ЗИЛ-135, ракетоносец для российской армии

Ракетоносец ЗИЛ-135 — тяжелый 8-колесный военный грузовик, производившийся в СССР с 1963 по 1995 год. Предназначен для транспортировки и запуска крылатых ракет 9М21 и 9М22, которые также известны как Фрог-7. Оснащен двумя моторами ЗИЛ, позволяющими развивать до 65 км/ч.

Может перевозить до 10-20 тонн полезной нагрузки, включая ракеты, боеприпасы и экипаж из шести человек. Ниже рассмотрим особенности машины, ее технические характеристики и рекомендации по безопасному применению.

Появление тягача

История появления ракетоносца ЗИЛ-135 Ураган и других модификаций началась в конце 1950-х годов, когда Советский Союз запустил разработку крылатых ракет средней дальности. Они были способны поражать цели на расстоянии до 700 км и требовали специальные машины для перевозки.

Ракетоносец ЗИЛ-135

За разработку ракетоносца отвечало СКБ Московского автомобильного завода имени Лихачева (ЗИЛ). Ведущий конструктор проекта — Виталий Грачев. Первые опытные образцы ЗИЛ-135 построены в 1959-м, но в серию машина пошла с 1963-го. 

Важно

Транспорт специально адаптировали для перевозки стратегических ракет. Он оснащался несколькими осевыми устройствами и гидравлической системой поднятия ракетных контейнеров. В 1960-х ЗИЛ-135 приняли на вооружение Советской армии. Он использовался в ходе нескольких локальных конфликтов, в том числе в войне во Вьетнаме.

В течение следующих лет машина неоднократно модернизировалась. В 1965-м разработана плавающая версия, получившая обозначение ЗИЛ-135П. В 1970-х годах на авто стали устанавливать более мощные двигатели ЗИЛ-375М мощностью по 180 л.с.

Создание ЗИЛ-135 было частью стратегической гонки вооружений между СССР и США, направленной на обеспечение страны надежными средствами ядерной обороны и возможностью устрашения потенциальных противников.

Особенности тягача ЗИЛ-135

Ракетоносец ЗИЛ-135

Шасси ЗИЛ-135 выполнено в виде жесткой рамы, к которой крепились восемь колес. Последние оснащены шинами большого диаметра, которые обеспечивали тягачу хорошую проходимость по снегу, песку и грязи.Конструкция рассчитана на высокие нагрузки, благодаря использованию высокопрочных материалов и усилению мостов.

Тягач ЗИЛ-135 оснащен двумя двигателями ЗИЛ суммарной мощностью 320 «лошадей». Они специально разработаны для военных автомобилей, обладают высокой надежностью и долговечностью. Моторы ЗИЛ-123Ф располагались за кабиной водителя и соединялись с ведущими мостами через трансмиссию.

Тягач имеют плавающую способность, что позволяет преодолевать водные преграды. Для этого на машине установлены водонепроницаемые кожухи над колесами и двигателем, а также специальные поплавки.Для движения по воде машина оснащалась двумя винтами, которые вращались от колес.

Ракетоносец ЗИЛ-135

ЗИЛ-135 мог перевозить до 10-20 тонн полезной нагрузки. Этого хватало для транспортировки крылатой ракеты 9М21 или 9М22, а также боеприпасов и экипажа из шести человек.

Машина имеет кабину на 2-х человек, расположенную над двигателем, и грузовой отсек за ней, который оборудован специальными приспособлениями для крепления ракеты и боеприпасов. Система электрооборудования обеспечивала питание разных систем машины.

Тягач предназначен для эксплуатации в условиях, где обычные автомобили не могли передвигаться. Он легко преодолевает бездорожье, водные преграды и другие препятствия. Широко использовался в вооруженных силах СССР и других стран.

Особенности:

Способность перемещаться по различным типам местности, включая леса, болота, снежные покровы и бездорожье. Это важно для обеспечения мобильности стратегических сил.
Гидравлические системы. Позволяют поднимать и устанавливать ракетные контейнеры с баллистическими ракетами.

Безопасность и защита. ЗИЛ-135 разработан с учетом защиты от ядерных, биологических и химических угроз. Имеет системы фильтрации воздуха и закрытую кабину для экипажа.
Скорость и дальность. Улучшенные характеристики обеспечивают быструю доставку ракет на пусковые позиции.

Ракетоносец ЗИЛ-135

Производительность. ЗИЛ-135 и его модификации могли перевозить не только ракеты, но и другое оборудование и материалы.

Это делает их полезными для различных военных и логистических задач. Следует отметить, что ЗИЛ-135 не был просто адаптированным для военки гражданским тягачом, а был специально разработанным для военных целей.

Технические характеристики

Параметры тягача во многом зависят от модификации. Для примера рассмотрим характеристики Зил-135 ЛМ:

Технические характеристики Значения
Колесная формула 8х8
Вес, т 19,8
Грузоподъемность, т 9
Ширина и высота, м 2.8х2.53
Клиренс, см 58,9
Мотор 2хЗИЛ-375 Я
Мощность, л. с. 360
Размер бака, л 520
Радиус разворота, м 12,5
Крен, град 20

Расход топлива ЗИЛ-135 зависит от ряда факторов, включая скорость движения, дорожные условия и вес перевозимой нагрузки. По данным завода контрольное потребление на ровной дороге составляет 137 л на 100 км. Эксплуатационный расход находился в пределах 125–200 л на 100 км, то есть от 125 до 200 лДТ необходимо для преодоления 100 км пути.

На бездорожье потребление выше. По данным Министерства обороны СССР расход топлива ракетоносца ЗИЛ-135 на пересеченной местности — 232 л на 100 км. На этом фоне можно говорить о высокой прожорливости и сравнительно небольшом запасе хода — до 250-300 км.

Спаренный двигатель

Спаренный двигатель ЗИЛ-135 — дизельный мотор, состоящий из двух отдельных двигателей, расположенных рядом друг с другом. Каждый двигатель является рядным, 6-цилиндровым, с рабочим объемом 7 л и суммарной мощностью 360 лошадиных сил.

Ракетоносец ЗИЛ-135

ДВС специально разработаны для военных автомобилей, обладают высокой надежностью и долговечностью. Расположены за кабиной водителя и соединяются с ведущими мостами через трансмиссию.

Блок цилиндров сделан из чугуна, а ГБЦ из алюминия. Коленвал, шатуны и распределительный вал изготовлены из стали. Поршни — алюминиевые, а цилиндры — чугунные. Топливная включает топливный насос, форсунки и бак. Система охлаждения состоит из водяного насоса, радиатора и вентилятора, а смазки — из помпы, масляного фильтра и поддона.

Трансмиссия

Тягач ЗИЛ-135, как правило, оснащается механической коробкой передач. Это означает, что для изменения передачи водитель переводит рычаг в соответствующее положение. В состав трансмиссии входит комплекс механизмов, которые передают крутящий момент от спаренных ДВС на колеса.

Она состоит из следующих основных компонентов:

  1. Главная передача. Предназначена для уменьшения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого от ДВС на раздаточную коробку. Состоит из двух конических шестерен, которые вращаются с разной скоростью.
  2. Раздаточная коробка. Используется для распределения крутящего момента между ведущими мостами. Имеет два выходных вала, которые могут соединяться с передним и задним мостами или с обоими одновременно.
  3. Карданные валы. Нужны для передачи крутящего момента от раздатки к ведущим мостам. Состоят из 3-х частей, объединенных шарнирами.
  4. Сцепление. Обеспечивает плавное соединение ДВС с коробкой передач. Состоит из двух дисков, которые объединяются между собой при помощи нажимного диска и выжимного подшипника.

Трансмиссия ракетоносца ЗИЛ-135 Луна и других модификаций специально разработана для обеспечения высокой проходимости и устойчивости машины. Ее компоненты могли иметь специальную настройку и усиление для большей надежности.

Требования военных по безопасности

Ракетоносец ЗИЛ-135 — военная техника, и поэтому к ее безопасности предъявлялись особые требования. Они отражены в руководстве по эксплуатации машины, разработанное конструкторским бюро завода.

Ракетоносец ЗИЛ-135

Особенности:

  • Кабина водителя ракетоносца защищена броневыми плитами толщиной 10 миллиметров. Они установлены по периметру кабины и на крыше. В грузовом отсеке также смонтированы броневые плиты, защищающие экипаж от осколков ракеты в случае взрыва. Кабина и грузовой отсек оборудованы системой принудительной вентиляции, обеспечивающая подачу свежего воздуха в случае пожара или загазованности.
  • Для предотвращения самопроизвольного запуска ракеты установлены следующие предохранители: механический и электрический.Первый представляет собой защелку, которая блокирует запуск ракеты до тех пор, пока та не будет установлена на ложементе в грузовом отсеке. Второй представлял собой рубильник, который блокировал пуск до момента, пока не включена система запуска.
  • Ракетная система установлена на специальном ложементе в грузовом отсеке. Ложемент герметичен и изолирован от остальной части машины, что предотвращает утечку топлива и взрыв ракеты в случае пожара. Кроме того, ракетоносец оборудован системой контроля герметичности грузового отсека. Последняя автоматически срабатывает в случае нарушения, что дает экипажу время покинуть машину до взрыва ракеты.
  • Система пожаротушения предназначена для автоматического тушения пожара в машине. Включает сенсорный датчик, который реагирует на повышение температуры в машине, редуктор для снижения давления в баллонах с огнетушащим веществом. Сюда же входит блок распылителей, который распределяет огнетушащее вещество в случае возникновения пожара.

Система пожаротушения установлена в кабине, ДВС и грузовом отсеке. Она обеспечивает тушение огня в течение нескольких секунд, что предотвращает распространение пламени на другие части машины.

Ракетоносец ЗИЛ-135

Требования безопасности разработаны с учетом опыта эксплуатации аналогичных машин в вооруженных силах. Они направлены на защиту экипажа, сохранность ракеты в случае аварии или обстрела.

Итог

Тягач ЗИЛ-135 — одна из самых популярных машин среди военной техники СССР. Она отличается хорошей грузоподъемностью, продуманной системой безопасности и вездеходными качествами. С учетом этого не удивительно, что машина долгое время выполняла задачи и была снята с производства после появления более продвинутых модификаций.

Рейтинг: 16
Всего оценок: 6 Комментариев: 7 Просмотров: 70
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 18-10-2023 / Обновлено: 19-10-2023
Поиск запроса "зил-135, ракетоносец для российской армии" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Никита Санкт-Петербург 20.10.2023

Смотрится такая техника уже сама по себе устрашающе, а если учесть ее опасный груз, то впечатление от этого только увеличивается. Естественно, для своего времени такие тягачи были лучшими, однако сегодня они безнадежно устарели, ибо техника с тех пор, как говорится, ушла вперед.

0
0
Ответить
Артур Уфа 03.06.2024

Здравствуйте. Он устарел лишь по части комфорта кабины, электроники и двс-ов с коробками передач. Всё остальное в нем вполне себе.

0
0
Ответить
Андрей Москва 27.10.2023

Все-таки Российская военная техника довольно таки внушительная. Несмотря на то, что это довольно-таки устаревшая техника, я думаю пользу она свою принесёт и намного большую, чем импортное оружие, т. к. это "орудие" проверено временем скажем так.

1
0
Ответить
Валерий С Мурманск 23.01.2024

У нас в дивизионе были такие тягачи. Хоть и хвалили эту технику, но машина была очень капризная. Синхронность работы двигателя достигалась через редукторы у которых запас хода был маленький и его часто меняли. На морозе двигатели часто плохо заводились. И что бы завести его нужна была зимой горячая вода. Машины МАЗ были надежнее.

0
1
Ответить
Артур Уфа 03.06.2024

Это заслуги министерства, не Грачева, не дали ему его до ума довести. А мазы, кстати пользовались схемой трансмиссии которуб придумал Грачев.

0
0
Ответить
Радмир 21.11.2024

ЗИЛ-135 действительно впечатляет своими техническими характеристиками и возможностями, особенно если учесть, что он был разработан в середине прошлого века. Две пары двигателей, которые в сумме дают 320 лошадиных сил, это не просто дань моде — это необходимость для транспортировки серьезного груза, как ракеты или боеприпасы. Интересно сравнить его с современными аналогами, такими как американский HEMTT, который также обладает высокой проходимостью и грузоподъемностью, но использует более современные технологии. Важно отметить, что ЗИЛ-135 был разработан специально для военных нужд, а не адаптирован из гражданского транспорта, как это часто бывает в других странах. Кроме того, гидравлические системы и системы безопасности, такие как броня и система тушения пожара, показывают, насколько серьезно в СССР подходили к вопросам безопасности и защиты экипажа. Все эти особенности делают ЗИЛ-135 уникальным в своем роде и подтверждают его статус одной из самых значимых машин своего времени. Конечно, расход топлива в 232 литра на 100 км на пересеченной местности выглядит огромным по современным меркам, но для тех условий и задач это было вполне приемлемо. Да и запас хода в 250-300 км вполне укладывается в стандартные требования того времени. Интересно, как бы он показал себя в современных условиях, учитывая его стабильность и надежность.

0
0
Ответить
Феофилакт 22.11.2024

ЗИЛ-135 — это настоящий монстр в мире военной техники. Его 8х8 колесная формула и способность преодолевать практически любое бездорожье делают его идеальным для сложных операций. Хотя есть и более современные модели, ЗИЛ-135 все еще впечатляет своей мощью и надежностью.

0
0
Ответить
Зия 23.11.2024

Мне всегда было интересно, как ЗИЛ-135 сравнивается с аналогами из других стран, такими как американский M977. В то время как M977 более современный и оснащен новыми технологиями, ЗИЛ-135 поражает своей простотой и надежностью. Оба имеют свои преимущества, но ЗИЛ-135 кажется более адаптированным к экстремальным условиям.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: