Виды экскаваторов и их характеристики
Оглавление
Определение и назначение
Экскаватор – это машина для копания грунта. Рабочим органом является ковш. Он может быть различной конструкции. Для расширения функциональности применяется сменное оборудование: кран (крюк), гидромолот, сваебойный копер и т.п. Кроме «классической» техники, существуют экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы.
По принципу работы, экскаваторы делятся на следующие виды:
- Цикличные (циклического действия). Сюда относятся одноковшовые машины.
- Непрерывного действия. В эту группу входят: многоковшовые роторные, с фронтальной фрезой, траншейные с зубчатой цепью.
- Вакуумные.
Ниже рассматривается только первая категория – экскаватор с ковшом. По назначению принята следующая классификация:
- Строительные. Объем ковша до 3 м3. Используются, в основном, на земляных или погрузочно-разгрузочных работах. Большинство моделей являются универсальными (т.е. имеют 4 и более видов сменного оборудования).
- Карьерные. Комплектуются рабочим оборудованием от 2 м3 до 8 м3. Применяются в карьерах на разработке скальных пород, угольных или рудных месторождений.
- Вскрышные. Вместимость ковша от 6 м3. Используются при необходимости снять (вскрыть) верхний слой породы, под которым залегают полезные минералы. Отличительная особенность – удлиненная стрела и большая мощность.
В отдельную группу выделяют специальную технику. Сюда входят торфяные, разрушительные, тоннельные, спасательные, подземные, железнодорожные, подводные, болотные и другие модели. Для них нужны специальная оснастка и навесное оборудование.
Классификация одноковшовых экскаваторов
Читайте также: Роторный экскаватор – устройство и принцип работы
В настоящее время существует много различных классификаций экскаваторов. Среди самых популярных следующие. По виду шасси:
- Колесные (пневмоколесные). Очень маневренные, с большой транспортной скоростью. Относятся к самоходным, т.к. способны доехать до рабочего участка самостоятельно. Сюда же можно причислить экскаваторы на шасси автомобильного типа. Они специально разработаны под конкретное подъемное оборудование. Преимущества: низко расположенный центр тяжести, еще более высокая скорость.
- Гусеничные. Хорошо подходят для передвижения по бездорожью и работы на слабых грунтах, т.к. отличаются высокой устойчивостью и проходимостью. Относятся к полусамоходным, т.к. могут самостоятельно переезжать с места на место в пределах рабочей площадки, но до нее их надо везти на тягачах с тралами.
- На серийном грузовике либо колесном тракторе.
- Рельсовые. Это ограниченно-самоходные машины, т.к. для перемещения внутри рабочей зоны им нужен специально подготовленный путь.
- Шагающие.
Первые две группы наиболее распространенные. Третья (автокраны) была основной лет пятьдесят назад. Сейчас от подобных решений отказываются. Главная причина в том, что шасси, не разработанное под силовую установку, ухудшает ее технические характеристики.
По работе относительно уровня опорной поверхности, различают два типа оборудования. Ковш «прямая лопата» выбирает землю выше площадки, «обратная лопата» - ниже.
По возможности поворота стрелы: полноповоротные вращаются на 360 градусов, неполноповоротные – меньше. Все современные марки экскаваторов относятся к первой группе. Ко второй – только модели, которые навешивают на тракторы.
Таблица технических характеристик
Технические характеристики экскаваторов разбросаны в очень широком диапазоне. Это связано с тем, что машины имеют разное назначение и рассчитаны на различные объемы работ.
Основные технические характеристики сведены в таблицу:
Класс и № размерной группы | Эксплуатационная масса, тонн | Мощность двигателя, л.с. | Объем ковша, м3 |
Особо легкий «0» | Менее 3 | 10-40 | Менее 0,1 |
Легкий «1» | 5-6 | 30-50 | 0,15-0,4 |
Легкий «2» | 8-9 | 40-60 | 0,25-0,6 |
Средний «3» | 10-12 | 50-80 | 0,3-1,0 |
Средний «4» | 19-30 | 80-130 | 0,65-1,6 |
Тяжелый «5» | 30-40 | 100-200 | 1,2-2,5 |
Тяжелый «6» | 55-60 | 200-350 | 1,6-4 |
Особо тяжелый «7» | 80-100 | 300-500 | 2,5-6,3 |
Особо тяжелый «8» | 100-160 | 400-800 | 5-10 |
Объем ковша приведен геометрический. Реальное количество забираемого грунта во время работы, за счет «шапки», на 15-30% выше. На машины, которые планируется использовать на тяжелых грунтах, ставят ковши меньшего объема, чем надо для данной группы.
Кроме указанных в таблице параметров, производительность экскаватора зависит от его конструкции и технического состояния. А также от факторов, не относящихся непосредственно к агрегату: правильной организации работы, квалификации машиниста, плотности грунта и т.п.
Силовое оборудование
Читайте также: Экскаватор-планировщик, область применения
ВажноПо типу основного двигателя землеройные машины могут быть дизельные либо электрические.
Карбюраторные встречаются редко. Раньше делались паровые, но сейчас этот вид уже давно в прошлом. Дизелями оборудуются машины с ковшами до 3 м3. Они предпочтительнее, когда приходится время от времени переезжать на другую рабочую площадку. Электромоторы ставят на более мощные модели экскаваторов для работы в карьерах.
Различные механизмы экскаватора представляет собой отдельные узлы. Поэтому здесь распространен агрегатный вид ремонта. По той же причине широко используют унифицированные блоки – сокращается номенклатура запчастей, упрощается крупносерийное производство.
Агрегатная компоновка экскаваторов стала причиной того, что среди них выделяют две группы:
- Одномоторные – все узлы и системы приводятся в действие одним двигателем.
- Многомоторные – для каждого механизма или группы механизмов есть «свой» двигатель.
По типу привода рабочего и вспомогательного оборудования встречаются следующие виды:
- Механический. Для передачи усилия применяются цепи, шестерни, валы, червячные пары. Это самый распространенный вид, поэтому в названии его наличие не указывается. Вместо этого называется тип мотора (дизельный).
- Гидравлический объемный. Использует свойство жидкости не сжиматься под давлением. Усилие передается с помощью масла, которое нагнетается насосом и по трубам подается к цилиндрам или гидромоторам.
- Гидродинамический. Энергия передается при помощи турботрансформатора или турбомуфты. Обычно сочетается с механическим. Обеспечивает автоматическое плавное регулирование движения механизмов, в зависимости от рабочей нагрузки.
- Электрический. Сочетается с механическим (дизель-электрический). Машинист может выполнять совмещенные движения рабочих органов, управлять скоростью перемещения стрелы или ковша согласно нагрузке.
- Смешанный – из двух видов.
Типы привода пп. 2-4 указываются в названии экскаватора.
Ковши
В разговоре о технических характеристиках экскаваторов особое внимание должно уделяться ковшам – их разновидностям и применению. На машинах данного типа используются:
- Основной и сменные ковши.
- Специальные ковши.
- Драглайн.
- Грейфер.
По объему экскаваторные ковши делятся на:
- Особо легкие: до 0,1 м3
- Легкие: 0,15 – 0,6 м3
- Средние: 0,65 – 1,6 м3
- Тяжелые: 1,6 – 4,0 м3
- Особо тяжелые: 4,0 – 10,0 м3
ВажноОсновной или стандартный ковш – универсальный. Он рассчитан на выполнение различных работ на легких и средних грунтах. Объем зависит от класса машины.
Со стрелой «прямая лопата» такой ковш разрабатывает породу выше опорной поверхности экскаватора. «Обратная лопата» - ниже. Сменные ковши аналогичной конструкции рассчитаны на больший или меньший объем материала.
Специальные ковши предназначены для выполнения определенных работ:
- Усиленный – для твердых пород.
- Скальный – с хорошо защищенной поверхностью.
- Рыхлитель – со ступенчатым расположением зубьев.
- Однозубый рыхлитель – для корчевания.
- Планировочный – способен наклоняться в любую сторону.
- Решетчатый (скелетный) – для погрузки сыпучих материалов. Может разделять породу на фракции.
- Погрузочный. Тоже для сыпучих, но облегченной конструкции и с увеличенным объемом.
- Траншейный – износостойкий, с прочными боковыми пластинами.
- Профильный (трапециевидный) – для копания каналов.
- Зачистной. Облегченный, с отверстиями для стока воды.
Первые два вида часто тоже считают основными. Драглайном называется модель экскаватора со специфичным ковшом, который подвешен на тали в виде системы подвижных и неподвижных блоков и канатов (полиспаст). Подобный механизм дает выигрыш в силе или в скорости. Кроме него, имеются подъемная и тяговая лебедки, ковш и стрела. Применяется чаще всего в мелиоративном и гидравлическом строительстве, на карьерных вскрышных работах, при больших объемах грунта.
Грейферный ковш – это челюстной захват для сыпучих и мелкокусковых материалов. Он опускается на тросе (при необходимости – свободно сбрасывается) сверху и углубляется в грунт. Челюсти смыкаются, захватывая породу, после чего ковш поднимается. Применяется для разработки грунтов, как выше, так и ниже опорной поверхности. А также на погрузочно-разгрузочных работах, для рытья котлованов, очистки каналов и т.п.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- Экскаватор Cat 352 UHD для сноса зданий и строительных конструкций
- Гидромолот – принцип работы и технические характеристики экскаватора с гидромолотом
- Экскаватор-погрузчик Hydrema моделей 926D и 928D
- Экскаватор Hyundai HX220
- Экскаватор-погрузчик JCB 3СХ
Приходилось сталкиваться с огромными карьерными экскаваторами, они мало общего имеют с привычными городскими. Там упор на рытьё, а в передвижении не сильны. С места на место можно целый день переезжать со скоростью около километра в час.
Был JGB в использовании, ни разу не подвел, и что главное очень легкий в использовании, как для меня, не имеющего опыта управления. Самые надежные как по мне.
Какой лучше экскаватор взять в аренду для сноса старой дачи? Купили землю и хотим построить новый дом на месте старого. Дача деревянная, так что гидромолот не нужен.
Видов экскаваторов сейчас достаточно для выполнения самых разнообразных работ, поэтому покупателю стоит внимательно отнестись как к анализу характеристик техники, так и ее стоимости.
Никогда не задумывалась над тем, что экскаваторы имеют столько различных видов ковшей, которые приспособлены для разного вида работ. А самих экскаваторов каких только нет: самоходные и несамоходные, карьерные и строительные, вакуумные и многие другие.
Замечательная статья! Очень много узнал о эскаваторы интересного!
Статья очень подробно раскрывает различные аспекты использования экскаваторов, и как человек, работающий в строительной отрасли, я нашел для себя много полезной информации. Особенно интересно было узнать о классификации экскаваторов по типу шасси и привода. Это действительно напоминает мне о том, как в автомобильной промышленности классифицируют транспортные средства по типу привода: передний, задний или полный. Также приятно видеть, что в статье уделено внимание агрегации компонентов, что напоминает подходы в автомобильной индустрии к унификации деталей для упрощения ремонта и снижения стоимости производства. Очень ценным было узнать о специальных ковшах и их применении — часто в проектах возникают ситуации, требующие нестандартных решений, и знание о таких инструментах может значительно повысить эффективность работы. В целом, статья может служить отличным справочником для тех, кто хочет глубже понимать возможности и классификацию экскаваторов.
Интересно было узнать о классификации экскаваторов по типу основного двигателя и привода. Это действительно ключевые моменты, особенно когда работаешь в условиях, где электрификация важна. Приятно видеть, что статья затрагивает и этот аспект.
Мне понравилось, как в статье описаны различные типы ковшей и их применение. Это действительно важный элемент, ведь правильный выбор ковша может существенно повлиять на производительность экскаватора. Особенно актуально для проектов в сложных геологических условиях.