Во сколько обойдется бизнесу техника с новым утильсбором
Российские власти прикрывают рынок зарубежным автопроизводителям. Теперь иностранные компании должны либо открывать свои производства в России, либо конкурировать на равных. Уже с 1 октября утилизационные сбор вырос кратно.
Аналитики говорят, что в первом полугодии рекорды по количеству продаж грузовых авто поставил китайский Sitrak. На втором и третьем месте тоже производители из Поднебесной - Shacman и FAW. Российский КамАЗ только на четвертой позиции с долей рынка в 7,8 процентов. Таким образом, популярные в России Sitrak подорожают с 8,3 миллионов рублей до 13,1. Станут дороже и грузовики с пробегом. Эксперты посчитали, что сегодня трехлетний Sitrak стоит 5,6 миллионов рублей, после повышения утилизационного сбора цена доберется до отметки 7,9 млн.
Ни для кого не секрет, что цель утилизационного сбора – не пополнение бюджета. Для власти это инструмент по принуждению иностранных производителей переносить свои производства в Россию, ведь российским производителям утилизационный сбор полностью компенсируют.
«Наши производители заинтересованы в повышении утилизационного сбора. Это, по сути, поддержка от власти. Мы уже чувствуем, что не в состоянии конкурировать с китайцами», – говорит глава завода «Сотранс» Алексей Ильин.
Завод «Сотранс» работает в Красном Бору с сентября 2022 года. На нем выпускаются прицепы и рефрижераторы, всего – 4 тысячи единиц техники ежегодно. По словам Ильина, они внимательно следят за ситуацией в условиях нашествия техники из Поднебесной.
Понятно, что совсем иначе на все это смотрит бизнес, занятый в сфере грузоперевозок. Цель правительства компаниям ясна, но они не верят в то, что китайские производители откроют свои заводы в РФ.
«Китайцы не откроют у нас заводы, потому что наши люди не буду работать за копейки, в этом плане они прибыль не получат. Кроме того, если Sitrak подорожает до 13 миллионов, его никто не купит, ведь по параллельному импорту за 16 миллионов можно приобрести Volvo или Scania. Кроме того, отечественными заводами руководят далеко не дураки, и они поднимут цены на свои машины. Все приведет к тому, что услуги грузовых перевозок значительно подорожают», – уверен директор по транспорту компании «КарТэк» Виталий Черненко.
- Лизинг техники с наработкой.
- Переезд с Воронежа в Донецк с техникой и мебелью.
- Как решить проблему с поломкой техники за пределами страны или города?
- Мошенник с номером +7-937-036-16-71 вызывает технику
- Во сколько обходится тягач в год.
- Во сколько обойдется бизнесу техника с новым утильсбором
Я ожидала, что китайские машины сместят европейские, но не думала, что сдвинут с пьедестала даже "Камаз". Вопрос в том, возможно ли сейчас купить новые Вольво или Сканиа: если на рынке остались в основном, б/у, конкуренция с китайцами может стать неравной. Приобретать авто через перекуп, методом параллельного импорта, готовы не все - это довольно сложно и может быть долго. Напряженная ситуация разворачивается.
На мой взгляд, наши производители стремятся к увеличению утилизации, что является важным шагом в поддержке взаимодействия с властями. Конкуренция с китайскими производителями становится сложной задачей, но в каждом испытании есть возможность для инноваций и роста. Настало время преобразований, когда нам нужно стать сильнее и адаптироваться к вызовам.
Безусловно, четвертое место в рейтинге по объемам продаж для отечественного производителя — это крайне низкая позиция. Считаю, что наш "КамАЗ" должен быть только первым, тем более в своей стране. Так что очень надеюсь, что поднятие утилизационного сбора спасет ситуацию.
Интересно, как изменится ситуация на рынке грузовиков после таких мер. С одной стороны, это действительно может подтолкнуть иностранные компании к открытию производств в России, что, в свою очередь, создаст рабочие места и улучшит экономику. Однако, как показывает практика, например, в Индии или Бразилии, иностранные производители не всегда спешат инвестировать в местные заводы из-за экономических и политических рисков. В то же время, рост цен на грузовики может негативно сказаться на бизнесе грузоперевозок, который уже работает на пределе возможностей. Увеличение утилизационного сбора может стать как раз тем камнем преткновения, который заставит компании искать альтернативные пути закупки техники через параллельный импорт, несмотря на все риски и дополнительные расходы. Тем более, как отметил Виталий Черненко, если цена на Sitrak вырастет до 13 миллионов, многие предпочтут добавить немного и приобрести более престижные марки, такие как Volvo или Scania. Интересно будет наблюдать за тем, как правительство и бизнес будут искать компромиссы в этой ситуации. Возможно, стоит подумать о дополнительных стимулах для иностранных производителей, чтобы они действительно начали открывать свои заводы в России, и это стало выгодно всем сторонам.
Повышение утилизационного сбора кажется очередной попыткой защитить местных производителей. Но, как показывает практика, это может привести к росту цен на весь рынок. Вопрос в том, насколько это долгосрочная стратегия и как она скажется на грузоперевозках.
Не уверен, что это решение поможет в долгосрочной перспективе. Китайские компании, как правило, не спешат открывать заводы за рубежом, предпочитая экспорт. А цены на грузовики, скорее всего, будут расти, что ударит по бизнесу перевозок.