Проведено исследование на тему «Кто переплачивает ОСАГО?»
Экспертами доказано, что неопытные молодые водители в шесть раз чаще попадают в аварии. На сегодня стоимость полиса ОСАГО для водителей легковых автомобилей соответствует действительности. Что касается мотоциклистов и владельцев тракторов, то они явно переплачивают. А вот владельцы автобусов, грузовиков и такси сильно не доплачивают. Таким образом, их аварии оплачиваются за счет владельцев легковушек, мотоциклов и тракторов. Такой вывод сделал Финансовый университет при правительстве РФ после глобального исследования рынка ОСАГО. Проанализировав сегодняшнюю ситуацию, он предложил определенные варианты для установления справедливых тарифов на ОСАГО.
По результатам исследования действующие цены на полис ОСАГО для владельцев легковушек недооценены всего на полтора процента. Таких страхователей около 86 процента всего рынка.
Владельцы такси и автобусов за риски недоплачивают почти в два раза. Переплата за страховку выходит у владельцев мотоциклов и мотороллеров около 45 процентов. Около 40 процентов стоимости переплачивают владельцы корпоративного транспорта. Как и мотоциклисты, они попадают гораздо реже в аварии. А вот трактористы переплачивают почти 8 процентов.
Изменение тарифа может полностью обеспечить интересы владельцев легковушек, а также трактористов. Владельцы мотоциклистов также обрадуются удешевлению. Однако для перевозчиков грузов и пассажиров он так и останется недооценим при реальных убытках от их ДТП. Стоит отметить, что вторым шагом в либерализации ОСАГО станет отмена коэффициентов по территориальному использованию транспорта, а также по мощности двигателя.
На сегодня отмечено, что 60 процентов регионов приносят убытки страховщикам, так как для регионов предоставляются льготы, неподтвержденные актуарными расчетами. Получается, что за них платят другие. К примеру, Москва, Московская область и Санкт-Петербург к убыточным регионам не относятся. То есть они спонсоры тех регионов, в которых автомобилисты за страховку платят меньше. Таким образом, территориальный коэффициент все это урегулировал по мере своих возможностей. Однако если его отменить, то при расширении тарифа на 20 процентов в ту и другую сторону справедливость наступит. Почти 88 процентов полисов можно будет назначать без использования дополнительного коэффициента. А в оставшихся 12 регионах решать проблему выравнивания нетарифными методами.
Что касается предложения об отказе от коэффициента по мощности двигателя, то возникает много споров. По результатам исследования получается, что это исключительно социальный коэффициент. Однако риск попадания в ДТП для владельцев мощных машин ниже, чем для владельцев автомобилей мощностью от 50 до 100 л. с. Поэтому отказ от этого коэффициента может привести к серьезным последствиям в виде увеличения стоимости страховки для владельцев малолитражек. Еще сложнее история с применением коэффициента возраст-стаж. Как правило, попадает в ДТП молодежь в возрасте до 23 лет. Только после 40 лет водители более осторожны. Значительное снижение аварийности наблюдается после 50 лет. Если речь идет о стаже, то в первые три года уровень аварийности довольно высок. Хорошие достижения в езде получают водители с 20-летним стажем. А вот после третьего года стажа начинают расти страховые случаи.
Такой же рост отмечается и у молодых водителей. Удивительно, но и водители в возрасте до 25 лет показывают более высокий уровень аварийности независимо от их заслуженного стажа. В связи с этим Центробанк предложил разнообразить расчет коэффициента возраст-стаж, применив вместо пяти значений коэффициента пятьдесят значений. Однако, как показывает исследование, это может закрыть лишь часть проблем.
- Электронное ОСАГО, есть ли проблемы с оформлением?
- Закон об ОСАГО - натуральное возмещение в случае ДТП
- Возмещается ли по ОСАГО ущерб причинённый пассажирами-вандалами?
- Повышающий коэффициент
- Проведено исследование на тему «Кто переплачивает ОСАГО?»
- Стиль вождения по новым правилам ОСАГО
- В связи с карантином ОСАГО можно получить сегодня и без диагностической карты
- Индивидуальный тариф ОСАГО
- Правила прямого возмещения ущерба
Расширение границ для определения стоимости ОСАГО в зависимости от значения коэффициентов в теории конечно радует, но как показывает действительность, цены легко поднимают на все ссылаясь на множество оснований и также основательно не спешат снижать.
Ну да нужно, даже обязательно устанавливать правильные тарифы на ОСАГО для водителей, так как за счет неопытных водителей они оплачиваются, и нужно быть внимательнее.
Думаю, что неплохо было бы внести изменения в стоимость ОСАГО для водителей автобусов, грузовиков, плюс пересмотреть стоимость страхования для убыточных регионов, и дополнительно изменить коэффициент расчета возраст-стаж, как предлагает Центробанк, считаю, это помогло бы значительно снизить убыточность.
Тогда немного не понятно в чем проблема. Получается, что первым делом надо оптимизировать систему ОСАГО. Сомневаюсь, что проблема в владельцах транспортных средств.
Интересно, что выводы исследования Финансового университета показывают значительную диспропорцию в стоимости ОСАГО для разных категорий транспортных средств. Это, на мой взгляд, подчеркивает необходимость пересмотра тарифов с учетом реальных рисков. Например, в страховой индустрии уже давно применяется принцип актуарных расчетов, чтобы обеспечить справедливое распределение стоимости страховки среди всех участников. Видимо, текущая ситуация с ОСАГО в России напоминает аналогичную проблему, с которой столкнулась Германия в начале 2000-х, когда недооценка рисков для грузоперевозчиков привела к значительным убыткам для страховых компаний. Удивительно, что владельцы мотоциклов и тракторов переплачивают, в то время как такси и автобусы недоплачивают почти вдвое. Это может быть связано с тем, что аварийность среди мотоциклистов и трактористов действительно ниже, несмотря на общепринятые стереотипы. Что касается отмены коэффициента по мощности двигателя, то здесь можно вспомнить опыт Великобритании, где подобная мера вызвала оживленные дискуссии. Однако отказ от коэффициента возраст-стаж может быть более обоснованным шагом, учитывая, что молодые водители действительно попадают в аварии чаще, как показывает статистика. В этом контексте стоит задуматься о введении более гибких коэффициентов, что, впрочем, предложил и Центробанк. Это могло бы помочь сгладить существующую несправедливость и сделать ОСАГО более адаптированным к реальным условиям на дороге. В конечном итоге, пересмотр тарифов и коэффициентов должен основываться на детальном анализе данных, чтобы избежать перекосов и обеспечить защиту интересов всех участников дорожного движения.
Отмена коэффициента по мощности двигателя звучит как спорное решение. Я думаю, что тут стоит быть осторожными. Если это действительно социальный коэффициент, то его отмена может негативно сказаться на владельцах малолитражек. Важно учесть все риски.
Ну, честно говоря, давно пора было пересмотреть тарифы ОСАГО. Ситуация, когда владельцы легковых авто спонсируют другие категории, явно несправедлива. Надеюсь, предложенные изменения помогут выровнять эту ситуацию.