Влияние шин на управление автомобилем
Автомобиль любого типа – грузовая Газель, цельнометаллический фургон Mercedes-Benz Sprinter, пикап УАЗ Патриот или другой – это весьма «чувствительное» создание. Он отзывается на любое управляющее движение водителя. Более того, состояние каждого элемента значительно влияет на его характеристики и поведение на дороге.
Например, шины. От того, какую резину применили на MCV, сильно зависят его «повадки» на дороге. Чтобы при каждом маневре реакция «лошадки» была предсказуемой, надо ставить «правильные» покрышки и следить за их состоянием. Особенно – проверять износ. В последнем случае, недосмотр грозит такими неприятностями, как:
- Повышение длины тормозного пути, а также продолжительности блокировки колес.
- Пробуксовка при резком трогании с места.
- Заносы на поворотах.
- Некорректная работа ESP (курсовая устойчивость) и ABS (антиблокировка). Электроника «перестраховывается» и колеса раньше времени начинают подтормаживать.
Ниже перечислены основные моменты, касающиеся влияния на поведение машины поставленного на нее комплекта автопокрышек.
Размер
В маркировке любой шины указан ее размер. Расшифровывается он следующим образом. Например, 205/70R15:
- 205 – ширина протектора (в миллиметрах).
- 70 – высота профиля. Указывается в процентах от ширины протектора (а не в миллиметрах, как думают многие).
- R – тип шины, ставится на радиальных покрышках. Диагональные идут без обозначения.
- 15 – диаметр обода (в дюймах). Один дюйм = 25,4 мм.
Как известно, на автомобиле можно произвести замену имеющихся дисков на модели более крупного диаметра. Шины при этом также меняются, чтобы сохранить рекомендованный производителем размер колеса. После такой операции, машина становится более устойчивой на прямолинейных участках и лучше проходит повороты. С другой стороны, нагрузка на покрышки и на подвеску увеличивается, что не желательно, особенно при частой езде по плохим дорогам.
Относительно ширины протектора – чем больше данный параметр, тем больше площадь соприкосновения с дорожным покрытием. А значит, лучше сцепление с асфальтом. Следовательно, машина лучше себя ведет на поворотах, более чутко отзывается на движения руля, не буксует при разгоне либо трогании с места. И наоборот, чем уже ширина протектора, тем хуже авто ведет себя на дороге.
По высоте профиля шины (боковины) справедливо следующее. Чем больше эта характеристика (чем выше покрышка), тем сильнее она гнется на поворотах. Это отрицательно влияет на сцепление с дорогой, из-за чего возможны сносы. Такая шина хуже реагирует на движения рулевого колеса.
Износ протектора
Поскольку каждое колесо едет по асфальту с микроскопическим проскальзыванием (это, не считая откровенной пробуксовки при резком ускорении), то протектор даже самой лучшей шины постепенно изнашивается. Существуют общегосударственные стандарты, принятые для остаточного рисунка:
- Грузовики и прицепы (до 3,5 тн) – до 1,0 мм.
- Легковые автомобили – до 1,6 мм (летняя), до 4,0 мм (зимняя).
- Автобусы – до 2,0 мм.
Чтобы шоферу проще было определить, не стерлась ли резина выше положенного, в канавках устанавливают индикаторы. Их высота соответствует нормативным значениям. Поэтому, если индикатор сравнятся с протектором, то это значит, что ездить на данной покрышке больше нельзя.
«Лысые» шины в значительной мере теряют свои эксплуатационные качества. Прежде всего, сцепление с дорогой становится намного слабее. Из-за этого машина буксует при ускорении, на поворотах ее чаще и сильнее заносит, тормозной путь становится намного больше.
С тем, что изношенные покрышки надо менять, никто не спорит. Но иногда водители, для экономии, ставят новые шины только на одну ось. На низкоскоростных грузовиках и автобусах от этого большой беды не будет. Зато на высокоскоростных фургонах, пикапах и LCV подобная конфигурация и связанный с ней дисбаланс сцепления может стать причиной ухудшения управления машиной. В зависимости от типа привода, реакция ТС окажется избыточной (передние колеса ведущие) либо недостаточной (задние).
Разные шины
Высота протектора и его рисунок непосредственно влияют на сцепление шины с дорожным покрытием. Например, если он стерся на 30%, то скорость движения на таких шинах должна быть на 10% ниже, чем на новых, если водитель желает, чтобы сцепление оставалось таким же надежным. Поэтому, в идеале, все шины на авто должны быть одинаковыми. Если же на сторонах или осях они разные, то последствия могут быть непредсказуемыми (особенно плохим является первый вариант). Не только на поворотах, но даже на прямой, машина будет рыскать так, что придется все время подруливать. А при торможении либо ускорении – уходить в сторону.
Несоответствие температурному режиму
Летние шины
При эксплуатации летней резины в холодную погоду, она теряет эластичность и становится жесткой. Из-за этого, ухудшается сцепление с дорожным покрытием, а также управляемость техники.
Зимние шины
Покрышки зимнего типа слишком мягкие для теплого времени года. Машина, «обутая» в такую резину, будет намного хуже управляться. И тормозной путь ее увеличится, особенно, если шины с шипами. На большой скорости, из-за значительного перегрева, такое колесо может вообще взорваться.
Можно ли на переднеприводный автомобиль ставить зимние шины на одну лишь переднюю ось? Нет! Если такие покрышки будут только на ведущих колесах, то на заснеженной дороге машина легко войдет в крутой поворот, потому что «правильная» резина обеспечит ей хорошую управляемость. Но на задний мост в данных условиях тоже будет большая нагрузка, поэтому, для сохранения достаточной устойчивости, и здесь должны стоять зимние шины. В противном случае, один «передок» не спасет ситуацию. Вполне возможно, что, при прохождении поворота, задняя часть потеряет сцепление с дорогой. Автомобиль развернется на 180 градусов – и это еще в лучшем случае.
Заключение
Все сказанное выше убеждает в том, что шины являются важнейшим элементом любого автомобиля. Обеспечивая контакт машины с дорожным полотном, они в значительной степени влияют на управляемость техники. От них во многом зависит то, насколько безопасной будет поездка. Поэтому к требованиям по эксплуатации автошин надо относиться со всей серьезностью.
- Шинная база, п.Крекшино (между Киевским и Минским шоссе)
- Бюджетные шины для грузовиков
- Мошенники по продаже грузовых шин!!!!
- Шины-наварка для грузовиков
- Goodyear снижает цены на новые грузовые шины Debica DR
- Расходники для самосвалов: особенности применения
- Комфортабельный автобус Mercedes-Benz Tourismo
- Российские грузовики имеют свои преимущества
- Влияние шин на управление автомобилем
Влияет и на расход и на разгон. Чем легче колесо , тем меньше инертность при равнозначном диаметре окружности при соотношение крутящегося момента к передаточному числу. Плюс пятно контакта при накачке колёс. Низкий профиль шины,диски большего диаметра и закачка азотом.Увеличивает содержание авто, но поддерживает душевное равновесие.
Состояние шин, безусловно, на многое влияет. Поэтому, чтобы вдруг не случилось беды, советую не экономить на шинах, а выбрать те, чтобы все было нормально.
Регулярная смена шин - это непреклонное правило безопасности. Нужно просто принять как данность сезонную смену шин и полную замену комплекта при износе. И делать это заблаговременно, пока не выстроились очереди в шиномонтаж. Увы, знаю и тех, кто гоняет с лысой резиной зимой по городу. Поэтому лучше подстраховаться хотя бы со своей стороны.
Прочитав статью, сразу вспомнил, как важно уделять внимание состоянию шин. Помню, как мой друг на своем Mercedes-Benz Sprinter однажды решил сэкономить и заменить шины только на одной оси. Итог был, мягко говоря, неутешительным – на первом же крутом повороте машину занесло. То, что в статье говорится о важности единой резины на всех колесах, не просто теория — это жизненная необходимость. Особенно, если учесть, что у многих современных автомобилей, таких как Sprinter или УАЗ Патриот, система ESP и ABS настроена на работу с определенными параметрами сцепления. Износ протектора — это тоже не шутка. Индикаторы износа — отличная вещь, и не стоит их игнорировать, ведь безопасность на дороге зависит от таких, казалось бы, мелочей. И еще одно наблюдение: часто вижу, как владельцы ставят на свои автомобили шины неправильного размера. Да, возможно, машина визуально смотрится круче, но управляемость и безопасность страдают. По мне, лучше следовать рекомендациям производителя. И да, не забывайте про сезонность — летние шины зимой и наоборот могут стать причиной аварии. В общем, статья напоминает о простых истинах, которые иногда забываются, но которые критически важны для безопасности.
Согласен с автором, шины — это ключевой элемент для безопасности на дороге. Когда у моего УАЗ Патриот стояли разные шины спереди и сзади, машина постоянно уводила в сторону. После замены на одинаковые шины проблема исчезла. Это как раз тот случай, когда скупой платит дважды.
Нельзя не согласиться с важностью выбора правильных шин. На моем опыте, неправильный подбор шин на грузовой Газели привел к постоянным пробуксовкам и увеличенному тормозному пути. Теперь всегда проверяю износ и соответствие сезону. Безопасность превыше всего!