Экскаватор-планировщик, область применения
Экскаватор-планировщик – это особая разновидность строительной спецтехники, которая привлекается для выполнения задач, так или иначе связанных с землеройными процессами. С конструкционной точки зрения машина характеризуется наличием ковша, который способен совершать полный поворот, и телескопической стрелы.
Подавляющее большинство ТС подобного рода отличает оптимальное сочетание отличных технических характеристик и сравнительно небольших размеров, благодаря чему спецтехника считается универсальной, в случае необходимости она с легкостью заменяет сразу несколько машин разного назначения.
Сфера применения
Техника, ставшая темой нашего разговора, нашла широкое применение в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. В частности, она незаменима в следующих ситуациях:
- Дорожные работы
- Купить экскаватор-планировщик целесообразно организациям, чей род деятельности включает необходимость частого возведения откосов, рытья канав, сооружения насыпей. Машину привлекают, когда грейдер и прочие устройства не способны выполнить поставленную задачу, ведь планировщики легко сооружают откосы до 12-ти метров в высоту.
- Для копания под мостами и эстакадами
- В ходе строительства, выполнения ремонта, а также обслуживания коммуникационных сетей (наземных и подземных)
- Их повсеместно используют на предприятиях, занимающихся переработкой нефти, а также на месторождениях полезных ископаемых.
Устройства, которым посвящен наш сегодняшний материал, работают в труднодоступной местности, выполняя целый ряд мероприятий без привлечения вспомогательной техники.
Широкое применение такие механизмы получили в нефтегазовом производстве, где их привлекают для выполнения задач повышенной сложности. Устройства способны осуществить сложнейшие с технической точки зрения операции, к примеру, устранить неисправности на объектах нефтедобывающей отрасли или на газо- либо нефтепроводах.
Помимо перечисленного выше часто практикуют аренду экскаватора-планировщика, когда необходимо сделать следующее:
- доставить тяжелый груз через невысокую стену или перекрытие;
- разровнять почву перед строительством фундамента;
- засыпать/очистить траншеи, основания зданий, котлованы;
- выполнить погрузку/выгрузку багажа (в частности – на открытых железнодорожных платформах, где невозможна работа другого вида техники);
- справиться с целым спектром задач в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Они агрегатируются навесными устройствами, которые расширяют сферу использования ТС.
Без экскаваторов-планировщиков деятельность большинства предприятий сферы ЖКХ была бы попросту парализована, ведь эти машины отлично справляются со всеми возможными работами, так или иначе связанными с наладкой тепло- и водоснабжения.
Конструкция
Читайте также: Виды экскаваторов и их характеристики
Благодаря наличию у экскаватора-планировщика колес он способен двигаться самостоятельно по обычным автодорогам. Техника представляет собой пневмоколесные экскаваторы, она самостоятельно приезжает на место использования и может преодолевать десятки километров, правда, двигаются они с небольшой скоростью.
Чаще всего машины базируются на автомобильных шасси, которые диктуют одно из ключевых достоинств этого вида землеройной техники, а именно ее мобильность. Как уже говорилось выше, способность планировщиков ехать по обычной автодороге обеспечивает возможность достаточно быстро перебрасывать технику между объектами без привлечения спецсредств.
Правда, из-за того, что экскаваторная установка размещена на автомобиле, то есть на определенном расстоянии от земли, максимальная глубина компания заметно снижается.
ВажноПланировщики поворачиваются на 360 градусов, поэтому они сочетают в себе преимущества нескольких разновидностей экскаваторной техники.
В базовую комплектацию входит поворотная платформа с имеющейся на ней операторской кабиной, гидроприводами и силовой установкой. В современных моделях кабина максимально комфортна и удобна, рычаги в ней заменены джойстиками, что заметно упрощает процесс управления.
Также в конструкции присутствует телескопическое оснащение и рабочий орган, привлекаемый для выполнения той или иной задачи. Примечательно то, что рабочий агрегат меняется с минимумом усилий и достаточно быстро, к тому же без привлечения дополнительного оборудования.
Популярные в России модели планировщиков
В качестве базового шасси в подавляющем большинстве случаев используется грузовое – «Урал», КамАЗ, MAN, Tatra (такие модели получили в России наиболее широкое распространение). В качестве иных вариантов применяется альтернативное колесное либо грузовое шасси. Опишем некоторые модели подробнее.
UDS 114 на основе КамАЗа и «Татры»
Машина производится словацким предприятием Cestne’ A Stavebne’ Mechanizmy, которое в 92-м году претерпело реорганизацию. По состоянию на сегодняшний день с конвейера этого завода сходит 4 модели - UDS 114, UDS 211, USD 214 и USD 232.
Выпуск UDS 114 был налажен в далеком 1982-м году, с тех пор машина неоднократно подвергалась усовершенствованиям. Это наиболее распространенный экскаватор-планировщик УДС, собираемый в Домодедово и базируется на шасси КамАЗ с колесной формулой 6 на 6 либо на шасси «Татры-815».
В базовой комплектации модель оснащается дизельным мотором John Deere на 104 кВт, за работоспособность гидросистемы отвечает мощный мотор от Bosch Rexroth. Машина оборудована 2-хсекционной телескопической стрелой, возможна установка целого ряда дополнительных навесных агрегатов. Примечательно то, что функционалом этой разновидности экскаватора-планировщика UDS не предусмотрена функция микропередвижения и управление шасси с операторской кабины.
Технические характеристики:
- максимальная вместительность ковша – 0,75 кубометра;
- производительность – 115 кубометров в час;
- глубина копания – 6,6 метра;
- радиус – 10,5 метра.
- максимальная грузоподъемность – 7тонн.
- максимальная скорость – 80 км/час
UDS 214 на базе КамАЗа и «Татры»
UDS 214 на шасси «Татры» - экскаватор-планировщик, в 95-м году прошлого века пришедший на смену описанной выше модели. Техника выпускалась не только на базе «Татры» - она производилась и на шасси от КамАЗа. Установка оборудовалась аналогичным силовым агрегатом и мотором для гидрооборудования, рабочие характеристики были аналогичны приведенным в предыдущем абзаце, единственным отличием оказалась функция микропередвижения.
Примечательно то, что обе модели характеризуются наличием полноповоротного механизма ротации и функцией быстрой замены навесного оборудования, благодаря чему опытный оператор способен произвести замену дополнительного агрегата в считанные минуты, при этом ему даже не придется выходить из кабины.
К слову: линейка навесных устройств, агрегатируемых с UDS 214 и UDS 214, включает более 3-х десятков наименований.
Благодаря им модель по праву считается универсальной. На нее можно навесить ковши различной вместительности, катки и отвалы, широкие планировочные ковши, ковши со специальным рыхлителем, захваты, гидромолоты, вибротрамбовщики, буры и даже травокосилки.
«Святовит» на автомобильном ходу
Он выпускается белорусским заводом «Святовит», которое было учреждено в 1997-м году. С его конвейеров сходит пару моделей, в числе которых значится и EW-25-M1, который базируется на КАМАЗ 43118. Машина представляет собой аналог словацких UDS-114 и UDS-214, правда, цена экскаватора-планировщика родом из Беларуси заметно ниже.
Важными преимуществами модели является оперативная замена навесных агрегатов и наличие на шасси места для доставки на объект планировочной доски. ТС может оснащаться 7-мя видами ковшей, катком, зубом-рыхлителем и погрузочным захватом. Вылета стрелы достаточно для выполнения целого ряда работ на расстоянии 10,5 метров от шасси, в том числе для копания котлованов и сооружения рвов высотой до 6,1 м.
Технические характеристики:
- глубина копания – 6,6 метра;
- вылет стрелы – 4,1 м;
- ковш емкостью 0,6 кубометра;
- масса – 22,2 тонны;
- грузоподъемность – 6 тонн.
Машина оборудована дизельным мотором мощностью 300 л.с., соответствующей стандартам Евро-5. КПП механическая на 9 передач. Кабина комфортабельная, в ней даже предусмотрено спальное место для оператора.
«Святовит» гусеничный
Выпускает белорусская компания и технику на гусеничном ходу, речь идет о модели EC-22-K2, в названии которой присутствует приписка R и L.
Технические характеристики ТС остаются аналогичными, единственное отличие – в модификации R используется гидравлика от Bosch Rexroth, а в модификации L – от Linde. Ширина гусеничной ленты у таких машин составляет 60 или 90 см.
«Мотовилиха» на примере модели ЕТ-4322
Экскаватор выпускается предприятием «Мотовилихинские заводы», которое наладило выпуск планировщиков под маркой «Мотовилиха» в 1997-м году.
При описании ЕТ-4322, в первую очередь, следует упомянуть устройство стрелы, которая отличается наличием подвижной опоры, благодаря чему угол наклона может достигать 90 градусов. Техника в базовой комплектации устанавливается на шасси КамАЗа 43118 и используется для решения различных задач – зачистки откосов, сооружения насыпей до 2,5 метра в высоту, работы в условиях ограниченного пространства и в труднодоступных местах. При необходимости изготовитель предусмотрел возможность монтажа клапанно-распределительной аппаратуры.
Технические характеристики:
- емкость ковша – 0,6 кубометра;
- максимальная глубина копания – 6,9 метра;
- радиус работы – 11,3 метра;
- масса – 21,3 тонны;
- максимальная скорость движения в транспортном режиме – 60 км/час;
- максимальная производительность – 108 кубометров в час;
- максимальное давление в гидравлической системе – 28 МПа.
Машина оснащается дизельным мотором мощностью 136 лошадиных сил.
Тверской экскаватор ТЭП-18
Универсальная машина, оснащенная телескопическим оборудованием, выпускается на ОАО «Тверской экскаватор». Он базируется на шасси КамАЗа и привлекается для выполнения множества задач на немерзлой почве 1-4 категории. Также машина готова к работе на скальной породе, она отлично справляется со своими функциями в коммунальной, строительной и промышленной сфере.
Технические характеристики:
- масса – 21,5 тонны;
- максимальная производительность – 350 кубометров /минуту;
- максимальная скорость – 80 км/час;
- вместительность ковша – 0,63 кубометра;
- радиус поворота – 177 градусов.
Машина оснащена дизельным 4-хцилиндровым силовым агрегатом Д-245 2S2 на 4,75 литра и мощностью в 90 кВт.
Gradall
Производитель спецтехники из США, компания Gradall, представляет на суд потребителей разные модели экскаваторов-планировщиков, базирующиеся как на автомобильных, так и на гусеничных шасси. Варианты на автомобильном ходу способны разгоняться до 88 км/час, при необходимости производитель готов выполнить планировщик на специализированном шасси, к примеру, для перемещения ж/д-путями.
Примечательно то, что на российском рынке представлены в основном экскаваторы-планировщики б/у, объявлений о продаже новых машин этого бренда нам найти не удалось.
Особенность техники от Gradall - стрела с треугольным сечением, которая поворачивается с ковшом одновременно, а также блокировка передней оси, что позволяет избежать необходимости установки опор перед началом работы.
АТЕК (модель АТЕК-012А)
АТЕК – это украинский производитель спецтехники, модельный ряд которой насчитывает несколько планировщиков, базирующихся на шасси КрАЗ-65101. Машины отличаются внушительной грузоподъемностью и широкой сферой использования.
Технические характеристики:
- объем ковша – 0,75 кубометра;
- максимальная глубина копания – 4,8 м;
- максимальная высота погрузки 0 6,3 м;
- масса – 20,6 тонны;
- максимальная скорость движения в транспортном режиме – 75 км/час.
Параметры | UDS 114 | Святовит | ЕТ-4322 | ТЭП-18 | АТЕК-011 |
---|---|---|---|---|---|
Шасси | Татра, Камаз | Камаз | Камаз | Камаз | Краз |
Ковш, куб. м | 0.75 | 0,6 | 0,6 | 0,63 | 0,75 |
Глубина копания, м | 6,6 | 6,6 | 6,9 | 6,6 | 4,8 |
Производительность куб.м/мин | 115 | 90 | 108 | 150 | 120 |
Масса, т | 21 | 22,2 | 21,3 | 21,5 | 20,6 |
Скорость, км/ч | 80 | 80 | 60 | 80 | 75 |
Обобщение
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Экскаваторы в России
Эксплуатационные характеристики, сравнительная компактность, наличие телескопической стрелы и ковша с большим радиусом поворота делают экскаваторы-планировщики универсальной техникой, которая в случае необходимости вполне может заменить собой целый автопарк.
- Нужен экскаватор в аренду.
- Работа экскаватора
- Эксплуатация экскаваторов JCB
- Платформа для перевозки экскаватора
- Экскаватор или траншеекопатель
- Ошибки при покупке или аренде новой спецтехники
- Наследник Tatra UDS-114 – экскаватор Камаз
- Новые грузовики КАМАЗ с надстройками РИАТ
- Нестандартные экскаваторы: обзор моделей и цен
- Тяжелая дорожная техника
Брали в аренду такую технику на базе КамАЗа на стройплощадку, место было с уклоном, очень проблематичное для обычных машин. Водитель сторонний с техникой справился за один день с объемом работы, сам процесс интересный.
Подобного рода техника, по сути, получается многофункциональной, поскольку с ее помощью можно выполнять сразу несколько разнородных действий. А это при строительстве весьма ценная черта.
В свое время нас приятно удивили кабины экскаваторов-планировщиков "Святовит". Очень просторные, с широким обзором, водители запросто сидели в них много часов кряду, и не переутомлялись. В плане выносливости они тоже вполне достойные. И по цене посильные.
Приобрели в прошлом году планировщика Gradall остался очень доволен. Заказов стало гораздо больше, благодаря многофункциональности экскаватора. Немного правда пришлось вложиться в обслуживание которое у него не из дешевых, но это того стоит. Хотя думая если взять бы такого нового, многих бы вопросов по обслуживанию не возникало.
Отличная машина, видео вблизи как работает экскаватор-планировщик в одной строительной компании. Полный поворот, конечно, неоценимая возможность.
Отличная машина, видел вблизи, как работает экскаватор-планировщик в одной строительной компании. Полный поворот, конечно, неоценимая возможность для стройки.
Читал статью и вспомнил, как на одном из строительных объектов, где я работал, был внедрен экскаватор-планировщик модели UDS 214. Это была настоящая находка: он заменил нам несколько единиц техники, и работа пошла значительно быстрее
Очень интересная статья! Экскаваторы-планировщики, такие как UDS 114 и "Святовит", действительно впечатляют своими возможностями. Особенно ценю их за способность работать в самых сложных условиях, таких как нефте- и газодобыча
Меня всегда привлекала возможность быстрой адаптации техники под разные задачи. Модель ЕТ-4322 от "Мотовилиха" в этом плане просто находка: она идеально подходит для работы в ограниченных пространствах и может решить множество задач без необходимости привлекать дополнительную технику