Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Артиллерийский тягач АТ-Т— военная техника с улучшенными вездеходными качествами, предназначенная для буксировки ракетных и артиллерийских систем на прицепах с разным шасси.

Активно применяется в народной сфере, отличается надежностью и продуманной конструкцией. Ниже рассмотрим назначение, конструктивные особенности и технические характеристики техники. Погорим об особенностях применения ее модификаций в народной сфере.

Назначение тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

История артиллерийского тягача насчитывает более 60 лет, а сама техника спроектирована и производилась на ХМЗ им. Малышева. Первоначальное применение состоит в буксировке прицепов на колесном, гусеничном и санном ходу с находящимися на них артиллерийскими системами. Транспорт соответствует следующим критериям:

  • Максимальный вес буксируемой техники до 25 т. Тягач способен перевозить 203-миллиметровые гаубицы, зенитные орудия КС-30, ракетные комплексы и другую аппаратуру.
  • Возможность установки на шасси специального оборудования для разных видов войск, в том числе специального назначения.
  • Лебедка с усилием не менее 25 000 кг.
  • Применение на гражданских объектах.

Сразу после выпуска техника нашла широкое применение в армии. Она активно применялась в саперных, танковых или артиллерийских частях.

Этому способствовала универсальная конструкция и схожесть с танком Т54. Кроме военных целей, АТ-Т активно использовался при освоении северных регионов страны, где нужен надежный и вездеходный транспорт.

Разработка тягача

С появлением в Советской армии артиллерийских и ракетных машин возникла необходимость в создании нового тягача для перемещения техники и боевого запаса. В качестве основы был взят танк Т-54, который производился с 1946-го. Уже в 1948-м появились первые образцы артиллерийского тягача АТ-Т.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

В течение следующих годов проводились сначала заводские, потом межведомственные, а на завершающем этапе государственные проверки. Выявленные проблемы были устранены. После доработки в 1951 году две машины прошли контрольные испытания в условиях чрезмерно низких и, наоборот, высоких температур.

В первом случае испытания проходили в арктическом регионе, а во втором — в Туркмении. В конце 1952 — начале 1953 года появились первые артиллерийские тягачи с обозначением «АТ-Т».

Важно

Испытания показали выносливость, работоспособность и подвижность машин. Успех разработки подтверждается вручением Сталинской премии конструкторам техники в 1948-м.

На фоне популярности было создана много модификаций техники, которые использовались в разных сферах.

АТ-Т производилась в течение 26 лет — вплоть до 1979 года. С первых дней выпуска артиллерийский тягач применялся почти во всех видах войск и параллельно использовался в народном хозяйстве. Многие образцы применяются до сих пор, но такие случаи встречаются все реже.

Конструкция тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Одна из особенностей техники — продуманная конструкция, обеспечивающая улучшенные технические характеристики. Элементы машины установлены на усиленной «башмачной» раме, изготовленной из листов толщиной 0,5-3 см.

В передней части автомобиля встроена трансмиссия, а в корпусе КП предусмотрена лебедка. Бортовые поворотные механизмы имеют 2-ступенчатое исполнение, обеспечивающее способность прямого движения. Такая особенностью обеспечивает разворот с радиусом 2.64 и 6.3 м.

Кабина

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Кабина машины 4-местная, изготовлена из цельного металла, имеет две двери по бокам. Разработчики взяли за основу конструкцию ЗИС 150, но внесли в нее ряд изменений. Она уменьшена в высоту и расширена за счет установки специальной вставки в центральной части. В верхней части предусмотрен люк для командира, а для очистки лобового стекла установлены очистители, работающие на пневматическом принципе.

Комплектация кабины тяжелого артиллерийского тягача:

  1. вентиляционная и отопительная система;
  2. козырек для защиты от солнца;
  3. коврик;
  4. шлемофон для водителя (необходимость обусловлена плохой шумо- и виброизоляцией).

Сразу за кабиной предусмотрена тентованная кузовная часть, предназначенная для перевозки грузов.

Она отличается ровным полом и наличием небольших лючков для получения доступа к лебедке. С левой и правой стороны предусмотрены деревянные кресла, позволяющие разместить до 18 пассажиров. Размеры платформы составляют 3,576х2,95х3,6 м, а площадь 10,5 кв. метров.

Кузовная часть

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Особенности кузовной части:

  • возможность снятия тента и дуг с последующей укладкой в переднюю часть;
  • доступность демонтажа пола для обслуживания баков с топливом;
  • максимальная грузоподъемность — 5 т.

Спереди тягача под кабиной находится дизельный мотор В 401. Он имеет 12 цилиндров, развивает мощность 415 л. с. при 1600 об/мин. Характеристики силового агрегата позволяютАТ-Т разгоняться до 35,5 км/ч. Мотор отличается надежностью и неприхотливостью, способен работать на ДТ низкого качества. 

Двигатель и трансмиссия

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Двигатель АТ-Т имеет ряд особенностей:

  • 2-ступенчатый комбинированный очиститель воздуха;
  • улучшенная система питания, состоящая из пяти баков объемом до 1415 л;
  • предпусковой насос для накачивания масла;
  • подогреватель;
  • вес — 895 кг;
  • ресурс — 250 машино-часов;
  • 12-лопастные вентиляторы, обеспечивающие быстрое охлаждение даже в жару.

Мотор оборудован сдвоенным пуском: с помощью 11-киловаттного стартера или сжатого воздуха. Второй способ является альтернативным. Чтобы не было трудностей с пуском в зимнее время года, разработчики предусмотрели подогрев. 

Силовой агрегат работает в паре с 5-ступенчатой МКПП. На третьей, четвертой и пятой скоростях предусмотрены синхронизаторы. Имеется функция отбора мощности к лебедке и пара 2-ступенчатых поворотных механизмов. Использование последних упрощает пользование техникой при движении и снижает радиус разворота.

Ходовая и электрооборудование

В качестве ходовой части предусмотрена подвеска торсионного типа с валами, установленными над нижней частью корпуса. С каждой стороны предусмотрено по пять опорных катков с каждой стороны, имеющих следующие габариты — 83х15 см. В состав гусеничной цепи входит 93 стальных трака, имеющих 50-сантиметровую ширину и устойчивых к нагрузке.

Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т

Спереди предусмотрена лебедка со 100-метровой длиной и 28-миллиметровой толщиной. Способна тянуть до 25,5 тонн. Конструкция находится под грузовой частью, может без привлечения водителя выдавать и натягивать трос. Управление осуществляется с помощью 2-режимного редуктора и специального тормоза. 

Электрическое оборудование имеет напряжение 24 В и мощность 1500 Вт. На борту гусеничного артиллерийского тягача установлено четыре аккумулятора на 12 В, соединенных по параллельно-последовательной схеме. Главными потребителями питания является стартер, измерительные и контрольные приборы, а также световые приборы.

АТ-Т имеет отличную проходимость и способен преодолевать подъемы под углом до 30 градусов. Машина способна преодолеть 1,9-метровый ров и препятствие высотой до 0,85 м.

Высокий дорожный просвет в 42,5 см позволяет тягачу перемещаться за колонной по разбитой дороге без посадки дном на грунт. По этому параметру тягач даже лучше Т34. Параллельно имеется больший запас топлива — 752 км.

Технические характеристики

Артиллерийский тягач АТ-Т имеет ряд особенностей:

Технические характеристики Значения
Количество мест в кабине / кузове 4 / 16
Годы изготовления 1947-1979
Масса тягача / прицепа, т 20 / 25
Двигатель А-401, 415 л. с.
Габариты (ДхШ), м 3,17х3
Ширина гусеничных траков, м 0,5
Клиренс, см 42,5
Колея, м 2,64
Максимальная скорость, км/ч  35,5
Расход горючего, л / 100 км 140

Использование тягача АТ-Т в народном хозяйстве

МДК-2 — роторные экскаваторы

За время выпуска артиллерийский тягач АТ-Т многократно усовершенствовался, улучшались технические возможности и расширялась сфера применения. На базе техники созданы следующие модификации:

  • ТГ и ТГ-2 — гусеничные тягачи, являющиеся частью взвода эвакуации.
  • «Пингвин» — народная техника с кузовом фургонного типа. Получила широкое применение в Антарктиде и Арктике. Применятся для экспедиций и исследований.
  • БАТ, в том числе 1 и 1М — бульдозеры для прокладки путей.
  • БТМ — машины для копания траншей.
  • МДК-2 — роторные экскаваторы, способные работать на тяжелых грунтах.
  • АТ-ТА — полярные вездеходы, которые активно использовались для освоения Антарктиды и СССР.

Заключение

Несмотря на завершение выпуска, машины до сих пор встречаются в военной сфере и народном хозяйстве. Купить артиллерийский тягач АТ-Т можно только в качестве коллекционной техники или по списанию, а цена может составлять 300-500 тысяч рублей. Транспорт все еще востребован, благодаря универсальности, надежности и отличным техническим характеристикам.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 1060
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 07-07-2022 / Обновлено: 07-07-2022
Поиск запроса "тяжелый артиллерийский тягач ат-т" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Борис Моршанск 15.07.2022

Я еще застал такой тягач. Точно не знаю есть ли они сейчас в армии, точнее на флоте. У нас на базе было два таких тягача, возили по сопкам всякую нужную всячину. Очень простые в управлении и легкие в ремонте.

0
0
Ответить
Мария Москва 10.09.2022

Кабина у тягача не супер-комфортная, при сильной жаре козырек и вентиляция несильно спасут. Но надо понимать, что это и модель старая, в то время о системах кондиционирования не знали. А в целом, тягач превосходный - мощный, неуязвимый в плане проходимости, ломается редко.

0
0
Ответить
Александр Екатеинбург 02.06.2023

На фото изображен двигатель ЯМЗ-М204К тягача АТ-Л.

1
0
Ответить
Дорофей 21.11.2024

Очень интересная статья о таком уникальном вездеходе, как АТ-Т. Я всегда был впечатлен тем, как советская инженерная мысль умела создавать универсальные машины, которые находили применение и в армии, и в народном хозяйстве. Напоминает историю с УАЗ-469, который тоже изначально был военной разработкой, а потом стал народным автомобилем. Использование танковой базы, как в случае с Т-54, действительно гениальное решение, ведь это сразу дает машине превосходную проходимость и надежность. Мне лично нравится, что АТ-Т мог работать в экстремальных условиях, как, например, в Арктике, что подчеркивает его универсальность. Вспоминается также другой вездеход - КАМАЗ-4310, который тоже славится своей проходимостью, но АТ-Т все же превосходит его благодаря гусеничной базе. К тому же, внушительный запас хода и способность преодолевать серьезные препятствия делают его незаменимым помощником в экстремальных ситуациях. Хотелось бы увидеть больше таких машин на дорогах, но понимаю, что их время прошло. Однако, как коллекционный экземпляр, АТ-Т остается в истории как символ инженерного гения той эпохи.

0
0
Ответить
Аббас 22.11.2024

Удивительно, как на базе военной техники создавались машины для народного хозяйства. АТ-Т - это отличный пример того, как можно адаптировать военные разработки для гражданских нужд. Она напоминает мне о том, как современные внедорожники часто используют элементы военных машин для повышения своих характеристик.

0
0
Ответить
Агапит 23.11.2024

АТ-Т - это действительно уникальная машина. Мне нравится, что даже спустя столько лет она остается востребованной, пусть и в узких кругах. Это говорит о действительно качественной инженерной работе. В наши дни такие машины редко встречаются, и это делает их еще более ценными для коллекционеров.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: