Российский лизинг: большинство договоров заключается на транспортные средства
В начале декабря прошла XII Конференция «Лизинг в России». Организатор – рейтинговое агентство «Эксперт РА». Выводы, сделанные на состоявшемся форуме, неутешительны. Российский рынок лизинга стоит на пороге стагнации, а, возможно, даже падения. Основная причина – менталитет отечественных предпринимателей. Им не нравится вариант «временного» владения имуществом. Большинство предпочитает, при малейшей возможности, покупать его в собственность.
Согласно базовому прогнозу «Эксперт РА», до конца нынешнего года темпы прироста лизингового рынка окажутся нулевыми. И это несмотря на то, что до конца месяца еще возможно заключение нескольких крупных сделок. Этот же показатель в 2014 году, при самых оптимистичных раскладах, вряд ли окажется больше 5%. Скажется застой в экономике и тот факт, что новые «точки роста» практически отсутствуют.
За 9 месяцев текущего года совокупный объем сделок составил 2,65 трлн. руб. На новый бизнес пришлось 940 млрд. руб. По номенклатуре имущества, половина лизингового портфеля приходится на железнодорожную технику.
Если рассмотреть структуру рынка по видам лизинга, то максимальное сокращение наблюдается по финансовому, при котором техника передается на срок, равный или приближающийся к сроку ее эксплуатации. Зато оперативный (кратковременный) увеличился за год почти в два раза. Но это слабое утешение. Краткосрочным лизингом занимаются всего несколько компаний. Доля его в общем объеме сделок не превышает 8%. Не намного она вырастет и в будущем году. По данным опроса, в ближайшие 2 года развивать этот сегмент собираются не более 10-15% лизингодателей.
Из всего объема оперативного лизинга 86% приходится на авиационную и железнодорожную технику. Значительно реже заключаются договора на автобусы, легковые и грузовые машины, недвижимость и деревообрабатывающее оборудование. Но в России лизинг грузового транспорта только набирает свои обороты и в скором времени это направление лизинга должно выйти на международный уровень.
В качестве основных потребителей выступают обычно фирмы с иностранным финансированием или филиалы международных холдингов. Долгосрочная аренда позволяет им, учитывая нормы МСФО, снизить общую балансовую стоимость. За счет этого индикаторы эффективности становятся более «привлекательными». В Европе данная технология давно уже стала популярной, там на оперативный лизинг приходится 35-40% рынка.
Среди факторов, сдерживающих российский лизинговый рынок, на первом месте, как уже говорилось, стоит отечественный менталитет. Привычка владеть, а не просто пользоваться – это серьезно, с этим трудно бороться. Не менее важная причина заключается в малом количестве платежеспособных клиентов. В некоторых случаях играет роль то, что группы влияния, имеющие отношение к лизингополучателю, не желают передавать сторонней фирме сервисы обслуживания предмета лизинга (например, ТО автобуса).
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Российский лизинг: большинство договоров заключается на транспортные средства
Честно говоря, я не понимаю, что плохого в привычке владеть? Ведь, когда ты арендуешь - ты деньги платишь "дяде", плюс время на оформление аренды. А тут все свое. Когда нужно, тогда и пользуешься.
Мне кажется, что дальнейшее развитие лизинга, особенно краткосрочного поможет значительно увеличить объемы валового производства в разных сегментах рынка.
Мой знакомый Газель взял в лизинг, для бизнеса, и ничего, работает и платит. Скоро эта машина перейдёт в его собственность, по моему выгодно.
Лизинг был и есть выгодным. Только необходимо более качественно проводить рекламу данного направления предоставления этих услуг. Возможно несколько пересматривать условия предоставления этой услуги, для каждого конкретного случая.
Брал машину в лизинг только однажды, но больше не буду. Во первых слишком большая переплата по процентам, а во вторых машина фактически вам не принадлежит и при небольшом остатке долга у вас просто её могут отобрать.
Странно, что такая выгодная для всех сторон схема кредитования не так уж и популярна в нашей стране, но потихоньку ее использует все больше компаний.
Развитие лизинга в России будит зависеть от изменения условий и процентных ставок. Сейчас сложно назвать эти условия выгодными.
В России испокон веку новое и иностранное не приживалось, его просто насаживали то цари-батюшки, потом генсеки. Может реклама подкачала, может по-русски обозвать ЛИЗИНГ. Частники за рубежом копейку считать умеют и лизинг у них в ходу и самое главное - не имеет господдержки. А может в этом вся проблема, вернее в чинушах которые занимаются не своим делом.
Интересная конференция, но выводы, конечно, не самые радужные. Ситуация с лизингом в России действительно непростая. Проблема с менталитетом, о которой упоминалось, это прям точное попадание. Люди привыкли владеть, а не арендовать, и это сложно изменить. Но ведь в Европе, например, оперативный лизинг занимает значительную долю рынка. Почему мы не можем перенять этот опыт? Плюс, на мой взгляд, ещё одна проблема - это недостаток платежеспособных клиентов, что, конечно, тоже сказывается на рынке. С другой стороны, рост в сегменте краткосрочного лизинга, хоть и небольшой, всё же обнадёживает. Если бы больше компаний заинтересовались этим направлением, возможно, ситуация изменилась бы к лучшему. Конечно, нельзя не упомянуть и о значительной роли железнодорожной и авиационной техники в лизинговом портфеле. Это показывает, что в некоторых отраслях лизинг уже стал привычной практикой. Может, стоит фокусироваться на этих успешных примерах и пытаться расширять их на другие сферы? В любом случае, пока остаётся надеяться, что рынок сможет адаптироваться к новым условиям и всё же найти пути для роста, даже в условиях экономического застоя.
Смотрю, железнодорожная техника остаётся в топе по лизингу. Интересно, как это скажется на будущем отрасли, ведь это один из немногих сегментов с устойчивым спросом. Может, стоит больше развивать эту нишу?
Как любитель авиации, мне приятно видеть, что 86% оперативного лизинга приходится на авиационную технику. Это говорит о том, что, несмотря на сложности, именно в этой отрасли есть потенциал для роста и развития.