Просроченные выплаты по программам автокредитования растут
Информация о сложившейся ситуации представлена аналитическим агентством "Автостат". Достаточно большая доля заёмщиков не желает или не имеет возможности вносить платежи в банковские учреждения, что формирует рост просроченных выплат по автокредиту.
Эта ситуация возникла на фоне спада активности, который в настоящее время происходит на рынке автокредитования, что является следствием снижения общего объёма продаж.
Процент невыплат превысил опасный уровень и продолжает увеличиваться. В начале августа общая сумма задолженности составила 61,2 млрд рублей. К концу года эксперты прогнозируют дополнительный рост объёма долгов более чем на 6 млрд. рублей. Критичный уровень финансовой безопасности определён банками в 50-55 млрд рублей.
Ситуацию комментирует Елена Докучаева, глава коллекторского агентства. По её словам, ранее проблемный заёмщик исправно вносил платежи по программам автокредитования более 14 месяцев. В настоящее время должники способны оплачивать кредит в среднем не более 10 месяцев. За последние годы в России увеличилась общая долговая нагрузка населения. Банки вынуждены предъявлять к потенциальным клиентам более высокие требования.
Госпрограммы поддержки автокредитования не могут повлиять на ситуацию. Платёжеспособные граждане обращаются в банк всё реже. За первые 9 месяцев 2015 года банки выдали более 226,5 единиц автокредитов. Это в два раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Эксперты пессимистично оценивают тенденции рынка автокредитования на ближайшие годы. Доля продаж новых автомобилей в кредит будет продолжать снижаться.
Финансовые подразделения автокорпораций чувствуют себя несколько уверенней. В АО "Тойота Банк" уверены, что ситуация с просроченными выплатами касается только тех учреждений, которые стремились привлечь клиентов всяческими способами, не будучи при этом уверенными в их благонадёжности. За стремление нарастить свой кредитный портфель за счёт агрессивных бизнес-моделей приходится сейчас расплачиваться.
- Какая программа и билеты
- Есть ли выгода от бонусных программ на АЗС
- Не пора ли государству вводить программы льготного кредитования при покупке пассажирского транспорта?
- Пытаемся решить проблему с организацией выплат сразу после разгрузки (без отсрочки).
- Просроченные выплаты по программам автокредитования растут
Сейчас такое время, когда кредиты даже в сфере автокредитования способен выплачивать стабильно только каждый второй. Есть ощущение, что скоро подобные кредиты вообще перестанут брать
Не удивляюсь, что растет количество задолжавших по автокредитам. Это сказывается кризис, цены подрастают, зарплаты урезаются. Опасна ситуация тем, что исчезнет спрос на машины, что ударит по автопрому.
Ситуация с просроченными платежами не меняется и долгое время не будет меняться. Процентные ставки по кредитованию растут на фоне инфляции. Цены на автомобили тоже не стоят на месте. Платежеспособность только падает, откуда браться платежам, если зарплаты фактически отстают от уровня той же инфляции?
Не совсем понятно, а чего банки хотели? Весь бизнес-цикл от начала до конца раздавали всем кредиты, причем даже тем, у кого не очень хорошо с деньгами. Что самое интересное - продолжают раздавать, и не только автокредиты, но и обычные необеспеченные.
Когда я читаю такие новости, меня не покидает ощущение дежавю. Ситуация с автокредитами в России кажется зеркальным отражением того, что произошло в США в 2008 году с ипотечным кризисом. Банки тогда тоже активно раздавали кредиты, не особо заботясь о кредитоспособности заёмщиков. Сегодня мы видим, как из-за агрессивных стратегий роста кредитных портфелей многие учреждения сталкиваются с проблемами. И это всё в условиях, когда покупательская способность населения снижается, а долговая нагрузка растёт. Я согласен с Еленой Докучаевой — многие заёмщики просто не могут платить по кредитам больше 10 месяцев. И это не удивительно, учитывая текущую экономическую ситуацию. Госпрограммы поддержки тоже не могут изменить ситуацию, потому что они направлены на стимулирование спроса, а не на решение коренных проблем. Если банки и дальше будут придерживаться той же стратегии, мы можем ожидать ещё большего роста задолженностей. На мой взгляд, банкам стоит пересмотреть свои подходы и начать более тщательно оценивать кредитные риски. Возможно, стоит обратить внимание на модели, где более важным становится долгосрочное сотрудничество с клиентом, а не просто увеличение количества выданных кредитов. И, конечно, стоит учитывать положительный опыт финансовых подразделений автокорпораций, таких как 'Тойота Банк', которые более осторожно подходят к оценке заёмщиков. В общем, ситуация сложная, но не безвыходная, если сделать правильные выводы.
Ситуация с автокредитами напоминает историю с кредитными картами в 90-е. Тогда тоже раздавали карты направо и налево, а потом столкнулись с проблемой невыплат. Кажется, мы не учимся на ошибках прошлого. Может, стоит банкам быть более избирательными, как это делает 'Тойота Банк'? Они явно понимают, что такой подход окупается в долгосрочной перспективе.
По моему мнению, текущее положение на рынке автокредитования — это прямое следствие неразумной политики банков. Они стремились нарастить свои портфели, не обращая внимания на кредитоспособность заёмщиков. Это приводит к тому, что сегодня мы видим рост просрочек. Важно учиться на таких ошибках и менять подходы к оценке рисков.