Ежемесячное субсидирование поддержит отечественный автопром
Правительство РФ готовит проект постановления по внесению изменений в правила субсидирования российским автопроизводителям затрат на выпуск моделей «Еро-4» и «Евро-5».
Новый проект должен компенсировать потери автопрома в условиях снижения спроса потребителей на автомобильную продукцию. Это позволит сохранить рабочие места на производстве и остановить уровень падения занятости в сфере машиностроения.
Изменения касаются следующих вопросов:
- введение ежемесячных субсидий вместо ежеквартальной помощи с целью уменьшения финансовой нагрузки;
- определение фиксированного размера ежемесячной помощи для всех автопроизводителей без исключения поможет сохранить конкурентную среду;
- введение запрета на перевод субсидий в другую валюту для поддержания внутреннего курса рубля.
Эксперты отмечают, что предложенные правительством РФ изменения вполне способны поддержать автомобильные компании в сложный экономический период. Выделенные субсидии являются компенсацией затрат на уплату утилизационного сбора.
Однако для большей надёжности необходимо ускорить запуск программы льготного кредитования. Её стоимость оценивается специалистами в 2 млрд рублей. Предыдущая программа досрочно завершилась в 2013 году. Процентная банковская ставка по кредиту в размере 13-15% годовых увеличит количество реализуемых единиц транспортных средств. Ограничение процентной ставки усилит эффект программы.
Многие эксперты не торопятся прогнозировать высокое оживление на авторынке. Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов с уверенностью заявляет: «Изменения в условиях субсидирования, конечно, немного помогут производителям в финансовом плане с точки зрения оборотного капитала, но не более того: на рынок это никак не повлияет».
Специалисты уверены в дальнейшем падении уровня производства в марте 2015 года. В этих условиях автопром нуждается в своевременной комплексной поддержке со стороны правительства и банковской системы.
Отечественный автопром является важнейшей сферой промышленного машиностроения. Рост кризисных явлений в этой отрасли только усугубит общую экономическую обстановку в стране. Необходимо понимать, что государственные вложения помогут устоять российскому автопрому в сложных финансовых условиях.
Помню, когда на "ПАЗе" прекратилось государственное субсидирование, здесь приключился настоящий кризис, очень многие лишились работы, да и сам завод как таковой существовать перестал. Теперь он под эгидой "Группы ГАЗ" функционирует. Финансовая поддержка автопрому нужна в любом проявлении, будь то ежемесячные субсидии или льготное кредитование. Надеюсь, правительство продолжит помогать этой отрасли.
Конечно, субсидирование, помощь государства - это все хорошо...Но прежде всего должно быть КАЧЕСТВО отечественного автопрома, ведь без него все равно не будет спроса.
Помощь, конечно, поддержит отечественную промышленность, но стоит помнить, что субсидии из федерального бюджета можно направить и на другие цели, а автопроизводители должны сами повышать качество продукции, активнее находить рынки сбыта.
Субсидирование автомобильной отрасли должно быть обязательно. И так уже на авто рынке одни зарубежные модели легковых автомобилей. Пора поддержать отечественного производителя.
Честно говоря, я не совсем уверен, что ежемесячные субсидии смогут серьезно помочь нашим автопроизводителям. Да, они снизят финансовую нагрузку в краткосрочной перспективе, но стоит вспомнить опыт других стран, где подобные меры не всегда приводили к оживлению рынка. Например, в Германии в 2009 году правительство также вводило программы субсидирования, но реальный эффект стал заметен только спустя несколько лет. Введение фиксированного размера помощи, конечно, звучит как попытка сохранить конкурентную среду, но это может привести к тому, что более крупные компании получат больше выгоды. Интересно, как это будет работать на практике. Запрет на перевод субсидий в другую валюту - это, конечно, шаг к поддержанию курса рубля, но, как показывает практика, такие меры далеко не всегда устойчивы. Мне кажется, что более гибкая система субсидирования и дополнительная поддержка через льготное кредитование могли бы дать лучший результат. Вспоминается, как в Китае льготные кредиты сыграли большую роль в поддержке автопрома. Интересно, как быстро правительство сможет реализовать программу льготного кредитования, ведь 2 млрд рублей - это немаленькая сумма, и важно, чтобы эти деньги начали работать как можно скорее. В целом, шаги предпринимаются в правильном направлении, но чтобы реально помочь автопрому, нужно комплексное решение, включающее в том числе и поддержку экспорта, как это делают в Южной Корее.
Мне нравится идея фиксированного размера помощи, это действительно может сохранить конкурентоспособность. Но вот запрет на перевод в другую валюту вызывает вопросы. Может, лучше было бы стимулировать экспорт, чтобы компании могли зарабатывать в твердых валютах, как это делают японские производители?
Субсидии, конечно, хороши, но мне кажется, что без программы льготного кредитования автопроизводители все равно останутся под давлением. 13-15% годовых - это серьезная ставка, и без снижения она может не принести желаемого эффекта. Вспоминается, как в США в 2008 году банки снижали ставки, чтобы стимулировать покупательский интерес.