Перевозка скоропортящейся продукции

перевозки скоропортящихся грузов

Для доставки подобных грузов могут осуществляться перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном и авиационном транспорте, однако лидирует здесь, конечно, автомобильный.

Транспортное средство, используемое для перевозки такой категории товаров, должно соответствовать санитарным требованиям, установленным Минздравсоцразвития. До начала всех погрузочных работ отправитель груза осматривает и проверяет подвижной состав на пригодность к перевозке.

Номенклатура скоропортящихся грузов

Особого внимания при организации грузоперевозок заслуживает транспортировка скоропортящихся продуктов, которые условно можно разделить на несколько основных категорий:  

  • продукция животного происхождения, включающая в себя мясо птицы, животных и рыбу, а также яйца и молоко. Замороженные мясо и рыба перевозятся в ледниках – изотермических фургонах, оборудованных автономными холодильными установками. Для остальных продуктов этой категории достаточно обычного изотерма;
  • продукция, полученная в результате переработки: мясные продукты и субпродукты, молочные товары (масло, сыр), колбасные изделия и полуфабрикаты, замороженные плоды и ягоды. Большая часть этих продуктов должна транспортироваться в рефрижераторах, поскольку другие виды автотранспорта не способны обеспечить необходимый температурный режим в пределах -5 - -1 градус с минимальными колебаниями;
  • продукция растительного происхождения, охватывающая все овощи и фрукты, ягоды, грибы, зелень. Их перевозят либо в изотермических автофургонах, либо в бортовых транспортных средствах с открытым кузовом. Выбор зависит от времени года и температуры окружающей среды. Если она опускается ниже 0ºС, продукцию данной группы транспортируют в изотермах. Если же воздух прогревается до плюсовых температур, допускается использование открытых бортовых авто и стандартных автофургонов, но с обязательным утеплением груза. Эта задача возлагается на компанию-отправителя;
  • живые растения: цветы (срезанные и в горшках), саженцы деревьев, кустарников и плодовых культур. Для транспортировки данной категории продукции рекомендуется использовать рефрижераторы, способные поддерживать температуру 0-+2 градуса. Чтобы обеспечить сохранность цветов в горшках, необходимо выбирать фургоны, оборудованные специальными стеллажами, а чтобы аккуратно погрузить саженцы-крупномеры, понадобится автотранспорт с манипулятором.

Особенности перевозки скоропортящейся продукции

Перевозка скоропортящейся продукции

Анализ и заключение о технической пригодности транспорта (наличия, исправности холодильников либо обогревающих устройств) не входит в его компетенцию.

Этим занимается и за это несет ответственность транспортная компания, предоставляющая подвижной состав. Как раз в ее компетенцию входит контроль за соответствием необходимых для перевозки температурных режимов (в летнее время их охлаждение, а в зимнее – подогрев). 

Требования к транспорту

Так, например, с момента окончания укладки свежих овощей и фруктов (исключение здесь составляют ананасы и бананы) в фургоны и до прибытия в пункт назначения (до начала разгрузочных работ) должно пройти не более шести часов при соблюдении температурного режима выше нуля градусов Цельсия. Относится это к перевозкам в летний, а также весенне-осенний сезоны. 

Что же касается перевозки особо скоропортящихся продуктов, в частности, свежей зелени (укроп, петрушка, зеленый лук, салат и прочие травы), то она осуществляется только в ночное время и ранним утром (до 8 часов). Общее время в пути не должно превышать три часа. Специализированная автомашина для этого не требуется, достаточно укрытие и обеспечение доступа свежего воздуха. 

В целом же, все скоропортящиеся товары должны иметь транспортабельный вид, надлежащее качество и упаковку, регулируемые СанПиНом. Тара для грузоперевозок не должна иметь посторонних запахов, обязана быть чистой и сухой, достаточно прочной и надежной, устойчивой. При необходимости использования фляг для транспортировки жидких или сыпучих грузов они должны быть закупорены крышкой или бумажными прокладками, иметь пломбу грузоотправителя. Исключение составляет фрахт грузов не одному грузополучателю, в таком случает опломбировать все подвижное средство не предоставляется возможным по вполне очевидным причинам.

Погрузка скоропортящейся продукции должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечивать достаточную вентиляцию в пути.
Допускается совместная перевозка разных групп продуктов, если они имеют одинаковый температурный режим хранения и если один из них не способен негативно воздействовать на качество и товарные характеристики другого. К примеру, запрещено перевозить вместе с другими продуктами практически все виды рыбы и изделий из нее, лук, чеснок и прочие продукты со специфическим запахом.

Важно

Рекомендуется не транспортировать вместе с другими продуктами твердые сыры – они активно впитывают посторонние запахи.

При перевозке скоропортящихся продуктов важно соблюдать необходимую и достаточную влажность внутри фургона, изотерма или рефрижератора. В противном случае при влажности ниже 80% естественная убыль продукции за время перевозки превысит норму, и получатель может предъявить претензию к транспортной компании. А при влажности выше 90% усилится процесс размножения микроорганизмов, что недопустимо при транспортировке скоропорта.
Уровень углекислого газа для сохранности овощей, фруктов, ягод, зелени и грибов должен поддерживаться в пределах ±1%.

Перевозка скоропортящейся продукции
Оптимальная температура для транспортировки нефасованных жиров животного происхождения (в бочках, кадках, другой таре) составляет -2 градуса.
Требования к перевозке мягких, полутвердых и твердых сыров заключаются в поддержании температуры на уровне 0-+12 градусов и влажности в районе 80-85%.

Несколько более высокая влажность, до 90%, допускается при перевозке свежих яиц. Однако эта категория скоропортящейся продукции нуждается в максимально эффективной вентиляции и поддержании температурного режима на уровне -1,5 - +1,5ºС. Кроме того, здесь предъявляются жесткие требования к таре.

Ответственность грузоотправителя

В целом же, все скоропортящиеся товары должны иметь транспортабельный вид, надлежащее качество и упаковку, регулируемые СанПиНом. Тара для грузоперевозок не должна иметь посторонних запахов, обязана быть чистой и сухой, достаточно прочной и надежной, устойчивой. При необходимости использования фляг для транспортировки жидких или сыпучих грузов они должны быть закупорены крышкой или бумажными прокладками, иметь пломбу грузоотправителя. Исключение составляет фрахт грузов не одному грузополучателю, в таком случает опломбировать все подвижное средство не предоставляется возможным по вполне очевидным причинам.

Важно

Свежие овощи и фрукты, а также плоды и ягоды принимаются к погрузке и последующей транспортировке только в упакованном виде.

К упаковке и укладке предъявляются соответствующие ГОСТу требования и стандарты: фрукты и овощи должны пройти предварительную сортировку по сортам и степени зрелости, быть аккуратно и плотно уложенными в тару, предотвращающую их повреждение и обеспечивающую максимальную сохранность.

Факторы, влияющие на качество скоропортящегося груза в процессе транспортировки

Внешние условия – основной фактор, оказывающий влияние на качество груза при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов. Под внешними условиями подразумевают:

  • климатические. Например, в теплый сезон свежие овощи и фрукты необходимо перевозить в охлажденном фургоне не более 6 часов, а в сильные морозы обеспечить подогрев кузова до 0 градусов. Это позволит минимизировать естественную убыль в пути;
  • физический контакт. Неправильное размещение товаров может привести к их деформации и повреждениям;
  • дефекты в кузове фургона или в упаковке и таре;
  • наличие в воздухе пыли и газов;
  • яркое освещение и прочие.

Также определенное влияние на качество скоропортящейся продукции при получении опосредовано влияет продолжительность транспортировки. Однако при устранении всех вышеописанных негативных факторов избежать порчи товара даже при длительной перевозке вполне реально.

Изотермический кузов

В качестве транспортных средств для перевозки скоропортящихся продуктов используются изотермы, отличающиеся друг от друга по температурному режиму. Выделяют кузова с температурой:

  • от 0 до +20 градусов – для мясных полуфабрикатов, молочных продуктов, овощей, ягод, фруктов, зелени;
  • ±12 градусов – для свежезамороженных и охлажденных товаров;
  • от -20 градусов – для продукции, нуждающейся в глубокой заморозке.

Изотермический фургон предназначен для городских, загородных и магистральных перевозок широкого спектра продукции, которая требует строгого соблюдения температурного режима на протяжении всей транспортировки с температурой от +12 градусов до -20 градусов

Самолетом, поездом или автомобилем

Для доставки подобных грузов могут осуществляться перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном и авиационном транспорте, однако лидирует здесь, конечно, автомобильный. Транспортное средство, используемое для перевозки такой категории товаров, должно соответствовать санитарным требованиям. 

  • железнодорожным – в вагонах, оборудованных системами охлаждения и имеющих изолирующую обшивку;
  • воздушным – таким способом осуществляются преимущественно международные перевозки скоропортящихся продуктов и доставка грузов в пределах России на дальние расстояния;
  • водным – на специальных суднах-рефрижераторах с системами рециркуляции воздуха либо в контейнерах рефрижераторного типа. Водным способом чаще всего транспортируют свежие овощи и фрукты, мясо и рыбу, а также замороженные изделия.

До начала всех погрузочных работ отправитель груза осматривает и проверяет подвижной состав на коммерческую пригодность перевозки скоропортящейся продукции  и соответствие санитарным требованиям, установленным Минздравсоцразвития. 

Документы для перевозки скоропортящихся грузов по России

Перевозка скоропортящейся продукции

Утвержденные на официальном уровне правила перевозки скоропортящихся продуктов требуют наличия ряда документов, в частности:
•    товарно-транспортной накладной;
•    путевого листа;
•    сертификата соответствия или декларации о соответствии груза установленным требованиям;
•    удостоверения безопасности продукции;
•    для подкарантинных товаров, которые транспортируются из карантинных фитосанитарных зон, – карантинного сертификата;
•    санитарно-эпидемиологического заключения – заверенной копии;
•    свидетельства, выданного МинТрансом и подтверждающего соответствие подвижной единицы требованиям, предъявляемым к перевозке скоропорта;
•    санитарного паспорта транспортного средства;
•    листа контрольных проверок температуры груза и окружающей его среды;
•    для грузов, подконтрольных ветеринарным ведомствам, - ветеринарного свидетельства либо ветеринарной справки, если перевозка осуществляется в пределах одного района.

Помимо этого, водитель транспортного средства, экспедитор (если таковой имеется), сопровождающий товар, а также грузчики, осуществляющие погрузку и выгрузку скоропортящихся изделий, должны иметь действующие медицинские книжки.

Как выбрать надежного перевозчика скоропорта?

Надежность компании, занимающейся транспортировкой скоропортящихся грузов можно определить по таким критериям:
•    наличие комплексных логистических решений;
•    предоставление гарантий сохранности груза;
•    большое количество обслуживаемых направлений;
•    возможность выбора специальных транспортных средств, сроков и ставок из имеющихся предложений;
•    работа без посредников, напрямую с отправителем товара.
Такой выбор позволит минимизировать риск повреждения или пропажи груза в пути. Если же это все-таки произошло, для грузополучателя разработан пошаговый алгоритм действий Он включает:
1.    Визуальный осмотр груза и оценку повреждений с участием эксперта.
2.    Составление акта – не позже, чем на следующий день после получения груза.
3.    Составление и направление претензии к транспортной компании.
Если реакция ТК на претензию не удовлетворит грузополучателя, он имеет право обратиться за возмещением убытков в суд.

Рейтинг: 7
Всего оценок: 4 Комментариев: 28 Просмотров: 19310
Автор статьи: / Дата публикации: 12-04-2013 / Обновлено: 13-11-2020
Поиск запроса "перевозки скоропортящихся грузов" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Денис Минск 14.04.2013

В статье затрунты важные моменты, особенно при хранения овощей. У меня вопрос по температурным режимам, одни всегда одинаковы или есть зависимость от сезона года?

0
0
Ответить
Надежда Москва 14.04.2013

Доставить товар качественным к пункту назначения очень проблематично, мне это известно не по наслышке! Особенно зелень приносит хлопоты в хранении и транспортировке, да уж не всегда за 3 часа могут доставить поставщики такой нежный товар.

0
0
Ответить
Дмитрий Москва 15.04.2013

Действительно, такая проблема очень актуальна, особенно летом и для фруктов и овощей. Два года назад сам столкнулся с этим, когда 120 кг моих арбузов в пути просто испортились.

0
0
Ответить
Александра Днепропетровск 15.04.2013

Согласна, что температурный режим и срок доставки скоропортящегося товара - основные требования к заказчику. Несоблюдение в полной мере этих запросов грозит порчей товара и штрафными санкциями транспортировщику.

0
0
Ответить
wind Вологда 15.04.2013

По моему, очень важно доставлять такие товары своевременно. Спасибо за статью.

0
0
Ответить
verbenin Москва 16.04.2013

Действительно важная статья, думаю она мне еще не раз понадобиться в моей работе.

0
0
Ответить
Юра Москва 16.04.2013

Я все никак не пойму про зелень. А как же дальние перевозки? Ее же как то замараживают или нет?? А представьте летом вся эта зелень в грузовике каком то в пробках стоит?) явно 3 часа не хватит. Мне кажеться нужно какое нить охлаждение как миниму для такой перевозки !

0
0
Ответить
Parviz Baku 16.04.2013

Доброе время суток. Очень интересная статья полна информации. Да именно скоропортящиеся продукты быстро уязвимы и быстро портятся поэтому если эти продукты перевозить то обязательно в специально предназначенных для этого транспорта.

0
0
Ответить
Леонид Славянск 16.04.2013

При транспортировке таких грузов нужно в комплексе подходить к вопросу. А это значит и к погрузке этих грузов не нужно относится пренебрежительно. Если все правильно сделать тогда успех обеспечен и нормы на убыль естественную можно свести на нет и перевозка сама будет в радость и груз вовремя доставите и качество обеспечится.

0
0
Ответить
Ирина Калуга 17.04.2013

В статье очень хорошо рассказано про этапы подготовки, погрузки и хранения груза. Но я думаю, что и водитель автотранспортного средства, осуществляющий транспортную услугу свежих овощей и фруктов, в данном процессе играет немаловажную роль. Он должен двигаться осторожно и с небольшой скоростью, чтобы не сотрясти груз.

0
0
Ответить
Николай Киев 17.04.2013

Это глобальная проблема для заказчиков такого вида продукции, многие даже не пытаюсться за это цепляться чтоб не приносить ущерб от того что продукт испортиться. Полезная статья.

0
0
Ответить
Владимир Лиепая 19.04.2013

Статья актуальна для потребителя.Необходимо иметь представление, насколько сложно транспортировать скоропортящейся продукт.

0
0
Ответить
Владимир Лиепая 19.04.2013

Статья актуальна для потребителя. Необходимо иметь представление насколько сложно транспортировать скоропортящейся продукт.

0
0
Ответить
Татьяна Кривой Рог 19.04.2013

Хорошая статья. Много полезной информации, но мало уделено внимания перевозке живых растений: цветов (срезанных и в горшках), саженцев деревьев, кустарников и плодовых культур.

0
0
Ответить
Евгений Рязань 20.04.2013

При современном росте конкуренции на рынке сбыта продовольственных товаров данная статья имеет очень важное значение. Правильная транспортировка (погрузка и соблюдение температурных режимов) очень важна, так как свежесть продуктов определяет на них спрос. Чем свежее продукт, тем больше шансов на успех в этом нелегком бизнесе.

0
0
Ответить
Ярослав Саратов 21.04.2013

Статья отличная да, действительно такие продукты нужно перевозить в прицепах с холодильником. Ведь они быстро портятся и утрачивают свой товарный вид. Температурный режим и соблюдение погрузки тоже отражается на товарном виде.

0
0
Ответить
Діма Тернопіль 23.04.2013

Нужно чтобы был соответствующий температурный режим.

0
0
Ответить
Лиза Киров 26.04.2013

Актуальная статья, но, к сожалению, многие закрывают на это глаза. Очень важно знать требования и стандарты ГОСТов.

0
0
Ответить
Лена Челябинск 28.04.2013

Спасибо за статью. Действительно, полезная информация. Все просто и доступно написано.

0
0
Ответить
fackinopss москва 01.05.2013

обязательно нужно чтобы был соответствующий температурный режим.

0
0
Ответить
Маша Донецк 01.05.2013

Наконец-то хоть кто-то описал правила транспортировки продуктов. Сейчас пришла жара и очень важно соблюдать правила транспортировки.

0
0
Ответить
Аббас Пермь 02.05.2013

Спасибо за статью. Мне очень понравилась написано на доступном языке, давно такое ищю

0
0
Ответить
Дмитрий Казань 03.05.2013

Я думал в этой статье расскажут как перевозят скоропортящиеся продукты, а тут правила их перевозки. Ну хоть что то узнал, спасибо!

0
0
Ответить
Ирина, Николаев 03.05.2013

В статье затронут очень интересный вопрос о документации. Зачастую покупатель и продавец прибегают к услугам транспортной фирмы. Для работников транспортной компании очень важно иметь документальное подтверждение условий транспортировки, чтобы на них не могли "повесить" испорченный товар. Пару раз сталкивалась, что товар был не свеж ещё у продавца, а пытались свалить вину на перевозчика.

0
0
Ответить
Евгений Шацк 10.09.2020

Свежая зелень, фрукты-ягоды, красота. Но как азербайджанский салат доставить свежим к нам на стол? Оказывается, это целая международная индустрия перевозок скоропортящихся продуктов. Интересно было прочесть.

0
0
Ответить
Анатолий Жмеринка 15.11.2020

Каждый раз, проходя по рынку, с благодарностью думаю о тех, кто эти фрукты и овощи с любовью вырастил и о тех, кто все это вовремя доставил. Спасибо за статью, в которой освещен этот вопрос.

0
0
Ответить
Zaur Махачкала 27.02.2021

Статья полезная,, работали бы все грузо перевозчики по такому стандарту, было бы конечно хорошо.

0
0
Ответить
Лариса Нижний Новгород 16.07.2022

Жаль, что статья не попалась мне раньше, столкнулась с недобросовестными перевозчиками, не сразу заметили недостачу, четыре дня искали виноватого, потеряли время в итоге 18 кг колбасы ушли "в туман"

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: