Аэропорт — устройство и функции
Аэропорт — комплекс зданий и сооружений для приема и отправки воздушных судов. Дополнительно здесь осуществляется обслуживание пассажиров и грузов. Это своего рода «ворота», через которые миллионы людей отправляются в разные страны. Ниже подробно разберемся с элементами сооружения и их применением.
Оглавление
- Назначение аэропорта и его основные функции
- Аэродром и приаэродромная территория
- Взлетно-посадочная полоса
- Рулежные дорожки
- Электросветотехническое оборудование
- Система топливного обеспечения
- База ремонта и технического обслуживания
- Радиоэлектронное оборудование самолетовождения и посадки
- Диспетчеры управления воздушным движением
- Терминал пассажирский
- Терминал грузовой
- Аэродромная спецтехника
- Контроль безопасности
Назначение аэропорта и его основные функции
Главная функция аэровокзала заключается в организации воздушного сообщения и создании инфраструктуры для безопасной работы авиации.
Назначение:
- Техподдержка воздушных судов. Сюда входит обеспечение взлета, посадки и рулежки самолетов. Проводится ТО и заправка воздушных судов. Предоставляются ангары для ремонта и стоянки.
- Обслуживание пассажиров. Проводится регистрация на рейсы и оформление багажа.Осуществляется контроль безопасности и таможенные процедуры. Обеспечивается комфортное пребывание в терминалах (залы ожидания и отдыха, кафе, магазины).
- Грузовые операции. Выполняется перевозка, погрузка и выгрузка грузов. Проводится организация складских объектов для временного хранения. Оформляются необходимые документы на грузы.
- Навигационное обеспечение. Проводится работа по управлению воздушным движением. Поддерживается коммуникация между самолетами и диспетчерами. Обеспечивается навигационная аппаратура.
- Гарантия безопасности. В аэропорту проводится предполетный досмотр пассажиров, экипажа и багажа.Выполняется контроль периметра и охрана территории.
- Коммерческие услуги. На территории находятся магазины беспошлинной торговли (duty-free). Оказываются услуги питания, аренды машин, бронирования отелей.
По назначению аэропорты бывают гражданскими, военными и совмещенными. Первые обслуживают только пассажирские и грузовые перевозки. Вторые — только военные, а третьи — совмещают упомянутые выше функции.
Аэродром и приаэродромная территория
Аэродром позиционируется как участок земли или воды для взлета, посадки и стоянки самолетов. Включает ВВП, рулежные дорожки, перроны для стоянки. Также к нему относятся технические сооружения для обслуживания.
ВажноТерритория аэродрома представляет собой участок, где действуют особые правила и ограничения. Предусмотрена для обеспечения безопасности полетов, предотвращения негативного воздействия на природу и население. Обеспечивает бесперебойность работы.
Приаэродромная территория делится на несколько зон:
- 1-я. Здесь расположены ВПП, рулежные дорожки, перроны и прочие объекты, которые касаются обслуживания.
- 2-я (прилегает к территории). Здесь могут располагаться здания и сооружения, связанные с эксплуатацией. Сюда относятся ангары, склады, здания служб управления.
- 3-я — здесь действуют ограничения на высоту зданий и сооружений.
- 4-я, 5-я и 6-я — имеют место ограничения на использование наделов земли в зависимости от удаленности.
На приаэродромной территории действуют различные ограничения. Они касаются следующих моментов:
- запрет на строительство высотных зданий, опасных производств, размещение радиопередающих устройств и прочее;
- запрет на с/х производство, складирование ГСМ, организацию свалок;
- ограничения на высоту полетов, маршруты.
Взлетно-посадочная полоса
ВПП —«сердце» аэропорта. Используется для взлета и посадки воздушных судов. Габариты тщательно рассчитываются и подбираются с учетом типа и размера самолетов. Чем они тяжелее,тем длиннее должна быть полоса. Это необходимо, чтобы махина успела набрать скорость или безопасно затормозить.
На взлетно-посадочной полосе и вокруг нее располагается множество других важных элементов. Это светосигнальное оборудование, которое помогает ориентироваться в темноте или при плохой видимости. Сюда входит дренаж, отводящий воду с полосы во время дождя, и различные датчики для контроля покрытия.
Когда самолет готовится к взлету, он разгоняется по ВПП аэропорта, постепенно набирая скорость. Достигнув расчетной скорости, самолет отрывается от земли. При посадке все происходит в обратном порядке. Сначала воздушное судно заходит на посадку, касается колесами полосы и после снижения скорости останавливается.
Рулежные дорожки
К этой группе относятся дороги для самолетов внутри аэропорта. Соединяют главные элементы аэродрома: ВПП, перроны, ангары, терминалы и иные объекты. По рулежным дорожкам перемещаются от мест стоянки к ВПП и обратно.
Назначение:
- Организация движения воздушных судов на аэродроме. Самолеты не пересекаются на ВПП, что исключает риск столкновений.
- Связывание элементов аэропорта, обеспечивая бесперебойную работу комплекса.
- Сокращение времени на наземное обслуживание.
Рулежные дорожки бывают:
- Магистральные — находятся вдоль ВПП и предназначены для быстрого перемещения самолетов.
- Соединительные — связывают магистральные конструкции с ВПП в местах предполагаемого окончания движения.
- Вспомогательные — используются для обслуживания отдельных участков аэродрома, например, ангаров или стоянок.
Как и покрытие взлетно-посадочной полосы, рулежные дорожки сделаны из специального асфальта или бетона. Ночью и в условиях плохой видимости они оснащаются светосигнальным оборудованием. На них наносится специальная разметка, указывающая направление движения, места остановки и иные важные элементы.
Электросветотехническое оборудование
Состоит из множества световых приборов, управляемых электроникой. Обеспечивают работу в условиях тумана, ночью или в сложных условиях.
Назначение:
- Ориентация в пространстве. Позволяет точно определить положение самолета относительно ВПП и других объектов аэродрома.
- Обеспечение безопасности. Указание на границы ВПП, рулежных дорожек, препятствия и иные опасные зоны. Позволяет избежать столкновений с иными воздушными судами или наземными объектами.
- Управление воздушным движением.С помощью электросветотехнического оборудования можно запретить движение на определенный участок ВПП, разрешить взлет или посадку.
Виды огней:
- осевые —белые, расположенные по центру ВПП, указывают ее ось;
- пороговые — находятся на пороге ВПП, указывают на начало и конец полосы;
- боковые —красные, находятся по краям ВПП, обозначают границы;
- рулежных дорожек — показывают направление движения;
- препятственные— обозначают высотные препятствия возле полосы.
Также имеются огни перронов, которые освещают стоянки воздушных судов.
Светосигнальное оборудование контролируется с помощью узлов управления. Они позволяют включать и выключать огни, регулировать яркость и создавать различные световые эффекты. Возможна интеграция с другими системами аэропорта.
Система топливного обеспечения
Представляет собой комплекс инженерных сооружений, трубопроводов, резервуаров и аппаратуры.Гарантируют подачу горючего к воздушным судам. Топливо поступает различными способами: по ж/д в цистернах, по трубопроводу от внешних нефтебаз или даже морским транспортом.
После прибытия горючее проходит проверку качества, чтобы убедиться в соответствии авиационным стандартам. Затем оно закачивается в резервуары, которые могут вмещать тысячи кубометров.
От резервуаров топливо по сложной сети направляется к топливозаправочным комплексам, расположенным на перроне аэропорта. Они оснащены современным оборудованием, позволяющим точно дозировать и фильтровать топливо перед подачей в самолет.
Специальные топливозаправщики подключаются к воздушному судну и начинают подачу. При этом контролируется уровень горючего в баках, чтобы избежать переполнения. После завершения заправки проводится проверка соединений для исключения утечки. В целом, система топливного обеспечения гарантирует безопасность и непрерывность полетов.
База ремонта и технического обслуживания
БРТО — предприятие, где воздушные суда проходят комплексный осмотр, ремонт и ТО. Здесь поддерживается исправность самолетов и вертолетов, обеспечивается готовность к выполнению задач.
Функции:
- регулярные проверки и замена изношенных деталей;
- быстрое устранение поломок, возникших во время эксплуатации;
- установка нового оборудования и систем для повышения эффективности;
- комплексная переборка и восстановление после длительной эксплуатации или серьезных повреждений.
Структура БРТО:
- ангары — крытые помещения, где размещаются самолеты для ремонтных работ;
- цеха — предназначены для ремонта различных узлов самолета: ДВС, электрооборудования, шасси;
- склады — для хранения запасных частей, материалов и инструментов;
- оборудование — аппаратура для диагностики, ремонта и испытаний.
В БРТО работают квалифицированные специалисты различных профилей: инженеры, техники, механики, электроники и другие. Они обладают глубокими знаниями в области авиационной техники и проходят аттестацию. Для развития этого направления внедряется компьютерная диагностика, роботизированные системы и узлы управления производством.
Радиоэлектронное оборудование самолетовождения и посадки
Представляет собой сложный комплекс электронных систем на борту самолета. Обеспечивает безопасный и точный полет, а особенно на взлете и посадке. Позволяет пилотам получать информацию о местоположении, высоте, скорости, курсе и иных параметрах.
Назначение:
- определение местоположения воздушного судна в каждый момент времени;
- определение направления на аэродром;
- защита от столкновений с другими воздушными судами и препятствиями;
- выполнение посадки в сложных метеоусловиях;
- автоматизация полета для снижения нагрузки на экипаж;
- следование маршруту в условиях плохой видимости;
- поддерживание связи с наземными службами.
Основные компоненты:
- радиокомпас — определяет направление на наземные радиомаяки;
- курсо-глиссадная система – «подсказывает» пилоту правильную линию захода на посадку в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- радионавигационные приемники — принимают сигналы от спутниковых GPS, ГЛОНАСС, а также радиомаяков;
- радиовысотомер — измеряет высоту полета;
- автопилот — автоматически управляет самолетом по заданным показателям;
- радиолокатор — обнаруживает другие воздушные суда и препятствия;
- бортовые компьютеры — обрабатывают информацию, поступающую от различных датчиков и систем;
- связное оборудование — обеспечивает связь между экипажем и наземными службами.
Принцип работы базируется на использовании радиоволн. Различные датчики и антенны на борту принимают и передают радиосигналы. Полученная информация обрабатывается БК. На основании собранных данных пилоты получают информацию о текущем состоянии.
Диспетчеры управления воздушным движением
Диспетчеры, по сути — регулировщики, которые координируют перемещение самолетов в строго определенном воздушном пространстве. Они следят, чтобы воздушные судна находились на безопасном расстоянии друг от друга, соблюдали заданные высоты и курсы. Важный момент — своевременность обеспечения информацией.
Назначение:
- поддержка радиосвязи с пилотами, передача указаний, данных о погоде, маршрутах и т. д;
- контроль положения всех воздушных судов в зоне ответственности;
- создание маршрутов для каждого самолета, учитывая погодные условия, загруженность и иные факторы;
- решение нестандартных ситуаций на борту или изменение погодных условий.
Такие сотрудники работают в диспетчерских пунктах аэропортов и центрах управления воздушным движением.
Терминал пассажирский
Здесь пассажиры проходят процедуры перед полетом: регистрацию, досмотр, посадку. Здесь есть магазины, кафе, рестораны и даже гостиницы. Современные системы безопасности обеспечат проверку пассажиров и багажа на наличие запрещенных предметов.
В зоне ожидания пассажиры могут отдохнуть, перекусить, сделать покупки в дьюти-фри. Зачастую есть бесплатный Wi-Fi. Для тех, кто летит с детьми, во многих терминалах оборудованы специальные игровые зоны.
Терминал грузовой
Используется для приема, хранения, обработки и отправки грузов. Гарантирует бесперебойную работу транспортных систем и поддерживает цепочку поставок. Основная задача — оптимизировать перемещение грузов.
Главные процессы:
- Прием грузов. Здесь их регистрируют, проверяют соответствие сопроводительных документов и направляют на склад / перевалку.
- Хранение. Грузы могут храниться кратковременно (до нескольких часов) или длительное время (несколько месяцев). Для этого используются различные типы складов: открытые площадки, крытые, холодильные камеры.
- Обработка. На данном этапе может проводиться сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка и т. д.
- Отправка. После обработки объекты загружаются на транспортные средства и отправляются в пункт назначения.
Для выполнения всех операций применяются краны, погрузчики, машины, контейнеры и т. д. Также используетсярадиосвязь, видеонаблюдение, ПО для управления.
Аэродромная спецтехника
Предусматривает многообразие машин и механизмов для решения разных задач. В список входят:
- топливозаправщики — гигантские цистерны на колесах доставляют горючее к самолетам и аккуратно заполняют баки;
- аэродромные тягачи — мощные машины, которые буксируют самолеты по перрону, помогают занять место на стоянке или отбуксировать на ремонт;
- машины для обслуживания — оснащаются оборудованием для проведения текущего ремонта самолетов прямо на аэродроме;
- погрузчики и подъемники — грузят и разгружают багаж, почту и другие грузы;
- снегоуборочная техника — очищает ВПП и рулежные дорожки от снега и льда;
- пожарные машины — помогают в случае чрезвычайной ситуации;
- санитарный транспорт — обеспечивает медицинскую помощь пассажирам и экипажу.
Это далеко не полный список. Современные аэропорты оснащены разнообразной техникой, которая постоянно совершенствуется.
Контроль безопасности
Это многоступенчатый процесс, включающий проверку документов, досмотр ручной клади и персональных вещей. Сюда входит прохождение через металлодетектор. Цель — выявить и предотвратить пронос запрещенных предметов.
Контроль начинается с проверки документов. Сотрудник службы безопасности проверяет данные паспорта с данными в посадочном талоне. Затем следует досмотр ручной кладис помощь металлодетектора. Если срабатывает сигнал, человека попросят пройти дополнительную проверку.
Во время досмотра ручной клади осматриваются все вещи, включая сумки, рюкзаки, ноутбуки и даже обувь. Особое внимание уделяется жидкостям, гелям и аэрозолям.
О запрещенных к провозу предметах есть данные в зонах проверки. В частности, нельзя провозить оружие, газовые баллончики, взрывчатые вещества и т. д. Такой контроль важен для защиты пассажиров и экипажа от террористов. Также создается безопасная атмосфера на борту.
Заключение
Мало кто знает, сколько аэропортов в мире — их около 52,3 тысяч. Каждый из них представляет сложный комплекс зданий и сооружений. Это не просто место для посадки и взлета самолетов.
Это место с инфраструктурой, где пересекаются воздушные и наземные транспортные потоки. Аэропорты важны в современной жизни. Они обеспечивают мобильность людей и товаров. Такие сооружения стимулируют экономику и способствуют развитию отношений между странами.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Обзор новинок дорожно-строительной и бетонной техники
- Гусеничный экскаватор и его применение
- Подъемная техника Vertex
- Асфальтоукладчики — классификация и устройство
- Мощный автокран XCMG QY25K5-1
Аэропорт и аэродром это разные по сути вещи, понятие аэродром осталось в далеком прошлом, сейчас ВВП (Взлетно посадочная полоас) и аэропрт это сложная многофункциональная структура (подразделение) в которую входят аэронавигаицяи, служба спец автотранспорта,
О том, как устроена жизнь отдельно взятого аэропорта узнала, прочитав много лет назад роман Артура Хейли «Аэропорт». Интересная книга! Аэропорт – это серьёзная экосистема, где все службы работают слаженно и чётко как часы – ведь от этого зависит комфорт и безопасность огромного количества людей.
Практически все аэропорты имеют сложную структуру и похожи на отдельный город со своими правилами. Нам с виду кажется все простым, но на самом деле над каждым вылетом одного самолета работает множество людей. Так же поддержание всей инфраструктуры аэропортов стоит не дешево, поэтому авиабилеты постоянно растут в цене.
Аэропорт — это всегда особая атмосфера: много людей, суета, торговые зоны. Другое дело аэродромы, они более камерные и душевные. Часто такие аэродромы расположены в живописных местах за пределами больших городов, и просто находиться там приятно, чувствуется какая-то близость к природе. Но оба эти места объединяет одно — ощущение свободы и чего-то нового.
Современные аэропорты – это мощные комплексы с развитой инфраструктурой, где есть всё для удобства пассажиров: рестораны, детские игровые комнаты, медпункты, автопарковки и многое другое. Но надо помнить, что все эти услуги является баснословно дорогим удовольствием.
Все аэропорты являются коммерческими структурами и получают огромный доход от всех своих услуг. Причем, аэропорты могут быть как в частной, так и в государственной (муниципальной) собственности, но от этого суть не меняется – все они являются довольно прибыльным бизнесом.
Мне аэропорты нравились с детства. Есть в них какая-то особенная романтическая аура. То ли уж это от ожидания предстоящего полёта, то ли от предвкушения прибытия в пункт назначения (особенно если летишь на отдых), но чувства однозначно возвышенные и окрыляющие.