Аэропорт — устройство и функции

Аэропорт — комплекс зданий и сооружений для приема и отправки воздушных судов. Дополнительно здесь осуществляется обслуживание пассажиров и грузов. Это своего рода «ворота», через которые миллионы людей отправляются в разные страны. Ниже подробно разберемся с элементами сооружения и их применением.

Назначение аэропорта и его основные функции

Главная функция аэровокзала заключается в организации воздушного сообщения и создании инфраструктуры для безопасной работы авиации.

Устройство аэропорта

Назначение:

  1. Техподдержка воздушных судов. Сюда входит обеспечение взлета, посадки и рулежки самолетов. Проводится ТО и заправка воздушных судов. Предоставляются ангары для ремонта и стоянки.
  2. Обслуживание пассажиров. Проводится регистрация на рейсы и оформление багажа.Осуществляется контроль безопасности и таможенные процедуры. Обеспечивается комфортное пребывание в терминалах (залы ожидания и отдыха, кафе, магазины).
  3. Грузовые операции. Выполняется перевозка, погрузка и выгрузка грузов. Проводится организация складских объектов для временного хранения. Оформляются необходимые документы на грузы.
  4. Навигационное обеспечение. Проводится работа по управлению воздушным движением. Поддерживается коммуникация между самолетами и диспетчерами. Обеспечивается навигационная аппаратура.
  5. Гарантия безопасности. В аэропорту проводится предполетный досмотр пассажиров, экипажа и багажа.Выполняется контроль периметра и охрана территории.
  6. Коммерческие услуги. На территории находятся магазины беспошлинной торговли (duty-free). Оказываются услуги питания, аренды машин, бронирования отелей.

По назначению аэропорты бывают гражданскими, военными и совмещенными. Первые обслуживают только пассажирские и грузовые перевозки. Вторые — только военные, а третьи — совмещают упомянутые выше функции.

Аэродром и приаэродромная территория

Аэродром позиционируется как участок земли или воды для взлета, посадки и стоянки самолетов. Включает ВВП, рулежные дорожки, перроны для стоянки. Также к нему относятся технические сооружения для обслуживания.

Важно

Территория аэродрома представляет собой участок, где действуют особые правила и ограничения. Предусмотрена для обеспечения безопасности полетов, предотвращения негативного воздействия на природу и население. Обеспечивает бесперебойность работы.

Приаэродромная территория делится на несколько зон:

  • 1-я. Здесь расположены ВПП, рулежные дорожки, перроны и прочие объекты, которые касаются обслуживания.
  • 2-я (прилегает к территории). Здесь могут располагаться здания и сооружения, связанные с эксплуатацией. Сюда относятся ангары, склады, здания служб управления.
  • 3-я — здесь действуют ограничения на высоту зданий и сооружений.
  • 4-я, 5-я и 6-я — имеют место ограничения на использование наделов земли в зависимости от удаленности.

Устройство аэропорта

На приаэродромной территории действуют различные ограничения. Они касаются следующих моментов:

  • запрет на строительство высотных зданий, опасных производств, размещение радиопередающих устройств и прочее;
  • запрет на с/х производство, складирование ГСМ, организацию свалок;
  • ограничения на высоту полетов, маршруты.

Взлетно-посадочная полоса

ВПП —«сердце» аэропорта. Используется для взлета и посадки воздушных судов. Габариты тщательно рассчитываются и подбираются с учетом типа и размера самолетов. Чем они тяжелее,тем длиннее должна быть полоса. Это необходимо, чтобы махина успела набрать скорость или безопасно затормозить.

Взлетно-посадочная полоса

На взлетно-посадочной полосе и вокруг нее располагается множество других важных элементов. Это светосигнальное оборудование, которое помогает ориентироваться в темноте или при плохой видимости. Сюда входит дренаж, отводящий воду с полосы во время дождя, и различные датчики для контроля покрытия.

Когда самолет готовится к взлету, он разгоняется по ВПП аэропорта, постепенно набирая скорость. Достигнув расчетной скорости, самолет отрывается от земли. При посадке все происходит в обратном порядке. Сначала воздушное судно заходит на посадку, касается колесами полосы и после снижения скорости останавливается.

Рулежные дорожки

К этой группе относятся дороги для самолетов внутри аэропорта. Соединяют главные элементы аэродрома: ВПП, перроны, ангары, терминалы и иные объекты. По рулежным дорожкам перемещаются от мест стоянки к ВПП и обратно.

Назначение:

  1. Организация движения воздушных судов на аэродроме. Самолеты не пересекаются на ВПП, что исключает риск столкновений.
  2. Связывание элементов аэропорта, обеспечивая бесперебойную работу комплекса.
  3. Сокращение времени на наземное обслуживание.

Рулежные дорожки

Рулежные дорожки бывают:

  • Магистральные — находятся вдоль ВПП и предназначены для быстрого перемещения самолетов.
  • Соединительные — связывают магистральные конструкции с ВПП в местах предполагаемого окончания движения.
  • Вспомогательные — используются для обслуживания отдельных участков аэродрома, например, ангаров или стоянок.

Как и покрытие взлетно-посадочной полосы, рулежные дорожки сделаны из специального асфальта или бетона. Ночью и в условиях плохой видимости они оснащаются светосигнальным оборудованием. На них наносится специальная разметка, указывающая направление движения, места остановки и иные важные элементы.

Электросветотехническое оборудование

Состоит из множества световых приборов, управляемых электроникой. Обеспечивают работу в условиях тумана, ночью или в сложных условиях. 

Устройство аэропорта

Назначение:

  1. Ориентация в пространстве. Позволяет точно определить положение самолета относительно ВПП и других объектов аэродрома.
  2. Обеспечение безопасности. Указание на границы ВПП, рулежных дорожек, препятствия и иные опасные зоны. Позволяет избежать столкновений с иными воздушными судами или наземными объектами.
  3. Управление воздушным движением.С помощью электросветотехнического оборудования можно запретить движение на определенный участок ВПП, разрешить взлет или посадку.

Виды огней:

  • осевые —белые, расположенные по центру ВПП, указывают ее ось;
  • пороговые — находятся на пороге ВПП, указывают на начало и конец полосы;
  • боковые —красные, находятся по краям ВПП, обозначают границы;
  • рулежных дорожек — показывают направление движения;
  • препятственные— обозначают высотные препятствия возле полосы.

Также имеются огни перронов, которые освещают стоянки воздушных судов.

Светосигнальное оборудование контролируется с помощью узлов управления. Они позволяют включать и выключать огни, регулировать яркость и создавать различные световые эффекты. Возможна интеграция с другими системами аэропорта.

Система топливного обеспечения

Система топливного обеспечения

Представляет собой комплекс инженерных сооружений, трубопроводов, резервуаров и аппаратуры.Гарантируют подачу горючего к воздушным судам. Топливо поступает различными способами: по ж/д в цистернах, по трубопроводу от внешних нефтебаз или даже морским транспортом.

После прибытия горючее проходит проверку качества, чтобы убедиться в соответствии авиационным стандартам. Затем оно закачивается в резервуары, которые могут вмещать тысячи кубометров.

Система топливного обеспечения

От резервуаров топливо по сложной сети направляется к топливозаправочным комплексам, расположенным на перроне аэропорта. Они оснащены современным оборудованием, позволяющим точно дозировать и фильтровать топливо перед подачей в самолет.

Специальные топливозаправщики подключаются к воздушному судну и начинают подачу. При этом контролируется уровень горючего в баках, чтобы избежать переполнения. После завершения заправки проводится проверка соединений для исключения утечки. В целом, система топливного обеспечения гарантирует безопасность и непрерывность полетов.

База ремонта и технического обслуживания

БРТО — предприятие, где воздушные суда проходят комплексный осмотр, ремонт и ТО. Здесь поддерживается исправность самолетов и вертолетов, обеспечивается готовность к выполнению задач.

Функции:

  • регулярные проверки и замена изношенных деталей;
  • быстрое устранение поломок, возникших во время эксплуатации;
  • установка нового оборудования и систем для повышения эффективности;
  • комплексная переборка и восстановление после длительной эксплуатации или серьезных повреждений.

Авиационный ангар

Структура БРТО:

  • ангары — крытые помещения, где размещаются самолеты для ремонтных работ;
  • цеха — предназначены для ремонта различных узлов самолета: ДВС, электрооборудования, шасси;
  • склады — для хранения запасных частей, материалов и инструментов;
  • оборудование — аппаратура для диагностики, ремонта и испытаний.

В БРТО работают квалифицированные специалисты различных профилей: инженеры, техники, механики, электроники и другие. Они обладают глубокими знаниями в области авиационной техники и проходят аттестацию. Для развития этого направления внедряется компьютерная диагностика, роботизированные системы и узлы управления производством.

Радиоэлектронное оборудование самолетовождения и посадки

Представляет собой сложный комплекс электронных систем на борту самолета. Обеспечивает безопасный и точный полет, а особенно на взлете и посадке. Позволяет пилотам получать информацию о местоположении, высоте, скорости, курсе и иных параметрах.

 Авиационный локатор

Назначение:

  • определение местоположения воздушного судна в каждый момент времени;
  • определение направления на аэродром;
  • защита от столкновений с другими воздушными судами и препятствиями;
  • выполнение посадки в сложных метеоусловиях;
  • автоматизация полета для снижения нагрузки на экипаж;
  • следование маршруту в условиях плохой видимости;
  • поддерживание связи с наземными службами.

 Авиационный локатор

Основные компоненты:

  • радиокомпас — определяет направление на наземные радиомаяки;
  • курсо-глиссадная система – «подсказывает» пилоту правильную линию захода на посадку в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • радионавигационные приемники — принимают сигналы от спутниковых GPS, ГЛОНАСС, а также радиомаяков;
  • радиовысотомер — измеряет высоту полета;
  • автопилот — автоматически управляет самолетом по заданным показателям;
  • радиолокатор — обнаруживает другие воздушные суда и препятствия;
  • бортовые компьютеры — обрабатывают информацию, поступающую от различных датчиков и систем;
  • связное оборудование — обеспечивает связь между экипажем и наземными службами.

Принцип работы базируется на использовании радиоволн. Различные датчики и антенны на борту принимают и передают радиосигналы. Полученная информация обрабатывается БК. На основании собранных данных пилоты получают информацию о текущем состоянии.

Диспетчеры управления воздушным движением

Диспетчеры, по сути — регулировщики, которые координируют перемещение самолетов в строго определенном воздушном пространстве. Они следят, чтобы воздушные судна находились на безопасном расстоянии друг от друга, соблюдали заданные высоты и курсы. Важный момент — своевременность обеспечения информацией.

 Авиационный локатор

Назначение:

  • поддержка радиосвязи с пилотами, передача указаний, данных о погоде, маршрутах и т. д;
  • контроль положения всех воздушных судов в зоне ответственности;
  • создание маршрутов для каждого самолета, учитывая погодные условия, загруженность и иные факторы;
  • решение нестандартных ситуаций на борту или изменение погодных условий.

Такие сотрудники работают в диспетчерских пунктах аэропортов и центрах управления воздушным движением.

Терминал пассажирский

Терминал пассажирский

Здесь пассажиры проходят процедуры перед полетом: регистрацию, досмотр, посадку. Здесь есть магазины, кафе, рестораны и даже гостиницы. Современные системы безопасности обеспечат проверку пассажиров и багажа на наличие запрещенных предметов.

В зоне ожидания пассажиры могут отдохнуть, перекусить, сделать покупки в дьюти-фри. Зачастую есть бесплатный Wi-Fi. Для тех, кто летит с детьми, во многих терминалах оборудованы специальные игровые зоны.

Терминал грузовой

Используется для приема, хранения, обработки и отправки грузов. Гарантирует бесперебойную работу транспортных систем и поддерживает цепочку поставок. Основная задача — оптимизировать перемещение грузов.

Терминал грузовой

Главные процессы:

  1. Прием грузов. Здесь их регистрируют, проверяют соответствие сопроводительных документов и направляют на склад / перевалку.
  2. Хранение. Грузы могут храниться кратковременно (до нескольких часов) или длительное время (несколько месяцев). Для этого используются различные типы складов: открытые площадки, крытые, холодильные камеры.
  3. Обработка. На данном этапе может проводиться сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка и т. д.
  4. Отправка. После обработки объекты загружаются на транспортные средства и отправляются в пункт назначения.

Для выполнения всех операций применяются краны, погрузчики, машины, контейнеры и т. д. Также используетсярадиосвязь, видеонаблюдение, ПО для управления.

Аэродромная спецтехника

Аэродромная спецтехника

Предусматривает многообразие машин и механизмов для решения разных задач. В список входят:

  • топливозаправщики — гигантские цистерны на колесах доставляют горючее к самолетам и аккуратно заполняют баки;
  • аэродромные тягачи — мощные машины, которые буксируют самолеты по перрону, помогают занять место на стоянке или отбуксировать на ремонт;
  • машины для обслуживания — оснащаются оборудованием для проведения текущего ремонта самолетов прямо на аэродроме;
  • погрузчики и подъемники — грузят и разгружают багаж, почту и другие грузы;
  • снегоуборочная техника — очищает ВПП и рулежные дорожки от снега и льда;
  • пожарные машины — помогают в случае чрезвычайной ситуации;
  • санитарный транспорт — обеспечивает медицинскую помощь пассажирам и экипажу.

Это далеко не полный список. Современные аэропорты оснащены разнообразной техникой, которая постоянно совершенствуется.

Контроль безопасности

Это многоступенчатый процесс, включающий проверку документов, досмотр ручной клади и персональных вещей. Сюда входит прохождение через металлодетектор. Цель — выявить и предотвратить пронос запрещенных предметов.

прохождение через металлодетектор

Контроль начинается с проверки документов. Сотрудник службы безопасности проверяет данные паспорта с данными в посадочном талоне. Затем следует досмотр ручной кладис помощь металлодетектора. Если срабатывает сигнал, человека попросят пройти дополнительную проверку.

Во время досмотра ручной клади осматриваются все вещи, включая сумки, рюкзаки, ноутбуки и даже обувь. Особое внимание уделяется жидкостям, гелям и аэрозолям.

О запрещенных к провозу предметах есть данные в зонах проверки. В частности, нельзя провозить оружие, газовые баллончики, взрывчатые вещества и т. д. Такой контроль важен для защиты пассажиров и экипажа от террористов. Также создается безопасная атмосфера на борту.

Заключение

прохождение через металлодетектор

Мало кто знает, сколько аэропортов в мире — их около 52,3 тысяч. Каждый из них представляет сложный комплекс зданий и сооружений. Это не просто место для посадки и взлета самолетов.

Это место с инфраструктурой, где пересекаются воздушные и наземные транспортные потоки. Аэропорты важны в современной жизни. Они обеспечивают мобильность людей и товаров. Такие сооружения стимулируют экономику и способствуют развитию отношений между странами.

Рейтинг: 24
Всего оценок: 8 Комментариев: 7 Просмотров: 59
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 29-11-2024 / Обновлено: 30-11-2024
Поиск запроса "аэропорт — устройство и функции" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Serg Minsk 29.11.2024

Аэропорт и аэродром это разные по сути вещи, понятие аэродром осталось в далеком прошлом, сейчас ВВП (Взлетно посадочная полоас) и аэропрт это сложная многофункциональная структура (подразделение) в которую входят аэронавигаицяи, служба спец автотранспорта,

0
0
Ответить
Регина Москва 29.11.2024

О том, как устроена жизнь отдельно взятого аэропорта узнала, прочитав много лет назад роман Артура Хейли «Аэропорт». Интересная книга! Аэропорт – это серьёзная экосистема, где все службы работают слаженно и чётко как часы – ведь от этого зависит комфорт и безопасность огромного количества людей.

0
0
Ответить
Алина Новосибирск 29.11.2024

Практически все аэропорты имеют сложную структуру и похожи на отдельный город со своими правилами. Нам с виду кажется все простым, но на самом деле над каждым вылетом одного самолета работает множество людей. Так же поддержание всей инфраструктуры аэропортов стоит не дешево, поэтому авиабилеты постоянно растут в цене.

0
0
Ответить
Андрей Москва 29.11.2024

Аэропорт — это всегда особая атмосфера: много людей, суета, торговые зоны. Другое дело аэродромы, они более камерные и душевные. Часто такие аэродромы расположены в живописных местах за пределами больших городов, и просто находиться там приятно, чувствуется какая-то близость к природе. Но оба эти места объединяет одно — ощущение свободы и чего-то нового.

0
0
Ответить
Елена Уфа 30.11.2024

Современные аэропорты – это мощные комплексы с развитой инфраструктурой, где есть всё для удобства пассажиров: рестораны, детские игровые комнаты, медпункты, автопарковки и многое другое. Но надо помнить, что все эти услуги является баснословно дорогим удовольствием.

0
0
Ответить
Татьяна Сочи 30.11.2024

Все аэропорты являются коммерческими структурами и получают огромный доход от всех своих услуг. Причем, аэропорты могут быть как в частной, так и в государственной (муниципальной) собственности, но от этого суть не меняется – все они являются довольно прибыльным бизнесом.

0
0
Ответить
Виктория Екатеринбург 30.11.2024

Мне аэропорты нравились с детства. Есть в них какая-то особенная романтическая аура. То ли уж это от ожидания предстоящего полёта, то ли от предвкушения прибытия в пункт назначения (особенно если летишь на отдых), но чувства однозначно возвышенные и окрыляющие.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: