Volvo FM, седельные тягачи
Мощные, выносливые, надежные транспортные средства, способные за один рейс перевозить большое количество грузов, пользуются заслуженным спросом во всем мире. В стремлении удовлетворить потребности рынка производители выпускают целые линейки грузовиков, которые впечатляют своими характеристиками.
Оглавление
Одна из таких линеек – семейство Volvo FM. Это крупнотоннажные грузовые авто, чья полная масса варьируется от 18 до 50 т. В свое время они пришли на смену линейке FL и быстро снискали огромную популярность. В серию вошло несколько автомобилей – «Вольво ФМ 9», «Вольво ФМ 12» и «Вольво ФМ 10».
История создания линейки седельных тягачей Volvo FM
Впервые новое семейство тягачей было представлено общественности в 1998 году. Машина изначально была рассчитана на широкую сферу использования и полностью оправдала ожидания своих создателей. Примечательно то, что название линейке было дано не случайно. Литера F в нем свидетельствует о том, что мотор ТС располагается под его кабиной, а М – свидетельство посадки средней высоты, что, с одной стороны, обеспечивает водителю хороший обзор, а с другой – способствует комфорту посадки-высадки.
Разработкой данной модели шведский производитель заполнил пустующую нишу между FH и NH в весьма многочисленном семействе грузовых авто, которое получило название Family Of Trucks. Понятное дело, что с момента появления в продаже машина неоднократно претерпевала определенные изменения и совершенствовалась, становясь лучше от поколения к поколению.
ВажноСегодня дорогами всего мира колесит уже третье поколение данной модели,хотя в России используется преимущественно слегка устаревшее первое. Однако надо отдать ему должное: несмотря на внушительный возраст, транспортные средства отлично справляются со своими функциями.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного – грузовики «Вольво ФМ» получились выносливыми, послушными и надежными.
Предшественницей авто данной серии стала модель FL7, вставшая на конвейер в 80 годах прошлого века и получившаяся весьма удачной. Она успешно продавалась в течение двух десятилетий и предлагалась в различных вариантах комплектации, удовлетворяя, таким образом, потребности большогоколичества покупателей.
В FL7 производитель впервые применил правило о том, что грузовик – это своего рода конструктор, который бесконечно можно модернизировать для получения максимальных эксплуатационных характеристик. Это правило неукоснительно соблюдается и сейчас, во время работы над новыми поколениями Volvo FM Truck.
Общее описание линейки
Прежде чем описывать конкретнее популярные модели, вкратце расскажем об эксплуатационных особенностях серии в общем.
Первое поколение этих машин, вышедшее в 1998 году, выпускалось до двухтысячного. На автомобили устанавливали три варианта силовых установок – объемом в 7,3, 9,6, а также 12,1 литра мощностью в 250, 320 и 380 лошадиных сил соответственно. Важной чертой стало внедрение инновационной по тем временам 2-скоростной коробки передач I-Shift, которая была создана с учетом всех особенностей транспорта, выполняющего перевозку грузов на дальние расстояния. Так как на свет грузовик появился на переломе эпох, электроника в нем практически отсутствует, отсюда – отличная ремонтопригодность и высочайшая степень надежности.
Как уже говорилось выше, в основу модели лег ее предшественник FL7, поэтому в плане дизайна обе машины мало чем отличались, внешний вид тягача «Вольво ФМ» менялся постепенно – обычный, ничем не примечательный в самом начале своей истории грузовик год от года становился все симпатичнее.
Премьера второго поколения состоялась в 2001 году, а выпускалось оно до 2013. Вот это уже полноценный «конструктор», на базе которого было создано 12 машин. Благодаря такому разнообразию можно было выбрать оптимальное решение и для города, и для использования тягача на трассе при транспортировке грузов на большие расстояния. В авто второго поколения впервые внедрили систему SCR, отвечающую за дополнительную очистку выхлопных газов, а также усовершенствовали собственную разработку компании – моторный тормоз VEB+Volvo.
Существенные изменения в ТС данного поколения претерпела линейка двигателей. Это было вызвано вступлением в действие новых экологически стандартов – «Евро-3» и «Евро-4» с перспективой дальнейшего перехода к «Евро-5». Машины оснащались разными моторами, на выбор покупателей были представлены агрегаты емкостью в 9, 11, 13 литров мощностью от 300 до 500.
Кроме используемой ранее коробки линейка пополнилась системой Powertronik – планетарной КП, которую разработали для транспортных средств, эксплуатируемых в тяжелых условиях – во время работы в карьерах, на горных дорогах и пр. Модернизации подверглись также прежние 9 и 11-скоростные механические коробки.
В процессе работы над вторым поколением особое внимание конструкторы уделили уровню комфорта водителей. Кабины непрерывно совершенствовали, добавляя в них и то, что надо для упрощения управления, и то, без чего, в сущности, можно было бы обойтись, но что способствует поддержанию на требуемом уровне работоспособности водителя и снижает его усталость.
Третье поколение «Вольво ФМ» впервые представили публике в 2013 году, оно выпускается до сих пор. Серия окончательно сформировалась в качестве среднемагистрального грузовика, наряду с техническим совершенствованием создатели сделали все возможное для удобства оператора. Особых похвал заслуживает система динамического рулевого управления, которая самостоятельно, практически без вмешательства водителя, контролирует процесс управления машиной, чем его заметно упрощает.
Что касается линейки моторов, то в нее вошли три варианта - D11C, D13C и D13B на 11 и 13 литров, причем, мощность последних варьируется от 330 до 500 лошадиных сил. По уровню вредных выхлопов все двигатели соответствуют нормам «Евро-5» за исключением последнего, который отвечает стандартам «Евро-4», что в общем-то тоже неплохо.
Коробка передач стандартная механическая 12-скоростная I-Shif. Во внешнем облике существенных изменений не произошло, а вот в салоне стало еще удобнее. Это уже не просто кабина грузовика, а крохотный домик, где можно жить, причем, жить вполне комфортно.
Технические характеристики тягача «Вольво ФМ» 4х2
Говоря о технических характеристиках Volvo FM 4х2, важно отметить тот факт, что автомобиль представляет собой 2-осный седельный тягач, отлично справляющийся с выполнением региональных грузоперевозок дорогами общего пользования в составе автопоездов. Предусмотрена возможность использования полуприцепов различной грузоподъемности в любых условиях окружающей среды, даже в суровом климате.
Об эксплуатационных характеристиках – подробнее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Величина колесной базы. м | 3,8 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 5.99х2.5х2 |
Ширина колеи передней / задней, м | 2,0 / 1,87 |
Полная масса, т | 20,5 |
Максимально допустимая масса в составе автопоезда, т | 44 |
Емкость топливного бака, л | 730 |
Сцепление | сухое однодисковое |
Тормоза | дисковые |
Линейка двигателей
Отличительной особенностью данной модели является то, что она сочетает в себе надежность, выносливость, мощность и массу современных технологий, предназначенных для того, чтобы управлять транспортным средством было максимально легко.
«Сердце» машины – 10,8-литровый 6-цилиндровый дизельный агрегат D11A с функцией турбонаддува и прямым впрыском топлива, мощностью в 410 лошадиных сил и максимальным крутящим моментом 1900 оборотов в минуту.
Трансмиссия и ходовая
Работает мотор в паре с 14-ступенчатой МКП с делителем и демультипликатором, а также двумя понижающими передачами.
Ведущим мостом является задний, присутствует функция блокировки межколесного дифференциала. Рама у авто лонжеронная, ее максимальная прочность обусловлена использованием в процессе изготовления легированной стали высочайшего качества.
Подвеска передней оси независимая, присутствует стабилизатор поперечной устойчивости. Задняя подвеска пневматическая, 2-баллонная. Руль оснащен гидроусилителем, тормоза управляются современной электронной системой. По умолчанию все автомобили данной модели оборудованы функциями ESP и ABS.
Кабина заслуживает наивысших похвал, в ней есть все для простого управления грузовиком и для полноценного отдыха водителей во время перерывов. В базовом варианте салон двухместный, имеется две спальных полки и все, что может понадобиться для должной степени комфорта.
Водительское сиденье установлено на пневмоподвеске, имеется функция подогрева. Из приятных мелочей следует отметить электростеклоподъемники, круиз-контроль, автономный стояночный отопитель, электропривод и обогрев внешних зеркал, кондиционер и многое другое.
Технические характеристики тягача «Вольво ФМ 6х4»
Volvo FM 6х4 – это трехосный седельный тягач, который поступил на рынок в двух модификациях. Первая – машина для выполнения магистральных грузоперевозок в составе автопоездов. Ее отличительными особенностями являются завышенное шасси и усиленная задняя рессорная подвеска.
Вторая модификация – тягач, максимально приспособленный к работе в суровых условиях, используется он преимущественно предприятиями строительной отрасли для транспортировки «разнокалиберных» стройматериалов по дорогам общего пользования.
Упомянутые модификации заметно рознятся кабинами. У магистральной это двухместный салон, где предусмотрено лишь одно спальное место, а вот «строительная» версия является мечтой любого дальнобойщика, ведь в ней устанавливается знаменитая кабина Globetrotter с двумя комфортабельными спальными местам и всем, что только может понадобиться для полноценного отдыха в пути.
Об эксплуатационных характеристиках – детальнее:
- Длина магистрального тягача – 6,9 метров.
- Длина строительного тягача – 7,1 метра.
- Ширина – 2,49 метров.
- Высота магистрального – 3,0 метра.
- Высота строительного – 3,03 метра.
- Величина колесной базы магистрального / строительного – 3,4 / 3,6 метра.
- Ширина колеи передней / задней – 2,0 / 1,8 метра соответственно.
- Масса в снаряженном виде – 8,1/8,6 тонны.
- Полный вес – 35 тонн.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Величина колесной базы магистрального / строительного, м | 3,4 / 3,6 |
Габаритные размеры магистрального тягача (ДхШхВ), м | 6,9х2,49х3,0 |
Габаритные размеры строительного тягача (ДхШхВ), м | 7,1х2,49х3,1 |
Ширина колеи передней / задней, м | 2,0 / 1,8 |
Масса в снаряженном виде, т | 8,1 / 8,6 |
Полный вес, т | 35 |
Линейка двигателей
На тягач устанавливают 6-цилиндровые рядные дизельные моторы емкостью в 12,8 литра и мощностью 420 л.с. Эти силовые установки полностью соответствуют стандартам «Евро-4». Они оснащены функциями турбонаддува и непосредственного впрыска топлива, есть интеркулер, а также двенадцатиклапанный ГРМ.
Трансмиссия и ходовая
Двигатели «Вольво ФМ» у обеих модификаций («строительной» и «магистральной») одинаковые, а вот коробки передач рознятся. В первом случае это автоматизированная I-Shift на 12 скоростей, во втором – классическая механическая на 14 скоростей с двумя «ползучими» ступенями. Сцепление тоже идентичное – сухое однодисковое.
В основе автомобиля лежит надежная высокопрочная стальная рама лонжеронного типа. Передняя подвеска зависимая, базирующаяся на параболических рессорах и поперечных стабилизаторах. Задняя подвеска пневматическая у «строительного» варианта и рессорная – у магистрального.
Что касается рулевого управления, то по умолчанию руль оборудуют гидроусилителем, опционально возможна установка активного рулевого управления с электроусилителем. Тормоза рознятся: на магистральном тягаче они барабанные, на «строительном» - дисковые.
Варианты кабины, экстерьер и интерьер Volvo FM
На современном рынке купить «Вольво ФМ» можно с разными вариантами кабины. Как уже говорилось выше, у грузовика с колесной базой 6 на 4, который является так называемой «строительной» версией, это Globetrotter повышенного уровня комфорта с 2 спальными местами. Магистральный вариант отличается кабиной попроще, в ней только одно спальное место.
Всего в линейке представлено 5 варииантов кабины – спальная, дневная, пониженная с одним спальным местом, уже упомянутый нами Globetrotter и его усовершенствованная версия Globetrotter XL. Все они рознятся между собой габаритами, внутренним объемом и дополнительными «плюшками».
Эргономика для водителя
Кабина «Вольво ФМ» полностью восполняет потребности водителя, создавая все условия для безопасного управления автомобилем и комфортного отдыха во время простоя. Внутри просторно и светло, все нужное всегда находится под рукой. Большая степень остекления способствует хорошему обзору, низкая линия дверей обеспечивает удобную посадку и высадку.
Во всех модификациях в кабине предусмотрено по два сиденья, водительское устанавливается на пневмоподвеске, имеется большое количество регулировок.
Приборная панель оформлена с соблюдением всех требований эргономики, все, что необходимо для управления, находится в зоне свободного доступа. Высокому комфорту способствует хорошая шумозащита и виброизоляция.
Обобщение
Грузовик, ставший темой нашей беседы, не зря пользуется высоким спросом – в нем удачным образом сочетается надежность и выносливость, внушительное количество модификаций, хорошая грузоподъемность.
Что же касается цены, то на момент подготовки данного материала новый тягач в минимальной комплектации составлял 4,8 млн. руб. Подержанное авто можно приобрести за 2,3-4 млн. руб. в зависимости от года выпуска и технического состояния.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Устройство седельное Камаз 5410
- Требуются водители категори Е. Постоянная работа для седельных тягачей. Ярославская, Костромская,Владимирская,Вологодская область.
- Поиск тягач Hyundai белый - ОПГ!
- Самосвал Volvo FM 400
- Обзор зарубежных заводов землеройной техники, локализованных в России
- Российский рынок грузовых автомобилей: итоги первого полугодия 2019 года
- Грузовики Volvo: особенности и технические характеристики
- Электрические грузовики «Вольво»
Думала, что FM - просто комбинация букв, а оказывается, название линейки настолько глубоко продумано. И чем мне нравятся тягачи Volvo - тем, что их совершенствовали даже тогда, когда все было и так отлично. Создатели явно добиваются идеала, не удивлюсь, если и четвертое поколение однажды выпустят.
Хочу добавить больше информации о тягаче Volvo. Безусловно это хорошая машина и надёжная. Мне приходилось водить этот грузовик и скажу, что ему нет равных. Не смотря на устаревшую модель, он надёжен. Тогда что можно сказать за модель, которая стоит по цене в 4.8 мил. Рублей? Volvo – машина, которая безлопастная для человеческой жизни. Современные модели заставляют восхищаться!
Такие тягачи, как Volvo FM, важны для мировой логистики и перевозок, и их характеристики способствуют повышению эффективности и надежности грузовых перевозок. эти тягачи представляют собой мощные и надежные транспортные средства, способные эффективно перевозить большие грузы.
Заметно, что Volvo FM прошла долгий путь развития, и это впечатляет. Сравнивая с другими моделями, такими как Scania R-серии или Mercedes-Benz Actros, Volvo FM выделяется своей универсальностью и адаптивностью. Особенно интересна система динамического рулевого управления в третьем поколении, которая напоминает решения, внедренные в Tesla с их автопилотом, хотя, конечно, это разные классы техники. Приятно видеть, что Volvo не просто следует стандартам, но и активно внедряет новые технологии, такие как SCR для очистки выхлопов и моторный тормоз VEB+. Это, безусловно, шаг в будущее, особенно в свете ужесточающихся экологических требований. Однако, с точки зрения пользователя, важно и то, что Volvo сохраняет простоту и надежность, заложенные еще в FL7. Например, наличие механической коробки передач I-Shift, которая делает управление более интуитивным, особенно для тех, кто привык к классическим решениям. Что касается кабины, то она действительно стала «домом на колесах», что особенно важно для дальнобойщиков, проводящих долгое время в пути. Конечно, цена на новый тягач не из низких, но учитывая надежность и длительный срок службы, это оправданное вложение. Интересно, как она будет конкурировать с новыми электрическими грузовиками, которые начинают появляться на рынке. В любом случае, Volvo FM остается достойным выбором для тех, кто ценит баланс между технологичностью и традиционным подходом к грузоперевозкам.
Приятно удивило, как Volvo FM адаптировалась к современным требованиям. Система SCR и моторный тормоз VEB+ — это явные плюсы в условиях новых экологических стандартов. Хороший пример того, как компания заботится об окружающей среде.
Volvo FM — это действительно впечатляющая линейка. Особенно радует внимание к деталям в кабине. Думаю, что для водителя комфорт и эргономика — это одно из самых важных преимуществ, и Volvo это отлично понимает.