Железнодорожные переезды, классификация и правила
Любой железнодорожный переезд представляет собой объект повышенной опасности, по этой причине существует целый ряд требований относительно установки на нем специального оборудования, а также свод правил, регламентирующих порядок проезда через ж/д-пути. Поговорим обо всем этом более детально.
Оглавление
Назначение железнодорожных переездов
Начнем разговор с рассмотрения самого понятия жд переезда, а также с описания назначения данного объекта. Итак, согласно общепринятым стандартам, под данным термином подразумевают специальный пункт, на котором железнодорожные пути находятся на одном уровне и пересекаются с такими объектами:
- Дорога, по которой осуществляется движение автомобилей, мотоциклов и прочего колесного транспорта.
- Пешеходный переход или участок, предназначенный для прогона скота.
- Путь перемещения специальной, в том числе сельскохозяйственной и самоходной техники, а также гужевого транспорта.
ВажноМесто размещения того или иного ж/д-переезда рассчитывает начальник линии, однако, как уже говорилось выше, объект характеризуется повышенной опасностью, поэтому благоустраивать его следует на ровных участках с хорошим обзором.
Крайне важно и соответствующее оснащение – обустройство заграждений, знаков железнодорожного переезда, светофоров и пр. Все это – необходимые меры для сведения к нолю риска возникновения аварийных ситуаций.
Если говорить о требованиях, предъявляемых к схеме переезда, то наиболее значимыми считаются следующие:
- Исправность функциональных узлов и прочих элементов.
- Хорошая видимость в любое время суток и в любую погоду.
Стоит отметить, что видимость считается хорошей, если человек, который находится на расстоянии 50 метров от переезда, видит подъезжающий к нему с любой стороны транспорт не менее чем за 400 метров до последнего. Для машиниста железнодорожного состава обзор должен открываться как минимум за километр, только это может гарантировать безопасный проезд железнодорожного переезда.
Как правило, перекресток ж/д-путей и автомагистрали или любой другой дороги выполняется под углом в 90 градусов, в редких случаях разрешается угол в 60 градусов.
Обустройство места пересечения разрешено лишь там, где возможно избежать уменьшения требуемой длины колеи и нарушения продолжительности ходовых частей. Нельзя обустраивать переезд с тягового хозяйства в горловинах, которые являются точками с повышенной нагрузкой, где часто выполняются маневры.
Когда речь идет о переездах между станциями, оптимальным местом их размещения можно считать промежуток между входным сигналом и стрелкой. Это позволит обеспечить движущемуся автотранспорту возможность свободного проезда даже в тех случаях, если ж/д состав будет вынужден остановиться.
Минимально допустимым расстоянием до стрелочного переезда является 5 метров, а вот расстояние от пассажирской платформы при ее наличии должно быть не менее ста метров.
Основной функцией ж/д-переездов является обеспечение всех условий для своевременного, абсолютно безопасного пересечения железнодорожного полотна как любым видом транспорта, так и пешком. Однако некоторые подобного рода объекты играют еще одну роль – они служат для защиты коммуникаций, которые находятся под ж/д-путями, предотвращают их разрушение вследствие механических и силовых воздействий.
Для реализации защитной функции применяются специальные покрытия, которые способствуют равномерному распределению нагрузок. Их используют лишь на отдельных участках, к примеру, на неустойчивой либо чрезмерно сыпучей почве, пересеченной местности либо на ветках спецназначения.
Классификация переездов
Современные железнодорожные переезды классифицируются по целому ряду признаков, поговорим о каждом из них более детально.
По месту обустройства
С этой точки зрения объекты бывают двух видов – общего и необщего пользования.
Переезды общего пользования имеют место быть везде, где ж/д-магистраль пересекается с автотрассами, дорогами различного значения, пешеходными путями и пр.
Переезды необщего значения – это место соединения с общими ветками железнодорожного полотна, находящегося на балансе промышленных и прочих предприятий. В данном случае именно на указанные предприятия возлагается вся ответственность по обслуживанию переездов.
По способу управления
В соответствии с данной классификацией объекты, ставшие предметом нашего разговора, бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Регулируемым называют железнодорожный переезд со шлагбаумом, оборудованный звуковой и световой сигнализацией, сообщающей водителю о приближении к участку повышенной опасности.
Иногда шлагбаума нет, роль регулировщика выполняет дежурный железнодорожного переезда. В таком случае сотрудник должен руководствоваться специальными инструкциями и быть одетым в форменный жилет со светоотражающими элементами.
Нерегулируемым считается железнодорожный переезд без шлагбаума, на нем системы оповещения отсутствуют, решение о пересечении или не пересечении железнодорожного полотна принимает лично водитель автомобильного транспорта / пешеход, ориентируясь исключительно на дорожную обстановку.
По интенсивности (степени загрузки)
Исходя из данного критерия принято выделять переезды 4 типов:
- 1 группа – пропускают 39-52 железнодорожных состава и от 501 до 1001 единицы автотранспорта в сутки.
- 2 группа – 8-24 либо 25-38 составов, а также 501-1001 автомобиль в сутки.
- 3 группа – 8-24, а также 39-52 состава, 100-2 тыс. единиц автотранспорта.
- 4 группа – остальные переезды, в том числе и те, которые рассчитаны на создание передвижных путей, используемых в условиях производств и горнодобывающей отрасли.
- Подъехав к нему, необходимо остановиться у стоп-линии, у знака «Стоп», в 5 м от шлагбаума или в 10 м от ж/д полотна, если шлагбаум отсутствует.
- Если шлагбаум поднят, светофор зеленый, дежурный не запрещает движение, можно продолжать езду.
- Если переезд нерегулируемый, нужно убедиться в отсутствии помех – поезда или локомотива.
- Осуществлять обгон на переезде нельзя, как нельзя двигаться на красный сигнал светофора, запрещающий знак дежурного или при закрывающемся шлагбауме. Запрещено заезжать на пути, если на горизонте виден приближающийся состав.
- Автоматические;
- Полуавтоматические;
- Неавтоматические.
Отдельного внимания заслуживает еще один критерий, по которому ж/д-переезды могут различаться – это тот факт, охраняемые они или нет. Охраняемые находятся на круглосуточном обслуживании.
Их функционирование невозможно без привлечения специалистов, которые открывают и закрывают проезд путем поднятия/опускания шлагбаума, подают соответствующие сигналы участникам движения, следят за поездами, мониторят состояние конструкций и предпринимают необходимые меры при возникновении малейшей угрозы аварии.
Устройство и конструкция железнодорожных переездов
Если смотреть на устройство ж/д-переездов в исторической перспективе, следует обратить внимание на тот факт, что изначально они функционировали исключительно благодаря обслуживанию в ручном режиме. Параллельно строились барьеры – поначалу останавливающие движение скота во время проезда поезда, затем, с конца 19 века – заграждающие путь автомобилям. Когда машины на дорогах стали явлением массовым, барьеры-ворота заменили шлагбаумами и световыми сигналами. Они используются до сих пор, правда, в несколько измененном виде.
Устройство переездов регламентируется целым рядом требований, мы затронем только самые принципиальные. Итак, ширина конструкции должна быть аналогична ширине проезжей части (минимум – 6 м). По обочинам обязательная установка оградительных столбиков на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Если через переезд осуществляется перегон скота, необходим монтаж ограды с сеткой.
Шлагбаумы располагаются по обе стороны от начала путей минимум в 8,5 метра от последнего элемента ВСП. Важно, чтобы створки поднимались на 1,25 метра над землей и перекрывали две трети полотна, оставляя при этом свободными меньше 3 метров дороги. За 20 метров до шлагбаума наносятся осевые линии белого цвета, предупреждающие о приближении к такой преграде.
Если переезд оснащен автоматической сигнализацией, ее настройка выполняется таким образом, чтобы после подачи сигнала оставалось достаточное количество времени для освобождения полотна. Участки первой и второй категории оборудуют светофорами и звуковым оповещением, а вот объекты, относящиеся к третьей и четвертой категориям, могут сопровождаться указанными элементами лишь в случае большого трафика, обычно на них достаточно знака жд переезда.
Механизированные шлагбаумы обслуживаются дежурным, который всегда держит связь с ближайшей ж/д станцией либо постом. Объекты 1 и 2 групп нуждаются в электрификации. Если через переезд провозят опасные, сверхтяжелые или громоздкие грузы, обязательно присутствие путевого бригадира.
Правила проезда по ЖД переезду
Согласно правилам дорожного движения, проезд жд переезда осуществляется следующим образом:
Сигнализация на ЖД переезде
На железнодорожных переездах сегодня используются сигнализации трех типов:
При наличии сигнализации перед переездом устанавливаются светофоры, на которых изображены две горизонтальные лампы красного цвета. Одновременно с их включением при приближении поезда включается также звуковой сигнал.
На отдельных переездах параллельно с красными лампами используются лампы бело-лунного цвета. Если переезд открыт, а бело-лунный сигнал мигает, это значит, что АПС-устройства полностью исправны. При закрытом переезде такой светофор не горит.
Дорожные знаки
Что касается знаков перед железнодорожным переездом, то широкое распространение получил так называемый андреевский крест, треугольник белого цвета с красной окантовкой и пр. Нередко параллельно, особенно в местах с плохим обзором, используют светофор, световой сигнал которого сопровождается также звуковым оповещением, а то и тревожной акустикой.
Когда объект нерегулируемый, то есть шлагбаум на нем отсутствует, обязательно использование знака «Стоп» на жд переезде. Его наличие значит, что надо обязательно остановиться перед железнодорожными путями, убедиться в отсутствии поезда и только после этого продолжать движение.
Заключение
Мы описали элементы конструкции и необходимое оборудование железнодорожных переездов, их особенности и назначение. С учетом сказанного выше можно сделать вывод о том, что наличие соответствующим образом обустроенных переездов необходимо для обеспечения безопасности всех участников движения.
- Переезд с Воронежа в Донецк с техникой и мебелью.
- Как и где получить официальные права тракториста-машиниста?
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Железнодорожные переезды, классификация и правила
Да, правил очень много и грамотному логистик и перевозчику все это нужно знать как говорится на зубок. Плюс законодательство ещё постоянно меняется у нас.
Мой дядя был машинистом поезда, без железной дороги жить не мог. Это была профессия всей его жизни. Приятно знать, что с каждым годом жд система развивается.
Это далеко не все железнодорожные знаки. Например, я часто видела такой знак: паровоз в треугольнике с красной каймой. По-моему, это обозначение узкоколейки. А ещё как-то раз я видела почти такой же знак, только вместо паровоза был нарисован заборчик. Кажется, это означает, что нет шлагбаума.
Читая статью о железнодорожных переездах, сразу вспоминается, насколько важна их правильная организация для безопасности всех участников движения. Сравнивая с авиационной отраслью, где безопасность контролируется на каждом этапе, можно заметить аналогичный подход и здесь. Например, требования к видимости на переездах напоминают процедуру визуального подхода в авиации, где пилот должен иметь четкое представление о местности на определенной дистанции. Также интересно, что классификация переездов по интенсивности трафика перекликается с подходом к управлению воздушным движением в аэропортах, где взлетно-посадочные полосы имеют разную загруженность. Использование автоматизированных систем сигнализации на переездах, как и в общественном транспорте, значительно повышает уровень безопасности. Важно, что на нерегулируемых переездах водители и пешеходы должны проявлять повышенное внимание, аналогично как в городской среде, где нет светофоров. В целом, подход к проектированию и эксплуатации железнодорожных переездов показывает, что даже в такой, казалось бы, простой области, как пересечение путей, важен системный подход, учитывающий множество факторов. Как и в других сферах, здесь многое зависит от людей, которые должны соблюдать правила и быть внимательными. Важно продолжать улучшать технологии и обновлять инфраструктуру, ведь это напрямую влияет на снижение аварийности и повышение общей безопасности.
Интересно, как железнодорожные переезды напоминают перекрестки в городе. Они тоже требуют внимания и соблюдения определенных правил. Наличие сигнализации и шлагбаумов на переездах можно сравнить с регулировкой светофорами на улицах, что помогает предотвратить аварии. Хорошо, что уделяют внимание модернизации таких объектов.
Статья напомнила, насколько важно правильное оснащение переездов. Это как в электроэнергетике, где надежность оборудования критична. Автоматизация процессов на железнодорожных переездах, как и в других отраслях, позволяет минимизировать человеческий фактор и повысить безопасность.