз закатывается на борт на специальных платформах.
Однако есть у Ро-Ро перевозок и определенные недостатки:
Отсутствие возможности штабелирования груза, поэтому вместительность паромов оставляет желать лучшего, она меньше, чем у других транспортных средств, используемых логистическими компаниями.
Объемы использования паромных накатных перевозок значительно меньше, чем у контейнерных линий.
Паромов куда меньше, чем, к примеру, классических контейнеровозов, поэтому средняя периодичность организации таких перевозок составляет 1 раз в 2 недели. (Для сравнения: контейнеровозы отбывают где-то раз в неделю). В ряде случаев, когда сроки доставки играют ключевую роль для заказчика услуги, это важно, ведь иногда время ожидания может достигать четырнадцати дней, тогда как столько же времени занимает доставка по маршруту из Соединенных Штатов в Европу.
Ро-Ро-перевозки не подойдут для доставки специфических грузов – наливных или тех, которые нуждаются в соблюдении определенного температурного режима. Такие доставляются танкконтейнерами или рефконтейнерами соответственно.
В чем же разница между тягачами Ро-Ро и терминальными тягачами? Она весьма условна и достаточно размыта. Как правило, тягачи Ро-Ро обладают более мощным мотором, приводом 4х4 и способностью передвигаться в обоих направлениях. Сиденье водителя вращается вместе с пультом управления.
Терминальные тягачи, назначение и устройство
Терминальные или, как их еще называют – портовые тягачи представляют собой мощную технику с высокой маневренностью, которая, как уже говорилось выше, используется в портах, на перегрузочных терминалах и прочих объектах. С точки зрения функционала у нее много общего с погрузчиками, повсеместно использующимися для погрузки/выгрузки на складах.
Говоря о конструктивных особенностях портовых тягачей, в первую очередь, следует отметить наличие высокопрочных рам и системы полного привода, благодаря которой ТС способно преодолевать любые препятствия и перемещаться даже по бездорожью. Причем, одинаковая скорость движения таких машин возможна в любую сторону.
Центр тяжести размещен низко, что в сочетании с коротким шасси уменьшает радиус разворота и делает технику более устойчивой. Кабина характеризуется большой площадью остекления для обеспечения хорошего обзора. В ней предусмотрено всего одно – операторское – место, которое для большего удобства, а также потому, что тягач по примеру поезда может двигаться в любом направлении, делают поворотным.
Для транспортировки грузов с тягачом агрегатируют прицепы с направляющими, это упрощает погрузку контейнеров. Когда возникает необходимость в одновременной доставке большого количества грузов, прицепов может быть несколько. Таким образом, формируется автопоезд, состоящий из произвольного количества прицепов (2-5), соединенных между собой буксирной сцепкой в сочетании с противовесом.
Портовые тягачи предназначены для эксплуатации на закрытой территории, на дороги общего пользования они выезжать не могут. Плюс в том, что такая техника не нуждается в постановке на учет и в присвоении государственного знака, достаточно регистрационного номера для внутреннего использования.
Важной особенностью портовых тягачей является меньшая нагрузка на седло и не столь мощный двигатель с полноприводной трансмиссией. В остальном тягачи Ро-Ро ничем не отличаются от классических тягачей, используемых в сфере автомобильных перевозок.
Основные производители терминальных тягачей
По состоянию на момент написания данного материала производством портовых тягачей занимается чуть больше десятка компаний в мире. Самыми известными являются Kalmar, Terberg, MAFI, CVS Ferrari. Опишем продукцию каждой из них более детально.
Kalmar – это крупнейший производитель терминальных тягачей, дочернее предприятие Partec Cargotec. Первый терминальный трактор этого промышленного гиганта сошел с конвейера в 1958 году, а уже спустя 12 лет мир увидел первый Ро-Ро-тягач с шильдиком данного производителя. В модельный ряд входит больше сотни наименований портовых тягачей, выпускаемых на заводах компании в Соединенных Штатах, Финляндии, Швеции, КНР, Малайзии и Канаде.
Terberg – известная компания из Нидерландов, чей ассортимент продукции включает десятки моделей терминальных тягачей, пользующихся высоким спросом во всем мире. Фирма была у истоков производства таких тягачей и спецтракторов, за годы успешной деятельности она обрела богатый опыт и стала признанным европейским лидером в данном рыночном сегменте. В год
Terberg изготавливает не менее 800 единиц подобной техники, поставляющейся заказчикам в разные уголки земного шара.
Продукция компании подразделяется на две категории – терминальные YT-тягачи и тягачи Ro-Ro, которые относятся к серии RT. Первые характеризуются колесной формулой 4 на 2, иных вариантов компоновки не предусмотрено.
Модели серии RT оснащаются поворотным операторским креслом, вход в кабину осуществляется сзади. Кроме водительского сиденья поворачивается также приборная панель и органы управления ТС. Большинство машин оборудовано моторами от Cummins, их мощность варьируется в пределах 173-420 лошадиных сил. Коробки передач преимущественно механические, от компании ZF. Благодаря пневмоподвеске достигается высокий уровень комфорта, что снижает усталость оператора, даже если он выполняет свои обязанности на протяжении многочасовой рабочей смены.
Терминальные тягачи данного бренда характеризуются куда большем разнообразием, однако с конструктивной точки зрения они мало чем отличаются от машин серии, описанной абзацем выше. Силовые установки, трансмиссии и другие узлы практически идентичны, а благодаря широкой унификации техника доступна с финансовой точки зрения и поставляется в 80 мировых государств.
MAFI – крупная немецкая компания, история которой начала свой отсчет с 1975 года. Продукция бренда выпускается с внедрением новейших технологий, модельный ряд включает машины грузоподъемностью в 1,5-320 тонн с колесной формулой 4 на 2 и 4 на 4. Кабины могут быть как правыми, так и левыми. Наибольшим спросом пользуются именно промышленные тягачи.
Техника оснащается «мерседесовскими» моторами, трансмиссиями от ZF и пневматической задней подвеской собственной разработки. Мосты закупаются у компании Kessler, то есть все без исключения узлы родом из Германии, что является залогом их высочайшего качества и беспрецедентной надежности. Правда, крупный тягач МТ45, предназначенный для перемещения автопоездов общим весом до 320 тонн, разрабатывался в тесном сотрудничестве с французской компанией Nicolas.
CVS Ferrari – итальянская компания, учрежденная в 1967 году и вошедшая в состав CVS Ferrari Group. Она занимается производством ричстракеров, вилочных погрузчиков грузоподъемностью от 10 до 50 тонн, мобильных кранов, погрузчиков рулонной стали, широкого ассортимента самосвалов и портовых тягачей.
Модельный ряд таких тягачей включает модели FYT 180, FYT 220, а также ТТ 2516, ТТ 3516, TR 2516 и TR 3516, которые продаются на всех континентах. До введения антироссийских санкций поставлялись они и в РФ, где у компании было несколько официальных дистрибуторов.
Популярные модели
Приведем характеристики наиболее популярных моделей от каждого из перечисленных выше производителей.
CVS Ferrari
FYT 180 – новейший терминальный тягач от знаменитого итальянского бренда, в котором реализована система Can-Вus. Это электронная шина обмена информацией, активно используемая на протяжении нескольких последних лет. Модель оборудована дизельной силовой установкой Cummins QSB 5.9 на 208 «лошадок», АКП от ZF или Allison в зависимости от предпочтений заказчика. Преимуществом является комфортабельная кабина и упрощенный доступ к основным агрегатам для максимального удобства техобслуживания.
- Технические характеристики:
- Габариты – 5,3 на 2,4 на 2,9 м.
- Мосты – Iveco и Meritor Rockwell (передний и задний соответственно).
- Предельная нагрузка на седло – 45 т.
- Радиус поворота – 6,6/2,4 м.
MAFI
Терминальный тягач Mafi Т225/T230 представляет собой базовую модель, выпускающуюся с 2011 года. В 2013 машина пережила рестайлинг, сегодня она полностью соответствует строгим мировым стандартам и всем потребностям рынка. Подходит для перемещения автопоездов общей массой до 90 тонн. Может использоваться в качестве альтернативы седельным тягачам в портах и терминалах.
Технические характеристики:
- ROPS или FOPS-кабина с защитой от опрокидывания.
- Большой выбор моторов Cummins мощностью от 173 до 230 лошадиных сил.
- Коробка передач Allison.
- Мосты – SISU и Kessler (передний и задний соответственно).
- Задняя пневмоподвеска.
- Блокировка дифференциала.
Terberg
Ярким примером терминальных тягачей Terberg является RT223. Модель оснащена надежным производительным мотором Mercedes OM906LA-170, соответствующим стандартам «Евромот 3А». Двигатель работает в паре с трансмиссией ZF 6WG211, предусматривающей 6 скоростей движения вперёд и 3 назад.
Технические характеристики:
- Рабочая масса – 11,8 т.
- Предельная нагрузка на седло – 35 т.
- Максимально допустимый вес автопоезда – 180 т.
- Максимальная скорость движения – 33 км/час.
Kalmar
Терминальные тягачи Kalmar у многих ассоциируются с наиболее популярной моделью TRX 182. Это техника класса Ro-Ro, оборудованная 5,0-литровым мотором от Cummins, мощность которого составляет 180 лошадиных сил. Работает он в паре с АКП Allison MT643.
Технические характеристики:
- Общая масса – 10,3 т.
- Грузоподъемность – 32 т.
- Габариты – 5,3 на 2,5 м.
- Радиус поворота – 6,3 м.
Итог
Портовые или терминальные тягачи – техника незаметная, если имеется в виду ее известность рядовому обывателю.
Однако роль этих машин в процессе доставки грузов переоценить невозможно. Они имеют важнейшее значение в процессе организации мультимодальных перевозок, обеспечивая оперативность транспортировки и исключая потребность выполнения целого ряда складских операций.
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Требуются водители категори Е. Постоянная работа для седельных тягачей. Ярославская, Костромская,Владимирская,Вологодская область.
- Поиск тягач Hyundai белый - ОПГ!
- Во сколько обходится тягач в год.
- Продам тягачи и контейнеровозы
- Вилочные погрузчики Kalmar
- Тягачи Ро-Ро и терминальные тягачи
Впервые узнал о наличии терминальных тягачей, хотя спецтехникой активно интересуюсь. Сфера применения у РО-РО перевозок довольно узкая, есть ряд ограничений. И, все равно, спецтехника ускоряет процесс транспортировки, делает ненужным целый ряд операций. Хотелось бы увидеть эти мощные машины в действии.
Работали на терминальных тягачах Terberg: у них мощные двигатели, а в кабине практически отсечены шумы и вибрация. И несмотря на большую массу, они легкоуправляемы, поэтому даже тяжелая работа не выматывает водителя. Техника пусть и не всем известная, но незаменимая.
Я такие тягачи раньше никогда не видел. Наверное, как раз потому, что не приходилось работать в той сфере, где они активно используются. При этом, конечно, для своей сферы деятельности они идеальны, однако, как я заметил, при желании их отчасти можно заменить и другой техникой.