Распредвал: устройство и принцип действия
Распределительный вал— «диспетчер» двигателя, обеспечивающий открытие и закрытие клапанов для запуска внутрь подготовленной смеси и выхода отработавших газов.
Оглавление
Нормальная работа мотора без элемента невозможна. Ниже рассмотрим устройство и принцип действия узла, поговорим о вариантах расположения и возможном количестве валов. Выделим основные неисправности детали и причины их появления.
Принцип действия и устройство распредвала
Конструктивно распределительный вал выполнен в виде металлического стержня, связанного с коленвалом с помощью цепной или ременной передачи. Изготавливается методом литья, ковки или имеет вид трубы. Вращение передается с помощью звездочки или шкива.
Для обеспечения работы на распредвале предусмотрены следующие элементы:
- Носок. Начало детали, где имеется паз под шпонку, крепление приводного шкива или звезды. Фиксация осуществляется болтовым соединением.
- Подшипники. Крепятся на опорной шейке и обеспечивают их вращение. Число таких деталей зависит от длины вала.
- Кулачки. Каплеобразные выступы, толкающие клапанную штангу и гарантирующие их открытие. Устанавливаются с учетом числа клапанов. Имеют разные габариты, от которых зависят параметры открытия входа / выхода. По форме детали определяются фазы распределения: узкие — на низких оборотах, широкие — на высоких.
- Фиксаторы. Закрывают техническое отверстие, используемое для подачи смазывающего вещества. Имеют вид сальника.
- Масляные каналы. Используются для доставки смазывающей жидкости к трущимся элементам вала: подшипникам и кулачковым узлам. Дефицит смазки приводит к быстрому повреждению.
ВажноМесто установки распредвала — блок цилиндров. При начале движения коленчатого вала через шкив или звезду передается вращение на распределительный узел.
Кулачки, расположенные под определенным углом и на конкретном расстоянии, поднимают клапаны и дают им впустить подготовленную горючую смесь или выпустить отработавшее топливо. Процесс происходит циклично и до тех пор, пока двигатель заведен.
Для правильной работы требуется выполнение ряда условий:
- передача вращения с помощью цепи или ремня;
- скорость распредвала вдвое меньше, чем коленвала;
- синхронизация угловой положения распредвала;
- наличие установочных меток для правильного выбора первичной позиции.
Корректным считается режим, когда кулачок открывает клапан впуска и дает горючей смеси зайти в цилиндр.
После заполнения он позволяет входу закрыться, обеспечивает нужную герметичность. На завершающем этапе устройство открывает клапан и дает сгоревшим газам выйти. Правильность положения определяет датчик распредвала, который сравнивает взаимную позицию двух валов: распределительного и коленчатого.
Верхнее и нижнее расположение
В зависимости от положения распределительный вал бывает двух типов:
- Нижний. Смонтирован в блоке и называется «Cam-in-Block». Конструкция использовалась ранее и применяется сегодня на многих автомобилях с карбюраторными и газовыми моторами. Обеспечивает меньшую высоту двигателя за счет компактности ГБЦ. Упрощается конструкция и доступ к узлу для ремонта. Из минусов — низкий коэффициент наполнения, ограниченная степень сжатия (не более 7.5 к 1) и ухудшение параметров силового агрегата. Нижнее расположение распредвала невозможно для дизельных моторов из-за уменьшения камеры сгорания и невозможности установить клапаны с торцевой части цилиндра.
- Верхний. Классический вариант расположения распредвала, характерный для большей части двигателя. Обозначается как «Cam-in-Head». Открывает больше возможностей с позиции повышения мощности / оборотов. Дополнительные плюсы — небольшие размеры камеры сгорания, снижение потерь и риска детонации, повышение КПД, увеличение степени сжатия и уменьшение расхода топлива. Минусы — более сложный механизм и большая высота двигателя.
Раньше нижнее расположение считалось лучшим и активно применялось до 50-х годов прошлого века. Конструкция объяснялась стремлением к простоте и снижению расходов на изготовление. Со временем инженеры поняли, что при таком подходе страдает производительность. Они стали отказываться от такой версии в пользу верхнего позиционирования.
Несмотря на снижение популярности, распредвалы с нижним расположением устанавливаются на некоторых авто. Они оптимизированы в сравнении с прошлых версий и требуют монтажа специальных штанг для покрытия расстояния между толкателями и кулачками.
Один или два распредвала
Рассматриваемый узел отличается по количеству валов. Наиболее популярный тип —SOHC, предусматривающий наличие одного распредвала и его расположения в блоке цилиндров. В некоторых случаях встречается сокращенное название OHC без буквы «S» (Single).
Оно применялось до 60-х годов прошлого века, когда появился двойной распределительный вал. В дальнейшем во избежание путаницы были добавлены впереди буквы «S» и «D» (Double).
При S-исполнении выделяется три вида узлов, обеспечивающих открытие и закрытие клапанов:
- Коромысло. Клапаны имеют V-образное расположение с двух сторон.
- Рычаги. Имеют рядное расположение.
- Толкатели. Находятся под распределительным валом и установлены в ряд.
Преимущества:
- простая конструкция;
- отсутствие проблемы в эксплуатации;
- низкая цена;
- легкость монтажа турбины (для V-образной версии).
Недостатки:
- меньшая мощность;
- большой расход топлива;
- снижение ресурса при тюнинге;
- необходимость дополнительного обслуживания ГРМ;
- шумность (для рычажной системы);
- трудности регулировки толкателей.
Второй вариант —DOHC, предусматривающий 2 распредвала и более сложную конструкцию.
Бывают двух типов:
- Два клапана на цилиндр для впуска и выпуска.
- Четыре, шесть или больше клапанов, имеют двухрядное исполнение.
Плюсы:
- точная установка фазы ГРМ;
- большая мощность;
- надежность;
- экономичность топлива;
- меньший уровень шума.
Минусы:
- высокая стоимость обслуживания и ремонта;
- требовательность к качеству и уровня смазки;
- опасность нарушения синхронизации из-за расслабления ремня или цепи.
Получается, что SOHC—простота и надежность, а DOHC—экономичность и лучшая тяга. С числом валов меняется конфигурация транспортного средства. Что касается количества клапанов и кулачков, этот нюанс определяется индивидуально с учетом требований к мощности, экономичности и иным показателям.
Главные характеристики
У распределительного вала выделяется три параметра, требующие особого внимания:
- Высота клапанного подъема, мм. Показывает расстояние, которое клапан проходит с момента начала и до конца движения.
- Время открытия, град. Отображает временной промежуток, в течение которого клапан открыть для впуска рабочего состава или выпуска сгоревшей смеси. Измеряется в градусах поворота коленчатого вала. С увеличением высоты повышается и время открытия, а также мощность двигателя.
- Фазы распределения. Показывают момент открытия и закрытия относительно распредвала. Информация с угловыми позициями указывается в специальной таблице. В ней можно увидеть моменты открытия / закрытия клапанов впуска / выпуска.
Временной параметр является одним из главным для разработчиков. К примеру, на спорткарах задача вала — обеспечение большей длительности открытия клапанов в сравнении с классическими версиями. Следовательно, клапан выход остается закрытым и обеспечивает лучшее сжигание горючего.
Неисправности распредвала
Простота конструкции не мешает выходить из строя некоторым элементам распределительного вала. К наиболее популярным стоит отнести:
- Износ, появление задир и царапин. В зоне риска находятся шейки узла. Причиной может быть дефицит давления, низкое качество масла, загрязнение фильтров, чрезмерный нагрев и т. д. Для решения проблемы может потребоваться ремонт или замена распредвала. Причины неисправности должны быть устранены. Если ничего не предпринимать, выходят из строя клапаны и гидравлические компенсаторы.
- Искривление. Деформация распределительного вала также требует замены, ведь изделие не сможет нормально работать. Для проверки детали на прогиб используется специальная стойка. Допустимое искривление для грузовых машин — до 0,1 мм, а для легковых — 0,05 мм. Если этот параметр больше, эксплуатация запрещена.
- Трещина. Причиной может быть механическое воздействие и попадание внутрь посторонних элементов, ошибки установки фаз или повреждение ременной передачи. Ремонтировать треснутый узел бесполезно, поэтому единственный выход — купить распредвал и установить новую деталь.
- Износ резьбы в креплениях. Объясняется недостаточной протяжкой винтов. При такой неисправности приходится менять вал без возможности ремонта.
- Расширение пазов и посадочных мест под штифты. Для начала устраняются причины в виде плохой протяжки болтов. Ремонтировать узел в таком случае бесполезно, а единственный выход — замена.
- Выработка и царапины под сальниками распредвала. Распространенная неисправность при длительной эксплуатации и применения неоригинальной смазки. Причиной могут быть ошибки в установке сальников. Для исправления царапин требуется шлифовка, а при выработке — замена на новые.
Итоги
Распределительный вал является обязательным элементом мотора, обеспечивающим его правильную работу. В процессе эксплуатации важно следить за функционированием и состоянием, а при необходимости менять.
Стоимость детали составляет 15000-30000 рублей плюс расходы на установку. Несмотря на высокую цену монтажа, работы лучше доверять специалистам. Любые ошибки могут привести к повреждению других элементов двигателя и еще большим расходам на ремонт.
- Знаки остановка запрещена (по чётным и не чётным числам) - с какого часа в сутках они начинают действие
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Вакуумный усилитель тормозов и вакуумный насос в автомобиле, неисправности
- Гидрокомпенсаторы клапанов, принцип работы
- Распредвал: устройство и принцип действия
- Ремень ГРМ - последствия обрыва
- Универсальный дизельный двигатель Д 245
Просто так распредвал, так же как и другие вращающиеся детали двигателя износиться не доожны. Меняйте почаще масло и используйте качественное. Если дело дойдет до ремонта, то легче купить контрактный двигатель.
Многие станут надо мной смеяться, но прочитав статью, прям углубился в мир научных изысканий "каменного века". Кулачки, втулки, шпильки, да ладно, это сколько затрачено человеческого труда и на 3D принтере такого не исполнить. Признаюсь поражен, на сколько существуют талантливые люди, а мы все файлы, да мессенджеры.
Я недавно приобрел автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и был приятно удивлен его мощностью и топливной экономичностью. Особенно хочу отметить систему газораспределения с использованием распредвала, которая обеспечивает точную синхронизацию открытия и закрытия клапанов. Это позволяет двигателю работать более эффективно и снижает выбросы вредных веществ.
Интересная статья, сразу напомнила мне об уроках физики в школе, где мы изучали механизмы и их взаимодействие. Распределительный вал действительно можно назвать "диспетчером" двигателя, и это сравнение хорошо отражает его роль в управлении клапанами. Вспоминаю, как в старых автомобилях использовались нижние валы из-за их простоты и доступности в ремонте, но с развитием технологий и переходом на верхнее расположение, производительность двигателей стала значительно выше. Это напоминает эволюцию с карбюраторных систем на инжекторные, где выигрыш в мощности и экономичности очевиден. Удивительно, как много факторов влияет на работу такого, казалось бы, простого элемента. В статье хорошо раскрыты моменты, связанные с неисправностями, и это важно для понимания, как избежать проблем. Особенно актуально для тех, кто любит дорабатывать свои автомобили и сталкивается с вопросами ресурса и надежности. Теперь понятно, почему DOHC системы более популярны на спортивных автомобилях — точность и мощность там на первом месте, хоть это и сопряжено с большими затратами на обслуживание. В целом, статья дает хорошее представление о работе распределительного вала и помогает лучше понять, как важно следить за его состоянием, чтобы избежать дорогостоящих поломок.
Очень познавательно! Никогда не задумывался о том, что расположение распредвала может так сильно влиять на экономичность и мощность двигателя. Это как выбор между городским авто и внедорожником — каждый вариант хорош по-своему, но с разными целями. Верхнее расположение, конечно, звучит более современно и перспективно, особенно для тех, кто хочет выжать максимум из своего двигателя.
Статья напомнила, как важно следить за состоянием распредвала, ведь даже малейший износ может привести к серьезным последствиям. Это как регулярное техобслуживание у зубного врача — пропустишь один раз, и потом дорого обойдется. Интересно, что даже такой элементарный вопрос, как выбор между SOHC и DOHC, может так сильно повлиять на характеристики автомобиля.