Вал отбора мощности, что это такое
Оглавление
Вал отбора мощности— механизм (сокращенно ВОМ), устанавливаемый на тракторах и грузовиках. Необходим для передачи момента от мотора к навесной аппаратуре, прицепным устройствам и иным механизмам.
Оглавление
- Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
- Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ)
- Навесное/прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле
- Работа с коробкой отбора мощности
- Четыре основных типа ВОМ
- Неисправности ВОМ
- Виды хвостовиков
- Видео "Принцип работы вала отбора мощности"
Такая система установлена почти на всех тракторах и на ряде грузовых авто. Ниже рассмотрим, как работает ВОМ, какие режимы привода бывают. Разберемся с видами навесного оборудования для разной техники, принципами работы коробки отбора мощности и типами хвостовиков.
Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
Обязательным элементом грузовиков и тракторов считается вал отбора мощности — трансмиссионный узел, обеспечивающий передачу вращения от силового агрегата к вспомогательному оборудованию для выполнения дополнительных задач.
ВажноНаличие ВОМ позволяет подключить навесное / прицепное оборудование и таким способом повысить универсальность техники.
Конструктивно вал отбора мощности трактора или грузовика состоит из планетарного редуктора (ключевой узел), редуктора изменения передач и рукояти приводного механизма.
Принцип действия ВОМ прост. Водитель переводит рычаг вала в позицию включения, что приводит к затягиванию барабанной ленты на шестерне и освобождении ленты на барабане оператора. В результате вал начинает вращаться. Для выключения опции рукоять нужно перевести в обратное положение.
Режимы привода
Количество режимов привода и особенности его работы могут отличаться. К примеру, в ВОМ трактора МТЗ 80 и ряда других моделей доступны следующие варианты:
- Независимый (крайняя правая позиция) — 540 и 1000 об/мин.
- Синхронный (крайнее левое) — 3,6 оборота на один метр.
- Нейтральная позиция (центральное положение).
При включении ВОМ необходимо нажать на сцепление и перевести ручку в позицию 1-й скорости. Далее необходимо отпустить педаль с последующим перемещением рукояти включения механизма в одну из позиций.
В современных грузовиках и тракторах, как правило, применяются многорежимные ВОМ. Частота их работы меняется с помощью ступенчатой / бесступенчатой КПП. По действующим нормам должны быть определенные обороты вала отбора мощности (указываются в инструкции по эксплуатации).
Система отбора мощности
При эксплуатации системы отбора мощности необходимо понимать, что она бывает двух видов:
- Гидравлическая. Работает по принципу передачи момента от силового агрегата к навесному оборудованию с помощью гидравлики (ГСОМ). Система пользуется спросом на современных машинах с/х и коммунального типа. Конструктивно состоит из гидронасоса, распределительного узла, бака для масла, радиатора-охладителя и муфт для соединения механизмов. Особенности ГСОМ в способности плавно менять частоту и распределять момент на два и более узла для автоматизации работы. Система может иметь наружную или внутреннюю установку.
- Электрическая. Обороты вала отбора мощности меняются под действием тока. Система ЭСОМ, как правило, применяется при взаимодействии трактора и устройств с индивидуальным приводом. Такие устройства, как правило, не являются составляющей тракторов и монтируются за дополнительную плату.
Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ
Установка привода ВОМ и иных вспомогательных механизмов, как правило, характерна для тракторов. Наличие вала отбора мощности позволяет подключать следующие виды оборудования:
- Плужное. Уборка на полях и выполнения задач в сфере ЖКХ. Используются для очистки дорог / тротуаров от снежной массы, мусора, льда и т. д. Подходят для подготовки к строительным работам, создании дорог и т. д.
- Снегоуборочное. Удаление снежных масс. Бывают разных видов и обеспечивает быструю очистку.
- Погрузочное. Поднятие на высоту разных видов грузов: песок, земля, минудобрения и т. д.
- Щеточное. Очистка тротуаров / дорог от мусора и снега с помощью специального вала с щетками по периметру.
- Экскаваторное. Отличается по объем по грузоподъемности и объему. Применяется для создания котлованов, ям, уборки мусора и решения других задач.
К наиболее востребованным типам навесного оборудования, работающих от ВОМ, стоит отнести:
- мульчер — применяется для дробления кустов, отходов, веток и т. д;
- измельчитель пней;
- фрезы — глубокое измельчение корневой системы, пней;
- камнедробилка — обработка земель и т. д.
Навесное/прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле
Применение дополнительной аппаратуры актуально для грузовиков, выполняющих задачи в сфере ЖКХ, промышленности, строительной сфере и т. д. К наиболее популярным типам оборудования для грузовых машин стоит отнести:
- Бетономешалки.
- Уборочный транспорт.
- Цистерны.
- Мусоровоз.
- Коммунальный транспорт.
- Самосвалы.
- Насосные станции.
- Прицепы с разной аппаратурой.
Обязательными элементами машин с таким оборудованием являются привод вала отбора мощности, оборудование для изменения режима и т. д.
Работа с коробкой отбора мощности
Назначение коробки отбора мощности— обеспечение работы вспомогательного оборудования, смонтированного на шасси с помощью гидронасоса или кардана. В отличие от ряда других узлов, КОМ не является обязательным элементом авто, не влияет на его ходовые характеристики и не принимает участия в передачи момента от двигателя к колесам.
Коробка отбора мощности передает момент от двигателя к вспомогательному оборудованию. К этой группе относятся лебедки, насосное / компрессорное оборудование и т. д. В зависимости от типа техники ВОМ может размещаться на раздатке или непосредственно на коробке передач.
Сами КОМ классифицируются по количеству передач, числу валов и месту их установки, реверсу и виду приводного механизма. Кроме того, они могут комплектоваться редуктором или идти без него. Коробки отбора мощности бывают зависимыми с минимальной массой и интеграцией в КПП.
В отдельную группу входят независимые узлыдля установки на авто с разными видами двигателей и трансмиссий. При работе с КОМ важно правильно включать устройство, учитывать требования завода-изготовителя и тип. К примеру, если включение не допускается в движении, активация системы осуществляется только при остановке.
Время от времени необходимо контролировать надежность крепления КОМ, проверять наличие смазки и доливать масло. Своевременная замена и доливка смазки способствует повышению ресурса и надежности работы.
Четыре основных типа ВОМ
В зависимости от вида транспорта могут применяться следующие режимы привода:
- Зависимый. Запускается одновременно с муфтой и выполняет функции во время движения. Получение максимальных оборотов возможно при идентичной скорости без разгонов и торможений. Кроме того, ВОМ отключаются одновременно с остановкой машины.
- Независимый. Не связан с муфтой, что позволяет работать после остановки машины. Этот вариант ВОМ наиболее прост в применении.
- Синхронный. Активируется при запущенном силовом агрегате, а частота вращения связана с скоростью движения техники.
- Несинхронный. Подразумевает работу на машинах, которые находятся без движения. Гарантируют стабильность работы исполнительной аппаратуры.
Неисправности ВОМ
При эксплуатации владельцы грузовиков и тракторов часто сталкиваются с заеданием ручки управления, посторонними шумами при увеличении нагрузки и иными трудностями. Ниже рассмотрим главные неисправности для заднего вала отбора мощности:
- Устройство буксует или вращается после отключения. Причиной может быть неправильная регулировка механизма из-за износа лент торможения. Второе объяснение состоит в заедании устройства или его загрязнении. Для решения проблемы может потребоваться регулировка и устранение упомянутых выше неисправностей.
- Перемещение хвостовика по оси. Возникает из-за ослабления гайки и нарушения надежности крепления. Необходимо заменить гайку и / или поменять изношенные элементы.
- Посторонние звуки в заднем мосте при работе ВОМ, рывки. Неисправность объяснятся износом зубцов / шлицев шестерни или подшипника.
- Усиление шума при добавлении нагрузки. Может свидетельствовать об износе подшипников, сателлитов и шлицев. Ремонт требует замены неисправных элементов.
- Трудности с переключением режима. Объясняется износом кулачковой муфты. Требует отбрасывания КПП от заднего моста и замены изношенных деталей.
- Проблемы или невозможность включения. Такой симптом может говорить о повреждении пружинного усилителя.
После устранения неисправностей ВОМ необходима настройка фрикционных лент и ручки включения. Если повреждение серьезно, необходимо купить ВОМ и установить его самостоятельно или с помощью мастеров на СТО.
Виды хвостовиков
Один из элементов ВОМ — хвостовик, представляющий собой сам вал с подключенным к нему карданом или гидравлическим насосом навесного оборудования. Выделяется несколько размеров хвостовиков:
- 8х32х38, где первая цифра — число шлицов, вторая — внутренний, а третья — внешний диаметр, еще один вариант типоразмера — 6х21х25;
- 1 3/8 Z=6 — устройство с диаметром 1 3/8 и шестью шлицами. Аналогичный подход применяется и в остальных случаях, а именно 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=6, 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=21, 1 3/4 Z=20 и т. д.
Вилка кардана по размеру должна быть идентичной с ВОМ-хвостовиком. Если габариты не совпадают, допускается установка на кардан. Минус в том, что при повышении нагрузки и таком исполнении надежность снижается.
Итоги
В процессе эксплуатации вал обратной мощности испытывает повышенные нагрузки и периодически выходит из строя.
Во избежание поломок важно контролировать состояние узла, своевременно менять рабочую жидкость, выявлять и устранять неисправности. Для продления срока службы важно соблюдать рекомендации завода-изготовителя в плане эксплуатации и техобслуживания.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Что возят автовозами?
- Как бы это все начать?
- Разработана новая коммунальная машина на базе ЗиЛ-4329В3
- ТОП-5 самых популярных мини-тракторов: обзор и цены
- Новые решения для разбрасывателей удобрений
- Трактор или фронтальный погрузчик: что лучше для села?
- Мульчер —что это такое и для чего нужен
У меня был трактор Т-25, я от вала отбора мощности через ременную передачу делал циркулярку и пилил дрова. Мощности хватает, оборотов тоже, солярка была тогда "копеечная", так что проблем с распиловкой дров не было)!
Искал для трактора т-150. После циркуляции работать начало быстрее и мощнее. Для моей работы без этого элемента никак. Работает без остановки проблем нет.
Вал отбора мощности - это как штука-передатчик в больших машинах, например, тракторах. Его задача - перекинуть силу от двигателя к разным другим инструментам или механизмам. Это позволяет использовать один двигатель для работы разных приборов, как будто подключая их к нему.
Прочитав статью, я вспомнил, как недавно обсуждали с коллегами важность ВОМ для современных тракторов и грузовиков. Это как раз тот элемент, который делает технику более универсальной и функциональной. Интересно, что конструкция ВОМ включает планетарный редуктор, что позволяет менять передачи плавно и эффективно. Это напоминает системы, которые используются в авиации для управления лопастями вертолетов. Кстати, про режимы привода: я всегда думал, что независимый режим – это что-то из фантастики. Но оказывается, он позволяет работать даже после остановки машины, что очень удобно для коммунальной техники. Статья также хорошо объясняет, как различные виды оборудования, такие как снегоуборочные или погрузочные механизмы, могут подключаться через ВОМ. Это как раз то, что нужно для многофункциональности, особенно в условиях, когда одна машина должна выполнять сразу несколько задач. Конечно, есть и свои нюансы, например, неисправности. Было полезно узнать, что шумы и рывки могут свидетельствовать об износе шестерен или подшипников. Это напомнило мне про наш старый грузовик, где мы сталкивались с похожими проблемами. Правда, в статье не хватает подробностей о том, как именно проводить диагностику и ремонт, но в целом, она даёт отличную базу для понимания всей системы. Важно помнить, что регулярное обслуживание – это залог долговечности любого механизма, и ВОМ не исключение. Надо следить за состоянием, как это делают с авиационными двигателями, чтобы избежать серьёзных поломок.
ВОМ – это настоящая находка для сельского хозяйства, где часто нужна универсальная техника. Напоминает трансформер, который может выполнять разные задачи. Особенно впечатляют возможности подключения оборудования вроде мульчеров и фрез. Это прямое попадание в цель для фермеров.
Интересно, что в статье подробно рассматриваются типы неисправностей ВОМ. Это важная информация для всех, кто работает с такой техникой. Например, проблемы со звуками при нагрузке могут указывать на износ подшипников. Регулярная проверка и обслуживание – вот что точно нужно, чтобы избежать поломок.