Вал отбора мощности, что это такое
Оглавление
Вал отбора мощности— механизм (сокращенно ВОМ), устанавливаемый на тракторах и грузовиках. Необходим для передачи момента от мотора к навесной аппаратуре, прицепным устройствам и иным механизмам.
Оглавление
- Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
- Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ)
- Навесное/прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле
- Работа с коробкой отбора мощности
- Четыре основных типа ВОМ
- Неисправности ВОМ
- Виды хвостовиков
- Видео "Принцип работы вала отбора мощности"
Такая система установлена почти на всех тракторах и на ряде грузовых авто. Ниже рассмотрим, как работает ВОМ, какие режимы привода бывают. Разберемся с видами навесного оборудования для разной техники, принципами работы коробки отбора мощности и типами хвостовиков.
Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
Обязательным элементом грузовиков и тракторов считается вал отбора мощности — трансмиссионный узел, обеспечивающий передачу вращения от силового агрегата к вспомогательному оборудованию для выполнения дополнительных задач.
ВажноНаличие ВОМ позволяет подключить навесное / прицепное оборудование и таким способом повысить универсальность техники.
Конструктивно вал отбора мощности трактора или грузовика состоит из планетарного редуктора (ключевой узел), редуктора изменения передач и рукояти приводного механизма.
Принцип действия ВОМ прост. Водитель переводит рычаг вала в позицию включения, что приводит к затягиванию барабанной ленты на шестерне и освобождении ленты на барабане оператора. В результате вал начинает вращаться. Для выключения опции рукоять нужно перевести в обратное положение.
Режимы привода
Количество режимов привода и особенности его работы могут отличаться. К примеру, в ВОМ трактора МТЗ 80 и ряда других моделей доступны следующие варианты:
- Независимый (крайняя правая позиция) — 540 и 1000 об/мин.
- Синхронный (крайнее левое) — 3,6 оборота на один метр.
- Нейтральная позиция (центральное положение).
При включении ВОМ необходимо нажать на сцепление и перевести ручку в позицию 1-й скорости. Далее необходимо отпустить педаль с последующим перемещением рукояти включения механизма в одну из позиций.
В современных грузовиках и тракторах, как правило, применяются многорежимные ВОМ. Частота их работы меняется с помощью ступенчатой / бесступенчатой КПП. По действующим нормам должны быть определенные обороты вала отбора мощности (указываются в инструкции по эксплуатации).
Система отбора мощности
При эксплуатации системы отбора мощности необходимо понимать, что она бывает двух видов:
- Гидравлическая. Работает по принципу передачи момента от силового агрегата к навесному оборудованию с помощью гидравлики (ГСОМ). Система пользуется спросом на современных машинах с/х и коммунального типа. Конструктивно состоит из гидронасоса, распределительного узла, бака для масла, радиатора-охладителя и муфт для соединения механизмов. Особенности ГСОМ в способности плавно менять частоту и распределять момент на два и более узла для автоматизации работы. Система может иметь наружную или внутреннюю установку.
- Электрическая. Обороты вала отбора мощности меняются под действием тока. Система ЭСОМ, как правило, применяется при взаимодействии трактора и устройств с индивидуальным приводом. Такие устройства, как правило, не являются составляющей тракторов и монтируются за дополнительную плату.
Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ
Установка привода ВОМ и иных вспомогательных механизмов, как правило, характерна для тракторов. Наличие вала отбора мощности позволяет подключать следующие виды оборудования:
- Плужное. Уборка на полях и выполнения задач в сфере ЖКХ. Используются для очистки дорог / тротуаров от снежной массы, мусора, льда и т. д. Подходят для подготовки к строительным работам, создании дорог и т. д.
- Снегоуборочное. Удаление снежных масс. Бывают разных видов и обеспечивает быструю очистку.
- Погрузочное. Поднятие на высоту разных видов грузов: песок, земля, минудобрения и т. д.
- Щеточное. Очистка тротуаров / дорог от мусора и снега с помощью специального вала с щетками по периметру.
- Экскаваторное. Отличается по объем по грузоподъемности и объему. Применяется для создания котлованов, ям, уборки мусора и решения других задач.
К наиболее востребованным типам навесного оборудования, работающих от ВОМ, стоит отнести:
- мульчер — применяется для дробления кустов, отходов, веток и т. д;
- измельчитель пней;
- фрезы — глубокое измельчение корневой системы, пней;
- камнедробилка — обработка земель и т. д.
Навесное/прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле
Применение дополнительной аппаратуры актуально для грузовиков, выполняющих задачи в сфере ЖКХ, промышленности, строительной сфере и т. д. К наиболее популярным типам оборудования для грузовых машин стоит отнести:
- Бетономешалки.
- Уборочный транспорт.
- Цистерны.
- Мусоровоз.
- Коммунальный транспорт.
- Самосвалы.
- Насосные станции.
- Прицепы с разной аппаратурой.
Обязательными элементами машин с таким оборудованием являются привод вала отбора мощности, оборудование для изменения режима и т. д.
Работа с коробкой отбора мощности
Назначение коробки отбора мощности— обеспечение работы вспомогательного оборудования, смонтированного на шасси с помощью гидронасоса или кардана. В отличие от ряда других узлов, КОМ не является обязательным элементом авто, не влияет на его ходовые характеристики и не принимает участия в передачи момента от двигателя к колесам.
Коробка отбора мощности передает момент от двигателя к вспомогательному оборудованию. К этой группе относятся лебедки, насосное / компрессорное оборудование и т. д. В зависимости от типа техники ВОМ может размещаться на раздатке или непосредственно на коробке передач.
Сами КОМ классифицируются по количеству передач, числу валов и месту их установки, реверсу и виду приводного механизма. Кроме того, они могут комплектоваться редуктором или идти без него. Коробки отбора мощности бывают зависимыми с минимальной массой и интеграцией в КПП.
В отдельную группу входят независимые узлыдля установки на авто с разными видами двигателей и трансмиссий. При работе с КОМ важно правильно включать устройство, учитывать требования завода-изготовителя и тип. К примеру, если включение не допускается в движении, активация системы осуществляется только при остановке.
Время от времени необходимо контролировать надежность крепления КОМ, проверять наличие смазки и доливать масло. Своевременная замена и доливка смазки способствует повышению ресурса и надежности работы.
Четыре основных типа ВОМ
В зависимости от вида транспорта могут применяться следующие режимы привода:
- Зависимый. Запускается одновременно с муфтой и выполняет функции во время движения. Получение максимальных оборотов возможно при идентичной скорости без разгонов и торможений. Кроме того, ВОМ отключаются одновременно с остановкой машины.
- Независимый. Не связан с муфтой, что позволяет работать после остановки машины. Этот вариант ВОМ наиболее прост в применении.
- Синхронный. Активируется при запущенном силовом агрегате, а частота вращения связана с скоростью движения техники.
- Несинхронный. Подразумевает работу на машинах, которые находятся без движения. Гарантируют стабильность работы исполнительной аппаратуры.
Неисправности ВОМ
При эксплуатации владельцы грузовиков и тракторов часто сталкиваются с заеданием ручки управления, посторонними шумами при увеличении нагрузки и иными трудностями. Ниже рассмотрим главные неисправности для заднего вала отбора мощности:
- Устройство буксует или вращается после отключения. Причиной может быть неправильная регулировка механизма из-за износа лент торможения. Второе объяснение состоит в заедании устройства или его загрязнении. Для решения проблемы может потребоваться регулировка и устранение упомянутых выше неисправностей.
- Перемещение хвостовика по оси. Возникает из-за ослабления гайки и нарушения надежности крепления. Необходимо заменить гайку и / или поменять изношенные элементы.
- Посторонние звуки в заднем мосте при работе ВОМ, рывки. Неисправность объяснятся износом зубцов / шлицев шестерни или подшипника.
- Усиление шума при добавлении нагрузки. Может свидетельствовать об износе подшипников, сателлитов и шлицев. Ремонт требует замены неисправных элементов.
- Трудности с переключением режима. Объясняется износом кулачковой муфты. Требует отбрасывания КПП от заднего моста и замены изношенных деталей.
- Проблемы или невозможность включения. Такой симптом может говорить о повреждении пружинного усилителя.
После устранения неисправностей ВОМ необходима настройка фрикционных лент и ручки включения. Если повреждение серьезно, необходимо купить ВОМ и установить его самостоятельно или с помощью мастеров на СТО.
Виды хвостовиков
Один из элементов ВОМ — хвостовик, представляющий собой сам вал с подключенным к нему карданом или гидравлическим насосом навесного оборудования. Выделяется несколько размеров хвостовиков:
- 8х32х38, где первая цифра — число шлицов, вторая — внутренний, а третья — внешний диаметр, еще один вариант типоразмера — 6х21х25;
- 1 3/8 Z=6 — устройство с диаметром 1 3/8 и шестью шлицами. Аналогичный подход применяется и в остальных случаях, а именно 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=6, 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=21, 1 3/4 Z=20 и т. д.
Вилка кардана по размеру должна быть идентичной с ВОМ-хвостовиком. Если габариты не совпадают, допускается установка на кардан. Минус в том, что при повышении нагрузки и таком исполнении надежность снижается.
Итоги
В процессе эксплуатации вал обратной мощности испытывает повышенные нагрузки и периодически выходит из строя.
Во избежание поломок важно контролировать состояние узла, своевременно менять рабочую жидкость, выявлять и устранять неисправности. Для продления срока службы важно соблюдать рекомендации завода-изготовителя в плане эксплуатации и техобслуживания.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Имеется два Зилка самосвала валят на три стороны
- Что возят автовозами?
- Как бы это все начать?
- Разработана новая коммунальная машина на базе ЗиЛ-4329В3
- ТОП-5 самых популярных мини-тракторов: обзор и цены
- Новые решения для разбрасывателей удобрений
- Трактор или фронтальный погрузчик: что лучше для села?
- Мульчер —что это такое и для чего нужен
У меня был трактор Т-25, я от вала отбора мощности через ременную передачу делал циркулярку и пилил дрова. Мощности хватает, оборотов тоже, солярка была тогда "копеечная", так что проблем с распиловкой дров не было)!
Искал для трактора т-150. После циркуляции работать начало быстрее и мощнее. Для моей работы без этого элемента никак. Работает без остановки проблем нет.
Вал отбора мощности - это как штука-передатчик в больших машинах, например, тракторах. Его задача - перекинуть силу от двигателя к разным другим инструментам или механизмам. Это позволяет использовать один двигатель для работы разных приборов, как будто подключая их к нему.