Почему китайские грузовики не могут стать полноценной заменой Volvo, Renault и другим?
Китайский автопром стремительно завоевывает российский рынок. В течение этого года продажи значительно возросли, например, SITRAK продал в 17 раз больше техники по сравнению с тем же периодом прошлого года. Продажи FAW выросли в 4,5 раза, Dongfeng – в 3.
Чем для российского бизнеса может обернуться эта тотальная оккупация? Стоит ли опасаться техники из КНР на дорогах? Как власть может защитить отечественные автозаводы? На все эти вопросы попытались ответить эксперты и представители бизнеса в рамках организованного изданием «Ридус» круглого стола на тему «Китайский автопром захватывает российский рынок. Хорошо это или плохо?».
В течение всего года рынок грузоперевозок показывает стремительный рост, а бизнесу необходимо пополнять и обновлять автопарк. Ведь, начиная с разгара пандемии коронавируса, импорт техники замедлился, потом ушли все западные производители. Остались на рынке только российские КамАЗ, «Урал», ГАЗ, белорусский МАЗ и китайцы.
При этом расстояния увеличились. На круглом столе отметили, что раньше потребительские товары поставлялись в страну с западных границ, которые теперь закрыты. Сейчас рынок завязан на Китае, а это совсем другие расстояния. Таким образом перевозчики нуждаются в большем количестве техники. На сегодняшний день российские производители продают все, что производят, и рынок делает свое дело – китайская техника заполняет свободную нишу.
На выставках COMTRANS и ComAuto в этом году китайцы показали много интересных моделей, которые точно не хуже российских. Однако на мероприятии подняли вопрос на тему того, как эти машины смогут показать себя в российских условиях. Эксперты вспомнили, как в свое время на российский рынок пытались зайти собранные в Турции грузовики Ford. Как оказалось, эти машины совершенно не приспособлены к российской действительности. И это при том, что одна из тех моделей имела статус «Грузовик года».
Требования к электронике, термоизоляции и так далее не позволили «Фордам» адаптироваться. Тем не менее, западные производители всегда старались сделать так, чтобы машины были максимально адаптированы к российским реалиям. Кроме того, никогда не было проблем с запчастями, чего не скажешь о китайских, которые приходится ждать по несколько месяцев. «Европейцы приходили к российским дилерам и спрашивали, как лучше сделать, что адаптировать в машине, в каких запчастях и расходниках нуждается рынок. Китайцы отдают партию грузовиков и говорят: вот вам расчетный счет, а дальше делайте, что хотите», – уточнили на встрече.
Это значит, что требуется контроль со стороны государства и профессиональный подход дилеров. Необходимо наладить сервисное обслуживание грузовиков из Поднебесной, ведь сегодня одна из самых больных тем – дефицит запчастей.
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта Владимир Матягин уверен, что в какой-то момент ситуация переломится, и китайская экспансия остановится. Он уверен, что российские производители смогут нарастить обороты. Кроме того, Матягин считает, что бизнес будет искать лазейки для того, чтобы завозить западную технику. Причина та же – плохой сервис.
«Сейчас все бросились покупать китайское, но мы это проходили десять лете назад. И теперь Haval, которым нет и десяти лет, ржавеют на стоянках. Проблема не в том, что Haval делает плохие машины, как раз наоборот, но запчастей к ним нет! Уверен, что через год-два будет спад продаж китайской техники, потому что люди начнут разбираться и понимать, что сервиса и запчастей недостаточно. И по цене не все так хорошо, как считают многие. За КамАЗ надо отдать десять миллионов рублей, за аналогичного китайца – двенадцать», – полагает Матягин.
И все же участники мероприятия не исключают, что в какой-то момент рынок грузовых автомобилей может стать полностью китайским. Однако ограничить ввоз машин тоже нельзя, ведь российские производители не справляются со спросом. Единственный выход – развивать отечественный автопром. Вот только у российского автопрома есть большие проблемы – устаревшее производство. На сегодняшний день техническое оснащение предприятий на 80 процентов состоит из советского наследия. Мало того, в СССР автомобилестроением занималось отдельное
Министерство, в современной России – несколько человек в Минпромторге.
Участники мероприятия считают, что в данный момент требуется инвентаризация всего автопрома, чтобы понять, что устарело, чего не хватает. Второй шаг – создать единый центр, который займется производством. Кроме того, в России отсутствует индустрия производства автомобильных компонентов, и ее невозможно создать за год-два. Это программа минимум на десять лет вперед. Только с четким пониманием цели страна сможет обзавестись мощным автопромом.
- Как не стать жертвой мошенников
- Не могут письменно обосновать удержание суммы на оплату
- Груз не упакован, могут быть проблемы на таможне
- Если не хотите вытрепать себе нервы и спокойно переехать - статья для вас
- Заказать или не заказать ассенизатор, вот в чём вопрос
- Почему китайские грузовики не могут стать полноценной заменой Volvo, Renault и другим?
Да, большинство наших цехов не очень современные. И приходится делать практически невозможное, чтобы машины соответствовали современным стандартам. Зато владельцам нетрудно достать запчасти, чего не скажешь о китайских авто. Обе проблемы масштабны, но пока все равно, "китайцы" остаются очень популярны.
Дефицит запчастей был всегда, просто его уровень варьировался в зависимости от обстоятельств. Не думаю, что в данном случае он достигнет каких-то критических показателей. Для этого нет никаких предпосылок. Постепенно ситуация выровняться. Главное, чтобы цены не завышали.
На мой взгляд китайские грузовики просто недооценивают, так как мало кто верит, что качество будет не хуже чем у известных брендов. Но на самом деле качественные грузовики, сделанные в Китае, есть и их не так уж и мало. Лично я работал на китайском грузовике и мне понравилось.
Согласен, нельзя допускать китайской экспансии на отечественном авторынке. Жаль, что мы, как всегда, отстаем от вызовов, сложившихся в данной ситуации. Однако радует, что есть четкое понимание о мерах, необходимых для исправления недоработок. А сил нам хватит, я уверен!
Я думаю, ситуация с китайскими грузовиками в России напоминает ту, что была с турецкими Ford. На первый взгляд, машины выглядят как отличная альтернатива, но когда дело доходит до адаптации к российским условиям — тут начинаются сложности. Да, китайцы предлагают много интересных моделей и по привлекательной цене, что особенно заманчиво в условиях дефицита техники после ухода западных производителей. Но стоит ли гнаться за количеством в ущерб качеству? Запчасти для китайских автомобилей могут быть настоящей головной болью. Ожидание в несколько месяцев — это не то, что может себе позволить бизнес, особенно когда речь идет о грузоперевозках. Вспомним, как западные производители всегда старались адаптировать свои машины к нашим условиям, консультировались с дилерами, чтобы лучше понимать потребности рынка. Китайцы же, кажется, идут по другому пути: "Вот вам машина, а дальше разбирайтесь сами". На мой взгляд, это может сыграть злую шутку как с ними, так и с российским рынком в целом.
Китайский автопром делает большие шаги на российском рынке, но, как и с турецкими грузовиками Ford, возникает вопрос об их адаптации к нашим условиям. Запчасти и сервис — это то, что может стать решающим фактором.
Интересно, что китайские грузовики заполняют нишу после ухода западных компаний, но проблема с запчастями и сервисом остается. Надеюсь, российский автопром вскоре сможет предложить достойную альтернативу.