Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Артиллерийский тягач АТ-Т— военная техника с улучшенными вездеходными качествами, предназначенная для буксировки ракетных и артиллерийских систем на прицепах с разным шасси.
Оглавление
Активно применяется в народной сфере, отличается надежностью и продуманной конструкцией. Ниже рассмотрим назначение, конструктивные особенности и технические характеристики техники. Погорим об особенностях применения ее модификаций в народной сфере.
Назначение тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
История артиллерийского тягача насчитывает более 60 лет, а сама техника спроектирована и производилась на ХМЗ им. Малышева. Первоначальное применение состоит в буксировке прицепов на колесном, гусеничном и санном ходу с находящимися на них артиллерийскими системами. Транспорт соответствует следующим критериям:
- Максимальный вес буксируемой техники до 25 т. Тягач способен перевозить 203-миллиметровые гаубицы, зенитные орудия КС-30, ракетные комплексы и другую аппаратуру.
- Возможность установки на шасси специального оборудования для разных видов войск, в том числе специального назначения.
- Лебедка с усилием не менее 25 000 кг.
- Применение на гражданских объектах.
Сразу после выпуска техника нашла широкое применение в армии. Она активно применялась в саперных, танковых или артиллерийских частях.
Этому способствовала универсальная конструкция и схожесть с танком Т54. Кроме военных целей, АТ-Т активно использовался при освоении северных регионов страны, где нужен надежный и вездеходный транспорт.
Разработка тягача
С появлением в Советской армии артиллерийских и ракетных машин возникла необходимость в создании нового тягача для перемещения техники и боевого запаса. В качестве основы был взят танк Т-54, который производился с 1946-го. Уже в 1948-м появились первые образцы артиллерийского тягача АТ-Т.
В течение следующих годов проводились сначала заводские, потом межведомственные, а на завершающем этапе государственные проверки. Выявленные проблемы были устранены. После доработки в 1951 году две машины прошли контрольные испытания в условиях чрезмерно низких и, наоборот, высоких температур.
В первом случае испытания проходили в арктическом регионе, а во втором — в Туркмении. В конце 1952 — начале 1953 года появились первые артиллерийские тягачи с обозначением «АТ-Т».
ВажноИспытания показали выносливость, работоспособность и подвижность машин. Успех разработки подтверждается вручением Сталинской премии конструкторам техники в 1948-м.
На фоне популярности было создана много модификаций техники, которые использовались в разных сферах.
АТ-Т производилась в течение 26 лет — вплоть до 1979 года. С первых дней выпуска артиллерийский тягач применялся почти во всех видах войск и параллельно использовался в народном хозяйстве. Многие образцы применяются до сих пор, но такие случаи встречаются все реже.
Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т
Одна из особенностей техники — продуманная конструкция, обеспечивающая улучшенные технические характеристики. Элементы машины установлены на усиленной «башмачной» раме, изготовленной из листов толщиной 0,5-3 см.
В передней части автомобиля встроена трансмиссия, а в корпусе КП предусмотрена лебедка. Бортовые поворотные механизмы имеют 2-ступенчатое исполнение, обеспечивающее способность прямого движения. Такая особенностью обеспечивает разворот с радиусом 2.64 и 6.3 м.
Кабина
Кабина машины 4-местная, изготовлена из цельного металла, имеет две двери по бокам. Разработчики взяли за основу конструкцию ЗИС 150, но внесли в нее ряд изменений. Она уменьшена в высоту и расширена за счет установки специальной вставки в центральной части. В верхней части предусмотрен люк для командира, а для очистки лобового стекла установлены очистители, работающие на пневматическом принципе.
Комплектация кабины тяжелого артиллерийского тягача:
- вентиляционная и отопительная система;
- козырек для защиты от солнца;
- коврик;
- шлемофон для водителя (необходимость обусловлена плохой шумо- и виброизоляцией).
Сразу за кабиной предусмотрена тентованная кузовная часть, предназначенная для перевозки грузов.
Она отличается ровным полом и наличием небольших лючков для получения доступа к лебедке. С левой и правой стороны предусмотрены деревянные кресла, позволяющие разместить до 18 пассажиров. Размеры платформы составляют 3,576х2,95х3,6 м, а площадь 10,5 кв. метров.
Кузовная часть
Особенности кузовной части:
- возможность снятия тента и дуг с последующей укладкой в переднюю часть;
- доступность демонтажа пола для обслуживания баков с топливом;
- максимальная грузоподъемность — 5 т.
Спереди тягача под кабиной находится дизельный мотор В 401. Он имеет 12 цилиндров, развивает мощность 415 л. с. при 1600 об/мин. Характеристики силового агрегата позволяютАТ-Т разгоняться до 35,5 км/ч. Мотор отличается надежностью и неприхотливостью, способен работать на ДТ низкого качества.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель АТ-Т имеет ряд особенностей:
- 2-ступенчатый комбинированный очиститель воздуха;
- улучшенная система питания, состоящая из пяти баков объемом до 1415 л;
- предпусковой насос для накачивания масла;
- подогреватель;
- вес — 895 кг;
- ресурс — 250 машино-часов;
- 12-лопастные вентиляторы, обеспечивающие быстрое охлаждение даже в жару.
Мотор оборудован сдвоенным пуском: с помощью 11-киловаттного стартера или сжатого воздуха. Второй способ является альтернативным. Чтобы не было трудностей с пуском в зимнее время года, разработчики предусмотрели подогрев.
Силовой агрегат работает в паре с 5-ступенчатой МКПП. На третьей, четвертой и пятой скоростях предусмотрены синхронизаторы. Имеется функция отбора мощности к лебедке и пара 2-ступенчатых поворотных механизмов. Использование последних упрощает пользование техникой при движении и снижает радиус разворота.
Ходовая и электрооборудование
В качестве ходовой части предусмотрена подвеска торсионного типа с валами, установленными над нижней частью корпуса. С каждой стороны предусмотрено по пять опорных катков с каждой стороны, имеющих следующие габариты — 83х15 см. В состав гусеничной цепи входит 93 стальных трака, имеющих 50-сантиметровую ширину и устойчивых к нагрузке.
Спереди предусмотрена лебедка со 100-метровой длиной и 28-миллиметровой толщиной. Способна тянуть до 25,5 тонн. Конструкция находится под грузовой частью, может без привлечения водителя выдавать и натягивать трос. Управление осуществляется с помощью 2-режимного редуктора и специального тормоза.
Электрическое оборудование имеет напряжение 24 В и мощность 1500 Вт. На борту гусеничного артиллерийского тягача установлено четыре аккумулятора на 12 В, соединенных по параллельно-последовательной схеме. Главными потребителями питания является стартер, измерительные и контрольные приборы, а также световые приборы.
АТ-Т имеет отличную проходимость и способен преодолевать подъемы под углом до 30 градусов. Машина способна преодолеть 1,9-метровый ров и препятствие высотой до 0,85 м.
Высокий дорожный просвет в 42,5 см позволяет тягачу перемещаться за колонной по разбитой дороге без посадки дном на грунт. По этому параметру тягач даже лучше Т34. Параллельно имеется больший запас топлива — 752 км.
Технические характеристики
Артиллерийский тягач АТ-Т имеет ряд особенностей:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Количество мест в кабине / кузове | 4 / 16 |
Годы изготовления | 1947-1979 |
Масса тягача / прицепа, т | 20 / 25 |
Двигатель | А-401, 415 л. с. |
Габариты (ДхШ), м | 3,17х3 |
Ширина гусеничных траков, м | 0,5 |
Клиренс, см | 42,5 |
Колея, м | 2,64 |
Максимальная скорость, км/ч | 35,5 |
Расход горючего, л / 100 км | 140 |
Использование тягача АТ-Т в народном хозяйстве
За время выпуска артиллерийский тягач АТ-Т многократно усовершенствовался, улучшались технические возможности и расширялась сфера применения. На базе техники созданы следующие модификации:
- ТГ и ТГ-2 — гусеничные тягачи, являющиеся частью взвода эвакуации.
- «Пингвин» — народная техника с кузовом фургонного типа. Получила широкое применение в Антарктиде и Арктике. Применятся для экспедиций и исследований.
- БАТ, в том числе 1 и 1М — бульдозеры для прокладки путей.
- БТМ — машины для копания траншей.
- МДК-2 — роторные экскаваторы, способные работать на тяжелых грунтах.
- АТ-ТА — полярные вездеходы, которые активно использовались для освоения Антарктиды и СССР.
Заключение
Несмотря на завершение выпуска, машины до сих пор встречаются в военной сфере и народном хозяйстве. Купить артиллерийский тягач АТ-Т можно только в качестве коллекционной техники или по списанию, а цена может составлять 300-500 тысяч рублей. Транспорт все еще востребован, благодаря универсальности, надежности и отличным техническим характеристикам.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Требуется борт 5 т Ногинск МО
- Перевозка груза от 10 до 15 т.
- Требуются водители со своими авто от 3 т.
- Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
- Артиллерийский тягач АТС-712
Я еще застал такой тягач. Точно не знаю есть ли они сейчас в армии, точнее на флоте. У нас на базе было два таких тягача, возили по сопкам всякую нужную всячину. Очень простые в управлении и легкие в ремонте.
Кабина у тягача не супер-комфортная, при сильной жаре козырек и вентиляция несильно спасут. Но надо понимать, что это и модель старая, в то время о системах кондиционирования не знали. А в целом, тягач превосходный - мощный, неуязвимый в плане проходимости, ломается редко.
На фото изображен двигатель ЯМЗ-М204К тягача АТ-Л.
Очень интересная статья о таком уникальном вездеходе, как АТ-Т. Я всегда был впечатлен тем, как советская инженерная мысль умела создавать универсальные машины, которые находили применение и в армии, и в народном хозяйстве. Напоминает историю с УАЗ-469, который тоже изначально был военной разработкой, а потом стал народным автомобилем. Использование танковой базы, как в случае с Т-54, действительно гениальное решение, ведь это сразу дает машине превосходную проходимость и надежность. Мне лично нравится, что АТ-Т мог работать в экстремальных условиях, как, например, в Арктике, что подчеркивает его универсальность. Вспоминается также другой вездеход - КАМАЗ-4310, который тоже славится своей проходимостью, но АТ-Т все же превосходит его благодаря гусеничной базе. К тому же, внушительный запас хода и способность преодолевать серьезные препятствия делают его незаменимым помощником в экстремальных ситуациях. Хотелось бы увидеть больше таких машин на дорогах, но понимаю, что их время прошло. Однако, как коллекционный экземпляр, АТ-Т остается в истории как символ инженерного гения той эпохи.
Удивительно, как на базе военной техники создавались машины для народного хозяйства. АТ-Т - это отличный пример того, как можно адаптировать военные разработки для гражданских нужд. Она напоминает мне о том, как современные внедорожники часто используют элементы военных машин для повышения своих характеристик.
АТ-Т - это действительно уникальная машина. Мне нравится, что даже спустя столько лет она остается востребованной, пусть и в узких кругах. Это говорит о действительно качественной инженерной работе. В наши дни такие машины редко встречаются, и это делает их еще более ценными для коллекционеров.