Варианты транзита Китай-Киргизия-Узбекистан – какие они?
Прошло 22 года с тех пор, как был предложен проект строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан. Но все это время проект существовал лишь на бумаге, хотя было пройдено свыше десяти технико-экономических обоснований и его рассматривали, и не раз, на уровне президентов. Известный политолог Кубат Рахимов раскрыл секрет такого «невезения».
Если взглянуть на карту, то лучший вариант для Китая и Узбекистана – это дорога через Киргизию. Общая протяженность дороги составит 270 километров, но Киргизия хочет удлинить маршрут – так она получит от этого максимальный эффект в экономическом плане. Киргизия предложила несколько вариантов удлинения, но в условиях высокогорья это слишком дорогое удовольствие. Если 90-годах сумма шла всего о миллиарде долларов, то затем эта цифра выросла в семь раз.
Плюсы же в связи с новой железной дорогой для Киргизии ощутимые. Кроме того, КНР планирует воплотить свой план «Идти на Запад», и Синьцзян играет в этом не последнюю роль. А Китай хочет из Кашгара (это большой город в Синьцзяне) сделать мощный индустриально-логистический хаб. Успешный опыт создания таких хабов уже имеется. В итоге и Киргизия, и Узбекистан и Таджикистан получат выход к территории двух океанов – Тихого и Индийского. Узбекистан и Китай получат от реализации этого проекта большую часть плюсов, а значит, по логике, они должны нести основную часть расходов.
Но сумма строительства дороги сравнима с годовым бюджетом Узбекистана. Эксперты сомневаются, что страна сможет вынести такую финансовую нагрузку. Киргизия также не в состоянии дать соцгарантии, что сможет предоставить необходимую сумму денег. Кстати, ТЭО строительства выполнялось исключительно на гранты. За 22 года проект так и не был реализован не только по причине отсутствия денег, но и из-за того, что он может произвести геоэкономический дисбаланс в регионе.
Для того, чтобы проектом заинтересовались инвесторы, необходимо хотя бы на 2 процента увеличить грузопоток Европа-Азия по суше. Сегодня же большинство грузоперевозок осуществляется морским путем. Когда это произойдет, тогда и проект, который обсуждают уже 22 года, будет иметь право на жизнь.
- Перевозка груза из Бежецка (Тверьобласть) в Кировск (Ленобласть)
- Перевозка груза из Дивногорска до Черногорска! Срочно!!
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Перевозка грузов из украины
- Междугородняя перевозка грузов
- Варианты транзита Китай-Киргизия-Узбекистан – какие они?
- Товарный поезд, прибыв из Китая в Лондон, доказал, что «Шелковый путь» работает
Интересный проект, но жаль, что расчеты целесообразности строительства этой межгосударственной железной дороги пока не позволяют заинтересовать и привлечь инвесторов.
Интересно, кто именно собирается финансировать строительство "геоэкономически - дисбалансной" железной дороги и через какое время окупятся эти капиталовложения?
После Узбекистана будет Казахстан, потом Россия. Слишком много транзитных стран. Китаю проще по восточному маршруту сразу везти грузы по Транссибу, а по западному через Казахстан и РФ. Но Казахстану тоже нужно построить дорогу из Китая, а на это нужны деньги и время.
Честно говоря, не удивлен, что проект строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан застрял на стадии обсуждений. Слишком много факторов риска, начиная с геополитических и заканчивая экономическими. Особенно если учесть, что такие масштабные инфраструктурные проекты требуют не только огромных финансовых вложений, но и четкой политической воли всех сторон. Сравните с «Нового шёлкового пути», который, хотя и сталкивается с трудностями, всё же постепенно реализуется благодаря мощной поддержке Китая. В случае же с нашей железной дорогой, основные бенефициары — Китай и Узбекистан, но именно им и нужно брать на себя основную часть финансового бремени. Плюс, Киргизия пытается выжать максимальную выгоду, что, конечно, понятно, но это еще больше усложняет переговоры. Идея-то отличная: открыть доступ к двум океанам, создать логистический хаб в Кашгаре. Но без серьезных инвестиций и расширения сухопутного грузопотока Европа-Азия, как предлагает эксперт, проект останется на бумаге. Возможно, стоит взглянуть на опыт других международных инфраструктурных проектов, где удалось объединить интересы всех сторон. Например, строительство Транссибирианской магистрали также требовало колоссальных усилий, но результат того стоил. Может, стоит пересмотреть стратегию и искать новые пути для привлечения инвесторов, ведь все зависит от того, насколько этот проект будет выгоден для всех участников.
Проект железной дороги выглядит как очередной пример, когда страны не могут прийти к консенсусу из-за финансовых и геополитических разногласий. Сравните с успехом проектов в Европе, где удалось объединить интересы разных стран. Возможно, стоит пересмотреть подход и привлечь более активных инвесторов, чтобы проект наконец-то сдвинулся с мертвой точки.
Считаю, что проект железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан стал заложником политических и экономических амбиций. Киргизия пытается удлинить маршрут, что логично для увеличения выгоды, но это делает проект слишком дорогим. Если Китай и Узбекистан не возьмут на себя большую часть расходов, реализация затянется на неопределенный срок.