Укладка асфальта: технология и используемая техника

Обустройство асфальтного покрытия – наиболее популярный метод строительства дорог, отделки тротуаров и пешеходных зон. Высокая востребованность асфальта вполне обоснована – он обладает уникальными свойствами, устойчив к любым воздействиям и сохраняет заявленные эксплуатационные характеристики в течение долгих лет службы даже при интенсивной эксплуатации.

 

Укладка асфальта – современное практическое решение, которое характеризуется не только высоким качеством и долговечностью, но и финансовой доступностью. О том, как следует строить асфальтированные дороги, чтобы они служили десятилетиями, пойдет речь в нашей сегодняшней беседе.

Для чего нужно асфальтирование дорог

Укладка асфальта

Благодаря асфальтированию сегодня можно решить целый ряд важнейших задач, в частности:

  •  Создание всех условий для безопасного движения транспортных средств.
  •  Снижение аварийности на дороге.
  •  Обеспечение беспрепятственного функционирования хозобъектов.
  •  Благоустройство территорий, формирование аккуратного ландшафта.
  •  Повышение качества жизни.

Перечисленные выше задачи достижимы лишь при условии, что асфальтовое покрытие качественно, что оно выполнено в полном соответствии с ГОСТом и прочими стандартами.

Важно

Обязательно использование качественных материалов и надежной техники. Работы по укладке асфальта должны выполняться лицензированными компаниями, у которых есть укомплектованный штат специалистов и спецтехника, а также необходимые разрешения и допуски.

Этапы формирования дорожного полотна

Прежде чем приступать к укладке, проводят целый ряд подготовительных мероприятий, включающих исследование участка, определение особенностей его ландшафта, ведь от этого напрямую зависит выбор технологии укладки асфальта и его состав. 

Разработка проектно-сметной документации

проектно-сметная документация

Как уже говорилось выше, проект разрабатывается с учетом всех особенностей участка – типа рельефа, геометрических параметров, структуры грунта и пр. После того, как группа опытных специалистов проведет необходимые изыскания и выполнит расчеты, составляется смета, учитывающая размер участка, подлежащего асфальтированию, объем планируемых работ, а также указывается предварительная цена.

Немаловажную роль играет размещение инженерных коммуникаций, проложенных под землей. Их необходимо учитывать, чтобы правильно рассчитать и соответствующим образом обустроить дренажную систему, которая исключит риск возникновения проблем с оттоком грунтовых вод в дальнейшем – после ввода объекта в эксплуатацию.

Нельзя обходить вниманием и корневую систему больших деревьев, произрастающих там, где планируется укладка асфальта. Дело в том, что со временем живые корни могут разрастись еще больше и повредить полотно.

Земляные работы

Земляные работы

После разработки проекта и проведения согласований, когда все разрешения получены, можно приступать к выполнению подготовительных работ. Первый этап – снятие верхнего слоя почвы. Если слой слишком большой (а в подавляющем большинстве случаев так и есть), привлекают спецтехнику – мощные бульдозеры и погрузчики.

Планировка участка, его выравнивание осуществляется с помощью грейдеров. Далее формируется так называемое «дорожное корыто», подлежащее тщательному уплотнению. Глубина «корыта» зависит от будущей нагрузки на полотно – чем она выше, тем глубже должен быть котлован.

Подготовка основания, устройство дренажа

Следующим этапом становится формирование «дорожной подушки», в частности, отсыпание 2 слоев дорожного «пирога». Работы выполняются пошагово в таком порядке:

  •  Укладывается песок либо смесь песка и гравия.
  •  Полученный слой покрывается щебнем крупной фракции (необходим для обеспечения покрытию дополнительной прочности).
  •  Поверху укладывается мелкофракционный щебень, который заполняет образовавшиеся пустоты.

устройство дренажа

Чтобы покрытие было долговечным и сохраняло требуемые эксплуатационные свойства на протяжении всего срока службы, каждый слой выравнивают и хорошо утрамбовывают.

Асфальтированную дорогу отделяют от остальных зон с помощью бортового камня. Чтобы итоговое покрытие получилось прочным и устойчивым перед любыми воздействиями, перед асфальтированием обрабатываемый участок пропитывают битумом.

Виды асфальта

Классификация асфальта осуществляется по нескольким критериям:

  •  Происхождение.
  •  Наполнитель.
  •  Вяжущее вещество и температура укладки.
  •  Фракция зерен наполнителя.
  •  Наличие/отсутствие в составе щебня.
  •  Пористость.
  •  Марка (от нее зависит качество материала).
  •  Наличие примесей (добавок), оказывающих влияние на эксплуатационные свойства.

Асфальтобетон ЩМА

Когда подбирается материал для обустройства асфальтированных дорог, его вид подбирают в зависимости от типа наполнителя. Варианты могут быть разными:

  1. Песчаный - на основе песка или отсева. Характеризуется невысокой прочностью, используется там, где к качеству покрытия не предъявляются слишком строгие требования. Подходит для обустройства тротуаров, пешеходных зон, площадок, на которые будет оказана минимальная нагрузка.
  2. Щебеночный, состоящий из щебня и песка либо отсева. Получил массовое распространение в дорожном строительстве, обеспечивает высокое качество готового покрытия. Благодаря присутствию в составе щебня смесь становится прочнее, а песок выполняет функцию наполнителя, заполняющего образовавшиеся пустоты.
  3. Гравийный, состоящий из гравия и песка. В плане прочности слабее предыдущей разновидности, не столь долговечен, так как округлая форма гравия снижает адгезию с бетоном. Предназначен для дорог, уровень нагрузки на которые ниже среднего, а также для велодорожек и пешеходных зон.

Вторичный асфальт, именуемый также асфальтогранулобетоном. Состоит из срезанного слоя старого асфальта и асфальтовой крошки, которую получают после демонтажа верхнего слоя отслужившего дорожного покрытия. Материал подходит для выполнения отсыпки, его же используют как наполнитель асфальтобетонной смеси.

Преимущество – значительное удешевление стоимости работ благодаря экономии на сырье, ведь в составе крошки уже присутствуют и битум, и щебень, обеспечивающие покрытию требуемые эксплуатационные свойства. 

Нередко в состав асфальтобетонной смеси включают минеральный порошок – доломит, песчаник, известняк и прочие карбонаты, измельченные до состояния порошка. Они заполняют даже самые мелкие пустоты, способствуя хорошему сцеплению с битумом. Обычно содержание таких примесей не превышает 10 процентов.

Из чего состоит асфальт

Асфальтобетон

Асфальт – это природный или рукотворный битумосодержащий материал.

Часто таким термином именуют асфальтобетон – каменный материал искусственного происхождения, полученный путем уплотнения асфальтобетонной смеси. В классическом варианте асфальт состоит из щебня, песка, филлера (минеральный порошок) и вяжущего вещества, функции которого чаще всего выполняет чистый битум или битумно-полимерная смесь. 

Применение старого асфальтобетонного покрытия

В последнее время с целью экономии в дорожном строительстве все чаще используют отработанное асфальтное покрытие. Материал называется срезкой асфальта, его получают в результате фрезерования – снятия старого покрытия и его измельчения.

Применение старого асфальтобетонного покрытия

Состав срезки включает от 3 до 6 процентов битума, она отлично уплотняется и доступна с финансовой точки зрения, ведь стоит втрое дешевле нового асфальта. Правда, срок службы такого материала не столь продолжителен, отсюда – ограниченная область использования:

  •  Ямочный ремонт на дорогах с небольшой интенсивностью движения.
  •  Засыпка грунтовых и временных дорог.
  •  Обустройство подъездных путей.
  •  Засыпка парковок, дворов, приусадебных территорий.
  •  Обустройство садовых дорожек.

Погодные условия для асфальтирования

Укладка асфальта в лужи

Согласно требованиям СНиП, асфальтирование должно выполняться в сухую теплую погоду. Оптимальный температурный режим при укладке теплого асфальта – от -10 градусов и выше.

Летом и весной к выполнению работ можно приступать, только когда воздух прогреется минимум до 5 градусов тепла. Осенью укладывать асфальтное покрытие можно лишь при условии, что температура превышает +10 градусов. Запрещено стелить асфальт в дождь и в снег.

Особенности технологии асфальтоукладки

Согласно применяемым на сегодня технологиям, обустройство асфальтового покрытия возможно одним из двух методов – холодным либо горячим. Укладка холодного асфальта производится с использованием составов, в которых в большом количестве присутствуют битумы на основе жидких нефтепродуктов.

ямочный ремонт

Применять такие составы разрешено только весной и летом, когда на улице тепло, так как вода в смеси должна высохнуть и испариться. Метод актуален для проведения ямочного ремонта и для восстановления поврежденного полотна. В ходе горячего асфальтирования используются смеси на базе вязких и жидких нефтепродуктов.

Работы разрешено проводить круглогодично, независимо от условий окружающей среды и, в частности, температуры воздуха. Для достижения максимальной прочности покрытия температура асфальтобетонной смеси должна составлять от 120 градусов и выше, а укладывать ее необходимо на хорошо просушенную основу.

Уплотнение асфальта

Уплотнение асфальта

Обязательным этапом обустройства асфальтового покрытия является его уплотнение, от которого напрямую зависит длительность эксплуатации.

Асфальт уплотняют лишь после того, как он слегка остыл, для этого используют спецтехнику или виброплиту, если работы выполняются вручную и на небольшом участке. Смесь уплотняется в несколько заходов – это обеспечит лучшее сцепление с основанием и более высокое сопротивление нагрузкам.

Применяемая техника

Асфальтоукладчик

На каждом из этапов асфальтирования обязательно использование спецтехники, которая упрощает проведение работ, ускоряет их и значительно повышает качество. Обустройство асфальтового покрытия не обходится без такой техники:

  • Бульдозер с ножевым рабочим органом для выполнения землеройных задач и перемещения материала. Также его привлекают для подготовки грунтового основания, для нанесения песчаного и щебеночного слоев.
  • Погрузчик выполняет поднятие, перемещение и укладку тяжелых грузов, а также решает иные задачи благодаря агрегатированию со всевозможным навесным оборудованием. 
  • Грейдер предназначен для выполнения планировки рабочей области и ее профилирования. По завершению асфальтных работ он убирает территорию от оставшихся стройматериалов.
  • Асфальтоукладчик незаменим в процессе укладки асфальтобетона, он используется как при строительстве крупных объектов, так и для асфальтирования территорий небольшой площади.

Пропитка готового полотна

Пропитка готового полотна

Для улучшения эксплуатационных характеристик асфальтового покрытия используются всевозможные пропитки. Пропиточные составы разрешено наносить при температуре выше 5 градусов тепла исключительно в тихую сухую погоду. Обрабатываемую поверхность предварительно очищают от пыли и хорошо высушивают, а состав по ней распределяют при помощи леек или специальных распылителей. Важно, чтобы слой пропитки был равномерным. 

В подавляющем большинстве случаев для обработки готового полотна используют битум-содержащие вещества – эмульсии, изготовленные из вяжущей основы, воды и растворителей. Они проникают в микротрещины, заполняют пустоты, придавая покрытию дополнительную прочность и продлевая срок его службы. 

Заключение, стоимость асфальтирования дорог

стоимость асфальтирования дорог

В заключение следует коснуться такого вопроса, как цена укладки асфальта. Она зависит от многих факторов: сложности и площади участка, характеристик грунта, предполагаемой нагрузки на готовое полотно и пр.

В среднем стоимость укладки крупнозернистой смеси асфальта стартует с отметки в 700 рублей за 1 кв. м. Однако в смету входят также подготовительные работы, включая научные изыскания для изучения особенностей территории, нуждающейся в асфальтировании.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 72
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-08-2023 / Обновлено: 03-08-2023
Поиск запроса "укладка асфальта: технология и используемая техника" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Снежана Санкт-Петербург 02.08.2023

Главное, чтобы такая дорога простояла долго. К сожалению, очень часто асфальтированная дорога через год превращается во что-то невообразимое: яма на яме. И хорошо, если тот же ямочный ремонт хотя бы проведут. Бывает так, что всё это так и остаётся на долгие годы.

0
0
Ответить
Влад Омск 02.08.2023

Искал от чего зависит цена укладки асфальта, спасибо за статью!

0
0
Ответить
Илья Москва 03.08.2023

Неоднократно видел, как асфальт укладывают в дождь. Первое время он действительно смотрится отлично, но уже через несколько месяцев возникают первые трещины и ямы. Есть чувство, что порой у нас кое-где намеренно кладут асфальт с нарушениями, чтобы через год народ потребовал ремонта дороги и на это дело были выделены новые бюджетные средства.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: