Уникальный "проходимец" ЗИЛ-4972
ЗИЛ-4972 – это уникальное семейство грузовых автомобилей повышенной проходимости, которые появились на свет в 1993 году и выпускались ограниченным тиражом.
Оглавление
Разработали модель специалисты ЗИЛ, но ее производство было налажено на Правдинском радиорелейном заводе (Нижегородская область). Что представляет собой гигант, а так же какие его технические характеристики? Об этом мы сегодня и поговорим.
История создания модели
Прототип грузовика получил название ЗИЛ-132К. Приступая к созданию машины, ее конструкторы поставили перед собой цель сделать транспортное средство беспрецедентной проходимости.
Для этого им пришлось соединить ходовую и трансмиссию так называемой «Синей птицы» - спасательного вездехода от ЗИЛ, также выпускаемого в крайне ограниченных количествах, с определенными узлами серийного авто от ЗИЛ. В итоге было получено транспортное средство с высокой проходимостью, но при этом недорогое в эксплуатации.
Примечательно то, что уже упомянутая нами «Синяя птица», ЗИЛ-4906/49061, предназначалась для поиска и вывоза космонавтов, приземлившихся в сложнодоступной местности. В те времена потребность в подобной технике возникла и в гражданской авиации – отрасль нуждалась в грузовике с высокой проходимостью, грузоподъемностью хотя бы в 4 тонны, с манипулятором «на борту», способным поднимать до 3,4 т. груза, а также с местами для перевозки 25 человек.
ВажноАвтомобиль в идеале должен был быть авиатранспортабельным - помещаться на борт МИ-26 и Ил-76, а стоить при этом не больше 55 тыс. руб.
Требования оказались более чем конкретными, и конструкторы приступили к их реализации.
Примечательно то, что позже о готовности закупать описанные транспортные средства заявили и в Министерстве энергетики – там нуждались в сухопутных колесных вездеходах, которые использовались бы для прокладки и обслуживания ЛЭП, включая перевозку к месту работ обслуживающего персонала.
В 1992 году к заказу подключился и комитет МЧС, выразив свои пожелания относительно новой машины, ведь там тоже была нужна техника для аварийно-спасательных частей.
Благодаря наличию нескольких крупных заказчиков разработчики были вынуждены создавать ряд модификаций, каждая из которых соответствовала бы потребностям конкретной сферы применения. Однако наступление «лихих 90» негативно отразилось на реализации столь амбициозного проекта, в результате модификаций оказалось не так много, как планировали изначально.
Над созданием автомобиля трудилась группа конструкторов под управлением М. Сугробова. Ей удалось сконструировать грузовик куда более мощный и проходимый, чем легендарная «Синяя птица» (которая, к слову, была плавающей), а также демонстрирующий чудеса маневренности.
Предсерийные экземпляры ЗИЛ 6х6 4972 базировались на прочной стальной раме, оснащались они управляемыми мостами с независимой торсионной подвеской, обыкновенной кабиной, «позаимствованной» у серийных грузовиков, а также самым сильным и мощным на тот момент силовым агрегатом ЗИЛ-645, работающим на дизельном топливе.
Первые партии, собираемые небольшими тиражами, поставлялись по заказу МЧС, позже завод-производитель начал сборку внедорожных грузовиков и для Минэнерго СССР, трансформировавшегося позже в РАО ЕЭС РФ, а также для гражданской авиации.
Практика эксплуатации
В процессе эксплуатации машины превзошли все ожидания. Они демонстрировали потрясающие технические характеристики даже в суровом климате, превосходя по многим показателям гусеничную технику. Поэтому было принято решение о запуске модели в серийное производство, а также озвучены планы о готовности выпускать в год не менее 2 тыс. экземпляров.
Грузовики сходили с конвейера Правдинского завода радиорелейной аппаратуры, потому что производственные мощности ЗИЛ были перегружены. Для реализации планов весной 1992 года даже создали Акционерное Общество «Вездеход ГВА», которое должно было отвечать за разработку новых модификаций модели, а также за их согласование с заказчиками, за поставку на завод-изготовитель конструкторской документации и продажу готовых машин клиентам.
Далеко идущим планам не суждено было воплотиться в реальность. За всю историю ЗИЛ-4972 удалось собрать не более 40 машин, которые использовались аварийно-спасательными службами на бездорожье. Позже им на смену пришли «Уралы» и «КамАЗы», которые были хоть и не такими проходимыми, но полностью соответствовали заявленным требованиям.
Сейчас редкие экземпляры внедорожных грузовиков ЗИЛ можно увидеть разве что в частных коллекциях, хотя они все еще находятся на балансе целого ряда российских ведомств. Купить ЗИЛ-4972 сегодня не представляется возможным.
Особенности конструкции ЗИЛ-4972
Грузовое ТС, ставшее темой нашего разговора, характеризуется несколько необычной конструкцией. Это 3-осный автомобиль, оси которого находятся равномерно по отношению к колесной базе. Передача крутящего момента осуществляется посредством редукторов, первая и последняя оси управляемые.
Кабина грузовика выпускалась в двух вариантах: 1-рядная – для «грузопассажира» и 2-рядная для чисто грузовой версии.
Подавляющее большинство узлов и агрегатов позаимствовали у неоднократно упомянутой «Синей птицы», поэтому машина была на нее похожа, но представляла собой несколько упрощенный, облегченный вариант, не столь затратный в процессе производства и в техобслуживании.
Чтобы достичь повышенной проходимости, конструкторам пришлось изменить передаточные числа коробки передач и модифицировать трансмиссию, но детальнее о ней мы поговорим ниже. Рулевое управление получило дополнение в виде двух гидроусилителей, которые были необходимы для поворота передней и задней колесной пары, в дополнение применялся механизм запаздывающего поворота осей.
В процессе движения по мягкой почве передние и задние колеса шли практически по одной колее, и это инновационное решение стало ключевым отличием модели от аналогов, у которых управляема только одна ось.
Уже в базовой версии машина оснащалась предпусковым подогревателем, заметно упрощающим процесс запуска двигателя при низких температурах. Он также использовался для обогрева кабины, если мотор был выключен. В пассажирском отсеке находился отдельный отопитель, также в некоторых модификациях монтировалась плита для разогрева пищи.
В бампер спереди встраивалась лебедка самовытаскивания, работающая от карданного вала, подключенного к валу отбора мощности. Электросистема состояла из двух частей.
Напряжение первой составляло 12/24 V, что было необходимо для работы силовой установки, напряжение второй - 24 V, оно обеспечивало функционирование других имеющихся «на борту» электроприборов. У каждой из указанных систем было по два аккумулятора, мощности которых оказалось достаточно для поддержания работоспособности автомобиля даже в сложных условиях эксплуатации.
Технические характеристики
Технические характеристики ЗИЛ 4972 впечатляли. Уже после первых испытаний стало понятно, что грузовик получился удачным, причем, если в его конструкцию и вносились изменения, то они были незначительными.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Радиус поворота, м | 10 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 82,5 |
Время разгона до 60 км/час, с | 31,3 |
Способность преодолевать подъемы по бездорожью с углом наклона, град. | 18,3-28,3 |
Средний расход топлива л / 100 км | 25 |
Емкость бензобаков, л | 2Х170 |
Запас хода, км | 1000 |
Габариты (Д Х Ш Х В ), м | 9,4 Х 2,55 Х 3,2 |
Полная масса, т | 12 |
Допустимый боковой крен, град | 15 |
Колесная формула | 6Х6 |
Сила тяги этого гиганта оказалась почти вдвое выше, чем у самого мощного на то время КамАЗа, он развивал внушительную скорость езды по бездорожью, в том числе и по песку, причем, не просто ехал без малейшего намека на пробуксовку, но и легко маневрировал.
Двигатель вездехода
Практически все вездеходы данной модели за редким исключением оснащались 8-цилиндровыми V-образными дизелями на 8,76 литра мощностью в 185 л.с. Степень сжатия топлива достигала 18,5, при 1,4-1,6 тыс. оборотов в минуту достигался крутящий момент в 510 Н/м.
Трансмиссия
В конструкцию трансмиссии ЗИЛ-4972 входит коробка передач, раздатка, колесные, а также бортовые редукторы и карданные передачи.
КПП механическая, 9-ступенчатая, позаимствованная у ЗИЛ-4421, функционирует она в паре с сухим 1-дисковым сцеплением. Редуктор (колесный) цилиндрическим, 1-ступенчатый, бортовая передача также механическая.
Тормозная система
Интересным решением конструкторов стало отсутствие на колесах автомобиля обычных тормозов, вместо них внедрили специальные тормозные механизмы, в количестве 4 штук включенные непосредственно в трансмиссию. Это позволило без проблем останавливать машину на скользком покрытии и на бездорожье, обеспечивая ее устойчивость и безопасность эксплуатации.
Ходовая часть
Вместо классических мостов в ЗИЛ-4972 используются независимые подвески для каждого из колес. Две пары поворотные, они оснащаются гидроусилителями руля.
Кабина вездехода
Как уже говорилось выше, кабину внедорожный грузовик позаимствовал у «серийника» ЗИЛ-4331. У грузопассажирского варианта она была 3-местной, у грузовой – 7-местной. Капот, крылья, радиаторная облицовка выполнены в виде единого целого. Для удобства проведения ремонта и обслуживания кабину сделали откидной. Для отопления используется воздушно-жидкостный обогрев, подключенный к системе охлаждения мотора.
Вентиляция осуществляется посредством воздухозаборника благодаря вентилятору отопителя, а также через расположенный в крыше люк. В боковых стеклах, которые, кстати, являются опускаемыми, присутствуют небольшие форточки. Для очищения лобового стекла используется стеклоочиститель с электроприводом.
Модификации
Семейство новых грузовиков с внедорожными свойствами сформировалось к концу 1993 года. Оно включало в себя такие модификации:
- ЗИЛ-497202 – классическое грузовое авто с бортами и 1-рядной кабиной, оснащенное краном-манипулятором, который находился в промежутке между бортовой платформой и салоном.
- ЗИЛ-497200 – грузопассажирская версия с кузовом-фургоном для перевозки людей.
- ЗИЛ-4974 – вариант с кузовом-фурногом для восполнения нужд энергетической отрасли.
- ЗИЛ-4973 – т.н. «бункеровоз», оснащенный подъемником для боковой разгрузки.
- ЗИЛ-497204 – бортовое авто с 1-рядной кабиной и манипулятором, размещенным в задней части кузова.
- ЗИЛ-497205 – «грузопассажир» с 2-рядной кабиной, в которой помещалось 7 человек. Между кабиной и грузовым отсеком находился кран-манипулятор.
Отдельного внимания заслуживает еще одна модификация, получившая название ЗИЛ-4972Н. Она оснащалась мощным мотором Caterpillar-3116, выпускалась по спецзаказу и поставлялась исключительно в Петропавловск-Камчатский для использования там в суровых условиях.
Отличный отечественный вездеход,реально уникальный.Для наших местностей без такой махины просто не обойтись,поэтому наверное и пришлось создавать такую технику!Мощный,проходимый,на мой взгляд я бы сказала ,вечный.Конструкция особенная,применяется в различных отраслях.Машиностроение в нашей стране нужно продвигать и не останавливаться на достигнутом.
Этот ЗиЛ модификация армейского автомобиля ЗиЛ-151, ни чего нового кроме как кабины в этом автомобиле нет. Более комфортная и все. Все остальное выпускалось без изменений и особых доработок лет 30.
Правда, машина, во многом даже лучше гусеничной. Удивительная техника - маневренная, мощная, проходимая. Приятно, что при всем этом, стоит не заоблачных денег.
Хорошая машина. Думаю отличный помощник для пожарных и спасателей. Но все равно технику нужно модернизировать))). Нужно заняться сборкой новых машин марки ЗИЛ.
Иногда перспективные образцы автотехники, имеющие впечатляющие характеристики, в силу разных причин выпускаются в малых объемах. Жаль, что такая участь постигла и уникальный грузовик ЗИЛ-4972.
Очень интересно прочитать про историю создания модели.
Да ЗИЛ это огонь. Правда, некоторые автомобилисты утверждают, что эта техника в обслуживании очень много ресурсов отбирает. Правда при грамотном подходе, служить она может, чуть ли не вечность.
Отличный автомобиль. 100% проходимость в любой среде и окружности. Большая кабина где вместимость огромная и хватит для несколько людей. Хорошее управление и плавное сцепления.
Читая о ЗИЛ-4972, нельзя не восхититься амбициозностью проекта. В то время, когда экономика была далеко не стабильной, создать внедорожник с такими характеристиками было настоящим инженерным подвигом. Это прямо как у Land Rover Defender, который тоже славится своей проходимостью, но в случае с ЗИЛ, мы говорим о машине, которая была задумана для суровых условий России. Интересно, что подобное решение с независимой подвеской и управляемыми мостами сейчас можно увидеть у современных грузовиков, например, у Mercedes Zetros. Хотя ЗИЛ не стал массовым продуктом, его потенциал был огромным, особенно если учесть, что он мог бы быть полезен в таких экстремальных условиях, как у Камчатки. В статье было упомянуто, что автомобиль мог перевозить до 25 человек — это действительно впечатляет, особенно учитывая, что даже современные аналоги часто ограничиваются меньшим количеством пассажиров. Однако, как часто бывает с отличными идеями, экономическая ситуация не позволила этому проекту развиться. Сейчас такие машины можно увидеть только в музеях или частных коллекциях, но было бы интересно увидеть, как они работали в реальных условиях. Пожалуй, одним из наиболее интересных моментов является использование дизельного двигателя и уникальная трансмиссия, что делало ЗИЛ-4972 настоящим монстром на бездорожье. В любом случае, это часть нашей инженерной истории, которую стоит помнить и изучать, чтобы черпать вдохновение для новых разработок.
ЗИЛ-4972 — это настоящий уникальный экземпляр! Напоминает мне старые добрые времена, когда советская техника действительно удивляла своей проходимостью. Жаль, что массового производства не получилось, но даже собранные 40 машин успели доказать свою надежность.
Интересно, что ЗИЛ-4972 планировался как многоцелевой грузовик. Это похоже на концепцию, которую мы видим у современных внедорожников, таких как Unimog. Хотя технология ушла далеко вперед, идеи бездорожья и многофункциональности всегда остаются актуальными!