Вал отбора мощности, что это такое

Оглавление

Вал отбора мощности— механизм (сокращенно ВОМ), устанавливаемый на тракторах и грузовиках. Необходим для передачи момента от мотора к навесной аппаратуре, прицепным устройствам и иным механизмам.

Такая система установлена почти на всех тракторах и на ряде грузовых авто. Ниже рассмотрим, как работает ВОМ, какие режимы привода бывают. Разберемся с видами навесного оборудования для разной техники, принципами работы коробки отбора мощности и типами хвостовиков.

Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)

ВОМ

Обязательным элементом грузовиков и тракторов считается вал отбора мощности — трансмиссионный узел, обеспечивающий передачу вращения от силового агрегата к вспомогательному оборудованию для выполнения дополнительных задач.

Важно

Наличие ВОМ позволяет подключить навесное / прицепное оборудование и таким способом повысить универсальность техники.

Конструктивно вал отбора мощности трактора или грузовика состоит из планетарного редуктора (ключевой узел), редуктора изменения передач и рукояти приводного механизма.

Принцип действия ВОМ прост. Водитель переводит рычаг вала в позицию включения, что приводит к затягиванию барабанной ленты на шестерне и освобождении ленты на барабане оператора. В результате вал начинает вращаться. Для выключения опции рукоять нужно перевести в обратное положение.

Режимы привода

Количество режимов привода и особенности его работы могут отличаться. К примеру, в ВОМ трактора МТЗ 80 и ряда других моделей доступны следующие варианты:

  1. Независимый (крайняя правая позиция) — 540 и 1000 об/мин.
  2. Синхронный (крайнее левое) — 3,6 оборота на один метр.
  3. Нейтральная позиция (центральное положение).

При включении ВОМ необходимо нажать на сцепление и перевести ручку в позицию 1-й скорости. Далее необходимо отпустить педаль с последующим перемещением рукояти включения механизма в одну из позиций.

В современных грузовиках и тракторах, как правило, применяются многорежимные ВОМ. Частота их работы меняется с помощью ступенчатой / бесступенчатой КПП. По действующим нормам должны быть определенные обороты вала отбора мощности (указываются в инструкции по эксплуатации).

Система отбора мощности

При эксплуатации системы отбора мощности необходимо понимать, что она бывает двух видов:

  1. Гидравлическая. Работает по принципу передачи момента от силового агрегата к навесному оборудованию с помощью гидравлики (ГСОМ). Система пользуется спросом на современных машинах с/х и коммунального типа. Конструктивно состоит из гидронасоса, распределительного узла, бака для масла, радиатора-охладителя и муфт для соединения механизмов. Особенности ГСОМ в способности плавно менять частоту и распределять момент на два и более узла для автоматизации работы. Система может иметь наружную или внутреннюю установку.
  2. Электрическая. Обороты вала отбора мощности меняются под действием тока. Система ЭСОМ, как правило, применяется при взаимодействии трактора и устройств с индивидуальным приводом. Такие устройства, как правило, не являются составляющей тракторов и монтируются за дополнительную плату.

Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ

ВОМ

Установка привода ВОМ и иных вспомогательных механизмов, как правило, характерна для тракторов. Наличие вала отбора мощности позволяет подключать следующие виды оборудования:

  • Плужное. Уборка на полях и выполнения задач в сфере ЖКХ. Используются для очистки дорог / тротуаров от снежной массы, мусора, льда и т. д. Подходят для подготовки к строительным работам, создании дорог и т. д.
  • Снегоуборочное. Удаление снежных масс. Бывают разных видов и обеспечивает быструю очистку.
  • Погрузочное. Поднятие на высоту разных видов грузов: песок, земля, минудобрения и т. д.
  • Щеточное. Очистка тротуаров / дорог от мусора и снега с помощью специального вала с щетками по периметру.
  • Экскаваторное. Отличается по объем по грузоподъемности и объему. Применяется для создания котлованов, ям, уборки мусора и решения других задач.

К наиболее востребованным типам навесного оборудования, работающих от ВОМ, стоит отнести:

  • мульчер — применяется для дробления кустов, отходов, веток и т. д;
  • измельчитель пней;
  • фрезы — глубокое измельчение корневой системы, пней;
  • камнедробилка — обработка земель и т. д.

Навесное/прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле

ВОМ

Применение дополнительной аппаратуры актуально для грузовиков, выполняющих задачи в сфере ЖКХ, промышленности, строительной сфере и т. д. К наиболее популярным типам оборудования для грузовых машин стоит отнести:

  • Бетономешалки.
  • Уборочный транспорт.
  • Цистерны.
  • Мусоровоз.
  • Коммунальный транспорт.
  • Самосвалы.
  • Насосные станции.
  • Прицепы с разной аппаратурой.

Обязательными элементами машин с таким оборудованием являются привод вала отбора мощности, оборудование для изменения режима и т. д.

Работа с коробкой отбора мощности

Назначение коробки отбора мощности— обеспечение работы вспомогательного оборудования, смонтированного на шасси с помощью гидронасоса или кардана. В отличие от ряда других узлов, КОМ не является обязательным элементом авто, не влияет на его ходовые характеристики и не принимает участия в передачи момента от двигателя к колесам. 

коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности передает момент от двигателя к вспомогательному оборудованию. К этой группе относятся лебедки, насосное / компрессорное оборудование и т. д. В зависимости от типа техники ВОМ может размещаться на раздатке или непосредственно на коробке передач.

Сами КОМ классифицируются по количеству передач, числу валов и месту их установки, реверсу и виду приводного механизма. Кроме того, они могут комплектоваться редуктором или идти без него. Коробки отбора мощности бывают зависимыми с минимальной массой и интеграцией в КПП.

В отдельную группу входят независимые узлыдля установки на авто с разными видами двигателей и трансмиссий. При работе с КОМ важно правильно включать устройство, учитывать требования завода-изготовителя и тип. К примеру, если включение не допускается в движении, активация системы осуществляется только при остановке.

Время от времени необходимо контролировать надежность крепления КОМ, проверять наличие смазки и доливать масло. Своевременная замена и доливка смазки способствует повышению ресурса и надежности работы.

Четыре основных типа ВОМ

ВОМ

В зависимости от вида транспорта могут применяться следующие режимы привода:

  1. Зависимый. Запускается одновременно с муфтой и выполняет функции во время движения. Получение максимальных оборотов возможно при идентичной скорости без разгонов и торможений. Кроме того, ВОМ отключаются одновременно с остановкой машины.
  2. Независимый. Не связан с муфтой, что позволяет работать после остановки машины. Этот вариант ВОМ наиболее прост в применении. 
  3. Синхронный. Активируется при запущенном силовом агрегате, а частота вращения связана с скоростью движения техники.
  4. Несинхронный. Подразумевает работу на машинах, которые находятся без движения. Гарантируют стабильность работы исполнительной аппаратуры.

Неисправности ВОМ

При эксплуатации владельцы грузовиков и тракторов часто сталкиваются с заеданием ручки управления, посторонними шумами при увеличении нагрузки и иными трудностями. Ниже рассмотрим главные неисправности для заднего вала отбора мощности:

  • Устройство буксует или вращается после отключения. Причиной может быть неправильная регулировка механизма из-за износа лент торможения. Второе объяснение состоит в заедании устройства или его загрязнении. Для решения проблемы может потребоваться регулировка и устранение упомянутых выше неисправностей.
  • Перемещение хвостовика по оси. Возникает из-за ослабления гайки и нарушения надежности крепления. Необходимо заменить гайку и / или поменять изношенные элементы.
  • Посторонние звуки в заднем мосте при работе ВОМ, рывки. Неисправность объяснятся износом зубцов / шлицев шестерни или подшипника. 
  • Усиление шума при добавлении нагрузки. Может свидетельствовать об износе подшипников, сателлитов и шлицев. Ремонт требует замены неисправных элементов.
  • Трудности с переключением режима. Объясняется износом кулачковой муфты. Требует отбрасывания КПП от заднего моста и замены изношенных деталей.
  • Проблемы или невозможность включения. Такой симптом может говорить о повреждении пружинного усилителя.

После устранения неисправностей ВОМ необходима настройка фрикционных лент и ручки включения. Если повреждение серьезно, необходимо купить ВОМ и установить его самостоятельно или с помощью мастеров на СТО.

Виды хвостовиков

ВОМ

Один из элементов ВОМ — хвостовик, представляющий собой сам вал с подключенным к нему карданом или гидравлическим насосом навесного оборудования. Выделяется несколько размеров хвостовиков:

  • 8х32х38, где первая цифра — число шлицов, вторая — внутренний, а третья — внешний диаметр, еще один вариант типоразмера — 6х21х25;
  • 1 3/8 Z=6 — устройство с диаметром 1 3/8 и шестью шлицами. Аналогичный подход применяется и в остальных случаях, а именно 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=6, 1 3/4 Z=6, 1 3/8 Z=21, 1 3/4 Z=20 и т. д.

Вилка кардана по размеру должна быть идентичной с ВОМ-хвостовиком. Если габариты не совпадают, допускается установка на кардан. Минус в том, что при повышении нагрузки и таком исполнении надежность снижается.

Итоги

В процессе эксплуатации вал обратной мощности испытывает повышенные нагрузки и периодически выходит из строя.

Во избежание поломок важно контролировать состояние узла, своевременно менять рабочую жидкость, выявлять и устранять неисправности. Для продления срока службы важно соблюдать рекомендации завода-изготовителя в плане эксплуатации и техобслуживания.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 6 Комментариев: 3 Просмотров: 2941
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 18-04-2022 / Обновлено: 18-04-2022
Поиск запроса "вал отбора мощности, что это такое" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Егор Н.Писцово 26.05.2022

У меня был трактор Т-25, я от вала отбора мощности через ременную передачу делал циркулярку и пилил дрова. Мощности хватает, оборотов тоже, солярка была тогда "копеечная", так что проблем с распиловкой дров не было)!

1
1
Ответить
Алексей Москва 02.09.2022

Искал для трактора т-150. После циркуляции работать начало быстрее и мощнее. Для моей работы без этого элемента никак. Работает без остановки проблем нет.

0
0
Ответить
Михаил Altai 22.08.2023

Вал отбора мощности - это как штука-передатчик в больших машинах, например, тракторах. Его задача - перекинуть силу от двигателя к разным другим инструментам или механизмам. Это позволяет использовать один двигатель для работы разных приборов, как будто подключая их к нему.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: