Виды экскаваторов и их характеристики

Определение и назначение

 Виды экскаваторов

Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы.
По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:

  • Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
  • Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
  • Вакуумные. 

Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:

  • Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
  • Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
  • Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.

В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.

Классификация одноковшовых экскаваторов

Читайте также: Роторный экскаватор – устройство и принцип работы

 Виды экскаваторов

В настоящее время существует много различных классификаций экскаваторов. Среди самых популярных следующие. По виду шасси:

  • Колесные (пневмоколесные). Очень маневренные, с большой транспортной скоростью. Относятся к самоходным, т.к. способны доехать до рабочего участка самостоятельно. Сюда же можно причислить экскаваторы на шасси автомобильного типа. Они специально разработаны под конкретное подъемное оборудование. Преимущества: низко расположенный центр тяжести, еще более высокая скорость.
  • Гусеничные. Хорошо подходят для передвижения по бездорожью и работы на слабых грунтах, т.к. отличаются высокой устойчивостью и проходимостью. Относятся к полусамоходным, т.к. могут самостоятельно переезжать с места на место в пределах рабочей площадки, но до нее их надо везти на тягачах с тралами.
  • На серийном грузовике либо колесном тракторе.
  • Рельсовые. Это ограниченно-самоходные машины, т.к. для перемещения внутри рабочей зоны им нужен специально подготовленный путь.
  • Шагающие.

Первые две группы наиболее распространенные. Третья (автокраны) была основной лет пятьдесят назад. Сейчас от подобных решений отказываются. Главная причина в том, что шасси, не разработанное под силовую установку, ухудшает ее технические характеристики.
По работе относительно уровня опорной поверхности, различают два типа оборудования. Ковш «прямая лопата» выбирает землю выше площадки, «обратная лопата» - ниже.

По возможности поворота стрелы: полноповоротные вращаются на 360 градусов, неполноповоротные – меньше. Все современные марки экскаваторов относятся к первой группе. Ко второй – только модели, которые навешивают на тракторы. 

Таблица технических характеристик

Технические характеристики экскаваторов разбросаны в очень широком диапазоне. Это связано с тем, что машины имеют разное назначение и рассчитаны на различные объемы работ. 
Основные технические характеристики сведены в таблицу:

 Класс и № размерной группы  Эксплуатационная масса, тонн   Мощность двигателя, л.с.  Объем ковша, м3
 Особо легкий «0»  Менее 3 10-40  Менее 0,1
 Легкий «1»  5-6  30-50  0,15-0,4
 Легкий «2»  8-9  40-60  0,25-0,6
 Средний «3»  10-12  50-80  0,3-1,0
 Средний «4»  19-30  80-130  0,65-1,6
 Тяжелый «5»  30-40  100-200  1,2-2,5
 Тяжелый «6»  55-60  200-350  1,6-4
 Особо тяжелый «7»  80-100  300-500  2,5-6,3
 Особо тяжелый «8»  100-160  400-800  5-10

Объем ковша приведен геометрический. Реальное количество забираемого грунта во время работы, за счет «шапки», на 15-30% выше. На машины, которые планируется использовать на тяжелых грунтах, ставят ковши меньшего объема, чем надо для данной группы.

Кроме указанных в таблице параметров, производительность экскаватора зависит от его конструкции и технического состояния. А также от факторов, не относящихся непосредственно к агрегату: правильной организации работы, квалификации машиниста, плотности грунта и т.п.

Силовое оборудование

Читайте также: Экскаватор-планировщик, область применения

 Виды экскаваторов

Важно

По типу основного двигателя землеройные машины могут быть дизельные либо электрические.

Карбюраторные встречаются редко. Раньше делались паровые, но сейчас этот вид уже давно в прошлом. Дизелями оборудуются машины с ковшами до 3 м3. Они предпочтительнее, когда приходится время от времени переезжать на другую рабочую площадку. Электромоторы ставят на более мощные модели экскаваторов для работы в карьерах.
Различные механизмы экскаватора представляет собой отдельные узлы. Поэтому здесь распространен агрегатный вид ремонта. По той же причине широко используют унифицированные блоки – сокращается номенклатура запчастей, упрощается крупносерийное производство.
Агрегатная компоновка экскаваторов стала причиной того, что среди них выделяют две группы: 

  • Одномоторные – все узлы и системы приводятся в действие одним двигателем. 
  • Многомоторные – для каждого механизма или группы механизмов есть «свой» двигатель.

По типу привода рабочего и вспомогательного оборудования встречаются следующие виды:

  • Механический. Для передачи усилия применяются цепи, шестерни, валы, червячные пары. Это самый распространенный вид, поэтому в названии его наличие не указывается. Вместо этого называется тип мотора (дизельный).
  • Гидравлический объемный. Использует свойство жидкости не сжиматься под давлением. Усилие передается с помощью масла, которое нагнетается насосом и по трубам подается к цилиндрам или гидромоторам.
  • Гидродинамический. Энергия передается при помощи турботрансформатора или турбомуфты. Обычно сочетается с механическим. Обеспечивает автоматическое плавное регулирование движения механизмов, в зависимости от рабочей нагрузки.
  • Электрический. Сочетается с механическим (дизель-электрический). Машинист может выполнять совмещенные движения рабочих органов, управлять скоростью перемещения стрелы или ковша согласно нагрузке.
  • Смешанный – из двух видов.

Типы привода пп. 2-4 указываются в названии экскаватора.

Ковши

 Виды экскаваторов

В разговоре о технических характеристиках экскаваторов особое внимание должно уделяться ковшам – их разновидностям и применению. На машинах данного типа используются:

  • Основной и сменные ковши.
  • Специальные ковши.
  • Драглайн.
  • Грейфер.

По объему экскаваторные ковши делятся на:

  1. Особо легкие: до 0,1 м3
  2. Легкие: 0,15 – 0,6 м3
  3. Средние: 0,65 – 1,6 м3
  4. Тяжелые: 1,6 – 4,0 м3
  5. Особо тяжелые: 4,0 – 10,0 м3
Важно

Основной или стандартный ковш – универсальный. Он рассчитан на выполнение различных работ на легких и средних грунтах. Объем зависит от класса машины.

Со стрелой «прямая лопата» такой ковш разрабатывает породу выше опорной поверхности экскаватора. «Обратная лопата» - ниже. Сменные ковши аналогичной конструкции рассчитаны на больший или меньший объем материала.
Специальные ковши предназначены для выполнения определенных работ:

Драглайн

  • Усиленный – для твердых пород.
  • Скальный – с хорошо защищенной поверхностью.
  • Рыхлитель – со ступенчатым расположением зубьев.
  • Однозубый рыхлитель – для корчевания.
  • Планировочный – способен наклоняться в любую сторону.
  • Решетчатый (скелетный) – для погрузки сыпучих материалов. Может разделять породу на фракции.
  • Погрузочный. Тоже для сыпучих, но облегченной конструкции и с увеличенным объемом.
  • Траншейный – износостойкий, с прочными боковыми пластинами.
  • Профильный (трапециевидный) – для копания каналов.
  • Зачистной. Облегченный, с отверстиями для стока воды.

Первые два вида часто тоже считают основными. Драглайном называется модель экскаватора со специфичным ковшом, который подвешен на тали в виде системы подвижных и неподвижных блоков и канатов (полиспаст). Подобный механизм дает выигрыш в силе или в скорости. Кроме него, имеются подъемная и тяговая лебедки, ковш и стрела. Применяется чаще всего в мелиоративном и гидравлическом строительстве, на карьерных вскрышных работах, при больших объемах грунта.
Грейферный ковш – это челюстной захват для сыпучих и мелкокусковых материалов. Он опускается на тросе (при необходимости – свободно сбрасывается) сверху и углубляется в грунт. Челюсти смыкаются, захватывая породу, после чего ковш поднимается. Применяется для разработки грунтов, как выше, так и ниже опорной поверхности. А также на погрузочно-разгрузочных работах, для рытья котлованов, очистки каналов и т.п.

Рейтинг: 22
Всего оценок: 7 Комментариев: 9 Просмотров: 24771
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 18-12-2020 / Обновлено: 08-04-2021
Поиск запроса "Характеристики экскаваторов" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Волгоград 18.12.2020

Приходилось сталкиваться с огромными карьерными экскаваторами, они мало общего имеют с привычными городскими. Там упор на рытьё, а в передвижении не сильны. С места на место можно целый день переезжать со скоростью около километра в час.

0
0
Ответить
Владимир Воронеж 18.12.2020

Был JGB в использовании, ни разу не подвел, и что главное очень легкий в использовании, как для меня, не имеющего опыта управления. Самые надежные как по мне.

0
0
Ответить
Артур Москва 18.12.2020

Какой лучше экскаватор взять в аренду для сноса старой дачи? Купили землю и хотим построить новый дом на месте старого. Дача деревянная, так что гидромолот не нужен.

0
0
Ответить
Владимир Герман 18.12.2020

Видов экскаваторов сейчас достаточно для выполнения самых разнообразных работ, поэтому покупателю стоит внимательно отнестись как к анализу характеристик техники, так и ее стоимости.

0
0
Ответить
Анна Иваново 18.12.2020

Никогда не задумывалась над тем, что экскаваторы имеют столько различных видов ковшей, которые приспособлены для разного вида работ. А самих экскаваторов каких только нет: самоходные и несамоходные, карьерные и строительные, вакуумные и многие другие.

1
0
Ответить
Діма Москва 19.12.2020

Замечательная статья! Очень много узнал о эскаваторы интересного!

0
0
Ответить
Маркел 09.12.2024

Статья очень подробно раскрывает различные аспекты использования экскаваторов, и как человек, работающий в строительной отрасли, я нашел для себя много полезной информации. Особенно интересно было узнать о классификации экскаваторов по типу шасси и привода. Это действительно напоминает мне о том, как в автомобильной промышленности классифицируют транспортные средства по типу привода: передний, задний или полный. Также приятно видеть, что в статье уделено внимание агрегации компонентов, что напоминает подходы в автомобильной индустрии к унификации деталей для упрощения ремонта и снижения стоимости производства. Очень ценным было узнать о специальных ковшах и их применении — часто в проектах возникают ситуации, требующие нестандартных решений, и знание о таких инструментах может значительно повысить эффективность работы. В целом, статья может служить отличным справочником для тех, кто хочет глубже понимать возможности и классификацию экскаваторов.

0
0
Ответить
Герберт 10.12.2024

Интересно было узнать о классификации экскаваторов по типу основного двигателя и привода. Это действительно ключевые моменты, особенно когда работаешь в условиях, где электрификация важна. Приятно видеть, что статья затрагивает и этот аспект.

0
0
Ответить
Автандил 11.12.2024

Мне понравилось, как в статье описаны различные типы ковшей и их применение. Это действительно важный элемент, ведь правильный выбор ковша может существенно повлиять на производительность экскаватора. Особенно актуально для проектов в сложных геологических условиях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: