Вахтовый автобус-вездеход «КамАЗ-6250»
Осенью минувшего года авторитетный российский автопроизводитель, Камский автозавод, представил на суд широкой общественности свое новое творение – полноприводный автобус повышенной проходимости «КамАЗ-6250». Транспортные средства, по заявлениям производителя – это принципиально новые вахтовые автобусы, которые изначально были разработаны по заказу «Газпрома».
Оглавление
Когда начались работы над этим вездеходом, история умалчивает. А вот что известно доподлинно, так это то, что показали его на международной выставке BW Expo 2022, которая прошла в «Крокус Сити» в сентябре 2022. О том, что представляет собой ТС, какова его сфера применения и связанные с ней особенности, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Вахтовый автобус «КамАЗ-6250». Назначение
Машина, построенная на полноприводном шасси, характеризующемся повышенной проходимостью, оснащена универсальным кузовом. Это значит, что она рассчитана на широкую область использования.
ВажноПомимо перевозки вахтовиков транспортное средство может привлекаться в качестве переговорных офисов в отдаленной, труднодоступной местности, мобильных лабораторий, медкабинетов, пунктов управления, инженерных центров и пр.
Забегая немного вперед, отметим, что модель получилась интересной и в плане дизайна, и с точки зрения эксплуатационных характеристик.
Она обладает повышенной проходимостью и достойным комфортом, который так необходим в сложных условиях эксплуатации. О начале серийного производства этого транспортного средства говорить пока рановато, а вот в том, что его могут и будут делать по индивидуальным заказам, уже сегодня не возникает никаких сомнений.
Общее описание
Прежде чем переходить к описанию КамАЗ-6250, необходимо разобраться с тем, что представляют собой российские вахтовые автобусы, на протяжении десятилетий выпускаемые такими отечественными автогигантами, как КамАЗ и ГАЗ.
Техника с конструктивной точки зрения довольно проста, обычно в ее основе лежит классическое шасси от грузовика, но вместо кузова используется обычная пассажирская будка. В зависимости от того, какие задачи возлагаются на каждую конкретную модель, она может быть задне- или полноприводной.
К примеру, для восполнения гражданских нужд используются преимущественно машины с колесной компоновкой 4 на 2, а вот для военных выпускают полноприводные автобусы, способные преодолевать серьезные препятствия в условиях бездорожья. Высокой популярностью полноприводные автобусы пользуются у служб связи, а также у предприятий, которые занимаются обустройством инженерных сетей в отдаленной, труднодоступной местности.
Конструкция старых советских, а затем и российских вахтовых автобусов предполагала размещение водителя и его помощника в кабине, а рабочего персонала – в установленной за этой кабиной «будке». Естественно, ни о каком комфорте в таком случае не могло быть и речи – он находился на минимальном уровне. А если в пассажирской «будке» имелись раздвижные форточки и несколько рядов сидений, как в автобусе, зимой там было очень холодно, так как обогреватель в комплектацию не входил.
«Вахтовки», которые производились для военных, оснащались примитивной буржуйкой, так что в них было хотя бы тепло. Однако вместо более-менее удобных сидений для размещения личного состава использовались простейшие лавки даже без спинок, которые крепились к полу вдоль бортов.
Так вот это об устаревших вахтовых автобусах, что же касается предмета нашей беседы, «КамАЗ-6250», то он сконструирован по принципиально новой схеме.
Внешний вид модели современный, стильный, даже в какой-то степени нарядный. В плане экстерьера она ничем не уступает обычным городским автобусам. Внедорожное транспортное средство выдают разве что большие колеса, «обутые» в агрессивные покрышки повышенной проходимости, да увеличенный клиренс.
Кузов у машины каркасно-панельный, что является привычным решением для транспортных средств этой категории. В него интегрирован ряд элементов кабины К5, которая, в свою очередь, была позаимствована у топовой модели Mercedes-Benz Actros модельного ряда 2011 года. К слову, рабочее место водителя и интерьер транспортного средства тоже полностью повторяют баварца.
Примечательно, что кабина статична, откинуть ее для получения доступа к двигателю при необходимости ремонта не получится. Впрочем, это, возможно, даже разумно, ведь с учетом суровых климатических условий, в которых технику приходится использовать (морозы до -40 градусов, а то и выше), обслуживание силовой установки с улицы было бы весьма проблематичным.
Кузов состоит из силового каркаса, который выполнен из сварных труб, облицован композитными материалами, характеризующимися высокой надежностью и ударопрочностью. Благодаря такому решению удалось снизить пол в салоне и высвободить пространство для вместительного багажного отсека.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные характеристики автобуса-вездехода, традиционно начнем с цифр:
- Колесная формула – 4 на 4.
- Пассажировместимость – 32 человека либо 23 человека + более вместительные багажники.
- Запас хода – 550 км.
Опишем более детально основные узлы и агрегаты транспортного средства.
Двигатель
Опытный образец КамАЗ-6250 оснащен турбодизелем на 290 лошадиных сил. Подробные характеристики силовой установки не разглашаются, но эксперты уже сделали предположение, что под капотом у автобуса установлен Cummins ISL290-50. Так ли это на самом деле, неизвестно. Некоторые специалисты относятся к соответствующему утверждению скептически, ведь в условиях антироссийских санкций с поставкой таких моторов у производителя могли возникнуть проблемы, да и модель позиционируется им как яркий пример импортозамещения.
Версия, представленная на упомянутой в начале статьи выставке, оборудована газовым мотором на 7,5 литра от известного китайского производителя Wichei Power. Его мощность также составляет 290 «лошадок», а иные характеристики не сообщаются. Примечательно, что заказчик автобуса-вездехода «КамАЗ-6250», а им, напомним, является «Газпром», целенаправленно переводит свой автопарк на альтернативные источники энергии, в частности, на метан.
Планируется, что в будущем, если «вахтовка» выйдет в серию, возможно ее оснащение и другими силовыми установками – как дизельными, но с иными характеристиками, так и более экологически чистыми, к примеру, работающими на сжиженном газе.
Коробка передач
Независимо от мотора, коробка передач у автобуса одна. По заявлениям разработчиков, это 6-ступенчатый «автомат», альтернативных вариантов не предвидится.
Что это за агрегат, не известно, но если учесть, что базируется автобус на шасси грузовика, оснащенного автоматической КПП от ZF, скорее всего, именно такой узел устанавливают и на предмет нашей беседы. Правда, по другой информации, коробка передач у автобуса – шестиступенчатая гидромеханика от китайской компании Shaanxi Fast Gear.
Шасси и тормоза
В лучших традициях Камского автозавода конструкция трансмиссии дополнена межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой, находящимся в раздатке. Это разумное решение, особенно с учетом того факта, что модель планируют эксплуатировать в сложных условиях, при которых обледенелые дороги – не редкость, а привычное явление. Возможна блокировка дифференциала заднего моста.
Подвеска аналогична той, которая применена в базовой модели (спереди – длиннолистовые рессоры с телескопическими амортизаторами гидравлического типа и стабилизатором поперечной устойчивости).
Вместо рессорной подвески сзади здесь установлена 4-баллонная пневматическая. Данных о тормозной системе нет, возможно, они появятся, когда (если?) начнется массовое производство машины.
Рабочее место водителя
Водительское место, включая конфигурацию и расположение элементов управления, а также опции для дополнительного комфорта, позаимствованы у Mercedes Actros 2011 модельного года.
Высокая посадка, удобное регулируемое сиденье эргономичной формы, огромное ветровое стекло и большие зеркала заднего вида – все это создает благоприятные условия для выполнения шофером его рабочих обязанностей.
Салон автобуса
Транспортное средство является обычным и весьма комфортабельным автобусом, построенным на грузовом шасси с полным приводом. Внутри тепло, светло и уютно, поэтому пассажиры будут чувствовать себя комфортно даже во время дальних рейсов.
В салоне вахтового автобуса 32 посадочных места, и его без преувеличения можно назвать шикарным, не в сравнение с обычными «вахтовками». Такой красавец подойдет скорее для перевозки высоких делегаций партнеров, нежели для доставки рабочих на объекты нефтегазовой промышленности. Большая площадь остекления, огромные окна позволяют пассажирам наслаждаться красотами Крайнего Севера. Созданию и поддержанию оптимального микроклимата способствует современный кондиционер на 30 Вт, а также мощный газовый отопитель.
Правда, оборудование работает от мотора, а значит, функционирует оно до тех пор, пока в баке есть топливо. Удобство посадки/высадки обеспечивается наличием выкатной подножки, которая выдвигается автоматически. Каждое пассажирское сиденье оснащено 3-точечными ремнями безопасности.
Итог
Модель получилась удачной и перспективной, с замашкой не только на внутренний, но и на внешние рынки. Надежное шасси повышенной проходимости, комфортабельный салон, широкая сфера использования – если «КамАЗ-6250» начнут собирать серийно, спрос на него обещает быть огромным.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Определение нормы расхода топлива дл автобусов модели Mercedes-Benz Intouro
- Вахтовый автобус-вездеход «КамАЗ-6250»
Все равно, как ни крути, у меня язык не поворачивается назвать его вездеходом. Это скорее автобус с повышенной проходимостью, но точно не вездеход. По нему уже видно это... Ну а так, в целом и салон достаточно комфортный, да и место у водителя нормальное.
Автобус конечно отличный, вот только я его ни разу не видел, хоть и работал дважды на объектах Газпрома. Надеюсь, что теперь они начнут реально заботится о людях и станут поставлять эту технику хотя бы на северные точки, где комфорт и надежность так необходимы!
Страна у нас такая, что подобные автобусы в некоторых регионах остро необходимы. И понятно, что тут две ключевые причины. Во-первых, они должны проехать в условиях бездорожья и покрытых толстым слоем снега дорог. Во-вторых, в них должна быть приемлемая температура во время лютых зимних морозов.